Литературная гостиная "В гостях у Чехова"
методическая разработка по литературе на тему

Жизнь и творчество А.П. Чехова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Литературная гостиная

«В гостях у            

                 Чехова»

Оформление:

выставка книг А.П.Чехова и литература о нём;

портрет А.П.Чехова и эпиграф «Правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А.П.Чехов).

 Инсценировки отрывков из рассказов:

«Лошадиная фамилия».

«Ванька».

«Толстый и тонкий».

Используются музыкальные произведения:

Г.Свиридов  к повести А.С.Пушкина "Метель"

Инструментальная музыка «Одиночество»

Романс «Не искушай меня без нужды» М.И.Глинка.

«Мазурка» Ф.Шопен.

«Песнь жаворонка» из «Времён года» П.И.Чайковского.

                         Ход литературно-музыкального вечера

 слайды 1-3       Чтец  читает  под музыку Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель"отрывок из рассказа «Крыжовник»):

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на нашу жизнь: наглость и праздность сильных, невежество... слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы крикнул, громко возмутился... Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен: очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча... Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и слышит никого. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!».

Ведущий 1 : Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни: в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Ведущий 2   слайд 4: «Песнь жаворонка» из «Времён года» П.И.Чайковского. (На сцене портрет А.П.Чехова.) Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на его портрет.  Искренний, смелый взгляд, устремленный на мир. Бесстрашный, ибо смело и бесстрашно рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Это был настоящий человек и художник слова.

Мы хотим вместе с вами  побывать сегодня у него в гостях.

Чтец  

Его я часто вспоминаю. 

Вот и теперь передо мной 

Стоит он, точно как живой, 

Такой, каким его люблю и знаю: 

Сухие, тонкие черты,

 Волос седеющие пряди

 И эта грусть в глубоком взгляде, 

Сосредоточенном и полном доброты. 

Больной и бесконечно милый,

 Он был похож на первоцвет, 

 Сквозь снег, пробившийся на свет. 

Ведущий 2: Чехов! Прекрасное чистое имя. Когда говоришь – Чехов, возникает особое чувство, может быть,  даже счастье, что жил этот человек.Это один из спутников жизни. Не только у нас. Во всем мире. Он входит в жизнь человека. Разных людей, разных возрастов, разных занятий.Он с поразительной точностью и художественной выразительностью умел рисовать живые образы и картины своего времени, давать яркие характеристики персонажам, создавать незабываемые оригинальные произведения. Давайте вспомним некоторые из них.

 Инсценировка рассказа «Ванька» с использованием музыки«Одиночество»

 (слайд 5)

     ( Ванька Жуков достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.)

       «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

«Я буду богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно.

«Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

(Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:)

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».  Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…

Чтец

В далеком скучном Таганроге 

Над морем серо-голубым, 

В степной глуши, где вдоль дороги 

Стоят желтеющие стоги 

И пыль клубится, точно дым,

Родился он…

Ведущий 2 (слайд 6)Антон Павлович Чехов родился 16 января 1860 года в Таганроге, в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом 47). Этот дом на Полицейской улице был маленьким домиком из земляного кирпича. Белёным снаружи и внутри. Он сохранился и поныне, там сейчас находится дом- музей А.П.Чехова. В нём три комнатки, общей площадью 23 квадратных метра. Увидев его уже взрослым, Чехов писал: «Дивлюсь, как это мы могли жить в нём?»

Ведущий 1: Оба деда Антона Павловича Чехова – по отцу и по матери – были крепостными крестьянами, выкупившимися на волю ещё до реформы 1961 года. Отец его уже был купцом второй гильдии и хозяином бакалейной лавки в Таганроге. В семье было шестеро детей –Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил. (слайд7-8)

Ведущий 2 (слайд 9): Самые нежные, тёплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», – писал А.П.Чехов в одном из своих писем. Сострадание к людям, ко всему живому, было передано ему матерью. Он всю свою дальнейшую жизнь лечил и тело, и душу, и всегда с готовностью откликался на боль и страдание.

Ведущий 1 (слайд 10): Обанкротившись, в 1876 году отец Чехова бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Шестнадцатилетний гимназист зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом умудрялся ещё помогать родителям.

(слайды 11-12)

Чтец

 В далеком скучном Таганроге

 Он видел жизни серый тон,

 Пустые радости, тревоги, 

  Заботы, дрязги, лень и сон,

 Среди тупой мертвящей тины 

  Он видел скучные картины

  Тоскливой жизни без лучей, 

  Смешных и сумрачный людей.

