Пьер Безухов: "живая душа"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Куренкова Елена Владиславовна

Проверочная работа, презентация к уроку литературы в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовные искания Пьера Безухова

Вариант 1

Задание 1. Прочитайте фрагмент от слов «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти…до слов
« - Ну, для чего вы идете на войну? — спросил Пьер.

  • Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... - Он остановился. - Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!»

Задание 2. Какой прием использует писатель в приведённом фрагменте?

«Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».

Задание 3. Какие еще сведения о жизни Пьера сообщает автор во фрагменте текста, данном в задании 1? Выпишите эти предложения.

Задание 4. Какое качество характера Пьера может довести Анну Павловну до болезни, по мнению Андрея?

Задание 5. Проанализируйте фрагмент (см. задание 2) с точки зрения выразительных средств. Назовите эти средства, приведите примеры.

Задание 6. Почему Пьер не хочет «поступить в военную службу»?

Задание 7. Какое важное событие ожидает Пьера впереди?

Задание 8. По мнению литературоведа М. Б. Храпченко: «Толстой ведет своих героев через непрерывный ряд увлечений... Увлечения эти часто приносят с собой горькие разочарования. «Значительное» нередко оказывается ничтожным, не имеющим подлинно человеческой ценности». В каком своем увлечении Пьер пришел к «горькому разочарованию»? Дайте развернутый ответ (7-8 предложений).

Духовные искания Пьера Безухова

Вариант 2

Задание 1. Прочтите фрагмент текста и выполните задания.

От слов «Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой…» до слов «-        Знаете что, - сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, - серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.

-        Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?

-        Честное слово!..»

Задание 2. К какому литературному роду можно отнести роман-эпопею «Война и мир»?

Задание 3. Что удивило Пьера в неожиданном монологе Андрея?

Задание 4. Как относился Пьер к князю Андрею Болконскому? Выпишите предложения.

Задание 5. Проанализируйте приведённый фрагмент с точки зрения выразительных средств. Назовите эти средства, приведите примеры.

«… - Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.

«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием - силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он все читал, все знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу».

Задание 6. Какую жизнь вел Пьер в Петербурге? Выпишите эти предложения.

Задание 7. Сдержал ли Пьер слово?

Задание 8. Д. И. Писарев отмечал: «Роман «Война и мир» представляет нам целый букет разнообразно и превосходно отделанных характеров, мужских и женских, старых и молодых. Особенно богат выбор мужских характеров». Можно ли отнести образ Пьера Безухова к «превосходно отделанным характерам»? Дайте развернутый ответ (7-8 предложений).

Духовные искания Пьера Безухова

Вариант 3

Задание 1. Прочтите фрагмент текста «Пьер у Анатоля Курагина» и выполните задания.

От слов «Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел от своего друга…» до слов «…- Едем, - закричал Пьер, - едем!... И Мишку с собой берем...

И он ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате…»

Задание 2. О каком качестве характера Пьера Безухова рассказывает писатель в приведённом ниже фрагменте?

Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру.
Он поехал к Курагину.

Задание 3. Как в дальнейшем складываются отношения Пьера с Анатолем Курагиным?

Задание 4. Как в дальнейшем складываются отношения Пьера с Долоховым?

Задание 5. Проанализируйте выделенный фрагмент с точки зрения выразительных средств. Назовите эти средства, приведите примеры.

Задание 6. О каком происшествии с мишкой гудел Петербург на следующий день? Какое наказание было применено к Пьеру?

Задание 7. Как Пьер в дальнейшем относился к этому периоду своей жизни? Какие еще поступки он отнес к своим «жизненным ошибкам»?

Задание 8. Д. И. Писарев отмечал, что «Война и мир» - «образцовое произведение по части патологии русского общества». Какие черты «патологии русского общества» отразились в данном фрагменте?
Дайте развернутый ответ (7-8 предложений).

Духовные искания Пьера Безухова

Вариант 4

Задание 1. Прочитайте фрагмент текста «Подозрения Пьера, Пьер вызывает Долохова на дуэль, дуэль» и выполните задания.

Задание 2. Выпишите всех действующих лиц, сгруппируйте их по принципу: главные, второстепенные, эпизодические.

Задание 3. С чем были связаны изменения, которые произошли в душе Пьера? Какие сомнения его терзали? Выпишите это предложение.

Задание 4. Почему Долохов, которого считали любовником Элен, жил в доме Пьера Безухова?

Задание 5. Какие поступки Долохова спровоцировали Пьера вызвать его на дуэль?

Задание 6. Какие чувства вызывала у Пьера дуэль? Почему его посещали эти мысли?

Задание 7. Кратко опишите последствия дуэли для Пьера Безухова и Долохова.

Задание 8. По мнению литературоведа М. Б. Храпченко: «Толстой ведет своих героев через непрерывный ряд увлечений... Увлечения эти часто приносят с собой горькие разочарования. «Значительное» нередко оказывается ничтожным, не имеющим подлинно человеческой ценности». О каких увлечениях Пьера рассказывает Толстой в романе? Что из «значительного» оказалось впоследствии «ничтожным»?

Духовные искания Пьера Безухова

Вариант 5

Задание 1. Прочитайте фрагмент текста  «После дуэли» и выполните задания.

Задание 2. Что нового Вы узнали о дуэли из данного фрагмента?

Задание 3. Как Наташа относилась к Долохову? Выпишите, что особенно ее раздражало.

Задание 4. Какие отношения связывали Николая Ростова и Соню? Почему Николай понимал, что не сможет жениться на Соне? Кто стал прообразом Сони в романе?

Задание 5. Какие приемы использует писатель, раскрывая образ Федора Долохова? Приведите примеры из текста.

Задание 6. Литературовед В. И. Кулешов писал о Наташе Ростовой: «Непосредственность не раз ставила ее на край гибели». В каких эпизодах романа это отражено?

Задание 7. К какому литературному жанру относится данное произведение? В чем особенности данного жанра?

Задание 8. Какова роль Наташи Ростовой в финале романа?

Духовные искания Пьера Безухова

Вариант 6

Задание 1. Прочитайте фрагмент и выполните задания.

От слов «Два месяца тому назад Пьер, уже гостя у Ростовых, получил письмо от князя Федора, призывавшего его в Петербург…» до слов «В первом случае надо было отказаться от сознания несуществующей неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение; в настоящем случае — точно так же необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую нами зависимость...»

Задание 2. Что Вы знаете об истории создания романа-эпопеи «Война и мир»?

Задание 3. В эпилоге находим: «...для обсуждения важных вопросов, занимавших в Петербурге членов одного общества, которого Пьер был одним из главных основателей». Что это было за общество? Как это перекликается с первоначальным замыслом романа?

Задание 4. В приведённом фрагменте найдите выразительные средства. Выпишите примеры.

«Прочтя это письмо, Наташа, как она читала все письма мужа, несмотря на всю тяжесть для нее отсутствия мужа, сама предложила ему ехать в Петербург. Всему, что было умственным, отвлеченным делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехой в этой деятельности ее мужа. На робкий, вопросительный взгляд Пьера после прочтения письма она отвечала просьбой, чтобы он ехал, но только опре-

делил бы ей верно время возвращения. И отпуск был дан на четыре недели.

С того времени, как вышел срок отпуска Пьера, две недели тому назад, Наташа находилась в неперестававшем состоянии страха, грусти и раздражения».

Задание 5. Какую проблему раскрывает Толстой в эпилоге романа-эпопеи «Война и мир»?

Задание 6. Исследователь Н. Чирков считает: «Заглавие романа Толстого заключает в себе два момента - момент войны и момент мира. Обращаясь к внешнему строению романа, мы констатируем более или менее равномерное распределение мирных и военных сцен между томами, частями, главами». Какими сценами заканчивается роман? Имеет ли это какое-то значение? Аргументируйте свой ответ.

Задание 7. Все герои романа Толстого заняты поиском смысла жизни. В чем нашел смысл жизни Пьер? Как Вы понимаете мысль писателя о «необходимости отказаться от несуществующей свободы и признать не ощущаемую нами зависимость». Можно ли считать это высказывание идеей романа-
эпопеи? Аргументируйте свой ответ.

