Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни «Женщины-поэты ХХ века», 9-11 кл.
план-конспект занятия по литературе (9, 10, 11 класс)

Чуйко Александра Николаевна

Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий литературного вечера русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов «Женщины-поэты ХХ века»

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток...

Валерий Брюсов

Описание: литературный вечер «Женщины-поэты ХХ века» будет полезен учителям русского языка и литературы старших классов, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству женщин-поэтов ХХ века. Сценарий включает 5 частей, подготовленных воспитанницами всех 10-х классов, все части связаны между собой.

Цель: познакомить учащихся со страницами жизни и творчества женщин-поэтов ХХ века, в стихотворениях которых находит отражение жизнь страны, раскрыть своеобразие лирики женского сердца; подчеркнуть общечеловеческий характер поэзии и значимость женщин-поэтов ХХ века для литературы ХХІ века; помочь десятиклассникам проникнуться настроением, выраженным авторами в стихотворениях; формировать общечеловеческие моральные ценности; развивать творческие способности учащихся; обучать выразительному чтению.

Задача: рассказать зрителям о неповторимости и индивидуальности каждой женщины-поэтессы.

Сценарий рассчитан на учащихся 9−11-х классов, но в вечере могут принять участие также школьники любого возраста, проявляющие интерес к поэзии и музыке.

Сопровождение к сценарию: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений; презентация с демонстрацией портретов поэтесс ХХ века (Анна Ахматова, Марина Цветаева, Римма Казакова, Белла Ахмадулина, Юнна Мориц), репродукций картин; видеофильмов, фрагмент художественного фильма «Застава Ильича». На протяжении вечера звучат классические музыкальные произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»


 

 

                                     Внеклассное мероприятие по литературе

Сценарий литературного вечера

русской женской поэзии и песни воспитанниц 10-х классов

«Женщины-поэты ХХ века»

Автор:

Чуйко Александра Николаевна,

преподаватель отдельной

дисциплины (русский  язык и литература)

 

         

 

                                                                               г. Москва

2018

                           

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток...

Валерий Брюсов

Описание: литературный вечер «Женщины-поэты ХХ века» будет полезен учителям русского языка и литературы старших классов, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству женщин-поэтов ХХ века. Сценарий включает 5 частей, подготовленных воспитанницами всех 10-х классов, все части связаны между собой.

Цель: познакомить учащихся со страницами жизни и творчества женщин-поэтов ХХ века, в стихотворениях которых находит отражение жизнь страны, раскрыть своеобразие лирики женского сердца; подчеркнуть общечеловеческий характер поэзии и значимость женщин-поэтов ХХ века для литературы ХХІ века; помочь десятиклассникам проникнуться настроением, выраженным авторами в стихотворениях; формировать общечеловеческие моральные ценности; развивать творческие способности учащихся; обучать выразительному чтению.

Задача: рассказать зрителям о неповторимости и индивидуальности каждой женщины-поэтессы.

Сценарий рассчитан на учащихся 9−11-х классов, но в вечере могут принять участие также школьники любого возраста, проявляющие интерес к поэзии и музыке.

Сопровождение к сценарию: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений; презентация с демонстрацией портретов поэтесс ХХ века (Анна Ахматова, Марина Цветаева, Римма Казакова, Белла Ахмадулина, Юнна Мориц), репродукций картин; видеофильмов, фрагмент художественного фильма «Застава Ильича».

На протяжении вечера звучат классические музыкальные произведения.

Долгое время женская поэзия была на задворках большой литературы, хотя женщины-поэтессы были всегда. Мир искусства всегда был неравноправен по отношению к мужчине и женщине. Поэты-женщины часто вынуждены были доказывать свое право на существование. А ведь женская поэзия – это особый мир. Мир пронзительно чувственный, одухотворенный, где есть место радости и печали, но нет – равнодушию. Поэты-женщины 20-21 очень талантливы и выразительны, их стиль своеобразен и неповторим. Трудно рассказать о звёздах большой величины за такое короткое время. Мы постараемся добавить всего несколько штрихов к портретам знаменитых женщин.