Ведущий 2: (слайды 14-16)После окончания гимназии Антон Чехов приехал в Москву с рукописью драмы (так и не увидевшей света). Он поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда же начал печатать в мелких юмористических журналах Москвы и Петербурга юморески, пародии, юмористические миниатюры под псевдонимами Антоша Чехонте, “Врач без пациентов”, “Юный старец”, “Человек без селезенки”, “Брат своего брата”и др. (слайд 17-18) За счет литературных заработков Антона семья главным образом и держалась на первых порах в столице.

Ведущий 1 : Первые московские публикации молодого автора привлекли внимание литературной общественности. В 1885 году Антон Павлович побывал в Петербурге, где он познакомился с  Григоровичем. Через несколько месяцев от Григоровича пришло письмо: «У вас настоящий талант – талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения». Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих страницах умещается целая жизнь.

Рассказ « Толстый и тонкий»

Ведущий 2 (слайд 19): Наряду с литературной работой Чехов ведет медицинскую практику. Служит врачом в Воскресенске, в Звенигороде. Врачебная деятельность обогатила жизненный опыт писателя, обострила наблюдательность. В 1890 году чехов уже был знаменитейшим писателем России.

Ведущий 1:

В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу (слайд 20). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 22). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок.

Ведущий 2:

История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» (слайд 23). Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов.Он пишет:

А.П.Чехов: «Что в России страшно, то здесь обыкновенно, — пишет он, - Сахалин - это место невыносимых страданий... Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст... размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... Виноваты не смотрители, а все мы».

Ведущий 2: С тех пор творчество писателя, как он сам говорил, было все «просахалинено». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6» (оба 1892).

Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

Ведущий 1:

С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке (слайд 24). Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» (слайд 25)

Ведущий 2: После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности, и им овладела жажда перемены обстановки. Скромное имение Мелихово в Серпуховском уезде Антон Павлович купил по объявлению в газете, не глядя, зимой 1892 года. Антон Павлович был счастлив, приобретя собственный дом.(слайд 26)

Ведущий 1: Мелихово стало настоящей «чеховской усадьбой». Новый низкий дом без всякого стиля, но с собственным уютом.(Слайд 27) Лучшая комната отведена Антону Павловичу под кабинет. (слайд 28)Зимой окна до половины заносило снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов, становясь на задние лапки. А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он особенно любил цветущие яблони и вишни. Обстановка была более чем скромная. Главное украшение – безукоризненная чистота, много воздуха и цветов. Там

Чтец                  

                   

                    Пахнет огородом и рассадой, 

                    Тени ивы старой на пруду.

                    В Мелихово снова я по саду,

                    Будто бы с хозяином иду.

                    У забора вьюн плетётся змейкой,

                    В окруженьи старых тополей.

                    Чуть левей любимая скамейка,-

                    Сели, каждый с думаю своей.

                    Посмотрел на флигель не случайно,-

                    С ним был связан театральный взлёт,-

                    -В нём писал легко когда-то "ЧАЙКУ",-

                    Неужели до сих пор идёт?

                     Пушкина держал в руке он томик,

                    Вид его был донельзя простой.

                    Обстановке в скромном зимнем доме,

                    Каждый раз завидывал Толстой.

                    За далёкой станцией Лопасней,

                    Каждый раз куда я так спешил

                    Огонёк писателя не гаснет

                    В мелеховской девственной глуши.

                   

Ведущий 2: Из семи лет, проведённых А.П.Чеховым в Мелихове, две осени были отданы самоотверженной борьбе с холерой. Особенно тяжело пришлось в 1892 – 1893 годах. Пять холерных бараков и два медицинских пункта организовал доктор А.П.Чехов на своём участке. Он писал:

А.П.Чехов : «У меня в участке 25 деревень. 4 фабрики и 1 монастырь. Утром приёмка больных (с 5 до 9 часов), а после утра разъезды. Езжу, читаю лекции, лечу... Не принадлежать себе... вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры... Это, сударь мой, такая окрошка, то которой не поздоровится».

Ведущий 2: Только за лето 1892 года было принято около тысячи больных, причём этот труд не оплачивался. Врачебная деятельность А.П.Чехова не ограничилась эпидемией холеры. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям близлежащих деревень. (слайд 29) К нему со всей округи шли, ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да ещё снабжал бесплатным лекарством.

Ведущий 1: Едва отступила холера, А.П.Чехов занялся устройством сельских школ. Его трудами были открыты школы в Мелихове и близлежащих сёлах. Во время жизни в Мелихове Антон Павлович принимал участие во Всероссийской народной переписи 1897 года. Он заведовал переписным участком – ему выделили целую волость с 16 деревнями. За участие в ней Антон Павлович был награждён бронзовой медалью.

