Методическая разработка по русскому языку "Лексика. Словарное богатство русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме

Галиуллина Василя Галиахматовна

Урок посвящен теме лексики русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина

РАССМОТРЕНО                                                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании П(Ц)К                                                                        Зав. отделением ПКРС

общеобразовательных дисциплин                                                _____________ Федотов Ю.А.

Председатель П(Ц)К                                                                    «____» ___________ 2016 г.

__________ Гареева С.Р.

«____»___________ 2016 г.        

Разработка открытого урока

по теме:

Лексика. Словарное богатство русского языка.

по учебной дисциплине «Русский язык и литература»

в гр. ЭЛМ – 1 (13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Преподаватель:                        Галиуллина В.Г.

Октябрьский – 2016

Тема. Лексика. Словарное богатство русского языка.

Цели занятия:

образовательные:

- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по теме «Лексика»,

- сформировать навыки овладения обучающимися языковыми средствами;

развивающие:

- развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы студентов путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами;

- развивать мышление, речь обучающихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами. 

воспитательные:

- способствовать совершенствованию навыков этичного межличностного общения, формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач;

- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Психологический настрой на деятельность.

Проверка готовности к уроку обучающихся.

        - Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Пусть всем на уроке будет солнечно, тепло, комфортно, интересно. Каждый выражает свою точку зрения, не перебивая товарищей, отвечает с места, поднимая руку.

- Староста, кто отсутствует сегодня на уроке?

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.

2. Сообщение цели и задач урока.

Цель нашего урока – углубление знаний по теме «Лексика, развитие навыков аналитико-синтетической работы, обогащение словарного запаса, формирование умения использовать различные источники для получения необходимой информации.

II. Актуализация опорных знаний.

        - Что вам было задано в качестве домашнего задания? (Написать конспект на тему «Понятие нормы литературного языка и типы норм» и поработать в группах над созданием инсценировки.)

- Ребята, сегодня оценки будут выставлены посредством подсчета среднего балла за выполнение всех заданий на занятии. Оценки будут выставлены либо вами, либо вашими одногруппниками. Из вашей папки с раздаточным материалом достаньте оценочный лист, изучите его и подпишите фамилию.

        - Сегодня мы будем работать в двух больших группах.

- Задание для 1-й большой группы. (Задание на слайде) Вам необходимо соотнести правила и нормы литературного языка. Задание вы выполняете письменно в тетради, затем вы меняетесь тетрадями, ставите оценку, обратно отдаете тетради и данную оценку заносите в оценочный лист.

http://www.tepka.ru/russkij_yazyk_10-11/20.jpg

- Задание для 2-й группы. Из вашей папки с раздаточным материалом достаньте задание №2, прочитайте слова, расставив правильное ударение. Работать вы будете по цепочке, проверяя друг друга. Для проверки можно пользоваться орфоэпическим словарем русского языка. (Один читает слово, другой определяет, верно или неверно.)

        -  Какие нормы регулируют правила произношения и ударения. (Орфоэпические). В оценочный лист поставьте себе оценку, это будет самооценка.

        - Проверим работу первой большой группы. Читаем по цепочке. (Произношение и ударение – орфоэпические нормы; употребление слов и фразеологизмов – лексические нормы; образование  слов – словообразовательные нормы; написание слов – орфографические нормы; образование и употребление грамматических норм – грамматическая норма; употребление языковых средств – стилистическая норма; постановка знаков препинания – пунктуационная норма.) Вы прекрасно справились с заданием.

        - Ребята, вы дома поработали в больших группах. Задание – представить инсценировки ситуаций общения в профессиональной деятельности с нарушением норм. 1-я группа представляет ситуацию, 2-я группа внимательно слушает и ищет, какие нормы были нарушены.

        Вторая группа представляет ситуацию – 1-я находит ошибки.

        Сейчас вам предстоит оценить работу каждой группы. Группы оценивают друг друга.

        Занесите оценки в оценочные листы.

III. Изучение новой темы.

1.  Формулировка обучающимися темы урока.

        - Ребята, мы убедились, что при помощи слов называются многообразные явления нашей жизни. Точность словоупотребления состоит в соблюдении норм литературного языка, а также это зависит от ситуации общения, от устной и письменной речи.

        - Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой сказал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». Слово сопровождает нас в течение всей жизни. Оно имеет над нами огромную власть, власть магическую, мы заколдованы словом и живем в его царстве.