В добрый путь! Пусть наш вечер зажигает звёзды! О чем чаще всего говорит женщина в своих стихах? Конечно, о том, что ей близко, что составляет сущность её жизни: о любви.

Все начинается с любви...

Твердят:

"Вначале

       было

           слово..."

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..

Роберт Рождественский

Ведущий (на фоне музыки и обращаясь взглядом к афише):

Поэты не рождаются случайно.

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят

Мирам, что заблудились в темноте.

Вед. «Тот, кто хочет понять поэта,  должен идти в страну поэта»,- говорил великий Вольфганг Гете. Приглашаем вас в страну Анны Андреевны Ахматовой.

10в

«Я научилась просто, мудро жить…»

Анна Андреевна Ахматова

Видеофрагмент: рассказ о трудной судьбе поэтессы. https://www.youtube.com/watch?v=OrUgyC48VYI

Ведущий Во всей литературе, пожалуй, только два поэта почти не имеют слабых, неудачных стихов. Это Пушкин и Ахматова. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе.

 Ведущий «Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет». Уже первые книги отличались искренностью, непосредственностью живого чувства и принесли Ахматовой известность. Она оказалась рядом с Блоком, навсегда оставшимся для нее Богом, а также с Брюсовым, Бальмонтом, Сологубом, Есениным, Маяковским.

Я научилась просто, мудро жить…

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Ведущий Существует более двухсот портретов Анны Ахматовой. Ее любили и не просто поклонялись – а стремились изобразить, написать портрет - Модильяни, Савелий Сорин, Петров-Водкин и другие. Ахматова жила в творческой среде, в которой было немало художников.

Ведущий Она, ее профиль, гордо посаженная однажды (при рождении) на стройную, несколько вытянутую фигуру, голова – не могли не привлечь внимание мастеров живописи. Это была превосходная натура – с характером, руками, шеей, головой, а главное – с какими-то невероятно живыми глазами, иногда - словно застывающими на какое-то время.

Ведущий Многие вспоминали позднее ее «молодую, стройную, гибкую, с ее классической челкой, с холодноватым лицом, и в обычной жизни иногда напоминавшим лицо трагической музы»:

Ведущий 

И, равнодушно-величава,

Проста среди простых людей,

Она, как шаль, носила славу

В прекрасной гордости своей.

              ***

Как невеста, получаю

Каждый вечер по письму,

Поздно ночью отвечаю

Другу моему.

«Я гощу у смерти белой

По дороге в тьму.

Зла, мой ласковый, не делай

В мире никому».

И стоит звезда большая

Между двух стволов,

Так спокойно обещая

Исполненье снов.

Ведущий В предреволюционную поэзию лирика Анны Ахматовой вошла свежим потоком искреннего чувства. Верная заветам Пушкина Ахматова с самого начала творческого пути стремилась к простым и точным образам.

Стихи на выбор (от 1 до 3)

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

***

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»

Ведущий ...Это было трудно в советское время, но она пыталась сохранить поэтику жизни.

Ведущий Удалось ли ей это? Если судить формально – по ее биографии, то нет - судьба поэтессы, как известно, была трагична. Сама она не была в заключении или изгнании – ее «били» по самому больному - близким ей людям.

Ведущий Ее муж Николай Гумилев был расстрелян. Ее любимый человек - Николай Пунин, после 3-х арестов, уже после войны – в «холодное лето 53-го» погиб в лагере. Ее единственный сын Лев Гумилев много лет провел в заключении...

Ведущий Ее жизнь, ее горе - в поэме «Реквием».

…Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

 (Двое в черных одеждах) 

«В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
                                                                                                    
1 апреля 1957, Ленинград.
            
