Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

 

Задачи  урока :

1)    образовательные:

- формирование  умений оценки  и  анализа  художественного  произведения;

-формирование  умения  свободно высказывать  свое  суждение  о  прочитанном  тексте , аргументировать свой  ответ ;

-овладение  выразительными  средствами русского  литературного языка, совершенствование  речи учащихся;

- интеграция  уроков информатики (создание  киновикторины по роману Л.Н. Толстого « Война и мир» )  и  литературы.

2) развивающие:

- развитие эмоционального восприятия  учащихся, активизация художественно – эстетических  потребностей  детей, развитие  литературного вкуса;

3) воспитательные:

        - воспитание  высоких  нравственных  чувств  у  учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым.                      10 класс.

Задачи  урока :

  1. образовательные:

- формирование  умений оценки  и  анализа  художественного  произведения;

-формирование  умения  свободно высказывать  свое  суждение  о  прочитанном  тексте , аргументировать свой  ответ ;

-овладение  выразительными  средствами русского  литературного языка, совершенствование  речи учащихся;

- интеграция  уроков информатики (создание  киновикторины по роману Л.Н. Толстого « Война и мир» )  и  литературы.

2) развивающие:

- развитие эмоционального восприятия  учащихся, активизация художественно – эстетических  потребностей  детей, развитие  литературного вкуса;

3) воспитательные:

- воспитание  высоких  нравственных  чувств  у  учащихся.

Оборудование: ноутбук ,экран , проектор, музыкальный центр, CD – диск Л.В.Бетховен ( классическая музыка) , фотографии   Л.Н. Толстого, иллюстрации  к  роману ,столик , скатерть,               свечи ,подсвечники, раздаточный  материал на  каждого  ученика ,CD-диск  с  киновикториной.

Подготовительная  работа  к  уроку : группа  учащихся  под  руководством  учителя  создает   киновикторину  по  роману  Л.Н.Толстого.

Основой  для  викторины  служит  художественный  фильм   С. Бондарчука « Война  и  мир».

                      Ход  урока   

Деятельность учителя  и учащихся

1.Организационный  момент – 1 минута.

2.Вступительное  слово  учителя -  5  минут.

А.) « Одно  из  самых  обычных распространенных суеверий   то, что каждый  человек имеет  одни  свои определенные свойства,что бывает человек добрый,злой,умный,глупый,энергичный,апатичный и т.д.,- пишет Л. Толстой  в  романе  « Воскресенье». – Люди  не  бывают  такими. А  мы  всегда  так  делим людей. И это не верно. Люди  как  реки:  вода  во  всех  одинаковая  и везде  одна  и та же ,но  каждая  река  бывает  то узкая,  то быстрая ,то широкая,то  тихая, то чистая , то холодная ,то мутная,то теплая. Так  и  люди. Каждый  человек носит  в себе зачатки всех  свойств людских   и  иногда  проявляет одни, иногда  другие  и  бывает часто совсем не похож на  себя , оставаясь все между  тем одним  и  самим  собою».

«Как  бы  хорошо  написать  художественное  произведение , в котором бы  ясно  высказать текучесть человека, то, что он один и тот же , то злой , то ангел ,то мудрец ,то идиот, то силач , то бессильнейшее  существо ».( Л.Н.Толстой).

« Текучесть человека» , способность его  к крутым и решительным переменам  находится в центре внимания Толстого. Ведь  важнейший  мотив  биографии  и  творчества  писателя – движение  к  нравственной   высоте , самоусовершенствование.

Отсюда  понятен пристальный  интерес  Толстого к  «диалектике  души»  и  «диалектике  характера»  человека.  Ведущим  мотивом  его творчества  станет  испытание  героя  на  изменчивость. Способность  человека  обновляться , подвижность  и  гибкость  его  духовного  мира , его  психики  являются  для  Толстого показателем  нравственной  чуткости , одаренности и жизнеспособности.

Посмотрим , как же  меняются  духовные  и  нравственные  идеалы  главных  героев романа Л.Н. Толстого « Война  и мир» Андрея  Болконского  и  Пьера Безухова ,как  « текут» эти герои.

Б.) Объявление  темы  урока.

На  партах  у  каждого  ученика лежат  листки с цитатами Л.Н.Толстого (раздаточный материал).

На  экране  изображаются  цитаты  Л.Н.Толстого.

Презентация  урока.

