Открытый урок «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной» по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Евдокимов О.В.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Евдокимов Олег Валериевич

Изучаемый фрагмент романа Л.Н. Толстого на уроках литературы в 10 классе предоставляет учащимся возможность усовершенствовать имеющиеся у них навыки анализа текста посредством обращения к поступкам и словам героев произведения для более точного и верного понимания их нравственного облика, характеров, жизненных идеалов.   

В своей аналитической работе автор урока обращается к осмыслению одной из ключевых сцен романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Ученикам предлагаются вопросы для проблемного анализа текста, которые помогают углубленному постижению произведения, изучению мотивации поступков героев и авторской манеры письма ("диалектике души" героев). При анализе сцены использован опыт, приобретенный учениками ранее в описании психологического портрета. Использован материал критической литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Евдокимов, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы № 288  Адмиралтейского района

              Открытый урок по литературе в 10 «А» классе

                                                       

 

 Тема урока «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной»

                                                          (Том 1, ч. 3, гл. 2)

                                                                   (1 урок)

       Учебно-методическое обеспечение: Текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир, портрет писателя[1], фотография фрагмента сцены из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» «Пьер Безухов и Элен Курагина»[2].

       Необходимое оборудование и материалы для урока, оформление доски: I  том романа Л.Н. Толстого «Война и мир», рабочие тетради, проектор, экран, компьютер, на доске, помимо даты, написаны тема урока и слова писателя, вложенные в уста одной из участниц анализируемой сцены: «Les mariages se font  dans les cieux // «Браки совершаются на небесах».

       Цели урока:

       а) познакомить учащихся с аналитическими методами текста, позволяющими более точно понять значение изучаемой сцены в жизни героев (лексический анализ, сопоставительный анализ);

       б) выявить критерии авторской оценки к происходящему в сцене;

       в) выработать отношение учащихся к тем нравственным нормам, которых придерживается гениальный писатель в изображении мотивированных поступков  персонажей.  


     
Задачи урока:

       - продолжить формирование интереса учащихся к творчеству Л.Н. Толстого, постижению его писательского мастерства;

       - продолжить обучение учащихся методам текстуального анализа текста на примере анализа сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»;

       - продолжить работу по развитию аналитически аргументированной устной речи учащихся, а также продолжить обучение по выявлению психологической мотивации в поступках героев, их жизненных приоритетов;

       - совместно с учащимися раскрыть межпредметные связи, содержащиеся в данной сцене.

     

       План урока:

I. 1.  Проверка домашнего задания [т. 1, ч. 3, гл. 1-2]

        Ответьте на следующие вопросы:

        а) - что думал и что чувствовал Пьер, когда оставался один на один со своей совестью, относительного женитьбы на Элен Курагиной?

        б) - что говорит Л.Н. Толстой о мыслях и сердечных чувствах своего героя, рассматривающего возможность (допустимость) соединения своей жизни с жизнью Элен?

           - чем объясняет автор романа нерешительность Пьера разорвать все связи с Элен?

        в) - проследите по тексту 1-й и начала 2-й главы те события, которые предшествовали сцене «признания» в любви Пьера, и ответьте на вопросы:

            - как автор описывает заговор общества князя Василья и Анны Павловны Шерер против Пьера?

            - перечислите основные этапы в усилиях этого общества, предпринятые им для «сближения» Пьера и Элен.

            - какую характеристику можно дать поведению Пьера и Элен в сцене № 1) «Сентябрьский вечер 1805 года у Анны Павловны Шерер» и в сцене № 2) «Именины Элен Курагиной в ноябре 1805 года» (до сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»)?

II. 1. Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной».

          А) Аналитическое чтение сцены по ролям. Учащиеся читают: а) слова автора, б) слова князя Василия, в) слова старой княгини Алины Курагиной, г) слова Пьера, д) слова Элен.

          Б) выскажите свое мнение: 

            - можно ли считать согласие Пьера на руку Элен добровольным? Почему?

            - какими знаковыми словами в продолжение всей сцены характеризует писатель нравственный облик героев через изображение их лица, манеры поведения, речи:

            1) князя Василия, 2) Элен, 3) Пьера, 4) старой княгини Алины Курагиной, 5) «пожилой дамы»?

            - о чем свидетельствуют эти авторские слова? Выпишите их.

          В) проследите поведение князя Василия на протяжении всей сцены: 

            - укажите основной мотив поведения князя;

.           - прокомментируйте это поведение.

                    Сцена «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»

                                                            (Том 1, ч. 3, гл. 2)

       <<Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.

 — Конечно, c'est un parti très brillant, mais le bonheur, ma chère... [- Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая…]

 — Les Marieiages se font dans les cieux [- Браки совершаются на небесах.], - отвечала пожилая дама.

Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.

— Aline, — сказал он жене, — allez voir ce qu'ils font. [- Алина, посмотри, что они делают.]

Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.

— Всё то же, — отвечала она мужу.

Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно-торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.

— Слава Богу! — сказал он. — Жена мне всё сказала! — Он обнял одной рукой Пьера, другой — дочь. — Друг мой Леля! Я очень, очень рад. — Голос его задрожал. — Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!..

Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом[[3]]. Слезы, действительно, омочили его щеки.

— Княгиня, иди же сюда, — прокричал он.

Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.

«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, — думал Пьер, — поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.

— Элен! — сказал он вслух и остановился.

«Что-то такое особенное говорят в этих случаях», — думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.

— Ах, снимите эти… как эти… — она указывала на очки.

