Методическая разработка по русскому языку "Лексика. Словарное богатство русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме
Урок посвящен теме лексики русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "Лексика русского языка" | 131.74 КБ |
презентация к уроку "Лексика русского языка" | 104.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании П(Ц)К Зав. отделением ПКРС
общеобразовательных дисциплин _____________ Федотов Ю.А.
Председатель П(Ц)К «____» ___________ 2016 г.
__________ Гареева С.Р.
«____»___________ 2016 г.
Разработка открытого урока
по теме:
Лексика. Словарное богатство русского языка.
по учебной дисциплине «Русский язык и литература»
в гр. ЭЛМ – 1 (13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Преподаватель: Галиуллина В.Г.
Октябрьский – 2016
Тема. Лексика. Словарное богатство русского языка.
Цели занятия:
образовательные:
- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по теме «Лексика»,
- сформировать навыки овладения обучающимися языковыми средствами;
развивающие:
- развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы студентов путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами;
- развивать мышление, речь обучающихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами.
воспитательные:
- способствовать совершенствованию навыков этичного межличностного общения, формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач;
- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Психологический настрой на деятельность.
Проверка готовности к уроку обучающихся.
- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Пусть всем на уроке будет солнечно, тепло, комфортно, интересно. Каждый выражает свою точку зрения, не перебивая товарищей, отвечает с места, поднимая руку.
- Староста, кто отсутствует сегодня на уроке?
- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.
2. Сообщение цели и задач урока.
Цель нашего урока – углубление знаний по теме «Лексика, развитие навыков аналитико-синтетической работы, обогащение словарного запаса, формирование умения использовать различные источники для получения необходимой информации.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что вам было задано в качестве домашнего задания? (Написать конспект на тему «Понятие нормы литературного языка и типы норм» и поработать в группах над созданием инсценировки.)
- Ребята, сегодня оценки будут выставлены посредством подсчета среднего балла за выполнение всех заданий на занятии. Оценки будут выставлены либо вами, либо вашими одногруппниками. Из вашей папки с раздаточным материалом достаньте оценочный лист, изучите его и подпишите фамилию.
- Сегодня мы будем работать в двух больших группах.
- Задание для 1-й большой группы. (Задание на слайде) Вам необходимо соотнести правила и нормы литературного языка. Задание вы выполняете письменно в тетради, затем вы меняетесь тетрадями, ставите оценку, обратно отдаете тетради и данную оценку заносите в оценочный лист.
- Задание для 2-й группы. Из вашей папки с раздаточным материалом достаньте задание №2, прочитайте слова, расставив правильное ударение. Работать вы будете по цепочке, проверяя друг друга. Для проверки можно пользоваться орфоэпическим словарем русского языка. (Один читает слово, другой определяет, верно или неверно.)
- Какие нормы регулируют правила произношения и ударения. (Орфоэпические). В оценочный лист поставьте себе оценку, это будет самооценка.
- Проверим работу первой большой группы. Читаем по цепочке. (Произношение и ударение – орфоэпические нормы; употребление слов и фразеологизмов – лексические нормы; образование слов – словообразовательные нормы; написание слов – орфографические нормы; образование и употребление грамматических норм – грамматическая норма; употребление языковых средств – стилистическая норма; постановка знаков препинания – пунктуационная норма.) Вы прекрасно справились с заданием.
- Ребята, вы дома поработали в больших группах. Задание – представить инсценировки ситуаций общения в профессиональной деятельности с нарушением норм. 1-я группа представляет ситуацию, 2-я группа внимательно слушает и ищет, какие нормы были нарушены.
Вторая группа представляет ситуацию – 1-я находит ошибки.
Сейчас вам предстоит оценить работу каждой группы. Группы оценивают друг друга.
Занесите оценки в оценочные листы.
III. Изучение новой темы.
1. Формулировка обучающимися темы урока.
- Ребята, мы убедились, что при помощи слов называются многообразные явления нашей жизни. Точность словоупотребления состоит в соблюдении норм литературного языка, а также это зависит от ситуации общения, от устной и письменной речи.
- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой сказал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Слово сопровождает нас в течение всей жизни. Оно имеет над нами огромную власть, власть магическую, мы заколдованы словом и живем в его царстве.
- Давайте сейчас вместе с вами сформулируем тему урока, чем мы с вами будем заниматься, что мы будем изучать?
- Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (слово!)
- Как называется совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка. (Лексика)
- Сколько необыкновенно красивых и интересных слов в нашем языке. Они искрятся, переливаются, звенят. Еще на что мы должны обратить внимание? (Словарное богатство русского языка.)
- Записываем тему «Лексика. Словарное богатство русского языка».
2. Заполнение таблицы «Основные понятия лексики».
- Изучать новую тему мы будем посредством заполнения таблицы. Из папки с раздаточным материалом достаньте таблицу «Основные понятия лексики». Подпишите таблицу. В первом столбике даны лексические понятия. В чем будет заключаться наша работа? (Записать определения и примеры.)
- Правильно, заполнять таблицу мы будем на основе кратких сообщений студентов. Такие задания на опережающее обучение вы получили. Кто подготовил первое сообщение? (Выступление студента о лексическом значении слова, однозначных и многозначных словах, запись определений в таблицу).
- Для того чтобы заполнить 3-ю колонку, нам необходимо обратиться к толковым словарям русского языка, который есть у каждого на парте. Запишите по одному примеру. Какие примеры можете привести? (Студенты читают записанные примеры.)
- Следующее выступление. (Прямое и переносное значение слов.) Определения записываем в таблицу.
- Вам предстоит выполнить следующее задание. Каждый из вас должен научиться владеть навыками получения информации из различных источников сообщения. Вы сегодня работали с текстом презентации, работали с толковыми словарями, сейчас вам предстоит поработать со следующим источником информации – с нашими республиканскими и местными газетами. Мы с вами еще раз убедимся, что изучаемые нами лексические понятия применимы повсеместно в нашей жизнедеятельности. Итак, задание: вам необходимо из папки с раздаточным материалом достать газеты, изучить заголовки статей и записать в 3-ю колонку примеры слов с прямым значением и примеры слов с переносным значением. Как называются ваши газеты? Давайте посмотрим, какие примеры вы можете привести. (Студенты приводят примеры, объясняя в прямом или переносном значении данные слова.)
- Следующий доклад о синонимах. (Выступающий дает определение синонимам, контекстуальным синонимам, синонимическому ряду и приводит примеры. Остальные записывают определения в тетради.)
- Чтобы заполнить 3-ю колонку примерами, вам необходимо обратиться к следующему источнику информации. У вас в папках есть стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть много мелких, безымянных созвездий». Пока вы ищете синонимы, контекстуальные синонимы, я прочитаю стихотворение.
Есть много мелких, безымянных
Созвездий в горней вышине,
Для наших слабых глаз, туманных,
Недосягаемы оне...
И как они бы ни светили,
Не нам о блеске их судить,
Лишь телескопа дивной силе
Они доступны, может быть.
Но есть созвездия иные,
От них иные и лучи:
Как солнца пламенно-живые,
Они сияют нам в ночи.
Их бодрый, радующий души,
Свет путеводный, свет благой
Везде, и в море и на суше,
Везде мы видим пред собой.
Для мира дольнего отрада,
Они — краса небес родных,
Для этих звезд очков не надо,
И близорукий видит их...
Интересна история создания стихотворения.