Звучит “Реквием” Моцарта, воспитанница читает

Приговор

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Ведущий Анна Андреевна Ахматова единственная из великих поэтов серебряного века дожила до 1960-х годов и соединила не только разные литературные, но и исторические эпохи. Анны Ахматовой не стало. Но голос ее не умолк.

Ведущий 

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро.

Ведущий Мы исполним романс «Песня последней встречи» о ссоре между влюбленными. Это – великолепный образец лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов. Анна Ахматова пишет о женщинах и для женщин. (Романс «Песня последней встречи», танец).

Учитель. Надежда Яковлевна Мандельштам, вдова Осипа Мандельштама, писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».

10а

«...Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед»

Марина Цветаева

Видеофрагмент: рассказ о трагической личной и творческой судьбе поэтессы.

https://www.youtube.com/watch?v=5HrxzjA_C5A

https://www.youtube.com/watch?v=ROLi8UfsgDw 

https://www.youtube.com/watch?v=0dlYDzFg4qg

На экране титульный слайд презентации, на сцене столик со скатертью, два стула. Играет классическая музыка (...), ведущие выходят, садятся на стулья. Из-за кулис выходит воспитанница 1.

Даны мне были и голос любый,

И восхитительный выгиб лба.

Судьба меня целовала в губы,

Учила первенствовать Судьба.

Устам платила я щедрой данью,

Я розы сыпала на гроба...

Но на бегу меня тяжкой дланью

Схватила за волосы Судьба!

Вед.  Марина Цветаева: «Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие… Литературных влияний не знаю, знаю человеческие… Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».

Воспитанница 1. (Уханова Е.)

Красною кистью

Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть!

Вед. Нельзя говорить о Цветаевой, не говоря о самой главной ее способности, ее страсти – способности любить...

(Звучит вальс Шопена)    

5 мая 1911 года… С этого дня жизнь ее обрела смысл. Встреча с 17-летним Сергеем Эфроном. Любовь с первого же дня – и на всю жизнь. Они родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше. В августе 1941 года не стало Марины. А в октябре 1941 года расстреляли Сергея.

Звучит шум моря.

Ведущая 1 (Лощева В.) Однажды юная Марина Цветаева увидела красивого юношу перебиравшего гальку, которой был усеян берег.

Ведущая 2. (Кравченко А.) Ее поразили глаза юноши – огромные серо-голубые, печальные. Она тут же загадала: если он отыщет и подарит ей сердолик – любимый ее камень, то она станет его женой.

Ведущая 1.  Из груды камней юноша извлек один – единственный - Это был сердолик! - И протянул его Марине.

Воспитанница 2. (Постольная В.) стихотворение «Пусть с юностью уносят годы».

Пусть с юностью уносят годы

Все незабвенное с собой. —

Я буду помнить все разводы

Цветных обой.

И бисеринки абажура,

И шум каких-то голосов,

И эти виды Порт-Артура,

И стук часов.

Миг, длительный по крайней мере —

Как час. Но вот шаги вдали.

Скрип раскрывающейся двери —

И Вы вошли.

Воспитанница 3. (Балдина А) Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Я с вызовом ношу его кольцо!

– Да, в вечности жена, не на бумаге, –

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно – великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей

Его глаза – прекрасно – бесполезны! –

Под крыльями раскидистых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

– Всем вам, кто жил и

Умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Ведущая 2. Первая мировая война, революция, гражданская война… Эфрон становится офицером Добровольческой армии.

Ведущая А в жизни Марины Цветаевой состоялось знакомство с Маврикием Минцем, будущим мужем ее сестры Анастасии Цветаевой. Марина произвела на счастливого жениха неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина, которая не могла дать волю своим чувствам и оскорбить сестру.  Так родилось очень проникновенное и глубоко личное произведение.

Песня «Мне нравится, что вы больны не мной…» (Малышева А.)

Ведущая 1. Более четырех лет Марина  Цветаева ничего не знала о муже – жив ли, а если жив, то где? «Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака…» В июле 1921 года  Марина Цветаева получает драгоценную весть – ее любимый жив.