        - Давайте сейчас вместе с вами сформулируем тему урока, чем мы с вами будем заниматься, что мы будем изучать?

        - Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

        Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

        А выручить меня готово любимое, родное … (слово!)

        - Как называется совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка. (Лексика)

        - Сколько необыкновенно красивых и интересных слов в нашем языке. Они искрятся, переливаются, звенят. Еще на что мы должны обратить внимание? (Словарное богатство русского языка.)

        - Записываем тему «Лексика. Словарное богатство русского языка».

2. Заполнение таблицы «Основные понятия лексики».

        - Изучать новую тему мы будем посредством заполнения таблицы. Из папки с раздаточным материалом достаньте таблицу «Основные понятия лексики». Подпишите таблицу. В первом столбике даны лексические понятия. В чем будет заключаться  наша работа? (Записать определения и примеры.)

        - Правильно, заполнять таблицу мы будем на основе кратких сообщений студентов. Такие задания на опережающее обучение вы получили. Кто подготовил первое сообщение? (Выступление студента о лексическом значении слова, однозначных и многозначных словах, запись определений в таблицу).

        - Для того чтобы заполнить 3-ю колонку, нам необходимо обратиться к толковым словарям русского языка, который есть у каждого на парте. Запишите по одному примеру. Какие примеры можете привести? (Студенты читают записанные примеры.)

        - Следующее выступление. (Прямое и переносное значение слов.) Определения записываем в таблицу.

        - Вам предстоит выполнить следующее задание. Каждый из вас должен научиться владеть навыками получения информации из различных источников сообщения. Вы сегодня работали с текстом презентации, работали с толковыми словарями, сейчас вам предстоит поработать со следующим источником информации – с нашими республиканскими и местными газетами. Мы с вами еще раз убедимся, что изучаемые нами лексические понятия применимы повсеместно в нашей жизнедеятельности. Итак, задание: вам необходимо из папки с раздаточным материалом достать газеты, изучить заголовки статей и записать в 3-ю колонку примеры слов с прямым значением и примеры слов с переносным значением. Как называются ваши газеты? Давайте посмотрим, какие примеры вы можете привести. (Студенты приводят примеры, объясняя в прямом или переносном значении данные слова.)

        - Следующий доклад о синонимах. (Выступающий дает определение синонимам, контекстуальным синонимам, синонимическому ряду и приводит примеры. Остальные записывают определения в тетради.)

        - Чтобы заполнить 3-ю колонку примерами, вам необходимо обратиться к следующему источнику информации. У вас в папках есть стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть много мелких, безымянных созвездий». Пока вы ищете синонимы, контекстуальные синонимы, я прочитаю стихотворение.

Есть много мелких, безымянных
Созвездий в горней вышине,
Для наших слабых глаз, туманных,
Недосягаемы оне...


И как они бы ни светили,
Не нам о блеске их судить,
Лишь телескопа дивной силе
Они доступны, может быть.


Но есть созвездия иные,
От них иные и лучи:
Как солнца пламенно-живые,
Они сияют нам в ночи.


Их бодрый, радующий души,
Свет путеводный, свет благой
Везде, и в море и на суше,
Везде мы видим пред собой.


Для мира дольнего отрада,
Они — краса небес родных,
Для этих звезд очков не надо,
И близорукий видит их...

Интересна история создания стихотворения.

20 декабря 1859 г. Тютчев получил пакет с надписью: Его превосходительству Федору Ивановичу Тютчеву от великого князя генерал-адмирала для будущего бала». В пакете оказались очки. Этот непонятный подарок заставил Тютчева предположить, что на балу у Н. Н. и В. И. Анненковых, за два дня до присылки очков, он не заметил вел. кн. Константина Николаевича (Константин Николаевич (1827–1892) — вел. кн., сын Николая I) и не поклонился ему. Зная, что генерал-адмирал отличается грубостью, Тютчев принял очки за «урок» с его стороны. Раздраженный, он тотчас ответил Константину Николаевичу стихами, которые и были ему доставлены. «Боюсь, чтобы не вышло истории», — отмечает в своем дневнике М. Ф. Тютчева. Однако присылка очков объяснялась предстоящим костюмированным балом в Михайловском дворце, на котором Тютчев и Константин должны были появиться в одинаковых домино (Маскарадный костюм в виде широкого плаща с рукавами и с капюшоном). Будучи близоруким и не желая быть узнанным по своим очкам, последний разослал ряду лиц очки. «Истории» все же не вышло, так как стихи Тютчева, по существу весьма едкие, могли быть истолкованы и в лестном для адресата смысле.