20 декабря 1859 г. Тютчев получил пакет с надписью: Его превосходительству Федору Ивановичу Тютчеву от великого князя генерал-адмирала для будущего бала». В пакете оказались очки. Этот непонятный подарок заставил Тютчева предположить, что на балу у Н. Н. и В. И. Анненковых, за два дня до присылки очков, он не заметил вел. кн. Константина Николаевича (Константин Николаевич (1827–1892) — вел. кн., сын Николая I) и не поклонился ему. Зная, что генерал-адмирал отличается грубостью, Тютчев принял очки за «урок» с его стороны. Раздраженный, он тотчас ответил Константину Николаевичу стихами, которые и были ему доставлены. «Боюсь, чтобы не вышло истории», — отмечает в своем дневнике М. Ф. Тютчева. Однако присылка очков объяснялась предстоящим костюмированным балом в Михайловском дворце, на котором Тютчев и Константин должны были появиться в одинаковых домино (Маскарадный костюм в виде широкого плаща с рукавами и с капюшоном). Будучи близоруким и не желая быть узнанным по своим очкам, последний разослал ряду лиц очки. «Истории» все же не вышло, так как стихи Тютчева, по существу весьма едкие, могли быть истолкованы и в лестном для адресата смысле.
- Вы нашли синонимы? (бодрый, радующий; мелкие, безымянные созвездия; слабые, туманные глаза; синонимический ряд – блеск, лучи, солнце, звезды, созвездие)
- Вы прекрасно справились с заданием и с данным источником информации хорошо поработали.
- Кто подготовил следующий доклад? (Антонимы, контекстуальные антонимы, примеры.)
- Для того чтобы заполнить 3-ю колонку, необходимо из папки с раздаточным материалом взять русские народные пословицы, изучить их и записать примеры. (Студенты читают и называют антонимы.)
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Где дешево, там и дорого.
Встречают по одежке, а провожают по уму.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто много грозится, того мало боятся.
- Об омонимах расскажет …. . Определение записываем во 2-ю колонку. Чтобы заполнить примерами омонимов 3-ю колонку, обратимся к учебнику русского языка.
Упражнение 50, страница 104.
- Я вам предлагаю оглянуться по сторонам и найти в нашем кабинете предметы, названия которых мы можем назвать омонимами. Подумайте. (Ручка двери - шариковая ручка; лист тетради – лист растения.)
- Следующий доклад - о паронимах рассказывает … . Определение записываем в соответствующую колонку. Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурья. Посмотрим на некоторые примеры.
(Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки в использовании паронимов. Примеры – пары паронимов записывают в 3-ю колонку)
Жюри единогласно отметило эффективность выступления хореографического коллектива (эффектность).
Суд признал чиновника виноватым (виновным) в совершении мошенничества.
Спасателя предоставили (представили) к награде.
Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.
В музыкальном салоне был представлен огромный отбор дисков (выбор).
- Сейчас нам предстоит оценить работу. Сначала мы оценим работу тех студентов, которые выступали. Какую работу можно назвать лучшей? (Оценивание.)
- Теперь необходимо проверить друг друга, обменяйтесь таблицами, проверьте, как заполнена 3-я колонка примерами, поставьте оценку, поменяйтесь обратно. Занесите оценку в оценочный лист и объясните друг другу, почему поставили те или иные оценки.
IV. Физкультминутка.
Видеоролик
V. Закрепление нового материала.
1. Работа в малых группах над лексическим богатством текста.
- Знакомство с текстом сказки Марии Скребцовой «Сердце матери» (видеоролик на экране https://www.youtube.com/watch?v=RltrlfVr5Xs).
- Я снова хотела бы обратить ваше внимание к богатству русского языка. Сейчас мы с вами послушаем сказку Марии Скребцовой «Сердце матери». Мы с вами должны убедиться, что изученные нами лексические понятия помогут нам понять идею данного произведения. Итак, внимание. (Просмотр видеоролика)
- Ребята, подумайте, пожалуйста, какие произведения со схожим сюжетом вы знаете. (Притча о материнском седце)
- Ребята, сейчас мы с вами будем работать в малых группах. Каждой группе я дам конкретное задание по лексическому понятию. Вам необходимо найти примеры и сделать краткий вывод. 1-я группа, поднимите руки – вы работаете с лексическим значением слова, особенно обращаем внимание на название сказки. 2-я группа – вы работаете с однозначными и многозначными словами, 3-я группа – вы работаете со следующим лексическим понятием – прямое и переносное значение слова, 4-я группа ищет синонимы и если есть контекстуальные синонимы, 5-я группа работает с антонимами, 6-я группа ищет омонимы.