3.Киновикторина  по  фильму С.Ф.Бондарчука « Война и  мир»  - 10 минут.

- Какие  эпизоды  являются поворотными в судьбах  героев ?

Эпизод 1 – А. Болконский  идет  на  войну  1805 г.

Эпизод 2 -  П. Безухов -  наследник  миллионов.

Эпизод 4 – П. Безухов женится  на Элен.

Эпизод 5 -  А. Болконский .Аустерлицкое  сражение. Ранение.

Эпизод 6 – А. Болконский. Наблюдение  за  дубом.

Эпизод 7 – Наташа -  невеста  А.Болконского.

Эпизод 8 – Пьер  в плену.  Встреча  с  Платоном  Каратаевым. 1812г.

Эпизод 9 – Пьер  и  Наташа.  Любовь.

 Просмотр  киновикторины.Вопрос учитель задает до просмотра.

4.Проверка  домашнего  задания  и беседа  по теме урока  -  20 минут.

А.) – Какие  эпизоды  из  жизни героев  были показаны  в  викторине ?

- Давайте  проверим  ваше  домашнее задание.

-  Какие  эпизоды  жизни  героев , по  вашему мнению, меняли  жизненные  взгляды  героев и  как  менялись  эти  взгляды ?

                    1  вариант – Пьер  Безухов

  1. Пьер  в  петербургском  салоне  А. П. Шерер (незаконный  сын  графа  Безухова ).
  2. Смерть отца – законный  наследник  миллионов.
  3. Женитьба  на  Элен.
  4. Разочарование  в семейной  жизни – разрыв  с  Элен.
  5. Увлечение  масонством – попытка  обрести веру.
  6. Поездка  в  южные  имения – улучшение  жизни  крестьян.
  7. Любовь  к  Наташе.
  8. Война  1812 года – «сопряжение»  своей  жизни  с  жизнью  народа – « наш  барин».
  9. Плен – Платон  Каратаев : обретение  высшего  счастья  , истинной  веры.
  10. Женитьба  на  Наташе.                                                                                      

                        2  вариант – Андрей Болконский

  1. Разочарование  в  светской  и  семейной  жизни.
  2. Война  1812  года -  желание  славы.
  3. Ранение  под  Аустерлицем – « вечное  небо , покой».
  4. Богучарово – изменение  положения  крестьян , спор  с  Безуховым  о  смысле  жизни.
  5. Попытка  служить  государству ( Аракчеев , Сперанский).
  6. Влюбленность  в Наташу  - желание  жениться.
  7.  Разрыв  с  Наташей.
  8. Война  1812 года – «наш  князь» - единение с  народом.
  9. Ранение  на  Бородинском  поле – прощение  Анатоля, любовь  к  миру , слияние  с  Богом.

Б)  Обобщающие  вопросы  по  теме.

- Чем  близки  и  чем  далеки друг  от  друга  Андрей Болконский  и  Пьер  Безухов ? ( А.Болконский  олицетворяет  « ум  ума », а  П. Безухов – «ум  сердца». Оба  героя  ищут  смысл  жизни, приходят  к  Богу и  к  народному  началу.)

-Как  изменялся  характер  князя  Андрея от  Аустерлица  до  Бородинского  сражения ? (Поворотные события  в  жизни  Андрея  переживаются  им  как  кризисы  и  связаны  с  «разоблачением  ложности»  предыдущего  идеала. Желание  славы , «наполеоновская  идея», безбожие  сменяются  любовью  к  миру ,всепрощением, любовью  к  Богу , слиянием  с  миром.)

- Почему  трагически  обречена  любовь  Наташи  к князю Андрею ? ( Для  Наташи  князь – загадочный ,  таинственный  человек. Она  влюблена , но  не  по – ростовски , в  ее  отношениях  с  Андреем  нет  желаемой  полноты , нет  взаимного  понимания , для  Андрея  Наташа  тоже  загадка, полное  непонимание  ее  он  обнаружил  , когда отложил  свадьбу  на  год. Простота, доверчивость, демократизм – все  эти  качества  не  под  силу  его  характеру.)

- Случайно  ли  погибает в  1812 году  князь  Андрей ,  Пьер выносится  в  жизнь  войною ? (Известно , что  в первоначальном  замысле  романа Толстой  собирался  убить  на  Аустерлицком  поле блестящего  молодого  человека. Толстой  ведет героя  к  смерти  в  расцвете  сил и лет  с самого  начала  романа , т.к. Болконский болен  «наполеоновской  идеей»  и  безбожен , а Пьер  Безухов – это «взрослый ребенок», он перетекает  из  одного внешнего  состояния  и  сердечного  настроя  в  другой, это , по  замыслу  Толстого, и  есть  естественный  путь жизни.)