        - Вы нашли синонимы? (бодрый, радующий; мелкие, безымянные созвездия; слабые, туманные глаза; синонимический ряд – блеск, лучи, солнце, звезды, созвездие)

        - Вы прекрасно справились с заданием и с данным источником информации хорошо поработали.

        

- Кто подготовил следующий доклад? (Антонимы, контекстуальные антонимы, примеры.)

        - Для того чтобы заполнить 3-ю колонку, необходимо из папки с раздаточным материалом взять русские народные пословицы, изучить их и записать примеры. (Студенты читают и называют антонимы.)

        Ученье – свет, а неученье – тьма.

Где дешево, там и дорого.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Готовь сани летом, а телегу зимой. 

Труд человека кормит, а лень портит. 

Кто много грозится, того мало боятся.

        - Об омонимах расскажет …. . Определение записываем во 2-ю колонку. Чтобы заполнить примерами омонимов 3-ю колонку, обратимся к учебнику русского языка.

Упражнение 50, страница 104.

        - Я вам предлагаю оглянуться по сторонам и найти в нашем кабинете предметы, названия которых мы можем назвать омонимами. Подумайте. (Ручка двери - шариковая ручка; лист тетради – лист растения.)

        

- Следующий доклад - о паронимах рассказывает … . Определение записываем в соответствующую колонку. Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурья. Посмотрим на некоторые примеры.

(Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки в использовании паронимов. Примеры – пары паронимов записывают в 3-ю колонку)

Жюри единогласно отметило эффективность выступления хореографического коллектива (эффектность).

Суд признал чиновника виноватым (виновным) в совершении мошенничества.

Спасателя предоставили  (представили)  к награде.

Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

В музыкальном салоне был представлен огромный отбор дисков (выбор).

        - Сейчас нам предстоит оценить работу. Сначала мы оценим работу тех студентов, которые выступали. Какую работу можно назвать лучшей? (Оценивание.)  

        - Теперь необходимо проверить друг друга, обменяйтесь таблицами, проверьте, как заполнена 3-я колонка примерами, поставьте оценку, поменяйтесь обратно. Занесите оценку в оценочный лист и объясните друг другу, почему поставили те или иные оценки.

IV. Физкультминутка.

        Видеоролик

V. Закрепление нового материала.

1. Работа в малых группах над лексическим богатством текста.

  • Знакомство с текстом сказки Марии Скребцовой «Сердце матери» (видеоролик на экране https://www.youtube.com/watch?v=RltrlfVr5Xs).

- Я снова хотела бы обратить ваше внимание к богатству русского языка. Сейчас мы с вами послушаем сказку Марии Скребцовой «Сердце матери». Мы с вами должны убедиться, что изученные нами лексические понятия помогут нам понять идею данного произведения. Итак, внимание. (Просмотр видеоролика)

-  Ребята, подумайте, пожалуйста, какие произведения со схожим сюжетом вы знаете. (Притча о материнском седце)

- Ребята, сейчас мы с вами будем работать в малых группах. Каждой группе я дам конкретное задание по лексическому понятию. Вам необходимо найти примеры и сделать краткий вывод. 1-я группа, поднимите руки – вы работаете с лексическим значением слова, особенно обращаем внимание на название сказки. 2-я группа – вы работаете с однозначными и многозначными словами, 3-я группа – вы работаете со следующим лексическим понятием – прямое и переносное значение слова, 4-я группа ищет синонимы и если есть контекстуальные синонимы, 5-я группа работает с антонимами, 6-я группа ищет омонимы.

(Преподаватель подходит к каждой группе, проводит инструктаж, конкретизирует задания.)

- 1-я группа готова? Слушаем вас.

Сердце – в перен.значении – этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. Мать – женщина по отношению к своим детям. Материнское сердце любит своих детей в любых ситуациях, с тех самых пор, как в один прекрасный и незабываемый день жизни мама берет на руки своего малыша. Желание вырастить ребенка, который оправдает все надежды и ожидания, с этого дня занимает все мысли матери, и только ребенку теперь безраздельно принадлежит ее любящее материнское сердце.

- 2-я группа.

Однозначные слова: береза, ветер. Многозначные слова: дождь, гроза, жизнь, дерево. В тексте присутствуют однозначные и многозначные слова. Многозначных слов в тексте больше, что говорит о богатстве русского языка.

