Литературная гостиная "Слово О Чехове" 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Материалы литературной гостиной рассказывают о жизни и творчестве А.П. Чехова, о героях его произведений. Мероприятие позволит участникам и гостям гостиной погрузиться в творческий мир Антона Павловича - писателя и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostinaya_chehov_.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МОУ гимназии №15 г. Волгограда

Скороходова Татьяна Николаевна

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.

СЛОВО О ЧЕХОВЕ.

Цель: осмыслить значение творчества А.П. Чехова для русской и мировой литературы; помочь учащимся понять мировосприятие А.П.Чехова (на творческом уровне); формировать художественный вкус, художественно-творческую активность; развивать творческие способности, речь; воспитывать интерес и уважительное отношение к культурному наследию,

Оформление: Выставка книг и портретов А. П. Чехова. Журнальный столик с  белой скатертью, на нём – подсвечник, чернильница, перо, бумага. Диваны и стулья в чехлах. Участники гостиной свободно передвигаются по сцене, хозяйка гостиной сцену не покидает. Желательно привлечение «живой музыки».     

Эпиграфы:

Желание служить благо должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…

                                                                        А.П.Чехов.

Правда и красота … всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

                                                                        А.П.Чехов.

Звучит вальс Свиридова к к\ф «Метель».

 Появляется хозяйка гостиной, зажигает свечи.

Хозяйка гостиной: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы приглашаем вас в литературную гостиную, чтобы вместе перелистать некоторые страницы жизни и творчества замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова.

Музыкальная пауза. Звучит скрипка.

1 чтец: «К моим мыслям о человеческом счастье  всегда примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на  эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом вырождение, лицемерие, враньё… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; ни одного, кто бы воскликнул, громко возмутился… И такой порядок, очевидно, нужен, очевидно счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти. Стрясется беда – его никто не увидит и не услышит, как он теперь не видит и не слышит другого…»

Хозяйка гостиной: Эти слова были написаны Чеховым в 1898 году, но звучат так, словно родились только что. В них – весь Чехов.

1 рассказчик: Антон Павлович и был тем самым «человечком с молоточком», который напоминал и напоминает, что жить пошло и скучно, безынтересно, нельзя, что в каждом человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

2 рассказчик: Чехов смотрел на людей, на мир, бесстрашно и правдиво рассказывал обо всем, что видел вокруг. Его творчеством восхищались талантливейшие современники Толстой и Чайковский. Чехов был не просто писатель, мастер слова. Это был человек, который создал себя сам.

Чтец: 

В наши дни трехмесячных успехов

И развязных гениев пера

Ты один, тревожно-мудрый Чехов,

С каждым днем нам ближе, чем вчера.

Сам не веришь, но зовешь и будишь,

Разрываешь ямы до конца

И с беспомощной усмешкой тихо судишь

Оскорбивших землю и Отца.

(Саша Черный. «Простые слова»)

Хозяйка гостиной: Страница первая. Начало.

3 рассказчик: Родился Чехов на берегу теплого Азовского моря, в старинном городе Таганроге. Еще в ранние годы Антон узнал, что такое нужда, чего стоит каждая копейка. Его отец держал лавку. Он предполагал, что сыновья тоже будут заниматься торговым делом, но вместе с тем отправлял их  и на ремесленные курсы, полагая, что сапожная  профессия даст им  верный заработок. Между тем торговые дела семьи  шли между тем все хуже и хуже. В дом Чеховых вошла нужда. Иной день нечем было накормить детей, нечем заплатить за занятия в школе. Отец Чеховых решил бежать от долговой ямы  в Москву. Однажды ночью он уехал из дому, даже не попрощавшись с детьми.. Вскоре, забрав младших детей, уехала и мать. Антон остался в Таганроге один, чтобы окончить гимназию.  Шестнадцатилетний юноша  зарабатывал на жизнь репетиторством, умудряясь посылать деньги семье.