- Какую  роль  в  судьбе  Пьера  играет  его  участие  в  Бородинском  сражении  и  общение  с  Платоном  Каратаевым ? ( Пьер  обрел  на  Бородинском  поле  новое  чувство «сопряжения»  своей жизни  с  жизнью  народа , лишения  в  плену  и  общение  с  Платоном  Каратаевым приводят  Пьера  к  «роевому  началу и  Богу», «…Бог вот он ,  тут, везде».)

-Чем  каратаевская  любовь к жизни  отличается от любви  князя  Андрея ? ( Отсутствие  личного, индивидуального  в  Каратаеве  направлено  в  сторону  земли  , а не  неба,  в сторону  жизни  , не смерти. Каратаев живет  в  полном  согласии со  всем  конкретным, индивидуальным, земным. Он  не  отрицает его ,а полностью  с  ним  сливается, индивидуальность  Каратаева сливается  с  миром.  Каратаев – символическое  воплощение мирных, охранительных  свойств  коренного  крестьянского характера. Любовь  князя  Андрея -  это  идеальная  любовь  ко  всем  людям  , холодноватая и  внеземная. Как  только  такая  любовь  проникает  в  него, князь   чувствует отрешенность  от  жизни, освобождение  и  удаление  от  нее. Земля  , к  которой страстно  потянулся  князь Андрей  в роковую  минуту ,так  и  не  далась ему  в  руки, уплыла  , оставив  в душе недоумение, восторжествовало  величественное , отрешенное  от  мира  небо.)

В) Слово  учителя.

Духовные  и нравственные  идеалы  найдены  главными  героями, цели  определены. Давайте  послушаем заключительные  слова  князя  Андрея и Пьера Безухова.

Беседа  по  роману  с  пересказом  эпизодов  и  кратким  комментарием.

Передача  содержания  текста  учащимся  как  способ  аргументации.

Оценка  и анализ  художественного  произведения, свободное  высказывание  суждений  о  прочитанном  тексте учащимися.

5.Монологическое  чтение  отрывков  из  романа – 10  минут.

Задание  учащимся : во  время  чтения  отрывков  выписать  ключевые  слова  на  листок  в  две  колонки. У  каждого  ученика  на  парте – раздаточный  материал.

Князь  Андрей.

Князь  Андрей  не  только  знал  , что  он  умрет, но  он  чувствовал , что он  умирает, что  он  уже  умер наполовину. Он  испытывал  сознание  отчужденности  от  всего  земного  и  радостной  и  странной  легкости бытия.

Прежде  он  боялся  конца.  Он  два  раза  испытал  это  страшное  мучительное  чувство  страха  смерти ,  конца, и  теперь  уже  не  понимал  его.

Первый  раз он  испытал  это  чувство  тогда , когда  граната  волчком  вертелась  перед  ним  и  он  смотрел на  жнивье, на  кусты , на  небо  и знал ,что  перед  ним  была  смерть. Когда  он  очнулся  после  раны  и  в  душе его ,  мгновенно, как  бы освобожденной  от  удерживавшего  его  гнета  жизни  распустился  этот  цветок  любви , вечной , свободной, не  зависящей  от  этой  жизни, он  уже  не  боялся  смерти  и  не  думал  о  ней.

Чем  больше  он , в те  часы  страдальческого  уединения  и  полубреда, которые он  провел  после  своей  раны, вдумывался  в  новое, открытое ему  начало  вечной  любви , тем  более  он, сам  не  чувствуя  того,  отрекался  от  земной  жизни.. Все, всех  любить ,  всегда жертвовать  собой для  любви, значило  никого  не  любить, значило не  жить этою  земною  жизнию. И  чем  больше  он  проникался  этим  началом любви , тем  больше  он  отрекался  от жизни  и  тем  совершеннее  уничтожал  ту  страшную  преграду, которая  без  любви  стоит  между  жизнью  и смертью. Когда  он , это  первое  время, вспоминал  о  том,  что  ему  надо  было  умереть,  он говорил  себе : ну что ж ,  тем  лучше.