(Преподаватель подходит к каждой группе, проводит инструктаж, конкретизирует задания.)
- 1-я группа готова? Слушаем вас.
Сердце – в перен.значении – этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. Мать – женщина по отношению к своим детям. Материнское сердце любит своих детей в любых ситуациях, с тех самых пор, как в один прекрасный и незабываемый день жизни мама берет на руки своего малыша. Желание вырастить ребенка, который оправдает все надежды и ожидания, с этого дня занимает все мысли матери, и только ребенку теперь безраздельно принадлежит ее любящее материнское сердце.
- 2-я группа.
Однозначные слова: береза, ветер. Многозначные слова: дождь, гроза, жизнь, дерево. В тексте присутствуют однозначные и многозначные слова. Многозначных слов в тексте больше, что говорит о богатстве русского языка.
3-я группа работала с прямым и переносным значением.
В тексте присутствуют слова с прямым и переносным значением. Приведем пример с прямым значением: дождь (атмосферные осадки в виде водяных капель), гром (сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию во время грозы), молния (мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества). Примеры переносного значения слов: прошелестела, разбить сердце. В тексте используется олицетворение – перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный: березки радовались, трепетали от страха, береза обняла, успокаивала, не забывала. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин, усиления передаваемых мыслей и чувств.
- 4-я группа. Синонимы – жаркий, палящий; контекстуальные синонимы: береза, мать, ствол; дочки, березки, дети; Таким образом, роль синонимов в языке очень важна: они делают нашу речь более яркой, гибкой, точной и выразительной, а, кроме того, позволяют избегать неоправданных повторов слов.
- 5-я группа искала антонимы.
Не боялись – трепетали от страха, стояла – лежит. Антонимы употребляются в описании контрастов в произведении.
- 6-я группа. Омонимы в данном тексте отсутствуют, мы их не нашли. Но данный текст полон других лексических понятий.
- Сейчас вам предстоит оценить работу противоположной группы. Работу первой группы оценивает 6-я группа и т.д.
2. Следующее задание будет дифференцированное.
Первое задание – ответить на вопросы. Из папки с раздаточным материалом достаньте задания, ответы пишите в тетрадях.
Второе задание – тестовые задания.
Третье задание – найти предложения с нарушением лексических норм, исправить их. При выполнении первого задания вы получаете «3», при выполнении первого и второго заданий можно получить «4», если справитесь с тремя заданиями без ошибок, получите «5». Работу выполняем в тетради.
Задания:
1. Вопросы. Ответы: «да» или «нет».
Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.
У слова может быть только одно значение.
Слова могут быть однозначными и многозначными.
Антонимы – это слова, близкие по лексическому значению.
Лексика – это совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.
(Ответы: нет, нет, да, нет, да)
2. Тестовые задания. Правильных ответов может быть больше одного.
1. Какое слово является однозначным?
А) канал; Б) жёсткий; В) биссектриса; Г) корень.
2. Какое из выделенных слов употреблены в прямом значении?
А) ГВОЗДЬ программы; Б) ЗОЛОТОЙ характер;
В) волк ВОЕТ; Г) ветер ДУЕТ.
3. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?
А) в ГЛУБОКОЙ ТАЙНЕ; Б) ГЛУБОКИЙ ум;
В) ГЛУБОКАЯ река; Г) на ГРЕБНЕ волны.
4. В каком предложении есть омонимы?
А) Фирма занимается куплей и продажей товаров.
Б) Чем темнее становилось в чаще, тем чаще мальчиков посещал страх.
В) Это произошло не восьмого, а девятого марта.
Г) Сделал это неслучайно, намеренно.
5. В каких предложениях есть синонимы?
А) Поэты иногда называют глаза очами.
Б) Яблоки некислые, сладкие.
В) Хлеб свежий, а не чёрствый.
Г) На улице свежий, чистый снег.
(Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – абг; 4 – б, 5 – абг.)
3. Задание с нарушением лексических норм.