Ведущая 2. «Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела…» После этого - эмиграция и возвращение…

Ведущая 1. Муж был арестован, а потом расстрелян. Дочь угнана в концлагерь. Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева уходит из жизни. Горькая чаша жизни испита до дна.

Воспитанница 5. «Моим стихам, написанным так рано» (Березина А.)

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Шестидесятники – это целая эпоха. Говоря об историческом периоде под весенним названием «оттепель», невозможно смолчать о необыкновенно романтической атмосфере того времени. Поэты развили бурную творческую активность, собирая целые залы и стадионы.

Приглашаем вас в страну «Римма Казакова»

Римма Казакова зажигает свечу.

10б

 «Спасибо всем минутам боли...

за это солнце на щеке»

Римма Казакова

Показываем кадры из фильма «Застава Ильича». Вечер поэзии в Политехническом музее. (Выступление Риммы Казаковой). https://www.youtube.com/watch?v=oCicLaJvTgo

Вед. Трудно найти среди немногих российских поэтесс более жизнестойкую и оптимистичную женщину. Её отец был военным, мать работала секретарём-машинисткой. Имя, данное родителями изначально, было РЭМО, что означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет она взяла имя Римма.

Вед. Римма Казакова «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно»

Вед. Порой, читая её стихи, кажется, что она выворачивает душу наизнанку, чтобы достучаться до читателя, чтобы быть им понятой.

Стих. «Мне всегда не хватало баскетбольного роста» (на фоне сменяющих друг друга портретов)

Становлюсь я спокойной.
А это ли просто?

...Мне всегда не хватало
баскетбольного роста.

Не хватало косы.
Не хватало красы.
Не хватало
на кофточки и на часы.

Не хватало товарища,
чтоб провожал,
чтоб в подъезде
за варежку
подержал.

Долго замуж не брали -
не хватало загадочности.
Брать не брали,
а врали
о морали,
порядочности.

Мне о радости
радио
звонко болтало,
лопотало...
А мне все равно
не хватало.

Не хватало мне марта,
потеплевшего тало,
доброты и доверия
мне не хватало.

Не хватало,
как влаги земле обожженной,
не хватало мне
истины обнаженной.

О, бездарный разлад
между делом и словом!
Ты, разлад, как разврат:
с кем повелся - тот сломан.
Рубишь грубо, под корень.
Сколько душ ты повыбил!

Становлюсь я спокойной -
я сделала выбор.
Стал рассветом рассвет,
а закат стал закатом...
Наши души ничто
не расщепит, как атом.

1962
 

Вед. Римма Казакова вошла в пространство литературы в 23 года. Поэтесса не спешила к читателю…

Вед. Римма Казакова «Чтобы меня любить, надо очень многое во мне видеть и находить»

Вед. Удивительно светлый, интеллигентный человек, и, одновременно, сильная волевая женщина, часто очень противоречивая, строгая к себе.

Вед. Римма Казакова «Конечно. Жизнь меня лупила и била, как хотела. Я же — некрасивая женщина. Я такая звезда, которая всегда хотела взлететь на пьедестал, для неё не предназначенный».

Вед. Римма Казакова «Я не очень верю в высшие силы, но иногда мне приходит в голову, что у поэта есть особое предназначение и что эти силы все-таки помогают».

Стих. «В какой-то миг неуловимый...»

В какой-то миг неуловимый,

неумолимый на года,

я поняла, что нелюбимой

уже не буду никогда.

Что были плети, были сети

не красных дат календаря,

но доброта не зря на свете

и сострадание не зря.

И жизнь - не выставка, не сцена,

не бесполезность щедрых трат,

и если что и впрямь бесценно -

сердца, которые болят.

1978

Вед. Многие строки из стихотворений Риммы Казаковой стали крылатыми. Слово в её стихах служит для выражения пережитого и выбирается с большим чувством ответственности.

***

Ах, не ставьте мне в вину

грех прекрасного разлада!