4 рассказчик: Три года прожил Антон, окруженный чужими и не всегда доброжелательными людьми. Он научился скрывать все, что могло выдать его слабость, вызвать жалость или насмешку. Даже близким он не писал о трудностях, шутил в письмах: «Я о себе ничего не скажу, разве только, что жив и здоров», «Летом я не приеду по весьма простой причине. Министр финансов объяснит тебе причину». Из рассказа в рассказ переходили потом воспоминания писателя о той нелегкой поре.

2 чтец (девочка): «Анна на шее» (Пауза). Еще утром, во время венчания, я была в восторге, что все так хорошо устроилось, но во время венчания почувствовала себя виноватой, обманутой и смешной. Вот вышла замуж за богатого, а денег нет… И венчальное платье шили в долг… А сегодня, когда меня провожали отец и братья, я по их лицам видела, что у них нет ни копейки. Будут ли они сегодня ужинать? А завтра?

1 рассказчик: Но Чехов не тяготился бедностью. По воспоминаниям Бунина Антон Павлович иногда говорил: « Писатель должен быть нищим, чтобы знал, что помрет с голоду, если не будет писать, потакая своей лени. Ах, как я благодарен судьбе, что был в молодости так беден». Раннее взросление дает Антону раннее знание жизни, людей. Может, оттуда и сюжеты, и яркие образы.

Звучит музыка. Музыкальная шутка (Оркестровая сюита N2 си-минор BWV 1067)(Бах)

Хозяйка гостиной: Страница вторая. Антоша Чехонте.

Звучит музыка. Музыкальная шутка (Оркестровая сюита N2 си-минор BWV 1067)(Бах)

Чтец: 

Не знаю, как для англичан и чехов, 
Но он отнюдь для русских не смешон,
 
Сверкающий, как искристый крюшон,
 
Печальным юмором серьезный Чехов.

(Игорь Северянин «Чехов»)

2 рассказчик: Большинство читателей начинают знакомство с творчеством Чехова  с его юмористических рассказов «Невидимые миру слезы», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Ушла», «Радость». Над страницами этих произведений мы смеемся от души.

3 рассказчик: Чехов и появился в печати с юмористическими рассказами. Это были журналы «Будильник», «Стрекоза», «Сверчок», «Зритель». Подписывался он по-разному: Акакий Крапива, Брат моего брата, Врач без пациентов, Заведующий календарем, Прозаический поэт и, конечно, Антоша Чехонте. Авторы мемуаров о раннем детстве Чехова пишут, что всех изумляла свобода и легкость, с которой могучая энергия  творчества воплощалась во множестве бесконечно разнообразных рассказов, бесконечно разных юмористических сюжетов.

Хозяйка гостиной: Чехов. «Злой мальчик»

Инсценировка  рассказа «Злой мальчик»

Звучит музыка. Музыкальная шутка (Оркестровая сюита N2 си-минор BWV 1067)(Бах)

Хозяйка гостиной: Страница третья. Доктор Антон Павлович Чехов.

4 рассказчик: Еще в 1879 году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Так начался путь Чехова-доктора. Знавшие Антона Павловича врачи отзывались о нем, как о хорошем специалисте. Дар диагноста был очень развит у Чехова – об этом свидетельствуют диагнозы, поставленные актеру Свободину, художнику Левитану, писателю Лескову.

5 рассказчик: как врач Чехов всю жизнь работал бесплатно – это было сознательное решение, от которого он не отступил ни разу. И это была не работа от случая к случаю, а постоянная практика участкового врача, опасная работа во время эпидемии холеры.

1 рассказчик: Опыт врача помогал Чехову в литературной работе. В автобиографии он писал: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность, они значительно обогатили меня знаниями…»

2 рассказчик: Как и в медицине, так и в литературе Чехов являлся прекрасным диагностом: с легкостью он определял и истинную любовь, и откровенную зависть, и блестящий ум, и откровенную глупость.

Звучит музыка. Музыкальная шутка (Оркестровая сюита N2 си-минор BWV 1067)(Бах)

Хозяйка гостиной: Чехов. «Хирургия»

Инсценировка рассказа АП.П. Чехова «Хирургия».