Сегодня сильный мороз, одень что-нибудь теплое. (надень)
Благодаря сильному шторму суда не могли выйти в море. (из-за сильного шторма)
Моя бабушка любит народный фольклор. (фольклор – лишнее слово)
Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. (лишнее слово - проливной)
Этот фильм – настоящий бестселлер. (БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами)
Проверка. Самооценка.
VI. Подведение итогов урока.
- Для выполнения следующего задания вам снова надо будет обратиться к толковому словарю русского языка. Найдите в словаре слово «рефлексия» и скажите, каково его лексическое значение (размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ).
- Мы с вами еще раз убедимся, что изучаемые нами лексические понятия применимы повсеместно, поэтому эти знания являются универсальными. Во-первых, давайте посмотрим, какие лексические понятия применимы к данному слову. Вы поработали с толковым словарем. Однозначное или многозначное это слово? (однозначное) Почему? (одно ЛЗ) Что еще можно сказать? (Слово употребляется в прямом значении)
- Используя лексическое значение слова рефлексия, должны оценить работу на занятии. Возьмите оценочный лист и подсчитайте средний балл. Внизу в графе средний балл запишите.
- Кто оценил свою работу на «5»? Вы теоретики, хорошо знаете материал и можете использовать в практике.
- У кого «4» балла в среднем?
- Есть ли с тремя баллами? Вы ученик и вам надо еще поработать над темой.
- Подведем итоги нашего урока.
- Что мы сегодня изучили? (Основные лексические понятия и убедились в словарном богатстве русского языка)
- Как применили эти знания на практике? (Смогли проанализировать текст, выявили главную идею текста)
- Можем ли мы обойтись без знаний, которые сегодня получили? (Нет, так как мы применяем их везде, повсеместно, ежедневно)
- Как итог урока напишем синквейн. Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.
3 строка – три глагола, действия, совершаемые объектом.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
- Лексика.
- Выразительная, многообразная (богатая, многоликая).
- Обогащает, развивает, изменяется (удивляет, разнообразит).
- Словарное богатство русского языка.
- Словарь.
- Итак, мы с вами провели очень большую работу. Но эти знания должны постоянно пополняться, поэтому мы переходим к формированию домашнего задания.
- Мы с вами заполнили таблицу «Основные понятия лексики». Что вам надо будет делать? (выучить)
- Внимание на слайд. Запишите домашнее задание.
1. 1) выучить определения лексических понятий;
2) упражнение 55
3) написать сочинение-рассуждение на тему «Сердце матери».
2) на опережающее обучение: § 18, происхождение лексики русского языка.
- На этом занятие окончено, спасибо за урок.
Приложение
- Я хотел бы узнать, какое у вас оборудование?
- Для изготовления различных деталей используются токарные, фрезерные, сверлильные станки. Правильность изготовления проверяется с помощью оптических приборов.
- На вашем предприятии применяются станки с программированным управлением? Много заказов?
- Мы заключили договор с такими крутыми предприятиями, как ОЗНА, Уфимское моторостроительное производственное объединение.
______________________________________________________________________________
- Здравствуйте. Я пришел к вам по объявлению. У вас есть свободная вакансия станочника?
- Здравствуйте. Да, нам требуется станочник широкого профиля. Какое учебное заведение вы закончили и есть ли у вас опыт работы?
- Учился в отделении по подготовке квалифицированных рабочих, служащих Октябрьского нефтяного колледжа, пять лет работаю в ОЗНА.
- Хорошо, мы вам позвоним на следующей неделе.
______________________________________________________________________________
Лексическое значение слова – это его содержание, соотнесенность слова с предметом или явлением действительности. Лексическое значение слова мы можем посмотреть в толковом словаре русского языка. Например, лексическое значение слова ДОГОВОР – СОГЛАШЕНИЕ, ОБЫЧНО ПИСЬМЕННОЕ, О ВЗАИМНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ. Например, заключить договор.
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений. Например, у слова ЗЕМЛЯ семь лексических значений. Я назову первые три: 1) третья от солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси (Земля – планета людей); 2) суша в противоположность водному или воздушному пространству (На корабле увидели землю); 3) почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность (Обработка земли).