Повернуло на весну!

Ну а может, так и надо?..

***

Моя последняя любовь,

заплаканная, нервная,

моя последняя любовь —

ты первая

***

Словно в огне, в бреду,

каждый свой день встречаю.

Рядом с тобой иду,

а по тебе скучаю

***

Там тебя тревожно ждут,

электричество зажгут,

на груди рассыпят смех

и с ресниц сцелуют снег…

***

Всей неуверенностью женской

я вопрошала свет и тень:

каким трудом, какою жертвой

я заслужила этот день?

Спасибо всем минутам боли,

преодолённым вдалеке,

за это чудо голубое,

за это солнце на щеке,

за то, что горечью вчерашней

распорядилась, как хочу,

и что потом ещё бесстрашней

за каждый праздник заплачу.

***

Люблю того, кого люблю,

и странным, ласковым смиреньем

и этим вот стихотвореньем

своё несбыточное длю…

***

Отчего, ну отчего ты сердце губишь.

Стала странная душа твоя слепой.

Я хорошая, а ты меня не любишь.

Я люблю тебя, а ты такой плохой.

- Чего вам не хватает для полного счастья?- спросили как-то журналисты Римму Казакову.
- Счастья. Ибо счастье - это состояние, а не нечто материальное. И все мы - ловцы счастья на дорогах жизни. Счастье - не шуба, которую обречён носить постоянно, это уходящий и преходящий объект. Его надо ловить.

Вед. Многие стихотворения Риммы Казаковой благодаря своей музыкальности стали песнями. Мы исполним для вас «Вальс».

Исполнение  песни « Вальс»

Николай Басков - Вальс (Аудио) https://www.youtube.com/watch?v=5f3bxGExrO0

Исполнение  песни « Вальс»

Авторы: И.Крутой / Р.Казакова

Бурей летящего рока вдруг неизвестно откуда
Вальс зазвучал издалёка, как позабытое чудо.
В звуках мелодии чистой всё, что печалило, тонет,
И на плечах беззащитных добрые чьи-то ладони.

Припев:

Вальс, вальс, вальс, вновь сердце чаруй,
Вальс, вальс, вальс, медленный, как во сне.
Вальс, вальс, вальс долгий, как поцелуй.
Вас, Вас, Вас так не хватало мне.

Вальс этот вечер украсил трепетом юности давней,
Кружится в ласковом вальсе позднее наше свиданье.
Льётся легко и безгрешно музыки светлая ода,
Вальс старомоден, конечно, но и любовь старомодна.

Припев:

Вальс, вальс, вальс, вновь сердце чаруй,
Вальс, вальс, вальс, медленный, как во сне.
Вальс, вальс, вальс долгий, как поцелуй.
Вас, Вас, Вас так не хватало мне.

Вальс, вальс, вальс долгий, как поцелуй.
Вас, Вас, Вас так не хватало мне.

(Заставка)

Ведущий. Редкий случай для нашей страны – Ахмадулина при жизни была признана классиком. У неё была царственная осанка, волшебный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. Её поэтический дар вызывал восхищение.

(1 слайд – название «…И скажет кто-нибудь: она была поэт…» Белла Ахмадулина)

Ведущий. Она была высочайшим мастером, писала настолько тонкие стихи, что они словно таяли, будто иней на ладошке. Иосиф Бродский написал о поэзии Беллы Ахмадулиной, что ее стих "размышляет, медитирует, отклоняется от темы", Вознесенский сравнил его с "высшей гармонией", а Евтушенко назвал "брюссельскими кружевами". 

Показываем кадры из фильма «Застава Ильича» Вечер поэзии в Политехническом музее. (Выступление Беллы Ахмадулиной). https://www.youtube.com/watch?v=oCicLaJvTgo

10д

«…И скажет кто-нибудь: она была поэт…»

Белла Ахмадулина

1 ведущий

«Она остаётся одной из самых замечательных женщин, которых я встречал, одним из самых замечательных поэтов, которые существовали за всю историю русской поэзии. Уж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой, безусловно». Евгений Евтушенко о Белле Ахмадулиной.

