Муса Джалиль «Мои песни»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Цели  и задачи урока:

       - подвести учащихся к ответу на вопрос: Почему Муса Джалиль оказался  способным   на подвиг?

  - развивать умение находить в тексте основные мысли Джалиля о том, что « самое прекрасное в человеке – это любовь к Родине, показать соотношение добра и зла»;

  - развивать творческие способности учащихся, способности к оценке своих возможностей;

  - формировать навыки выразительного чтения и пересказа, анализа и творческого воображения;

         - формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musa_dzhalil_-_urok.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

         Тема:   Муса Джалиль «Мои песни»

Цели  и задачи урока:

       - подвести учащихся к ответу на вопрос: Почему Муса Джалиль оказался  способным   на подвиг?

  - развивать умение находить в тексте основные мысли Джалиля о том, что « самое прекрасное в человеке – это любовь к Родине, показать соотношение добра и зла»;

  - развивать творческие способности учащихся, способности к оценке своих возможностей;

  - формировать навыки выразительного чтения и пересказа, анализа и творческого воображения;

         - формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

Предметные планируемые результаты:

          - знать, что такое тема войны;

          - уметь анализировать и ставить вопросы по произведениям Джалиля и Кильчичакова;

            - находить в стихотворениях сравнения и эпитеты;

            - уметь работать с текстом.

Метапредметные планируемые личностные результаты:

            - способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности;

            - внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к предмету и принятия образца «хорошего ученика».

Межпредметные связи: история (1941-1945 годы); русский язык (темы: «Синонимы», «Антонимы», «Сравнения»); хакасская литература (М.Е.Кильчичаков «Живая кровь»).

Оборудование: портреты и книги Мусы Джалиля, М.Е.Кильчичакова; книжная выставка, словари, учебники истории, рисунки учащихся.

Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА:

1 этап. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: создание ситуации готовности к уроку.

Планируемые результаты этапа:

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

- У. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

-  Д. Мы сегодня пришли на урок литературы с прекрасными настроениями, потому что на уроке мы узнаем много интересного.

- У. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

- Д. Интересным, с трудностями, загадочными и интересными вопросами.

- Сегодня у нас урок из блока, который вы определите по ходу проведения занятия. Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны работать, чтобы урок получился интересным?

- Д. Хорошо, быть активными, помогать друг другу, потому что в работе нам поможет дружба и взаимопомощь.

2 этап. Актуализация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения темы урока.

- У. Ребята, на доске отрывок из стихотворения ( Слайд № 1).

Если кровь твоя за родину лилась,

Ты в народе не умрёшь, джигит.

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

- У. Назовите автора стихотворения.

- Д.  Муса Джалиль. «О героизме».

- У. О чём это стихотворение?

- Д. О героизме и предательстве.

-  У. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, из какого блока тема нашего урока?

-  Д. Урок из блока «Тема войны».

-  У. Да, ребята, мы сегодня узнаем много интересного о творчестве татарского поэта Мусы Джалиля и хакасского писателя М. Е. Кильчичакова на тему войны.

- У. На каких уроках вы изучаете тему войны?

- Д. На уроках истории.

- У. Ребята, тема войны проходит  почти через все предметы. Особенно на уроках литературы. Сегодня мы с вами продолжим изучение темы воны в произведениях татарского поэта Мусы Джалиля и хакасског поэта Михаила Кильчичакова.

этап. Знакомство с новым материалом. (Слайд № 2. Портрет Мусы Джалиля).

 - Биография Мусы Джалиля (1906-1944 гг.)

- У. Муса Джалиль рос и мужал в среде трудящегося народа, строителя первого в мире социалистического государства. Нелегко было ему подростку-сироте, в годы разрухи и голода по- настоящему стать на ноги. Он не имел ни оборудования, ни средств существования к жизни. Но у этого смуглого джигита из оренбургских степей было горячее сердце и упорное, страстное стремление быть в первых рядах, находиться на линии огня во всех боях. Муса Джалиль создает у себя в деревне детскую организацию, сколачивает комсомольскую ячейку, становится ее секретарем. Работает инструктором уездного комитета комсомола. Он везде проявлял свой молодой задор, энергию. Получив высшее образование в Московском государственном университете, он смело выходит на широкую дорогу литературного творчества.

Муса Джалиль был поэтом, постоянно ищущим и требовательным. Он писал поэмы, стихи и песни. Лучшие его произведения насыщены чувством гордости за человека-творца, строителя нового мира.