3-я группа работала с прямым и переносным значением.

В тексте присутствуют слова с прямым и переносным значением. Приведем пример с прямым значением: дождь (атмосферные осадки в виде водяных капель), гром (сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию во время грозы), молния (мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества). Примеры переносного значения слов: прошелестела, разбить сердце. В тексте используется олицетворение – перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный: березки радовались, трепетали от страха, береза обняла, успокаивала, не забывала. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин, усиления передаваемых мыслей и чувств.

        - 4-я группа. Синонимы – жаркий, палящий; контекстуальные синонимы: береза, мать, ствол; дочки, березки, дети; Таким образом, роль синонимов в языке очень важна: они делают нашу речь более яркой, гибкой, точной и выразительной, а, кроме того, позволяют избегать неоправданных повторов слов.

        - 5-я группа искала антонимы.

Не боялись – трепетали от страха, стояла – лежит. Антонимы употребляются в описании контрастов в произведении.

        - 6-я группа. Омонимы в данном тексте отсутствуют, мы их не нашли. Но данный текст полон других лексических понятий.

- Сейчас вам предстоит оценить работу противоположной группы. Работу первой группы оценивает 6-я группа и т.д.

2. Следующее задание будет дифференцированное.

        Первое задание – ответить на вопросы. Из папки с раздаточным материалом достаньте задания, ответы пишите в тетрадях.

        Второе задание – тестовые задания.

Третье задание – найти предложения с нарушением лексических норм, исправить их. При выполнении первого задания вы получаете «3», при выполнении первого и второго заданий можно получить «4», если справитесь с тремя заданиями без ошибок, получите «5». Работу выполняем в тетради.

 Задания:

1. Вопросы. Ответы: «да» или «нет».

Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.

У слова может быть только одно значение.

Слова могут быть однозначными и многозначными.

Антонимы  – это слова, близкие по лексическому значению.

Лексика – это совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.

(Ответы: нет, нет, да, нет, да)

2. Тестовые задания. Правильных ответов может быть больше одного.

    1. Какое слово является однозначным?

        А) канал;        Б) жёсткий;                В) биссектриса;        Г) корень.

    2. Какое из выделенных слов употреблены в прямом значении?

        А) ГВОЗДЬ программы;                Б) ЗОЛОТОЙ характер;        

В) волк ВОЕТ;                        Г) ветер ДУЕТ.

    3. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

        А) в ГЛУБОКОЙ ТАЙНЕ;                Б) ГЛУБОКИЙ ум;        

В) ГЛУБОКАЯ река;                Г) на ГРЕБНЕ волны.

    4. В каком предложении есть омонимы?

        А) Фирма занимается куплей и продажей товаров.

        Б) Чем темнее становилось в чаще, тем чаще мальчиков посещал страх.

        В) Это произошло не восьмого, а девятого марта.

Г) Сделал это неслучайно, намеренно.

    5. В каких предложениях есть синонимы?

        А) Поэты иногда называют глаза очами.

        Б) Яблоки некислые, сладкие.

        В) Хлеб свежий, а не чёрствый.

        Г) На улице свежий, чистый снег.

(Ответы: 1 – в, 2 – в, 3 – абг; 4 – б, 5 – абг.)

3. Задание с нарушением лексических норм.

        Сегодня сильный мороз, одень что-нибудь теплое. (надень)

        Благодаря сильному шторму суда не могли выйти в море. (из-за сильного шторма)

        Моя бабушка любит народный фольклор. (фольклор – лишнее слово)

        Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. (лишнее слово - проливной)

        Этот фильм – настоящий бестселлер. (БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами)

Проверка. Самооценка.

VI. Подведение итогов урока.

        - Для выполнения следующего задания вам снова надо будет обратиться к толковому словарю русского языка. Найдите в словаре слово «рефлексия» и скажите, каково его лексическое значение (размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ).

        - Мы с вами еще раз убедимся, что изучаемые нами лексические понятия применимы повсеместно, поэтому эти знания являются универсальными. Во-первых, давайте посмотрим, какие лексические понятия применимы к данному слову. Вы поработали с толковым словарем. Однозначное или многозначное это слово? (однозначное) Почему? (одно ЛЗ) Что еще можно сказать? (Слово употребляется в прямом значении)

        - Используя лексическое значение слова рефлексия, должны оценить работу на занятии. Возьмите оценочный лист и подсчитайте средний балл. Внизу в графе средний балл запишите.

