Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:
    конспект урока по литературе

    Дюмина Марина Павловна

    Урок литературы

    5 класс

    Тема: «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Стихотворение68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы

    5 класс

    Тема: «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

    Цель: закрепить представления о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», выявив его основную тему – изображение русского солдата-защитника.

    Задачи: развивать умение анализировать текст, делать вывода и аргументировать свою точку зрения; воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу; учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке; формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения; развивать эстетический вкус на основе произведений великих художников и композиторов; формировать навыки коммуникативного характера.

    Оборудование: раздаточный материал (карточки с качествами личности, памятка по написанию синквейна, листы с вопросами, индивидуальные листы ответов), мультимедийная презентация, видео ролик с фрагментами Бородинского боя из к\ф «Война и мир», аудиозапись песни С. Прокофьева «Вставайте, люди русские», репродукции картин с изображение Бородинского боя, книги об этом сражении, альбом школы с фотографией выпускника.

    Подготовительная работа: доклады «История создания стихотворения «Бородино» и «Военная служба М.Ю. Лермонтова на Кавказе», стихотворение, посвященное русскому солдату.

    Технологическая карта  предметного учебного занятия по литературе

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Время

    (в мин.)

    1

    Мотивация (самоопределение к деятельности)

    Цель:

    • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
    • определить содержательные рамки урока

    Оргмомент.

    -Здравствуйте, дети!

    1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

    -К чему призывает эта песня?

    2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся

    -Русский народ не раз проявлял чудеса мужества, защищая свое Отечество и на Куликовом поле, и на Чудском озере, и в годы ВОв. Золотой страницей вписано в историю подвигов русского воинства Бородинское сражение.

    -Что связано со словом «Бородино»?

    -Битва на Бородинском поле тоже является примером мужества русского солдата.

    3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

    Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

     Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева.

    Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

    Называют ассоциации, связанные со  словом БОРОДИНО

    Выдвигают предположения о теме урока

    Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

    нравственно-этическое оценивание

    Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

    Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

    Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

    3 минуты

    2

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Цель:

    • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
    • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
    • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

    Активизирует знания учащихся.

    -Не только историки запечатлевали героические события.

    Ребята, искусство всегда отражало жизнь народа. Вот и Бородинское сражение запечатлели не только поэты, художники, но и композиторы. Знаменитый русский композитор создал торжественную увертюру «1812 год».

     Это делали и поэты. М.Ю. Лермонтов был вдохновлен подвигом русского народа в войне 1812 года и на 25-тилетний юбилей Бородинского сражения он создал свое произведение.

    Создает проблемную ситуацию.

    Организует обсуждение содержания выступлений учащихся

    -Ребята, Лермонтов тоже был участником военных событий. Только эти события связаны с Кавказом. И сейчас мы прослушаем выступление об этом периоде жизни поэта.

    -Какие качества приобрел Лермонтов, находясь на военной службе?

    Да, Лермонтову была близка война 1812 года. Он сам ощутил на себе, что такое война. Причем не только ее тяготы, но и что значит сила народа, плечо сослуживца.

    Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва

    Вспомните начало урока, призывную песню. Представьте, если бы вы жили в то время и Родине нужна была ваша помощь, вы готовы встать на ее защиту?

    -Ребята, а вы хотели бы очутиться на месте Бородинского сражения? У нас есть такая возможность.

    -Что вас поразило?

    -Как держатся солдаты?

    -Что испытывает человек на войне?

    -Может ли восхищать война?

    -А что же все-таки восхищает в этом фрагменте? (Героизм и мужество русского солдата)

    Учащиеся слушают учителя и "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове?"

    Подготовленные учащиеся рассказывают, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях.

    Все остальные учащиеся слушают и отвечают на вопрос:  "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?"

    Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве. Отвечают на вопросы.

    Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

    Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

    Коммуникативные УУД:

    умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

    10-12 минут

    3

    Постановка учебной задачи (проблемы)

    Цель:

    • организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа поэтического произведения
    • организовать исследовательскую деятельность

    Самостоятельная работа с проверкой

    Цель:

    • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
    • проверить свое умение применять полученные знания;

    .

    Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана".

    -Лермонтов интересовался историей своей страны, особенно ее переломными моментами. Будучи настоящим патриотом, он излагал свои наблюдения в поэзии.

    Организует исследовательскую работу

    Работа с текстом.

    - Теперь я предлагаю Вам осуществить исследовательскую работу в группах.

    Демонстрирует на слайдах демонстрации задачу исследования.

    -У вас на столах листы с вопросами, к которым надо найти ответы из текста стихотворения «Бородино». Кроме этого, листы-подсказки с качествами человеческой личности, где вы можете выбрать подходящие. И листы для ответов.

    Слушают учителя.

    Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

    Осуществляют исследовательскую деятельность

    Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

    Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

    Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

    Коммуникативные УУД:

    взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

    Личностные УУД: самоопределение

    Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

    10 минут

    5 минут

    4

    Построение проекта Работа над смыслом текста

    Работа  с иллюстрациями

    Обобщение итогов исследования

    Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует  обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста.

    Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.

    Организовывает сопоставление иллюстраций и текста

    - Ребята, художники тоже изображали события Бородинской битвы на своих полотнах. Вот на плакате вы видите несколько репродукций, изображающих бородинское сражение.

    В учебнике вы видите три иллюстрации разных художников. Посмотрите внимательно и найдете отрывок в стихотворении, который относится к изображениям.

    Осуществляется взаимопроверка, проводится лексическая работа.

    Анализируют поэтическое произведение с целью определения:

    • темы, идеи стихотворения;
    • характера героев;
    • роли и значения лирического героя;
    • смысла поэтического произведения;

    Участвуют в беседе  по обсуждению характера русского солдата, делают  обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино".

    Сопоставление иллюстраций и текста

    Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

    Регулятивные УУД: прогнозирование.

    Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

    Коммуникативные УУД:

    умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

    10 минут

    6

    Рефлексия деятельности

    Цель:

    • оценить результаты собственной деятельности

    Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "русский солдат". Организовывает фронтальную беседу.

    Предлагает выбрать домашнее задание

    Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины?

    Инд.сообщение о Гоголе.

    Читать повесть «Заколдованное место» (с.157-170).

    Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.  

    Подготовленный ученик читает стихотворение, посвященное русскому солдату.

    Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

    Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

    Коммуникативные УУД:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Познавательные УУД: доказательство

    5 минут


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

    Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

    Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

    На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

    План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

    Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

    Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

    Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...