 Когда началась война, Муса Джалиль ушел на фронт. Его стихи, сложенные в перерывах между боями, проникнуты горячей любовью к Родине и борющемуся народу, яростным гневом и жгучей ненавистью к фашистским захватчикам.

Война не пощадила поэта. В 1942 году на Волховском фронте тяжело раненный, не способный к сопротивлению, старший политрук Муса Джалиль, очутился в лапах гитлеровцев.

Тяжелый кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта. Он создает подпольную антифашистскую организацию, куда вовлек только самых надежных своих товарищей. Но эта организация была разоблачена за несколько дней до восстания. Джалиль и его товарищи были арестованы и приговорены к смерти, был вынесен смертный приговор. В ожидании казни Муса не терял бодрости духа.

 Казалось, наступил конец. Над головой поэта повис топор палача. На что он мог надеяться вдали от народа и друзей, закованный в кандалы?

В страшной тюремной яме, которую в одном из стихотворений поэт называет «каменным мешком», под пытками эсэсовцев Джалиль поседел, пережил «сорок смертей». Он писал: ( Слайд № 3).

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,

Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

- У. Что вы можете сказать об этом отрывке стихотворения?

- Д. Жестокость эсесовцев, кошмар тюремной жизни, даже приговор о смертной казни не были в силах сломить волю Джалиля к сопротивлению. Поэт – герой презирал врагов. Он не дрогнул, остался стойким и верным солдатом своей Родины.

- У. Стихи Мусы Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме, - как он сам выразился «на плахе под топором палача», - наполнены жаждой свободы и страстным призывом к борьбе. Послушайте еще один отрывок стихотворения из «Маобитской тетради»: (Слайд № 4).

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

- У. Как вы поняли содержание этого отрывка?

- Д. Он как бы предупреждает свободолюбивые народы, что фашизм – это самый опасный, самый коварный враг человечества, нужно избавить человека от этой смертельной опасности.

- У. Предвидя приближение трагического конца, Муса стремился сказать как можно больше и сказать полнозвучным поэтическим голосом. Необыкновенной душевной теплотой согреты стихи, воспевающие Родину и народ. В тесные строчки самодельных тетрадей он стремился вложить всю свою горячую, сыновнюю любовь к Родине и глубокую тоску по ней. Он творил стихи в темной камере смертника, в этой мрачной дыре, где «каждый звук шага часового, как гвоздь, вбивался в больную голову поэта».

- У. Джалиля могли казнить в любое время, и его очень беспокоила судьба стихотворений, написанных в заточении. Их было больше ста. Джалиль не мог быть вполне уверен,  что об их героической борьбе против гитлеровцев узнает Родина. Правду о них могли рассказать только его песни, друзья – стихи. Он верил, что его стихи дойдут до Родины, как сыновнее завещание.

   25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен…

Долго о нем ничего не было известно. Именно стихотворения поэта помогли советским людям узнать о его трагической судьбе. Умереть стихам поэта не дали его товарищи по борьбе. Две его тетради были переданы на Родину. (Слайд № 5).

   Это и есть, известные всему миру «Моабитские тетради» Джалиля. (Слайд № 5)

   Вот что пишет Борис Полевой, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР: «Моабитская тетрадь»… Стихи и автор едины. Всё написанное выношено в раздумьях. Всё вырвалось из душевных глубин. Искренность каждой строчки – вот в чём сила этой поэзии. Излагая в бесхитростных строфах свои мысли и чувства, Джалиль передавал мысли и чувства своих современников, молодых советских людей, сражающихся с мировым фашизмом. И это сделало его стихи нержавеющими».

Поиск сведений о Джалиле и его произведениях, написанных в плену и заточении, продолжаются и сейчас.

Одна из «Моабитских тетрадей» начинается стихотворением «Мои песни», написанным в 1943 году.

- У. Прочитайте стихотворение и подумайте над его темой, ведь когда читаешь Джалиля, думаешь о нём, вся его жизнь представляется подвигом, которым гордятся современники и которому будут подражать потомки. До самых отдаленных кишлаков Памира дошли его «Маобитские тетради». Бессмертен тот, кто, умирая, побеждает. Муса Джалиль – в одном ряду с народным поэтом Венгрии Петефи, чехом Юлиусом Фучиком. ( Мирзо Турсун – Заде). (Учащиеся читают стихотворение).

Приведу ещё одну выдержку современника Олеся Гончара, украинского писателя, Героя Социалистического Труда. « Нам, украинцам, образ поэта – героя, поэта – патриота особенно близок ещё и потому, что народ наш также испытал на себе все зверства фашизма, до конца испил чашу страданий. (Слайд № 7).

