МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
учебно-методический материал по литературе по теме

Однобокова Лилия Анатольевна

         Системы стихосложений.  Стихотворные размеры. Рифма и строфа поэтического текста.Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemy_stihoslozheniy_-_kopiya.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Системы стихосложений

Название системы 

Характеристика

Пример

Силлабическая

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма

С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В. К. Тредиаковский)

Силлабо-тоническая

Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

"Ты хочешь знать, что видел я  На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья, в пляске круговой"

(М. Ю. Лермонтов)

Тоническая

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно

Вьется
улица-змея.
Дома
вдоль змеи.
Улица -
моя. Дома -
мои.
(В. В. Маяковский

                                   Стихотворные размеры

Название

Характеристика

Пример

Хорей

 Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М. Ю. Лермонтов)

Ямб

 Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога...
(А. С. Пушкин)

Дактиль

 Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения

Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
(А. А. Блок)

Амфибрахий

 Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)

Анапест

 Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(А. А. Фет)

                    Рифма и строфа поэтического текста

          Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.

          Строфа (греч. strophe - круг, оборот) - группа из определённого числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединённая общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделённое от смежных стихосочетаний большой паузой.

          Виды рифм

          Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло

        Перекрёстная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

        Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим (абба)

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

       Сплетенная рифма имеет множество схем. Это общее наименование сложных видов рифмовки, например: абвабвабввба и др.

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои


                    Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

Название тропа

Характеристика

Пример

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения

Под нами с грохотом  чугунным
Мосты 
мгновенные гремят.

(А. А. Фет)

Постоянный эпитет

Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак

Выезжает из села да  добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")

Простое сравнение

Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку

Дорога, как змеиный хвост,
Полна народу, шевелится...                  (А. С. Пушкин)

Метафора

Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства

Не жалею, не зову, плачу,
Все пройдет, как 
с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.                (С. А. Есенин)

Олицетворение

Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления

Никнет трава от жалости,  а дерево с горем к земле приклонилось.

 ("Слово о полку Игореве")

Гипербола

Вид тропа, основанный на преувеличении свойств  предмета, явления с целью усиления выразительности  и образности художественной речи

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И больше века длится день
И не кончается объятье.       (Б. Л. Пастернак)

Литота

Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер

 (А. А. Фет)

Метонимия

Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности

Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче 
посох и сума;
Нет, легче труд и глад.

(А. С. Пушкин)

Синекдоха

Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия)

 Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..   (М. Ю. Лермонтов)

Оксюморон

Вид тропа, сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов

Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)

Перифраз

Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков

И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался 
гений,
Другой 
властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, 
твой певец.      (А. С. Пушкин)

Ирония

Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки

"Ты все пела? это дело:
Так  поди же, попляши!"            (И. А. Крылов)

        Функции художественно-выразительных средств (тропов)

- характеристика предмета или явления;

- выражение авторской позиции;

- передача эмоционально-экспрессивной оценки  изображаемого.

                               Поэтический синтаксис

Название синтаксической фигуры

Характеристика

Пример

Риторический вопрос

Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа

Снег идет густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той,
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме? 

(Б. Л. Пастернак)

Риторическое восклицание

Синтаксический приём; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому

...И, содрав гонорар неумеренный,
Восклицал мой присяжный поверенный;
"Перед вами стоит гражданин
Чище снега альпийских вершин!.."

(Н. А. Некрасов)

Риторическое обращение

Синтаксический приём; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата

Здравствуйте, племя
Младое, незнакомое!
не я
Увижу твой могучий поздний возраст...

 (А. С. Пушкин)

Повтор

Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений

Я ищу прозрачности,
А не призрачности,
Я ищу признательности,
А не признанности  (С. И. Кирсанов)

Градация

Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ

"В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться".           (Н. В. Гоголь)

Антитеза

Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов

 Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...    (А. С. Пушкин)

Инверсия

Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи

"Швейцара  мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..."                (А. С. Пушкин)

Плеоназм

Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста

Горьким смехом моим  посмеюся"    (Н. В. Гоголь)

Алогизм

Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру!

