"Белые ночи" Ф. М. Достоевского. Опыт аналитического прочтения произведения.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Полуднякова Наталья Августиновна

На уроке десятиклассники будут размышлять над страницами "Белых ночей", постараются понять, какое место занимает это произведение в контексте всего творчества писателя - мыслителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Белые ночи" Ф. М. Достоевского.17.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЕСТЬ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕЛЫЕ НОЧИ». ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Цели: проследить жизненный путь писателя; сделать обзор романов; обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как обычно называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы – решение вопроса о добре и зле.

Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.

Герои Достоевского мучаются проблемами, которые волновали самого автора. Нам следует уделить особое внимание общественной позиции писателя, истокам его философии. Сведения о жизни Федора Михайловича помогут воссоздать общественно-политическую картину жизни России во время создания «Преступления и наказания» – одного из самых сложных в мировой литературе романов.

2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве писателя.

Отец писателя – Михаил Андреевич Достоевский – принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия.

Мать его – Мария Федоровна, урожденная Нечаева.

Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь 30 октября (11 ноября) 1821 г. родился Ф. М. Достоевский.

В 1838 г. юноша поступил в Главное (Петербургское) военно-инженерное училище, которое окончил в 1843 г., после чего был зачислен в Петербургскую инженерную команду. В 1837 г. умерла мать Мария Федоровна, а в 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.

Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом – все это подтолкнуло Федора Михайловича выйти в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе.

В 1846 г. увидело свет первое оригинальное произведение Достоевского «Бедные люди», принесшее автору необычайный успех. Оно привело в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг «натуральной школы».

Образ Петербурга, образ «маленького человека», тема психологической двойственности человеческой личности, возникшие в «Бедных людях», продолжатся в произведениях 40-х гг.: «Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.), «Неточка Незванова» (1846–1849 гг.).

Итак, год 1849-й… «Подвергнуть смертной казни расстрелянием»… За что? Почему?

3. Составление плана-конспекта по жизни и творчеству писателя.

1) «Подвергнуть смертной казни…».

2) В Мертвом доме. Годы изгнания за рубежом и на родине.

3) «Анна Григорьевна Сниткина – горлица среди ворон».

4) Великие романы писателя:

 – роман-фельетон «Униженные и оскорбленные»;

 – роман-исповедь «Преступление и наказание»;

 – роман о воспитании «Подросток»;

 – роман-синтез «Братья Карамазовы».

5) «Пушкинская» речь (речь о Пушкине). Болезнь и смерть 8 июня 1881 г.

4. Заключительное слово учителя.

Мировоззрение писателя, которое находит отражение в его произведениях, достаточно противоречиво. Писатель не разделял взглядов ни революционеров-демократов, ни западников, ни славянофилов на будущность России. Он пытался найти свое собственное решение, был уверен, что у России особая историческая миссия. Вместе со своими героями Достоевский напряженно ищет истину; не какую-то высшую, философско-абстрактную, а истину, выстраданную человеком на нелегком пути личных поисков, заблуждений и сомнений. Эта истина, по мнению писателя, находится рядом, она всегда была глубинной сущностью России, ее народа. Не вновь изобретенные учения и теории возродят Россию, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен.

5. Обмен впечатлениями о повести «Белые ночи» (1848 г.).

– Почему это произведение названо сентиментальным романом?

– В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?

– Какие события изображены на страницах повести? (Краткий пересказ.) 

– Как чувствует себя главный герой повести? Почему?

– Какие чувства вызвало у вас произведение?

– Как описан город и как передано авторское отношение к Петербургу? Домашнее задание: составить рассказ «Мое представление о главном герое повести "Белые ночи"» (с чтением фрагментов повести).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Так говорил Эзоп..." (Опыт типологического прочтения басни в школе)

В статье предлагается изучение басни Эзопа в средней школе с использованием типологического подхода. Методика рассмотрения эзоповской басни вписана в общую систему работы по формированию у школников п...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Открытый урок «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной» по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Евдокимов О.В.

Изучаемый фрагмент романа Л.Н. Толстого на уроках литературы в 10 классе предоставляет учащимся возможность усовершенствовать имеющиеся у них навыки анализа текста посредством обращения к поступкам и ...

Титул «об арифметике» св. Исидора Севильского: опыт современного прочтения»

Одним из самых долгоживущих учебников являются «Этимологии» св. Исидора Севильского, текст, широко известный в среде историков-медиевистов, но почти забытый в школьной среде. Несмотря на т...

"О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)

Цель урока.Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой...

Аналитическое прочтение стихотворения А.А.Ахматовой "Творчество"

Мы рассмотрим «попытку» Анны Ахматовой описать сакральный, таинственный процесс вдохновения, обнаружим в нём различные фазы. Стихотворение «Творчество» – своего рода &laq...