Любовь?  Что  такое  любовь? – думал  он.- Любовь  мешает  смерти. Любовь есть  жизнь. Все, все , что я  понимаю, я  понимаю  только  потому , что  люблю. Все  есть, все  существует  только  потому, что  я люблю. Все  связано  одною ею. Любовь  есть  Бог, и  умереть – значит  мне  . частице  любви, вернуться  к  общему  и  вечному  источнику.

Да,  это  была  смерть. Я  умер -  я проснулся. Да,  смерть -  пробуждение !

Пьер  Безухов

То самое , чем  он  прежде  мучился , чего  он  искал  постоянно, цели жизни, теперь  для  него  не  существовало. Эта  искомая цель  жизни теперь не  случайно  не  существовала для него  только  в  настоящую  минуту , но  он  чувствовал ,что  ее нет и  не  может  быть. И  это-то отсутствие  цели давало  ему то  полное , радостное сознание  свободы, которое  в  это  время составляло  его  счастие.

Он не мог иметь цели, потому что он  теперь  имел  веру -  не  веру  в  какие –нибудь правила, или  слова, или  мысли, но  веру в  живого  всегда   ощущаемого Бога. Прежде  он  искал  его  в  целях, которые он  ставил  себе. Это  искание  цели  было  искание  Бога ; и  вдруг  он  узнал  в  своем  плену  не словами ,не  рассуждениями  ,но  непосредственным  чувством  то , что  ему  давно  уж  говорила  нянюшка: что  Бог вот  он, тут , везде.

Он  испытал  чувство  человека ,нашедшего  искомое  у  себя  под  ногами, тогда как он  напрягал  зрение , глядя  далеко  от  себя.  Он  всю  жизнь  свою  смотрел  туда  куда – то, поверх  голов  окружающих  людей, а  надо  было  не  напрягать  глаз, а  только  смотреть  перед  собой.

Теперь  же  он  выучился  видеть  великое, вечное  и  бесконечное  во  всем, и  потому естественно, чтобы  видеть  его, чтобы  наслаждаться  его  созерцанием, он  бросил  трубу , в   которую  смотрел  до сих  пор  через  головы  людей , и  радостно  созерцал  вокруг  себя  вечно  изменяющуюся, вечно  великую, непостижимую  и  бесконечную жизнь. И  чем  ближе  он  смотрел, тем  больше  он  был  спокоен  и  счастлив. Прежде  разрушавший  все  его  умственные  постройки  страшный  вопрос :  зачем? теперь  для  него  не  существовал. Теперь  на  этот  вопрос  - зачем ? в  душе  его  всегда  готов  был  простой  ответ: затем , что  есть Бог , тот  Бог , без  воли  которого не спадет  волос  с  головы  человека.

                               Ключевые  слова

Андрей  Болконский                Пьер Безухов

Вечная  любовь                                  Цель жизни

Всех  любить                                       Свобода

Любовь  мешает  смерти                 Счастье

Любовь -  жизнь                                 Вера

Любовь -  Бог                                      Живой  Бог

Вечный  источник                              Непосредственное  чувство

Смерть -  пробуждение                    Бог велик, бесконечен    

                                                                 непостижим

                                                        Непостижимая, бесконечная                                                                                                                                                               жизнь

Художественное  чтение  под  музыку Л. Бетховена («Леонора» №3,увертюра, ор.72а, симфония 35,до  минор:Andante)

В  ходе  прослушивания  текстов  учащиеся  выписывают  ключевые  слова.

Учащие  ,читающие  текст , подходят  к  столику , зажигают  две  свечи, первый       ( Андрей  Болконский ) после  прочтения  гасит  свою  свечу, второй                  ( Пьер  Безухов) оставляет  свечу горящей.

Потушенная  свеча – символ  смерти.

Горящая  свеча – символ  жизни.

6.Итог  урока  и  домашнее  задание -  2  минуты.

Домашнее  задание  -  сочинение- размышление : « В чем смысл  жизни человека?».

 7.Организационный  конец  урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов". 10 класс. Конспект урока и презентация.

Урок литературы в 10 классе "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов"". Конспект урока и презентация. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Приложение №1 - тест к уроку. Тест нужно распечатать. Прилож...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе

              Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина                            ...

Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна

Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к пр...

Урок 5 класс алтайская литература Д.Каинчин "Куранак ла Кызычак"

Данный материал предназнчена для учителя алтайской литературы...