Роль школьного музея истории села Исенбаево в изучении темы «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти»
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс) на тему

Зайнуллина Гузалия Закиевна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_5.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональные чтения учащихся памяти просветителей Буби

Секция: Роль музеев в изучении родного края

Исследовательская работа: Роль школьного музея истории села Исенбаево в изучении темы «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти»

Работу выполнила ученица 7-ого класса Губайдуллина Айсылу Назифовна

Руководитель: учитель истории, обществознании Зайнуллина Г.З

МБОУ Исенбаевская средняя общеобразовательная школа 

Иж-Бобья – 2014

                                                     

                                                         

                                                        План

Введение

Глава первая. Исторические источники школьного музея по теме «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти».

Глава вторая. Список исенбаевцев – учащихся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти.

Заключение

Список использованных источников и литературы

                                             

                                          Введение

«Память и знания прошлого наполняют мир,  делают его интересным, значительным, одухотворением… Без памяти – нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной», - писал выдающийся учёный и великий гражданин Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном »  [1, c.199, 200]. «Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает  чувство ответственности перед Родиной [223].

Сохранить и сберечь память может музей. Анатолий Васильевич Луначарский назвал музей «памятной книгой человечества. Действительно, музей – это книги памяти: ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений [2,с.4].

Музею истории села Исенбаево исполнилось 29 лет. Он стал центром патриотической работы Исенбаевской школы. Осуществляет сотворчество детей, детей и педагогов, детей и родителей.

Одним из направлении в работе музея - изучение истории образования в селе Исенбаево. Оно тесно связано с историей образования в деревне  Иж-Буби. Первые учителя в единой трудовой советской школе села Исенбаево обучались в Иж- Буби. Курбангалин Хафизетдин не только учился, но и работал в начальной школе учителем бок о бок с братьями Буби.  Узнав о восстановлении в 1919 году школы Габдуллы Буби, собирает группу молодых, способных девушек и юношей для обучения на 3-х годичных учительских курсах, открытых на базе школы Г.Буби.

Цель исследования: показать роль школьного музея истории села Исенбаево в изучение темы: «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти».

Задачи исследования:

1.Выявить исторические источники, которыми располагает музей для изучения темы исследования.

2.Создать список фамилий исенбаевцев, которые обучались в школе Габдуллы Буби в первые годы советской власти.

Рукописи Курбангалина Ниязи, написанные им в 1970-1980 годы: «Исенбаево в течение лет», «Письма и беседы» стали источниковой базой для ученического исследования. Копии архивных документов, о жизнедеятельности коммуниста Ризванова Гаяза, присланные Курбангалина Ниязи женой Гаяза,   статья  К. Шакирова «Календарь дустым янына чакырды», напечатанная в газете «Ватаным Татарстан» 13 марта 2009 года помогли уяснить некоторые биографические данные знаменитого земляка-журналиста Ризванова Гаяза

        Большую помощь в восстановлении конкретных исторических фактов нам оказала книга Махмутовой А.Х. «Лишь тебе, народ, служенье!» об образовательной  деятельности  братьев Буби.

Методы исследования: анализ, сравнение.

    Глава первая. Исторические источники школьного музея по теме «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти».

В 1919 году известный педагог, просветитель Габдулла Буби восстановил свою школу в Иж-Буби, как школу второй ступени, где преподавал до 1922 года, до конца своей жизни. С 1 октября 1920 года на базе этой школы начали функционировать трёхгодичные педагогические курсы. [2,421] Среди исенбаевцев были учащиеся этой школы и педагогических курсов. Школа Г. Буби  нам думается, оказала большое влияние на формирование мировоззрения моих односельчан.

     Среди письменных источников выделяются рукописи Курбангалина Ниязи Хафизовича, местного краеведа, который целенаправленно изучал историю села Исенбаево в государственных архивах Казани, Сарапула, Ижевска и Кирова. Они хранятся в основных фондах музея.

   В научно-вспомогательном фонде музея есть статья из газеты «Ватаным Татарстан» о жизнедеятельности бывшего учащегося школы Буби Гаяза Ризванова, редактора газеты «Кызыл Татарстан» в 1932-1937 годах. В экспозиции музея имеются учебное пособие по географии и калфак, которые принадлежали Тютиевой Марьям, обучавшейся на курсах учителей в 1921 году. Среди вещественных источников в витрине экспозиции лежит калфак Тютиевой Марьям, который её сопровождал в годы обучения на педагогических курсах.         

Фотографий немного. Среди них: фото Шайхутдинова Габдуллы, Вагаповой Зайнап, Ризванова Гаяза и Курбангалина Хафизетдина, учителя начальной школы села Исенбаево в 1919-1929 годах., который направил на учительские курсы в Иж-Буби группу молодых, способных девушек и юношей.

Вторая глава. Список исенбаевцев – учащихся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти.

  1. Ризванов Гаяз Губайдулович(1904-1939). Известный журналист, редактор газеты «Кызыл Татарстан» с 1932 по 1937 годы. Член Союза писателей Татарстана, арестован  в 1937 году как «участник националистической террористической организации, допустивший извращения трудов Маркса». Умер в 1939 году городе Владимире, в тюрьме. Реабилитирован в  1957 году. Его сын Ризванов Науфаль Гаязович  (родился в 1930 году) астроном, доктор физико-математических наук.[1]

  Из «Архивной справки» (13 декабря 1966г.)                      