 2 ведущий

Раскрепощённость, дерзость, безотчетность порыва, свобода… были атрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию нашу не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая  Белла Ахмадулина.

1 ведущий

И старшие, и младшие коллеги по поэтическому цеху любили Беллу Амадулину. Поэт Павел Григорьевич Антокольский, стихи которого высоко оценила Марина Цветаева, посвятил юной поэтессе такие строки:

Здравствуй, Чудо по имени Белла,

Ахмадулина, птенчик орла!

Невеста (фата, белое платье)

Хочу я быть невестой,

красивой, завитой,

под белою навесной

застенчивой фатой.

Чтоб вздрагивали руки

в колечках ледяных,

чтобы сходились рюмки

во здравье молодых.

Чтоб каждый мне поддакивал,

пророчил сыновей,

чтобы друзья с подарками

стеснялись у дверей.

Сорочки в целлофане,

тарелки, кружева...

Чтоб в щёку целовали,

пока я не жена.

Платье мое белое

заплакано вином,

счастливая и бедная

сижу я за столом.

Страшно и заманчиво

то, что впереди.

Плачет моя мамочка,-

мама, погоди.

...Наряд мой боярский

скинут на кровать.

Мне хорошо бояться

тебя поцеловать.

Громко стулья ставятся

рядом, за стеной...

Что-то дальше станется

с тобою и со мной?..

1956

1 ведущий

Стихи Беллы Ахмадулиной были на редкость мелодичны, поэтому композиторы сочиняли на них музыку.

2 ведущий Мы исполним для вас романс «А напоследок я скажу». Ахмадулина считала любовь главной в жизни: «Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите».

Романс «А напоследок я скажу», танец.

1 ведущий 

У всех поэтов есть стихи о творчестве, для одних оно священнодействие, для других – восторг, для третьих – мука. Для Беллы Ахмадулиной творчество – это незаслуженная, на её взгляд, допущенность к тайне. И, углубившись в эту тайну, можно потеряться самому, исчезнуть. Божий дар становится Божьей карой, но и кару эту, поскольку ниспослана она свыше, поэт принимает с ликованием.

Смущаюсь и робею пред листом

бумаги чистой. Так стоит паломник

у входа в храм. Пред девичьим лицом

так опытный потупится поклонник.

Как будто школьник, новую тетрадь

я озираю алчно и любовно,

чтобы потом пером ее терзать,

марая ради замысла любого.

Чистописанья сладостный урок

недолог. Перевернута страница.

Бумаге белой нанесен урон,

бесчинствует мой почерк и срамится.

Так в глубь тетради, словно в глубь лесов,

я безрассудно и навечно кану,

одна среди сияющих листов

неся свою ликующую кару.

1 ведущий

Неразделенная любовь - традиционная тема женской поэзии. Но лирическая героиня Беллы Ахмадулиной остаётся в своём страдании  одинокой  и благородной. У неё хватает сил не осуждать возлюбленного, она даже предлагает ему свою помощь.

О, мой застенчивый герой,

ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей

я не прибегнула ни разу.

Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду

я шла пред публикой жестокой -

все на беду, все на виду,

все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!

Ты не прощал мне очевидность

бесстыжую моих потерь,

моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада

напиться из моей печали.

Одна, одна - среди стыда

стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе

герой действительный не виден.

Герой, как боязно тебе!

Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.

Я проиграла в ней жестоко.

Вся наша боль - моя лишь боль.

Но сколько боли. Сколько. Сколько.

2 ведущий

Подлинное горе, как правило, настолько велико, что само отрезает все пути к утешению. И задача у лирической героини одна – испытывая боль, сохранять человеческое достоинство.

Не уделяй мне много времени,

вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,

по следу следа моего.

Я знаю - снова не получится

из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости

хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости - из горести

так прямо голову держу.