Ведущий 2: (слайд 31)Здесь, в Мелихове, были написаны настоящие литературные шедевры. В том числе и знаменитые пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». (слайд 32)А постановка «Чайки» на сцене Художественного театра в Москве стала началом «чеховского театра в России». (слайд 33)С этого времени и до конца жизни драматургия Чехова неразрывно связана с театром, созданным К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. Вскоре пьесы А.П.Чехова были переведены на иностранные языки. Неудивительно, что его рассказы, пьесы так часто играют на сцене.

Инсценировка «Лошадиная фамилия»

Ведущий 1: Весной 1897 года здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс туберкулёза лёгких, начавшийся ещё ранее и проходивший незаметно для Антона Павловича, обострился. Врачи запретили ему жить на севере.

Ведущий 2: Осенью 1898 года Антон Павлович покупает в Ялте земельный участок и строит там дачу. (слайд 34) Наступает последний период в жизни писателя, период, богатый творческими успехами, наполненный светом любви – в 1901 году он женился на актрисе Художественного театра О.Л.Книппер. (слайд 35) вместе с тем это было тяжелое время. Он томится в Ялте, чувствует себя оторванным от жизни. Ему хочется быть в Москве, в центре событий.

было удобно, молодо и весело.

«Дом Чехова» М. Лиснянский( «Песня жаворонка» П.И.Чайковский)

Чтец   Слайд 36

Любой прохожий вам покажет

Тот белый дом у синих вод.

Дощечка медная расскажет

О том, что Чехов тут живет.

Капель срывается с карнизов,

Звенит за окнами весна.

Меж двух зеленых кипарисов

Даль черноморская видна.

Пронизан дом теплом и светом.

Вещей ненужных в доме нет.

Стол, книжный шкаф, диван – всё это

И составляет кабинет.

Вот левитановской рукою

Давно написанный этюд.

Жила березка под Окою,

Теперь живет березка тут.

Рахманинов играл здесь Грига,

Шаляпин пел друзьям не раз…

Вот недочитанная книга…

Вот недописанный рассказ…

Седое море пенной чашей

Кипит в порыве молодом,

И музыкою отзвучавшей

Наполнен этот милый дом.

По узенькому переулку,

Еще вчера наметив путь,

Ушел он к морю на прогулку

И задержался где-нибудь.

Ведущий 1: Подходила весна 1904 года. (слайд 37) Здоровье Антона Павловича всё ухудшалось.

Врачи посоветовали увести его в Германию, в Баденвейлер. (слайд 38) Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены О.Л.Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича.

Ведущий 2: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Баденвейлере. После трёх тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру... Антон Павлович тихо, спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в жизни попросил послать за доктором... Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского...», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда». (слайд 39)

 Ведущий 1: В Москву тело А.П.Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца. (слайд 40)

Ведущий 2: Прошло 155 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П.Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.

Звучит музыка «Лунная соната». На фоне музыки ведущий зажигает свечу. (инструментальная музыка «Одиночество»)

Чтец : ((слайды 41-53)

Тиснёный том волнующих рассказов

Прочитан от начала до конца...

Метель свистит, поёт и плачет сразу.

Метель доносит звуки бубенца.

Никто об этом больше не расскажет!

Закрой глаза – и вновь перед тобой

Знакомые по книгам персонажи

Возникнут зримо длинной чередой.

Пройдут, как тени, через тихий город!

За Софьей Львовной – ведьма, почтальон,

Миллионер – кутила Пятигоров,

Пришибеев и Хамелеон.

Профессоров усердных вереницы,

Храня и важность, и мундиров честь,

Пройдут со службы рядышком с больницей,

Где страшная палата №6.

За ними вслед, в мечтах о славной Варе,

Но скупо освещённый поворот,

До глаз укутан, человек в футляре

С сугубой осторожностью пройдёт.

А там, где площадь выметена чисто,

При фонарях в вечерней тишине

Увидишь на прогулке беллетриста –

Знакомую бородку и пенсне.

Благодари, встречай его с поклоном,

Ведь многое он людям рассказал.

(Е.Евстигнеев «Над книгой Чехова».)

Ведущий 1: Свеча – символ человеческой жизни. (слайд 54).А пламя ее, как человеческая душа. Она трепетна и робка. А свет ее беззащитен и нежен. Такой свечой и был Чехов, высвечивая нам самое важное и весомое в жизни. Пока она горит, нам хорошо рядом с ней. Может быть, и мы станем хоть чуточку светлей. Кто знает? (слайд 55)