Нас не только восхищает, нам психологически понятен подвиг Мусы Джалиля, нам радостен дух мужества, дух непокорности, питающий его поэзию. Ведь тысячи и тысячи наших юношей и девушек замучены в фашистских застенках. Все они – родные братья и сёстры Мусы Джалиля.

Поклон земле, породившей героя…Слава в веках поэзии, возвышающей человека».

В истории мировой культуры и её борьбы против гитлеризма Муса Джалиль встал рядом с Юлиусом  Фучиком как одна из самых светлых фигур в мрачной ночи фашизма. Эти люди – образец интеллигента, литератора. Люди, показавшие, как сила духа торжествует над грубой физической силой, как твердость и глубина убеждений даже в «каменном мешке» тюрьмы побеждают временно торжествующее зло.

Муса Джалиль навсегда останется одной из замечательных фигур нашей героической борьбы против фашизма.

этап. Первичное закрепление.

Цели этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Планируемые результаты.

Регулятивные:

- пошаговый контроль по результату;

- оценка, коррекция.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- выбор наиболее эффективных способов решения проблем;

- умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

- контроль за действиями сверстников.

-   Выразительное чтение стихотворения Мусы Джалиля «Мои песни».

- Анализ стихотворения «Мои песни».

- У. Этому стихотворению Муса Джалиль придавал большое значение. Оно и в самом деле звучит как завещание Джалиля, как песня победы.

- У. О чём поведал поэт в этом стихотворении?

 - Д. В нем поэт поведал о том, как он понимает истинную поэзию, для чего она существует, какое место занимает песня в жизни самого Мусы Джалиля. В песнях отразилась вся жизнь поэта, его ненависть к врагу, любовь к другу.

- У. Джалиль с такой теплотой и любовью в первых строфах стихотворения  обращается к своим песням.

- У. Почему же поэт видит в песнях дорогу к бессмертию?

- Д. Замечательные стихи, хорошие, правдивые песни навсегда сохраняют имена поэтов в памяти народа. Поэт будет жить столько, сколько будет жить его песня.

Об этом говорит Джалиль, обращаясь к своим песням: (Слайд № 8).

Если умрете – умру я в забвенье,

Будете жить – с вами жизнь обрету.

- У. И чем лучше песня, чем больше дано в ней «огня и свободы» - говорит Муса, - тем больше дано ей «прожить на земле».

- У.  О чем пишет поэт в последующей части стихотворения?

- Д.  В следующей части стихотворения поэт характеризует свое творчество, свои песни, высказывает взгляды на роль поэзии и поэта, подчеркивает патриотическую направленность своего творчества, страстно заявляет о том, что и жизнь, и песню он отдает Отчизне.

- У. Прослеживается ли в стихотворении отношение поэта к друзьям и врагам?

- Д. В песнях поэта очень ясно проявилось его отношение к друзьям и врагам. Его песни «лелеяли», берегли друзей и одновременно побеждали, разили врагов:

Друга лелеяла песня простая,

Песня врага разила не раз.

-  У.  В каких еще стихотворениях можно найти отношение поэта к врагам?

- Д. Это можно прочитать в его стихотворениях «Палачу», «О героизме», в которых с большой силой выражена ненависть поэта к врагу.

- У. В песнях можно найти строки, где с особой силой проявилось горячее стремление поэта служить своей песней народу:

Найдите эти строки в песнях (« Песни всегда посвящал я Отчизне», «Сердца приказ и народа приказ»). (Слайд № 9).

- Заключительные строки стихотворения также полны глубокого смысла, они еще раз подтверждают, что жизнь и песня поэта слиты воедино. Смерть поэта действительно стала страстным призывом к борьбе с врагом, прозвучала «песней борьбы». (Чтение 6, 7 строфы).

- У. Муса Джалиль сумел в своем стихотворении передать чувства и стремления всех советских людей?

- Д. ( Да).

- У. В чем популярность стихотворения «Мои песни» Мусы Джалиля?

- Д. Любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, ненависть к врагу, высокие чувства дружбы и братства. Эта одна из причин громадной популярности стихотворения «Мои песни».

- У. А теперь, ребята, обратим внимание на художественное своеобразие стихотворения. Прочитаем первые две строфы. Вы почувствовали, что под пером поэта песни как бы оживают, поэт с ними говорит, как с верными друзьями. В стихотворении интересные смелые сравнения. (Слайд № 10).

- У. С чем сравнивает поэт свою жизнь? И смерть?

- Д. Со звонкой песней, смерть – с песней борьбы (в последней строфе).

- У. Найдите в тексте выразительные эпитеты: (жаркие чувства, твердая клятва (2 строфа, 5 строфа) (Слайд № 11).

- У. Что передают эти эпитеты?

- Д. Они хорошо передают мысли и чувства поэта, отвергающего «низкие радости», «мелкое счастье».

- У. Найдите повторение слов и словосочетаний в двух последних строфах (Пел я ит.д.)

На что указывают эти повторы?

- Д.  Усиливают страстность, искренность всего стихотворения.

- У. Как вы думаете, горячий зов поэта утратил свою силу в наше время?

- Д. Нет, он звучит страстным призывом к бдительности,  неустанной борьбе против поджигателей новой войны, за укрепление мира и дружбы между народами (сравнить с настоящим международным положением)

- У.  У какого хакасского писателя и поэта красной нитью проходит тема войны?

- Д. Также, как у Джалиля, красной нитью проходит тема войны через творчество хакасского писателя и поэта – Михаила Еремеевича Кильчичакова.

- У. Какое произведение вы прочитали М. Е. Кильчичакова на тему войны? (Слайд № 12)

- Д. В стихотворении «Живая кровь» с глубоким волнением рассказывает он о солдатской дружбе, скрепленной огнем и кровью, пролитой на поле брани, где утверждаются идеи гуманизма и взаимопомощи. Тяжело раненного бойца спасает переливание крови. Горячая кровь неизвестного, но отныне родного человека возвращает его к жизни. Кто этот спаситель? Этот вопрос не перестает задавать себе лирический герой: (Слайд № 13).

О! кто ты, близкий и далекий,

Помогший мне восстать с одра.

Мне кровь, отдавший в год жестокий,

Мой брат, а может быть – сестра.

А может быть, в меня когда-то

Втекла спасения даря,

Кровь белоруса иль бурята,

Эстонки, ненца, лопаря.

- У. Что вы можете ещё сказать о поэтах?

- Д. Война не пощадила ни Мусу Джалиля, отняла у него самое дорогое, что есть у человека – жизнь. Не любил много рассказывать о войне и Михаил Еремеевич. Она отняла у него руку, оставила глубокую рану в душе. Мучительные раздумья о жизни и человеке рождали в нем стихи.

этап. Рефлексия деятельности.

Цели этапа:

- умение делать выводы в результате совместной деятельности;

- умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность сверстников.

Планируемые результаты:

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- осуществление поведения под понятие на основе распознавания объектов.

Личностные:

- смыслообразование.

- У. Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок?

- Таким он получился, каким хотели его видеть в начале урока?

- Какое стихотворение вы усвоили?

- Что особенно запомнилось? Почему?

- Оцените свою работу и работу своих сверстников. (Дают оценки, делают выводы).

- У. Сделайте вывод, что вы узнали о самих поэтах?

- Д.  О Мусе Джалиле и М.Е. Кильчичакове трудно говорить в форме прошедшего времени: они продолжают жить в своих многочисленных читателях, народной памяти.

И мы никогда уже не сможем забыть  имена, стихи и песни после чтения их произведений. Они небольшие, но очень трогательные.  

этап.  Домашнее задание.

Цель этапа: Оформление своих мыслей в устной речи с учётом творческих учебных возможностей.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

- проявлять познавательную деятельность в учебном творчестве.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для дополнения полученной информации на уроке.

- Задание: прочитать стихи Мусы Джалиля из «Моабитской тетради», стихи М.Е.Кильчичакова (выучить одно из них – по выбору).

Литература.

Муса Джалиль. Стихотворения, М. 1964.

Муса Джалиль. Мои песни, М. 1958.

Творчество хакасских писателей, Абакан, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Муса Джалиль – поэт герой!

В середине тридцатых годов, после окончания университета Муса Джалиль занимал должность ответственного секретаря татарских писателей при Союзе писателей СССР. С 1935 года заведует литературной частью ...

Классный час "Жизненный и творческий подвиг Мусы Джалиля"

Цель: показать величие подвига татарского поэта, воспитывать у учащихся чувство патриотизма...

Муса Джалиль «Жизнь моя песней звучала»

Литературно- музыкальная композиция о Мусе Джалиле; Выставка книг М.Джалиля и литература о нем. Презентация о жизни и деятельности поэта-героя. Портрет М.Джалиля, под ним - живые цветы и эпиграф из ...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. Сценарий агитбригады «Звучала песней жизнь моя» (посвящается памяти героя, поэта Мусы Джалиля)

Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Ч...