Хозяйка гостиной: Страница четвертая. Минуты счастья.

Чтец: 

Минутами счастья,

Верьте, не раз

Живет, наслаждаясь, каждый из нас,

Но счастья того мы не сознаём –

И нам дороже лишь память о нем.

Музыкальная пауза. Звучит скрипка.

3 рассказчик: Любовь… Как редко возникала любовь к женщине  в сердце великого писателя. Как редки были минуты подлинного личного счастья…Сложные, порой противоречивые отношения с Лидией Мизиновой, душевная близость и невозможность совместного счастья с Лидией Авиловой, вынужденная разлуки с женой Ольгой Книппер нашли отражение в разных произведениях: в образе Нины Заречной в пьесе «Чайка», в рассказе «О любви»

        Чтец (девочка): Я говорю о сцене. Теперь уж я не так... Я уже настоящая

актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. А теперь, пока живу здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы... Я теперь знаю, понимаю. Костя, что в нашем деле - все равно, играем мы на сцене или пишем - главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни.

Хозяйка гостиной: Страница пятая. Лирика.

4 рассказчик: В 1888 году появилась повесть «Степь» - рубежное произведение, отделившее творчество Антоши Чехонте от прозы Антона Павловича Чехова. До начала работы над этим произведением  1887 году Чехов предпринял путешествие по Приазовью: проехал через Таганрог, Новочеркасска, Луганск, Святые горы. Письма, написанные во время этого путешествия, напоминают дневник, повесть же являет собою произведение необыкновенно лиричное. Она вобрала в себя размышления писателя над вопросам жизни и смерти, глубоко личной проблеме одиночества. «Степь» полна чудесных пейзажных картин. Чехов признался Григоровичу:

Чтец: «Писал я и всячески старался не потратить на рассказ образов и картин, которые мне дороги и которые я, Бог знает почему, берег и тщательно прятал. Пока я писал, я чувствовал, что пахло около меня летом и степью»

Чтец:  Когда он проснулся, уже восходило солнце; курган  заслонял его собою, а оно,  стараясь брызнуть светом на мир,  напряженно  пялило свои лучи  во все стороны и заливало горизонт золотом. Егорушке показалось, что оно было не на своем  месте, так как вчера  оно восходило сзади за  его  спиной,  а сегодня много левее... Да  и вся местность не походила на вчерашнюю. Холмов  уже  не было,  а  всюду,  куда ни взглянешь, тянулась  без  конца  бурая,  невесела равнина;  кое-где  на ней  высились  небольшие курганы,  и летали  вчерашние грачи. Далеко впереди белели колокольни и избы какой-то  деревни; по  случаю воскресного дня хохлы  сидели дома, пекли и варили - это видно было по дыму, который  шел изо всех  труб и сизой прозрачной пеленой висел над деревней. В промежутках между изб и за церковью синела река,  а за  нею туманилась даль. Но ничто не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо  дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в  несколько  десятков сажен.  Своим  простором  она  возбудила  в  Егорушке недоумение и  навела  его на  сказочные  мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно.  Можно, в самом  деле, подумать, что  на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья  Разбойника,  и что  еще  не  вымерли  богатырские  кони.  Егорушка, взглянув на  дорогу,  вообразил штук шесть высоких, рядом скачущих колесниц, вроде тех, какие  он  видывал на  рисунках в священной истории; заложены эти колесницы в шестерки  диких,  бешеных  лошадей и  своими  высокими  колесами поднимают до неба облака пыли, а лошадьми  правят люди,  какие могут сниться или вырастать  в сказочных мыслях. И как бы  эти фигуры были к лицу степи  и дороге, если бы они существовали!

Хозяйка гостиной: Страница шестая. В Ялте.

5 рассказчик: Из-за тяжелой болезни Чехову пришлось переехать в Ялту. Сестра Антона Павловича вспоминала, что , увидев впервые купленный братом участок, она едва не заплакала. Каменистый, без растительности, он находился далеко от моря; воды на нем не было.