Пьер снял очки, и глаза его сверх общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно-вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением.

«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», — подумал Пьер.

— Je vous aime! [- Я вас люблю!] — сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.

Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы-жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых>>.

     2.  Письменная работа:

        а) - выпишите слова из текста прочитанной сцены, которые относятся к изображению выражения лиц героев: 1) лицо кн. Василя Курагина: а) искреннее, б) притворное; 2) лицо Пьера Безухова; 3) лицо Элен Курагиной. [Кн. Василий: а) лицо его искреннее: «…нахмурился, сморщил рот на сторону , щеки его запрыгали с… неприятным, грубым выражением»; б) лицо притворное: «Лицо князя было так необыкновенно-торжественно…»; Пьер, со слов автора: «… снял очки… глаза его смотрели испуганно-вопросительно». Элен: «Лицо ее поразило Пьера… неприятно-растерянным выражением»].

        б) - ответьте на вопрос: какие чувства, жесты, мимика объединяют лица всех главных участников этой сцены, о чем говорят выражения этих лиц?

         в) - святой апостол Иоанн Богослов говорит в одном их своих посланий так: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1-е послание апостола Иоанна, стихи 4:18). Как вы понимаете эти слова святого ученика Христа? Можно ли этими словами объяснить поведение Пьера в анализируемой сцене?

     3. Дайте развернутый ответ на вопросы: 

        а) - каково значение авторских слов, содержащихся в последнем абзаце сцены: «Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы-жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых»?

        б) - какова роль вводных слов «как говорили», употребленных автором в последнем предложении?

         в) - что именно подчеркивает Толстой, говоря о дальнейших событиях в жизни Пьера, употребляя слова «был обвенчан», а не слово «венчался»?

         г) - о чем говорит то равенство понятий, которое стоит между выражениями  «счастливый обладатель красавицы-жены» и «миллионов»?

         д) - кто и почему из героев говорил и заботился о «большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых»?

         е) – как вы объясняете авторский отказ от создания сцен свадебных торжеств, венчания, медового месяца, которые должны были последовать в жизни Пьера и Элен (ведь в жизни героев произошло «значимое» событие), а ограничился лишь лаконичным замечанием о дальнейшей жизни молодых супругов? О чем говорит такой отказ?   

     4. Подведение итогов анализа сцены, слово учащихся, слово учителя по сделанной работе, выставление оценок учащимся.

III. Домашнее задание.

        1. Принес ли такой брак семейное счастье Пьеру? Почему? Порассуждайте об

этом, приводя в качестве доказательств слова и мысли самого Пьера.

       А) [Пьер об Элен после дуэли с Федором Долоховым: «Что ж было? — спрашивал он сам себя. — Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней, — отвечал внутренний голос. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, — и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании». (Том 2, ч. 1, гл. 6.)]

       Б) [Пьер об Элен после расставания с ней: "Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». (Т.2, ч. 5, гл.I)]

      2. Приведите мнение одного-двух критиков о Элен Безуховой (см. учебник)[4].

     А) [Критик П.Л. Вайль: «По сути дела, в романе только одна безусловная красавица — Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла».]

 Б) [Вот что пишет об Элен Курагиной современник Л.Н. Толстого, Д.И. Писарев: «Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутацией прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином...»]

         3. Прочитайте сцену дуэли Пьера Безухова с Федором Долоховым (т. 2, ч. 1, гл. 4-5) и ответьте на вопросы:

         а) - чем вызвана была эта дуэль?

         б) - как сложились отношения Пьера и Элен после дуэли? Почему? (Т. 2, ч. 1, гл. 6)

         в) - каким образом Пьер выстраивает свою жизнь после разрыва с Элен? Что привело Пьера в масонство? Что вы можете сказать о масонстве? (Т. 2, ч. 2, гл. 1-2)

         г) - можно ли считать, что, вступив в масонскую ложу, Пьер движется по пути «нравственных исканий» и благодаря этому временно преодолевает внутренний кризис? Что по этому поводу говорит автор романа? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст  произведения. (Т.2, ч. 2, гл. 10-11)

         д) - почему Пьер разочаровывается в масонстве? Перечислите основные причины такого разочарования. (Т. 2, ч. 3, гл. 7-10)


[3] В начальных редациях Л.Н. Толстой, очевидно, желая подчеркнуть в этой сцене отрицательные моральные качества князя Василия, наделял его образ еще более неприязненными черточками. Например, в предложении «Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом» последние слова звучали так: «и поцеловал его дурно пахнущим ртом».

[4] Литература 10 класс. Учебник в 2 ч. Лебедев Ю.В. 14-е изд. – М.: 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Бесконечность и Пьер Безухов"

Слайды к уроку "Бесконечность и Пьер Безухов", описывающие основные этапы жизни  героя романа-эпопеи "Война и мир" Пьера Безухова"...

Конспект урока по проблеме формирования национального самосознания :"Толерантен ли Пьер Безухов?"

Цель:  * знакомство с понятием толерантность;             * анализ литературного героя;             * развитие способности к ...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Открытый урок «Опыт прочтения стихотворения К.Д. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени...". Поэтическое мастерство поэта». Евдокимов О.В.

    Поэтическое своеобразие черт символизма, импрессионизма изучаемого стихотворения К.Д. Бальмонта рассматривается в контексте аналитических работ В.Я. Брюсова и В.Н. Орлова, чт...

"О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)

Цель урока.Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой...

Пьер Безухов: "живая душа"

Проверочная работа, презентация к уроку литературы в 10 классе...