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, казус – сложный, запутанный случай.
_____________________________________________________________________________
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, холодный – имеющий низкую температуру, не нагретый, не дающий или не содержащий тепла.
Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Холодный – равнодушный, бесстрастный (холодное сердце).
____________________________________________________________________________________
Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Например, отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный.
Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста: веселая, доброжелательная улыбка; пустынный, неприветливый дом.
Синонимический ряд - это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Например, кратко, сжато, лаконично, сокращенно, вкратце.
Антонимы - это противоположные по смыслу слова. Например, веселый – грустный, утро – вечер, низ – верх.
Контекстуальные антонимы – это слова, которые являются антонимами в определенном контексте. Например, пой лучше щеглом, чем соловьем.
_____________________________________________________________________________
Омонимы – это слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Например, лук (растение) – лук (орудие); кран (запорное устройство) – кран (машина)
_____________________________________________________________________________________
Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Например, эффектный – эффективный, одеть – надеть, длительный – длинный.
Крем косметический – крем для торта (многозн.)
Иглы ели – иглы ежа (многозн.)
Соломенная шляпка – шляпка гвоздя (многозн.)
Девичья коса – острая коса (омонимы)
Хвост самолета – хвост птицы (многозн.)
Лесной ключ – ключ от замка (омонимы)
Губа (уста) – губа (гауптвахта) – омонимы
Рубка леса – рубка радиста (омонимы)
Посол огурцов – посол страны (омонимы)
к иностранным словам подобрать синонимы.
Модифицировать – видоизменять
Круиз – путешествие по воде
Менеджер – управляющий
Вердикт – решение
Спикер – председатель
Презентация – демонстрация
Грант – финансирование, помощь
Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.
Группа 1
Концертный (абонемент, абонент).
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.
Группа 2
(Памятный, памятливый) разговор.
(Сытно, сыто) пообедать.
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
– Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева “Отцы и дети”).
– Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.)
Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями.
– Некоторые слова имеют 2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров.
– Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер).
– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…
– То есть, как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
– Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?
– Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.
Вывод:
– Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).
– Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» Л.Н. Толстой
Лексика. Словарное богатство русского языка
Лексическое значение слова – это его содержание, соотнесенность слова с предметом или явлением действительности. Договор – соглашение, обычно письменное, о взаимных обязательствах. Например, заключить договор .
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений . Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.
Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный
Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста: веселая, доброжелательная улыбка; пустынный, неприветливый дом .
Синонимический ряд - это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. К ратко, сжато, лаконично, сокращенно, вкратце.
Антонимы - это противоположные по смыслу слова. Веселый – грустный, утро – вечер, низ – верх .
Контекстуальные антонимы – это слова, которые являются антонимами в определенном контексте. П ой лучше щеглом, чем соловьем .
Омонимы – это слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. лук (растение) – лук (орудие); кран (запорное устройство) – кран (машина)
Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. эффектный – эффективный, одеть – надеть, длительный – длинный.
Синквейн 1 . Одно существительное (ключевое слово темы урока или тема) 2. Два прилагательных (характерные признаки данного существительного) 3. Три глагола (действия, совершаемые объектом) 4. Фраза, несущая определенный смысл 5. Существительное (ассоциация с первым словом)
Домашнее задание . 1) выучить определения лексических понятий; 2) сочинение-рассуждение на тему «Сердце матери» Повторить тему: «Происхождение лексики русского языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Словарное богатство русского языка"
Завершение темы "Лексика" в 6 классе - создание альбома "Словарное богатство русского языка"...
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Словарное богатство русского языка
Презентация "Словарное богатство русского языка" даёт представление об основных понятиях лексики, содержит практические задания, может использоваться для повторения и закрепления....
Лексика. Словарное богатство русского языка.
Урок открытия нового знания....
Творческая разработка классного часа по теме "Богатство русского языка"
Данная творческая разработка составлена для проведения классного часа в среднем звене....