Ризванов Гаяз Губайдуллович, 1904 г. рождения, член партии с ноября 1926 г. работал в нижеследующих организациях:

  1. С октября 1918 г. по сентябрь 1919 г. – д.Сляково Сарапульского уезда Вятской губернии, Волисполком, рассыльный – переписчик.
  2. С сентября 1919 г. по октябрь 1921 г. д.Иж-Бобья Агрызской волости Елабужского кантона ТАССР, Советская Трудовая школа II ступени, учащийся.
  3. С октября 1921 г. по май 1922г. – г. Тюмень, педагический техникум, курсант.
  4. С мая по октябрь 1922 г. – г. Казань, Совпартшкола  II ступени, курсант.
  5. С октября 1922 г. по июнь 1925 г. – г. Казань Татарский Коммунистический университет, студент.
  6. С июня 1925 г. по ноябрь 1929 г. – г. Казань, Татарский Коммунистический университет, научный сотрудник, преподаватель.
  7. С ноября 1929 г. по сентябрь 1930 г. – г. Казань, Государственный Университет . Заведующий Факультетом советского права.
  8. С октября 1930 г. по февраль 1932 г. – г. Казань, Татарский Коммунистический университет, проректор по учебной части.
  9. С февраля 1932 г. по 22 июня 1937г. -  редакция газеты «Кызыл Татарстан», ответственный редактор. [2]

25 мая 1957г. Дело по обвинению Ризванова Гаяза пересмотрено Военной комиссией Верховного Суда СССР. Приговор Военной комиссии от 3-го августа 1937г. в отношении Ризванова Г. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело, за отсутствием состава преступления, прекращено. [1]

2.Шарипова Мушарафа Шакировна(1901-1984) успешно закончила трёхгодичные курсы. Вышла замуж в Башкирии. Работала учительницей [1]

3.Вагапова Зайнап. После окончания учительских курсов работала в разных деревнях Исенбаевской волости. В 1926 году её направили в Пермскую область. За трудовые заслуги в образовании была награждена орденом Ленина.[1]

4.Шайхутдинов Габдулла(1897-?.)В возрасте 26 лет начал обучаться на учительских курсах. Успешно закончив их, учителем не работал. Но активно участвовал в борьбе за ликвидацию безграмотности. Стал организатором, вожаком комсомольской организации в деревне. Принимал участие в организации борьбы с безграмотностью в близлежащих деревнях, деревнях Елабужского, Бондюжского районов[1]

5.Тютиев Габделгазиз Фаррахутдинович(1902-?). Родился в семье бедного крестьянина. Окончил четырёхклассное земское народное училище. Был активным членом драматического кружка. Успешно закончив учительские курсы, обучал детей в деревне Утяганово. Пользовался большим уважением односельчан. В 1921 году, во время голода возглавлял одну из столовых для детей. Одним из первых вступил в комсомол. Его избрали секретарем сельского совета. Честный, принципиальный. [1]

6.Тютиева Бибимарьям Фаррахутдиновна(1896-?). После окончания учительских курсов, учителем не работала. Воспитала замечательную дочь, которая более сорока лет работала учителем в Исенбаевской школе.[1]

7.Рахматулла Тютиев(1893-?). После окончания учительских курсов, работала секретарём сельского совета. [1]

Не смотря на то, что не все исенбаевцы стали учителями, каждый на своём посту участвовал в борьбе против невежества, против неграмотности, за справедливость. Ризванов Г.Г.став редактором республиканской газеты и членом Союза писателей Татарстана, вкладывал много сил и энергии в просвещение народа, верил в идеалы гуманизма

                                                     

Заключение

     Школьный музей располагает историческими источниками, позволяющими установить список учащихся в школе Габдуллы Буби в первые годы советской власти, среди них Ризванов Г.Г.,  став редактором республиканской газеты и членом Союза писателей Татарстана, вкладывал много сил и энергии в просвещение народа, верил в идеалы гуманизма, Шайхутдинов Габдулла вложил много сил в борьбу с безграмотностью не только в родной деревне. Татарские учителя по подготовленные в школе Иж-Буби первые годы советской власти «были энтузиастами своего дела, горели желанием просветить свой народ, вкладывали много сил и энергии в дело организации образования»[2]

Список источников и литературы

Источники

1.Курбангалин Н. «Исенбаево в течение лет», «Письма и беседы»

2.Копия архивных документов коммуниста Ризванова Г.

Литература

1.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном._ М.: Детская литература.1988.

2. Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служение! – Казань: Магариф, 2003

3. Шакиров К. «Календарь дустым янына чакырды»// «Ватаным Татарстан» 13 марта 2009 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»

Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

Отчет о работе школьного музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского

Отчет о деятельности музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского Арзгирского района Ставропольского края за 2011-2012 учебный год....

Борьба с коррупцией в первые года советской власти

Материал для использования на уроках истории в рамках антикоррупционного воспитания....

СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.

Среди протестантов и других не православных христиан популяр­ны рассказы о страданиях их бра­тьев и сестёр, полученных от советской вла­сти с начала 30-х годов XX века. Но поче­му-то в...