        - Кто оценил свою работу на «5»? Вы теоретики, хорошо знаете материал и можете использовать в практике.

        - У кого «4» балла в среднем?

        - Есть ли с тремя баллами? Вы ученик и вам надо еще поработать над темой.

        - Подведем итоги нашего урока.

        - Что мы сегодня изучили? (Основные лексические понятия и убедились в словарном богатстве русского языка)

        - Как применили эти знания на практике? (Смогли проанализировать текст, выявили главную идею текста)

        - Можем ли мы обойтись без знаний, которые сегодня получили? (Нет, так как мы применяем их везде, повсеместно, ежедневно)

        

- Как итог урока напишем синквейн. Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.

3 строка – три глагола, действия, совершаемые объектом.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

  1. Лексика.
  2. Выразительная, многообразная (богатая, многоликая).
  3. Обогащает, развивает, изменяется (удивляет, разнообразит).
  4. Словарное богатство русского языка.
  5. Словарь.

- Итак, мы с вами провели очень большую работу. Но эти знания должны постоянно пополняться, поэтому мы переходим к формированию домашнего задания.

- Мы с вами заполнили таблицу «Основные понятия лексики». Что вам надо будет делать? (выучить)

- Внимание на слайд. Запишите домашнее задание.

1. 1) выучить определения лексических понятий;

    2) упражнение 55

    3) написать сочинение-рассуждение на тему «Сердце матери».

2) на опережающее обучение:  § 18, происхождение лексики русского языка.

- На этом занятие окончено, спасибо за урок.

Приложение

- Я хотел бы узнать, какое  у вас оборудование?

- Для изготовления различных деталей используются токарные, фрезерные, сверлильные станки. Правильность изготовления проверяется с помощью оптических приборов.

- На вашем предприятии применяются станки с программированным управлением? Много заказов?

- Мы заключили договор с такими крутыми предприятиями, как ОЗНА, Уфимское моторостроительное производственное объединение.

______________________________________________________________________________

- Здравствуйте. Я пришел к вам по объявлению. У вас есть свободная вакансия станочника?

- Здравствуйте. Да,  нам требуется станочник широкого профиля. Какое учебное заведение вы закончили и есть ли у вас опыт работы?

- Учился в отделении по подготовке квалифицированных рабочих, служащих Октябрьского нефтяного колледжа, пять лет работаю в ОЗНА.

- Хорошо, мы вам позвоним на следующей неделе.

______________________________________________________________________________

Лексическое значение слова – это его содержание, соотнесенность слова с предметом или явлением действительности. Лексическое значение слова мы можем посмотреть в толковом словаре русского языка. Например, лексическое значение слова ДОГОВОР – СОГЛАШЕНИЕ, ОБЫЧНО ПИСЬМЕННОЕ, О ВЗАИМНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ. Например, заключить договор.

Многозначные слова – это слова, имеющие  несколько значений. Например, у слова ЗЕМЛЯ семь лексических значений. Я назову первые три: 1) третья от солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси (Земля – планета людей); 2) суша в противоположность водному или воздушному пространству (На корабле увидели землю); 3) почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность (Обработка земли).

Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, казус – сложный, запутанный случай.

_____________________________________________________________________________

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, холодный – имеющий низкую температуру, не нагретый, не дающий или не содержащий тепла.

Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Холодный – равнодушный, бесстрастный (холодное сердце).

____________________________________________________________________________________

Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Например, отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный.

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста: веселая, доброжелательная улыбка; пустынный, неприветливый дом.

Синонимический ряд  - это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Например, кратко, сжато, лаконично, сокращенно, вкратце.

Антонимы  - это противоположные по смыслу слова. Например, веселый – грустный, утро – вечер, низ – верх.

Контекстуальные антонимы – это слова, которые являются антонимами в определенном контексте. Например, пой лучше щеглом, чем соловьем.

_____________________________________________________________________________

Омонимы – это слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Например, лук (растение) – лук (орудие); кран (запорное устройство) – кран (машина)

_____________________________________________________________________________________

Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Например, эффектный – эффективный, одеть – надеть, длительный – длинный.