 (А. С. Грибоедов)

Анаколуф

Стилистический приём, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах

А звери из лесов сбегаются смотреть,
Как будет океан и жарко ли гореть...

(И. А. Крылов)

             

                                                Поэтическая фонетика

Название фонетического приёма

  Характеристика

Пример

Звукопись

Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи

Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я 
сделал сейчас предложенье,
Но по
здно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.
Как жаль ее 
слез!
Я святого блаженней!       (Б. Л. Пастернак)

Анафора

Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк

Клянусь четой и  нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой...

(А. С. Пушкин)

Эпифора

Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк

Не воздух, а золото,
Жидкое 
золото
Пролито в мир.
Скован без молота -
Жидкого 
золота
Не движется мир.  (С. М. Городецкий)

Аллитерация

Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе

"Пора, перо покоя просит..."                  

(А. С. Пушкин)

Ассонанс

Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки

Багровое взметнулось полымя
Над 
рокотом аэродрома,
А г
олуби, как будто голые,
Неслись на сиз
ом фоне грома.     (Л.Н. Мартынов)

     

                            Лексические средства выразительности

Название лексического средства

Характеристика

Пример

Синонимы

Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг 
любимец музценит,
Как мученик с землею разлученье,
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: 
восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.           (А. А. Дельвиг)

Антонимы

Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы - большие, маленькие, многие!
- скачут бешеные, и уже
нервов подкашиваются ноги!         (В. В. Маяковский)

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Мы сражаться стали,
В ход пустили 
шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в 
шашки. (Я. Козловский)

Неологизм

Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления

Эти сегодня    стихли и оды,
в аплодисментах  
ревомые      ревмя, войдут в историю
как накладные расходы на сделанное нами - двумя или тремя.

 (В. В. Маяковский)

Архаизм

Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления

Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие 
покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты 
понадрав. (Н. А. Некрасов)

Историзм

Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало

Как ныне сбирается вещий
Олег Отмстить неразумным  
хазарам... (А. С. Пушкин)

Фразеологизм

Устойчивое сочетание слов

Узнали, подняли тревогу,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут...
А Мишенька 
и ухом не ведет.                

 (И. А. Крылов)

Афоризм

Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме

Счастливые часов не наблюдают          

 (А. С. Грибоедов)

Диалектизм

Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности.

 – Здорово, парнище! –
"Ступай себе мимо!"
 – Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
 – "Из лесу, 
вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу."

  (Н. А. Некрасов)

Профессионализм

Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом  деятельности

...К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где 
циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в искусстве состязались.

 (А. С. Пушкин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория литературы Литература в таблицах

Материал из книги "Литература в таблицах" поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе...

Раздаточный материал по литературе (для изучения теории литературы)

Материал для учащихся среднего звена. Раскрывает понятия "авторская позиция", "авторское отношение к герою", необходимые для работы с текстом на уроках и РПР, ВПР....

Дидактические материалы по теории вероятности для 9 класса

Задания1). Каждому из описанных событий (левый столбец) поставьте в соответствие верный вид (правый столбец).А) Из 25 учеников класса трое справляют 1) Достоверное событие.день рождения 15 января...

Методическая разработка занятия по теме "Путешествие и туризм" в сборнике материалов "Педагогическая теория в практику образования"

Цели урока:- текущий контроль уровня сформированности у учащихся языковых умений и навыков на лексико -грамматическом материале темы- развитие и совершенствование всех видов памяти: слуховой, зр...

Дидактические материалы по теории вероятности для 9 класса

Дидактические материалы по теории вероятности...

Урок литературы "В поисках смыслов. Теория литературы" 9 класс

Техкарта поможет интересно провести урок по теории литературы, посвящённый понятию интертекстуальность. В ходе урока обучающиеся познакомяться с понятиямии интертекстуальность, цитата, аллюзия, ремини...

Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс

Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс...