Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. Сценарий агитбригады «Звучала песней жизнь моя» (посвящается памяти героя, поэта Мусы Джалиля)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Харитонова Наталья Сергеевна

Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Чтец: Светлой памяти героя, коммуниста, поэта, лауреата Ленинской премии Мусы Джалиля посвящается... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agitbrigada_zvuchala_pesney_zhizn_moya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Открытый конкурс историко-культурных информационных

проектов учащихся и педагогических работников

общеобразовательных организаций «Служу Отечеству»

Номинация «О подвигах, о доблести, о славе …»


Сценарий агитбригады

«Звучала песней жизнь моя»

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Харитонова  Наталья  Сергеевна


Звучит первая часть Шестой симфонии П. И. Чайковского.

Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Чтец: Светлой памяти героя, коммуниста, поэта, лауреата Ленинской премии Мусы Джалиля посвящается...

Звучит "Священная война", музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.

Чтец: Тихим июньским утром 1941 года на нашу страну напали фашисты. На другой  же день Муса Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт. Джалиля направили на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага».

Чтец: Летом 1942 года фашистам удалось окружить вторую ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль, и отрезать её от основных сил советских войск. Больше двух месяцев бойцы вели в окружении ожесточённые бои с фашистскими захватчиками. Закончились продукты, не хватало снарядов и патронов. Но никто не думал сдаваться фашистам.

Звучит стихотворение «Красная ромашка» (на фоне музыки)

Луч поляну осветил 
И ромашки разбудил: 
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал, 
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой 
Свежею росой душистой.

Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была 
Не как все цветы бела: 
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все - как снег, она одна, 
Словно кровь, была красна. 
Вся поляна к ней теснилась: 
- Почему ты изменилась?

- Где взяла ты этот цвет? - 
А подружка им в ответ:
- Вот какое вышло дело. 
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой. 
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась, 
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет - 
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя, 
Как Чулпан-звезда горю я. 
Июль 1942

Чтец: В конце июня наши бойцы сделали попытку вырваться из вражеского плена. Ночью проложили по болоту дорогу из поваленных деревьев и утром пошли на последний штурм. Некоторым удалось проскочить, а Муса Джалиль был тяжело ранен осколком вражеской мины, потерял сознание и остался среди волховских болот. Так он попал в руки врага.

Под музыку Ф.Шопена. Этюд № 1. Стихотворение «Песня о храбром джигите»

Чтец: Мчался храбрый джигит
На гнедом скакуне,
В чистом поле
Он с вражеской ратью схлестнулся,
Но без всадника конь
Проскакал в тишине
По родному селу,
А джигит не вернулся.
В чистом поле погиб он
В неравном бою,
И окрасилась кровью
Трава молодая.

Чтец:  Но прострелянный стяг
Он, как клятву свою,
Младшим братьям своим
Завещал, умирая.
Над могилой
Бессмертное знамя горит…
В каждом доме тебя
Поминают любовью,
В каждом сердце живёт
Твоё имя, джигит,
И склонилась страна
К твоему изголовью.           
1941г.

Чтец: Фашисты жестоко обращались с пленными, били их, морили голодом, за малейшую провинность – расстреливали на месте. Но Джалиль не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом.

Чтец: Вскоре в тылу врага возникла подпольная организация, во главе которой стоял  Муса Джалиль. Подпольщики устраивали побеги из лагерей, печатали и распространяли листовки.

Чтец: Когда подпольная организация была раскрыта, фашисты пытали Джалиля и требовали, чтобы он выдал товарищей. Ничего не добившись, заперли его в сырой и холодной камере Моабитской тюрьмы в Берлине.            

Чтец: Но и тут, в ожидании смертной казни поэт продолжал писать.

Чтец: В тюрьме Джалиль написал такие стихотворения, как «Варварство», «Горная река», «Дуб», «Цветы» и другие.
Звучит стихотворение «Дуб»

Чтец (на фоне музыки).

При дороге одиноко
Дуб растет тысячелетний,
На траве зеленой стоя,
До земли склоняя ветви.
Легкий ветер на рассвете
Между листьев пробегает,
Будто время молодое
Старику напоминает.
И поет он о минувшем,
Про безвестного кого-то,
Кто вскопал впервые землю,
Кто зажег в нем искру жизни?
Кто такой?
Откуда родом?

Государь ли то великий,
Или был он садоводом?
Кем он был - не в этом дело:
Пот его в земле - от века,
Труд его - в стволе могучем:
Дуб живет за человека!..
Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, незаметней,
Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.

Чтец: Поэт записывал свои стихотворения в маленький самодельный блокнотик, который прятал от надзирателей. Этот блокнот вынес на волю сосед Джалиля по камере, бельгийский патриот Андре Тиммермане. С этим блокнотом была записка.

Джалиль: Другу, который умеет читать по-татарски и прочтёт эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль.

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе.
Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Чтец: Самому поэту не суждено было дождаться свободы. Зная о смертном приговоре, Джалиль продолжал писать стихи, которыми будут восхищаться поколения. Из мрачного каменного мешка тюрьмы он обращался к тем, кто составляет надежду, будущее человечества, Джалиль обращался к детям.

Чтец: 25 августа 1944 года был исполнен страшный приговор фашистского военного суда. Был казнен выдающийся поэт татарского народа Муса Джалиль. За свой подвиг он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. А бессмертный цикл его стихотворений «Моабитская тетрадь» отмечен Ленинской премией.

Звучит музыка Чайковского. 1-й концерт
Чтец: Пускай ты умер!
Но в песне смелых и сильных духом
Всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Звучит стихотворение «Цветы»
  под музыку С.Сайдашева «Вальс».
В одном углу сцены - Джалиль в тюрьме. В другом - дети. В руках у них цветы. Под задумчивую, нежную мелодию "Вальса" чтецы читают стихотворение "Цветы".  Дети медленно танцуют.
Чтец: В крови, в слезах мы шли вперед,
И победило наше дело.
Весна пришла, весна цветет
И землю в пышный цвет одела.
Чтец: Цветы земли, цветы весны,-
Резвитесь, дети, смейтесь, дети!
Вы - счастье, торжество страны
И вести о ее расцвете.      
Чтец: Цветите каждый день и час,
Мы вас приветствуем сердечно.
Свободу гордую для вас
Завоевали мы навечно.    
1943 г.

Дети кладут цветы к портрету Мусы Джалиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Внеурочная работа по литературе.Сценарий выступления на творческом фестивале театрализаций «Литературный бал героев И.А. Гончарова», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя.

Имя  И.А. Гончарова тесно связано с Ульяновском (Симбирском)..: Дом Гончарова, Беседка в Винновской роще  и другие памятные места известны молодёжи.  Обращение к творчеству великого зем...

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"...

Презентация к уроку по литературе в 8 классе Песня как художественный прием характеристики героев по рассказу И.С. Тургенева "Певцы"

Презентация к уроку "Песня как художественный прием раскрытия характеров героев по рассказу И.С. Тургенева "Певцы" включает в себя историю создания рассказа, биографические сведения о музык...

Методическая разработка мероприятия по литературе "Конкурс знатоков поэзии"

Интересное соревнование между командами 9-11 классов на знание поэзии. Ученики показывают знание изучаемых в школе произведений и самостоятельно прочитанных стихов. Много читают наизусть, показывают а...

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни «Женщины-поэты ХХ века», 9-11 кл.

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов «Женщины-поэты ХХ века»Ты — женщина, ты &m...

Внеклассное мероприятие на тему: «Его имя носит школа» (посвящено памяти Героя России Семёнова Д.В.)

С 2007 года в РФ 9 декабря отмечается День Героев Отечества. Празднование этой памятной даты обеспечивает преемственность военно-патриотического воспитания современной молодёжи, культурных традиций Ро...