Крем косметический – крем для торта (многозн.) 
Иглы ели – иглы ежа (многозн.) 
Соломенная шляпка – шляпка гвоздя (многозн.) 
Девичья коса – острая коса (омонимы) 
Хвост самолета – хвост птицы (многозн.) 
Лесной ключ – ключ от замка (омонимы) 
Губа (уста) – губа (гауптвахта) – омонимы 
Рубка леса – рубка радиста (омонимы) 
Посол огурцов – посол страны (омонимы) 

 к иностранным словам подобрать синонимы. 
Модифицировать – видоизменять 
Круиз – путешествие по воде 
Менеджер – управляющий 
Вердикт – решение 
Спикер – председатель 
Презентация – демонстрация 
Грант – финансирование, помощь 

Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.

 Группа 1

Концертный  (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

– Что такое контекстуальные антонимы? (антонимами они являются только в данном тексте. Например, в названии пьесы А.Н.Островского “Волки и овцы”, романа И.Тургенева “Отцы и дети”).

– Есть художественные произведения, в названии которых – антонимы. Какие это произведения? (роман Л.Толстого “Война и мир”, рассказ А.Чехова “Толстый и тонкий”, романы К.Симонова “Живые и мёртвые”, “Дни и ночи”, стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.)

Вывод: антонимы служат для выражения контраста. В произведениях авторы часто используют антонимы, чтобы ярче показать различия между героями.

– Некоторые слова имеют 2-3 синонима, некоторые больше 30. Много синонимов у слова УМЕРЕТЬ. Некоторые из них использовали в своём произведении “12 стульев” И.Ильф и Е.Петров.

– Кто главный герой этого произведения? (Остап Бендер).

– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.

– Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…Старушки, они всегда преставляются…Или богу душу отдают. – Это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,– значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, богу душу отдаёт…

– То есть, как это считается? У кого это считается?

– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрёте, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывший купеческой гильдии, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”. Потрясённый этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

– Ну а когда ты помрёшь, как про тебя мастера скажут?

– Я человек маленький. Скажут: “Гикнулся Безенчук. А больше ничего не скажут”.

Вывод:

– Для чего нужны синонимы? (чтобы избежать повторов и обогатить нашу речь).

– Иногда очень важно подобрать синоним, наиболее подходящий по смыслу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

правила нормы произношения и ударения орфографические употребления слов и фразеологизмов грамматические образования слов пунктуационные написания слов стилистические образования и употребления грамматических форм словообразовательные употребления языковых средств орфоэпические постановки знаков препинания лексические

Слайд 2

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» Л.Н. Толстой

Слайд 3

Лексика. Словарное богатство русского языка

Слайд 4

Лексическое значение слова – это его содержание, соотнесенность слова с предметом или явлением действительности. Договор – соглашение, обычно письменное, о взаимных обязательствах. Например, заключить договор .

Слайд 5

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений . Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.

Слайд 6

Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный

Слайд 7

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста: веселая, доброжелательная улыбка; пустынный, неприветливый дом .

Слайд 8

Синонимический ряд - это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. К ратко, сжато, лаконично, сокращенно, вкратце.

Слайд 9

Антонимы - это противоположные по смыслу слова. Веселый – грустный, утро – вечер, низ – верх .

Слайд 10

Контекстуальные антонимы – это слова, которые являются антонимами в определенном контексте. П ой лучше щеглом, чем соловьем .

Слайд 11

Омонимы – это слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. лук (растение) – лук (орудие); кран (запорное устройство) – кран (машина)

Слайд 12

Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. эффектный – эффективный, одеть – надеть, длительный – длинный.

Слайд 13

Синквейн 1 . Одно существительное (ключевое слово темы урока или тема) 2. Два прилагательных (характерные признаки данного существительного) 3. Три глагола (действия, совершаемые объектом) 4. Фраза, несущая определенный смысл 5. Существительное (ассоциация с первым словом)

Слайд 14

Домашнее задание . 1) выучить определения лексических понятий; 2) сочинение-рассуждение на тему «Сердце матери» Повторить тему: «Происхождение лексики русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Словарное богатство русского языка"

Завершение темы "Лексика" в 6 классе - создание альбома "Словарное богатство русского языка"...

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Словарное богатство русского языка

Презентация "Словарное богатство русского языка" даёт представление об основных понятиях лексики, содержит практические задания, может использоваться для повторения и закрепления....

Лексика. Словарное богатство русского языка.

Урок открытия нового знания....

Творческая разработка классного часа по теме "Богатство русского языка"

Данная творческая разработка составлена для проведения классного часа в среднем звене....