Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:
    конспект урока по литературе

    Дюмина Марина Павловна

    Технологическая карта

     

    Предмет: литература

    Класс: 5

    Авторы УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 1. –М:. Просвещение 2013.

    Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 2. –М:. Просвещение 2013.

    Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

    Тема урока: Литературная сказка. Антоний Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители»
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Технологическая карта урока23.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    Предмет: литература

    Класс: 5

    Авторы УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 1. –М:. Просвещение 2013.

    Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 2. –М:. Просвещение 2013.

    Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

    Тема урока: Литературная сказка. Антоний Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители»
    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Цели урока:

    Деятельностные: создать  условия  для  усвоения  темы, развивать   мышление  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развивать  мыслительные  операции  школьников;

    формировать способности к восприятию нового знания, систематизировать и обобщать  знания как средства для построения нового способа действия.

    Содержательные:  вспомнить жанр сказки и виды сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией  А. Погорельского и его сказкой « Чёрная курица, или Подземные жители».

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Мотивация к деятельности

    Цель этапа: включение учащихся

     в деятельность, психологический настрой

    -Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь сядут те ребята, которые знают, что такое сказка?

    - У нас есть ребята, которые забыли, что такое сказка, давайте им поможем вспомнить.

    Подготовка  класса  к  работе.

    Самоопределение (Л)

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

    Актуализация и пробное учебное действие

    Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

    Посмотрите на доску и прочитайте, что написано:

    «Царь с царицею простился

    В путь-дорогу снарядился….»

    - Откуда взяты эти строчкаи?

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  

    -Давайте вспомним виды сказок.

    Составление кластера «Виды сказок»

    (Волшебные, бытовые, о животных)

    Учащиеся отвечают на вопрсы.

    Учащиеся заполняют кластер.

    Планирование учебного сотрудничества (К)

    Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    Постановка учебной задачи 

    Цель этапа: 

    постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

    Проблемная ситуация

    -Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы?

    -А чем отличаются, прочитанные нами сказки?

    -Откройте учебник и найдите в содержании сказку «Царевна-лягушка». Кто автор сказки? (Он не известен) Почему? (Это сказка русская народная).

    -Найдите сказку «Спящая царевна». Кто её автор? (В.Жуковский)

    -Чем отличается эти сказки? (Одна фольклорная, а другая литературная-у неё есть автор.)

    -Как вы думаете о

    чем пойдет речь сегодня на уроке?

    -Давайте выявим основные признаки фольклорной сказки и литературной. Для этого  поработаем в парах и заполним небольшую таблицу.

    Физминутка. Назовите любимого героя из сказкок.

    Ставят цели, формулируют тему урока.

     Литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
    Записывают в тетрадях тему урока.

    Заполняют таблицу, делают вывод.

    Целеполагание (Р)

    Постановка вопросов (К)

    Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

    Формулирование проблемы (П – лог.)

    Выявление места и причины затруднения

    Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

    -Ребята, а что вы знаете об Антонии Погорельском?

    Рассказ учителя об А. Погорельском.

    Учащиеся пытаются ответить, но с этим автором они не знакомились в нач. классах.

    Планирование (Р)

    Прогнозирование (Р)

    Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

    Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

    Первичное закрепление

    Цель этапа: усвоение учащимися

    Нового материала

    -Назовите настоящее имя Погорельского?

    -Что такое псевдоним?

    - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?

    -Кому посвятил свою сказку?

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Анализ, обобщение,  классификация (П);

    Подведение под понятие (П);

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

    Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель этапа:

    совершенствовать умение слушать и работать со словами

    Чтение учителя до слов «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 121). (Некоторые слова учитель комментирует)
    -Кто же главный герой сказки? (Алеша)

    Учащиеся слушают чтение учителя и подчеркивают слова, с которыми они не знакомы.

    Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

    Самоопределение (Л)

    Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

    Рефлексия деятельности

    Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

     Рефлексия.

    Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся

    1)Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!» (с. 140), подчеркивая непонятные слова и выражения.
     2)Подготовить краткий пересказ этого отрывка

     3)Нарисовать иллюстрацию к прочитанному.

    Сегодня на уроке:

    Мне было интересно…

    Я  узнал(а)…

    Мне было трудно…

    Я буду дальше работать..

    Учащиеся записывают д/з

    Умение выражать свои мысли (К)

    Рефлексия (П)

    Смыслообразование (Л)

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

    Самооценка на основе успешности  (Л)

    Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

    Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

    Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

    На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

    План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

    Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

    Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

    Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

    Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...