Урок литературы "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов". 10 класс. Конспект урока и презентация.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Ушакова Ольга Андреевна

Урок литературы в 10 классе "Музыка в романе И.А.Гончарова "Обломов"". Конспект урока и презентация. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Приложение №1 - тест к уроку. Тест нужно распечатать. Приложение №2 - работы учащихся.
.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока. Литература. 10 класс

Ушакова Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицея № 488 Выборгского района Санкт-Петербурга

__________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Роль музыки в романе И.А.Гончарова «Обломов»

(урок рассчитан на 2 часа) 

                                                                                                                         

Цели:

  • показать роль музыки в анализе романа «Обломов»
  • развивать у учащихся умение внимательно читать и анализировать текст
  • совершенствовать устную и письменную речь учащихся, формировать умение писать ответы на вопросы  в формате С1 и С2 ЕГЭ по литературе

Оборудование урока: презентация, проектор, запись арии «Castа diva» из оперы В.Беллини «Норма» в исполнении Марии Каллас.

Перед уроком учащиеся получили индивидуальные и групповые задания:

 - подготовить чтение по ролям эпизода «Пение Ольги» (ч. 2, гл. 5);

 - подготовить сообщение о композиторе В.Беллини и опере «Норма»;

 - подготовить ответ на вопрос «Как развивается музыкальная тема в романе «Обломов».

Ход урока. (Этапы урока и задания отражены в презентации).

1 слайд: И.А.Гончаров. «Обломов».

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим чтение романа И.А.Гончарова «Обломов». Тему урока сформулируем позже. А сейчас я прошу вас выполнить задание.

2 слайд. Какие слова (5 – 7 существительных) определяют содержание I и IV частей романа? Запишите их в таблицу.

2 слайд. Таблица.

Учитель: проверим задание, допишите в свои таблицы слова, предложенные одноклассниками.

Вариант учителя (по щелчку).

3 слайд. Какие слова (5 – 7 существительных) определяют содержание II и III частей романа? Запишите их в тетради.

Учитель: проверим задание, допишите в свои таблицы слова, предложенные одноклассниками.

Вариант учителя (по щелчку).

4 слайд. Учитель: рассмотрите иллюстрации. Как они связаны с сюжетом романа?

Ответы учащихся.

5 слайд. Какой вывод можно сделать, сравнив ключевые слова. Запишите их в тетради.

Учащиеся читают выводы, дописывают понравившиеся мысли.

Вариант учителя (по щелчку).

6 слайд. Ещё раз прочитайте ключевые слова и найдите два слова, которые определили изменения в жизни Обломова.

Ответы учащихся.

На слайде слова: музыка и любовь (по щелчку).

Запишем тему урока: «Роль музыки в жизни Обломова».

7 слайд. Сформулируем проблемный вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока.

Какую роль в жизни Обломова сыграла музыка?

8 слайд. Какой эпизод является ключевым во второй части романа?

«Пение Ольги» (ч. II, гл. 5).

Вопросы перед чтением (по щелчку).

  • Каким вы увидели Обломова в этом эпизоде?
  • Что нового открыли в герое? Что можно сказать о человеке, который любит такую музыку?
  • Какие средства художественной выразительности использует Гончаров, чтобы передать состояние Обломова?

Чтение эпизода по ролям заранее подготовленными учащимися.

Ученики записывают ответы на вопросы. Обсуждение ответов. Редактирование записей в тетрадях.

Учитель.  Какая музыка так взволновала Обломова?

9 слайд. Портрет  В.Беллини.

Сообщение ученика, заранее получившего индивидуальное задание, о композиторе В.Беллини и содержании оперы «Норма».

Учитель. Сейчас вы услышите арию «Casta diva», которую так любил Обломов, в исполнении знаменитой певицы Марии Каллас.

10 слайд. Задание перед прослушиванием.

  • Что вы почувствовали, когда слушали музыку?
  • Попробуйте определить, как меняется характер арии?
  • Запишите ответы.

Слушаем музыку.

11 слайд. Фотография Марии Каллас в роли Нормы, текст арии «Casta diva». (Музыка воспроизводится по щелчку).

После прослушивания ученики отвечают на вопросы (см. слайд №10), делятся своими впечатлениями и наблюдениями.

Учитель. Как развивается музыкальная тема в романе? Слушаем сообщение.

Сообщение ученика, заранее получившего индивидуальное задание.

12 слайд. Учитель. Итогом нашего урока будет письменная  работа в формате задания С1 ЕГЭ по литературе. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 – 10 предложений.

Какую роль в жизни Обломова сыграла музыка?    

На работу отводится 20 минут.

Чтение и обсуждение работ. Редактирование.

Учитель. Сейчас вы выполните тест по материалам урока.

Тест распечатать и раздать ученикам.

13 -20 слайды. Проверка теста (по щелчку на слайде выделяется правильный ответ).

Подведение итогов урока.

Что нового вы открыли на уроке?

Что поняли?

Чему научились?

21 слайд. Домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Напишите связный ответ в объёме 5 – 10 предложений. (Задание в формате С2 ЕГЭ по литературе).

 В каких произведениях русской литературы звучат музыка? Какую смысловую роль она играет?

2. Напишите связный ответ в объёме 5 – 10 предложений.

Как раскрывается характер Обломова во II и III частях романа?

Учитель. Большое спасибо за работу на уроке. До свидания.

Приложение 1

Тест

1. В какой части романа происходит встреча Обломова с Ольгой?