1 рассказчик: Писатель был в то время очень занят: чтобы оплатить покупку этой земли, он работал над изданием полного собрания сочинений – редактировал, переделывал, держал корректуру… Постепенно вырисовывался грандиозный итог жизни писателя: единый мир его произведений, каждое из которых было отмечено неповторимым своеобразием чеховского таланта. Достаточно сказать, что этот мир был населен восемью тысячами персонажей…

2 рассказчик: Много времени Антон Павлович уделял и строительству дома. И вот в 1899 году дом был готов и получил название белая дача. «Вся белая, чистая, построенная вне всякого стиля… в плане чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус,» - писал Александр Куприн.

Звучит музыка: П. И. Чайковский. "Вальс" из серенады для струнных С majorOp.48


Чтец:

Брожу по набережной снова.
Грустит на рейде теплоход.
И прелесть улочек портовых
Вновь за душу меня берет.

Прохладно, солнечно и тихо.
Ай-Петри в скудном серебре.
...Нет, не курортною франтихой
Бывает Ялта в январе.

Она совсем не та, что летом,-
Скромна, приветлива, проста.
И сердце мне сжимает эта
Застенчивая красота.

И вижу я все чаще-чаще,
В музейный забредая сад,
Бородку клином, плащ летящий,
Из-под пенсне усталый взгляд...

(Ялта Чехова. Ю. Друнина)

3 рассказчик: «В человека все должно быть прекрасно…» Стремлением к красоте, воплощением вдохновенной мысли стал сад. Каждое дерево писатель сажал только сам.

4 рассказчик: В творчестве Чехова образ ада занимает особое место. Это не просто место действия многих его рассказов и пьес, но и пульсирующий источник поэтического излучения, почти символ. Ночной сияющий сад в «Доме с мезонином», согретый солнцем «молодой нарядный сад» в «Невесте», огромный, обрызганный росой сад в «Черном монахе», наконец «Вишневый сад».

5 рассказчик: И все же сад в Белой даче – это особый символ. Чехов писал сестре: «Погоди,  ты увидишь, что посадил именно то, что нужно…ибо прежде, чем сажать, размышлял очень долго…»

1 рассказчик: Лишь много лет спустя люди поняли, что  писатель устраивал в своем саду вечную весну. (Звучит музыка. Чайковский П.И. Вальс  цветов из балета «Щелкунчик»)  В январе в чеховском саду зацветает мушмула, покрывается кремовыми цветами жимолость душистая… В феврале цветет жасмин и раскрываются бутончики кизила. В марте расцветает белая, розовая и красная камели, айва японская, украшается золотисто-желтым цветом форзиция. В апреле уже цветут поднявшиеся из земли тюльпаны, гиацинты, нарциссы, цветет фотиния китайская. В мае начинают зацветать магнолии, розы и будут, сменяясь, цвести до ноябрьских прохладных ночей. В августе-сентябре сад украшают олеандры, роскошные хризантемы. В декабре можно любоваться цветущими белыми ветками османтуса подуболистного. И так до января, когда начинается новый круг цветения.

Звучит музыка. Чайковский П.И. Вальс  цветов из балета «Щелкунчик». Исполнение танца.

1 рассказчик: В пьесе «Дядя Ваня» Чехов пишет о талантливом человеке: «Посадит деревце и уже загадывает и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества»

2 рассказчик: Таков был Чехов, мечтавший о счастье человечества.

3 рассказчик: Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.

4 рассказчик: Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.

5 рассказчик: Это и есть подлинная любовь к человеку.

Музыкальная пауза. Звучит скрипка.

Хозяйка гостиной гасит свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Литературная викторина для 5 класса на тему: "Сказки ".

конспект внеклассного мероприятия в 5 классе...

Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...

Рабочая учебная программа для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ 8 вида по предмету литературное чтение для 7 класса.

Данная программа составлена на основе программы, авторами которой являются Н.Г.Галунчикова, А.К.Аксенова. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Цель литературного...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....