Народное просвещение в первые годы советской власти. В Москве после Октябрьской революции
материал по литературе на тему

Мурзаев Ахмет Дерманкулович

                                                                          Изменения в системе народного просвещения и образования после революции 1917 года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная политика в сфере образования была направ­лена на решение двух задач - сделать образование доступным для рабочих и крестьян и перестроить его на новых идеологических основах. Несмотря на значительное повышение грамотности на­селения России в предреволюционные десятилетия, страна за­метно отставала от развитых европейских стран, где еще в XIX в. было введено всеобщее начальное образование.

Ликвидация неграмотности взрослого населения рассматрива­лась как первоочередная задача советской власти. Этой работой занимался Наркомпрос, внешкольные подотделы местных Сове­тов, профсоюзы. Вопросы ликбеза обсуждались на партийных съездах и конференциях, комсомол объявил борьбу с неграмот­ностью своей "первой боевой задачей". Обобщенные показатели грамотности населения России накануне революции рисуют уд­ручающую картину - лишь один из четырех взрослых жителей страны умел читать и писать. Но данные по регионам и соци­альным группам сильно различались. Самые низкие показатели грамотности были на национальных окраинах. Преобладали не­грамотные среди крестьянства. По данным профсоюзной перепи­си 1918 г. среди рабочих центральных районов страны грамотные составляли 64%, среди женщин-работниц - 44,2%. Поэтому рабо­та по ликвидации неграмотности должна была быть ориентирова­на преимущественно на определенные регионы и социальные категории населения.

26 декабря 1919 г. СНК принял декрет "О ликвидации безгра­мотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.

В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), подобные органы появились и на местах - грамчека. ВЧК л/б и грамчека занимались созданием сети ликпунктов, курсов по подготовке преподавателей грамоты, изданием специальной ли­тературы.

Экономический кризис заставил правительство переложить финансирование работы по ликвидации неграмотности на местный бюджет. В результате сеть пунктов ликбеза резко сократилась. Первый Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности, собравшийся в 1922 г., принял решение вести обучение прежде всего организованных групп населения (красноармейцев,допризывников, рабочих совхозов, комсомольцев и т.п.), уделяя преимущественное внимание лицам от 18 до 30 лет.

В 1923 г. было создано массовое общество "Долой неграмотность", председателем которого был объявлен тогдашний руководитель Советского государства М-И.Калинин. В общество также были записаны видные партийные и государственные деятели, что должно было придать его деятельности особый статус. Был принят план ликвидации неграмотности в РСФСР лиц от 18 до 35 лет к 10-й годовщине советской власти. Это означало, что за 4 с половиной года предстояло обучить 17 млн. человек, из которых 13 млн. проживали в сельской местности.

По мере достижения экономи­ческой стабилизации начался их постепенный подъем. К 1925 г. был разработан и принят в качестве декрета план введения в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанный на 10 лет.

Несмотря на материальные трудности, школа 20-х годов про­должала творческие поиски. Но большинство педагогических новаций того времени - комплексное обучение, бригадно-лабораторный метод, отрицание классно-урочной системы - не были достаточно эффективны. Уровень знаний учащихся был ниже, чем в дореволюционной школе.

К концу 20-х годов система народного образования, доставша­яся в наследство от дореволюционной России, была кардинально перестроена, хотя далеко не все планы удалось осуществить. Просветительскую работу в массах проводили также музеи. Их число быстро росло в 20-е годы. Создавались историко-революционные музеи, открывались литературно-художествен­ные музеи и заповедники. В 1924 г. был открыт Пушкинский за­поведник в Псковской губернии, стала музеем квартира Пушкина на Мойке в Ленинграде, в Москве открылись музеи Чехова, Гер­цена, Кропоткина.

Большая роль в культурно-просветительной работе принадле­жала средствам массовой информации. В первые годы советской власти полиграфическая промышленность была национализиро­вана, созданы государственные издательства, сложилась новая система газетной и журнальной периодики. Частные и коопера­тивные издательства не были уничтожены полностью, а в начале нэпа пережили краткий период подъема, но государство посте­пенно вытесняло их. Сеть периодических изданий, сложившаяся к середине 20-х годов, в основном сохранялась на протяжении всех лет советской власти. В 20-е годы в жизнь стало входить новое средство массовой информации - радио. Регулярные пере-. дачи радиопрограмм начались с 1924 г. Несмотря на несовершен­ство аппаратуры, по радио транслировались музыкальные, лите­ратурные и драматические передачи. Московское радио передало почти весь репертуар Большого театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые преобразования Советской власти

Презентация по истории 9 -11 кл....

Борьба с коррупцией в первые года советской власти

Материал для использования на уроках истории в рамках антикоррупционного воспитания....

презентация на тему "Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти."

Презентация предназначена для изучения темы "Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти." по курсу "История России" в 9 классе. Рассматриваются причины, ход событий Февральской рево...

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) .Октябрь 1917. Первые декреты советской власти.

Данная презентация на тему:" Октябрь 1917. Первые декреты советской власти" составлена для проверки знаний событий Октября 1917 г.  в России  в виде теста и хроники событий первых ...

СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.

Среди протестантов и других не православных христиан популяр­ны рассказы о страданиях их бра­тьев и сестёр, полученных от советской вла­сти с начала 30-х годов XX века. Но поче­му-то в...