  1. В первой
  2. Во второй
  3. В третьей

2. Какое из описаний характеризует состояние влюблённого Обломова?

  1. И у него не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он ни зла, ни добра, что празден он и не живёт, а прозябает.
  2. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.
  3. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу появлялись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение.

3. Какой этап жизни Обломова можно назвать «пробуждением»?

  1. Женитьба на Агафье Пшеницыной.
  2. Рождение сына

      3.   Любовь к Ольге

4. Ария из какой оперы упоминается на страницах романа? («Не могу    равнодушно вспомнить Casta diva,- сказал он, пропев начало каватины,- как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!..»).

  1. «Норма»
  2. «Сомнамбула»
  3. «Пуритане» 

5. Кто автор этой оперы?

  1. Дж. Россини
  2. В.Беллини
  3. Дж. Пуччини

6. О каком периоде жизни Обломова идёт речь в следующем отрывке?

«На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче. С халатом он простился давно и велел его спрятать шкаф».

  1. Жизнь с Агафьей Матвеевной
  2. Любовь к Ольге
  3. Жизнь в Обломовке

7. Какое событие произвело на Обломова столь сильное впечатление:

 «Он не спал всю ночь: грустный, задумчивый проходил он взад и вперёд по комнате; на заре ушёл из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает что чувствуя, о чём думая…»?

  1. Пение Ольги
  2. Встреча с Агафьей Матвеевной
  3. Расставание с Ольгой

8. В чьём исполнении мы слушали арию Casta diva?

  1. Монсеррат Кабалье
  2. Марии Каллас
  3. Анны Нетребко

Приложение 2. Письменные работы учащихся на тему: «Какую роль в жизни Обломова сыграла музыка?»

1. Описывая портрет Обломова в первой главе романа, И.А.Гончаров обращает внимание читателя на то, что в облике Обломова светилась душа. «О какой душевной работе можно говорить, - подумала я, - если человек целыми днями лежит на диване и не расстаётся с халатом?»

    Понять душу Обломова помогает музыка, ария «Casta diva» - музыкальный лейтмотив романа. С каким чувством говорит Обломов о свое любимой арии: « Как выплакивает душу эта женщина!» Обратите внимание: не поёт, а «выплакивает».

    А как Илья Ильич слушает эту арию в исполнении Ольги Ильинской! Только «Ах!» вырывается из его груди, но не потому что ему нечего сказать, а потому что чувства переполняют его. Это короткое «Ах!» красноречивее любого пространного комплимента.

    Музыка помогает читателю понять истинную суть Обломова, Обломову -  измениться, полюбить, снять халат, начать новую жизнь. Но это продолжалось недолго. Пока была любовь, звучала музыка, ушла любовь – замолкла музыка, герой погрузился в прежнее сонное существование.

                                                                                                                     Люстибер Анна, 10 в.

2. Музыкальная тема в романе «Обломов» возникает ещё до встречи Ильи Ильича с Ольгой Ильинской (разговор Обломова со Штольцем об идеале семейной жизни), проходит через их любовь и завершается, когда любовь уходит.

    Пение Ольги пробудило в Обломове любовь и страсть. Более того, он сумел побороть лень, сон снял столь любимый халат… но ненадолго, всего на несколько месяцев.

После расставания с Ольгой Обломов больше не услышит свою любимую арию, опять наденет халат. Уйдет любовь, уйдёт и музыка.

    Музыка в жизни Обломова сыграла большую роль. Она позволила ему узнать новую сторону жизни – любовь, а читателю по-новому взглянуть на Обломова, открыть его душу.

                                                                                                                     Лапенков Артур, 10 в.          

 

3. Описывая  идеал семейной жизни, Обломов говорит Штольцу о той женщине, которую видит рядом, нежной, доброй, заботливой, любящей музыку. Она прекрасно поёт арию «Casta diva», которая так волнует Илью Ильича.

    Пение Ольги Ильинской потрясло Обломова, он впервые в жизни испытал столь сильное чувство. Именно музыка заставила Обломова встать с дивана, снять халат, полюбить, начать по-настоящему жить. Ольга соответствовала идеалу Обломова, но только с одной, поэтической стороны. Ильинская – натура страстная, деятельная, её никак не может удовлетворить жизнь в Обломовке, а Илья Ильич хочет совместить быт и поэзию. Наверное, в этом причина их расставания.

    Пока звучит музыка, живёт и любовь – новое, незнакомое Обломову чувство, которое перевернуло его жизнь, нарушило покой. Но любовь к халату оказалась сильнее, чем любовь к женщине. В итоге Илья Ильич возвратился к привычному существованию. Но, мне кажется, что в его душе навсегда останется отпечаток светлого чувства, пробуждённого музыкой.

                                                                                                                Виноградова Елена, 10 в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса. Тема урока: «Баскетбол»

Закрепление технических приёмов игры в баскетбол. Основной метод - круговая тренировка....

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...


 

Комментарии

Ушакова Ольга Андреевна

В связи с тем, что объём публикации ограничен, музыку загрузить не удалось. Приношу извинения.

Чудесно! А вы не пробовали предложить детям определить "Ольгу", слушая таких разных Кабалье, Каллас и Бартолли?интересно, какое пение они выберут для героини - вроде бы Ольга внутренне сильна, как героини Каллас и Кабалье. Но Обломову могла понраситься спокойная Бартолли. А если ему нравится Каллас, то это уже другой Обломов. не из учебника. Спасибо и за повод для размышления.

Ушакова Ольга Андреевна

Большое спасибо за отзыв и за интересную подсказку.