Задание 8. «Война и мир» не исторический роман, а роман-эпопея потому, что персонажи этого произведения, верные действительности своего времени, в то же время выходят из сферы своего времени, становятся современниками любой эпохи, собеседниками человечества». (А. В. Чичерин) Можно ли согласиться с утверждением, что герои «выходят из сферы своего времени», что они наши «современники»? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л. Н. Толстой «Война и мир» Путь Пьера Безухова: живая душа

Слайд 2

«Декабристы» Пётр Лабазов возвращается в Москву

Слайд 3

1805 г. (экспозиция) Салон А.П. Шерер : Слова о мире Наполеон для Пьера (решительности) Неучтивости: тётка (пробурлил); ребёнок в игрушечной лавке; очки  нужен поводырь (Друбецкая, князь Василий, масоны…)

Слайд 5

Ошибки Пьера Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

Слайд 6

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...» Смерть отца (3 княжны, князь Василий, Анна Михайловна) – все ждут Женитьба на Helene ?! ( je t'aime )

Слайд 7

Элен & Пьер Почему? Фамильная черта? Сцена в клубе: «за красивых женщин и их любовников!»

Слайд 8

Сцена дуэли

Слайд 9

Масонство 1808 год знакомство с Осипом Алексеевичем Баздеевым ; "невольно стал во главе петербургского масонства"

Слайд 10

Разговор с Наташей

Слайд 11

Накануне 1812 года Наташа и князь Андрей (разрыв); Пьер (странные вычисления) Петя Ростов + Соня

Слайд 12

Бородино Приняв близко к сердцу события войны, Пьер отправляется на Бородинское поле наблюдать за сражением. Он видит единение защитников Москвы, желающих «навалиться» на врага «всем народом». Именно на Бородинском поле Пьер впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя. Остране́ние

Слайд 13

МЕЧТА – убить Наполеона! В опустевшей и горящей Москве, где герой остается, чтобы убить злейшего врага своего и человечества, Наполеона, он становится свидетелем многих ужасов войны; пытаясь по возможности помогать людям (защищает женщину, спасает из огня ребенка), попадает в плен как «поджигатель». После расстрела пленных Пьер теряет веру в жизнь и в бога.

Слайд 14

плен В плену для Пьера открывается новый мир и новый смысл существования: он осознает невозможность пленения не тела, но живой, бессмертной души человека.

Слайд 15

Платон Каратаев встречается с Платоном Каратаевым, в результате общения с которым постигает народное мироощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Настоящее сближение с народом происходит у героя именно в плену, когда он меньше всего об этом думает, но оказывается поставленным судьбой в общее со всем народом положение.

Слайд 16

Платон Каратаев - это олицетворение лучших качеств простого русского народа : малограмотного, но добродушного.

Слайд 17

Эпилог Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.

Слайд 18

Домашнее задание: Наташа Ростова (к среде) – именины, ночь в Отрадном, первый бал, встреча с Анатолем, после болезни, отъезд из Москвы, встреча в Мытищах Индивидуальные задания: Масоны – Слипуха Н. Народ в романе - Малиновский А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

Викторина к сказке Ш.Пьеро "Кот в сапогах" 2 класс

Викторина к сказке Ш.Пьеро "Кот в сапогах" 2 класс...

Методическая разработка урока "Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова"

Урок может быть использован на уроках литературы в 10 классе...

Интегрированный урок по литературе и ИКТ «Путь исканий Пьера Безухова».

Меня давно интересовал вопрос: Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТПочему же я пришла к нему? Во-первых, желание познать возможности компьютера и прим...

"Рождение Пьеро". (Жизнь и творчество Александра Вертинского) Литературная гостиная

Литературная гостиная расскажет о величайшем гении начала XX века. Всем, кто заинтересован в совершенстве своей души читать обязательно и слушать его творчество. Прозвучат стихи, песни Александра Верт...

Презентация к уроку "Бесконечность и Пьер Безухов"

Слайды к уроку "Бесконечность и Пьер Безухов", описывающие основные этапы жизни  героя романа-эпопеи "Война и мир" Пьера Безухова"...