Ведущий

Поэт Александр Кушнер, сверстник Беллы Ахмадулиной сказал: «Она была эпохой в нашей поэзии». Ахмадулина готова была разделить судьбу своих предшественниц, перед памятью которых благоговела: Ахматовой и Цветаевой. Ахмадулина ещё при жизни заботливо призывала всех нас не плакать о ней.

Заклинание

Не плачьте обо мне - я проживу

счастливой нищей, доброй каторжанкой,

озябшею на севере южанкой,

чахоточной да злой петербуржанкой

на малярийном юге проживу.

Не плачьте обо мне - я проживу

той хромоножкой, вышедшей на паперть,

тем пьяницей,

проникнувшим на скатерть,

и этим, что малюет божью матерь,

убогим богомазом проживу.

Не плачьте обо мне - я проживу

той грамоте наученной девчонкой,

которая в грядущести нечеткой

мои стихи, моей рыжея челкой,

как дура будет знать. Я проживу.

Не плачьте обо мне - я проживу

сестры помилосердней милосердной,

в военной бесшабашности предсмертной,

да под звездой Марининой пресветлой

уж как-нибудь, а все ж я проживу.

2 ведущий Мы исполним для вас «Песню шарманщика» Беллы Ахмадулиной, которая рисует целую картину мира, потому что поэзия – это проникновение в «саму сокровенную суть мира».

 «Песня шарманщика», танец.

Ведущий. Юнна Петровна Мориц принадлежит к тому поколению, чье духовное рождение пришлось на военные годы, а становление связано с атмосферой «оттепельных» лет. Она – яркий представитель поколения «Шестидесятников».

Видеофрагмент «Юнна Мориц. Исполнение стихотворения «Ангел Божий»»

10г

«...Мне б у самых пытливых мудрость их перенять!

Вот, судьба, что пошли мне – уменье понять!»

Юнна Петровна Мориц

Имейте совесть – это роскоши предмет,
Имейте совесть – вот прекрасное именье!
Мне отключали воду, газ и свет,
А совесть – никогда, ни на мгновенье.

Налог на совесть? Нет его как нет.
Сдавать анализы не надо, приготовясь
Ходить из кабинета в кабинет, –
Никто не требует анализов на совесть.

Имейте совесть – это крупный капитал,
Не дайте совесть распилить ножовкой.
Кристалл дешёвкой станет и металл, –
Не станет совесть никогда дешёвкой.

В 1937 году её отец был арестован, через несколько месяцев освобождён, но после перенесённых пыток стал быстро слепнуть. По словам поэтессы, слепота отца оказала чрезвычайное влияние на развитие её внутреннего зрения.

Четырехлетняя девочка начала сочинять стихи «от страха», пытаясь выжить в мире, где падали бомбы. Шести-семи лет она читала в госпитале раненым стихи, писала письма фронтовикам.

Училась в Литературном институте им. А.М. Горького в Москве, была исключена на время за «нездоровые настроения в творчестве».

И в чёрных списках было мне светло,
И в одиночестве мне было многодетно,
В квадрате чёрном Ангела крыло
Мне выбелило воздух разноцветно.

Глубокие старухи, старики
Мне виделись не возрастом отвратным,
А той глубокостью, чьи глуби глубоки -
Как знанье тайное, где свет подобен пятнам.

Из пятен света попадая в пятна тьмы,
Я покрывалась воздуха глазами,
Читая незабвенные псалмы
По книге звёздной, чьи глаза над нами.

Волнами сквозь меня, светясь, текло
Пространство ритмов, что гораздо глубже окон.
И в чёрных списках было мне светло,
И многолюдно в одиночестве глубоком.
 

Юнна Мориц  - "неудобный" поэт для власти и для "культурной элиты". Её творчество несколько раз попадало под запрет. Её стихи переведены на все европейские языки и некоторые восточные. Очень интересно представлена в лирике автора тема любви сильной женщины.

За невлюбленными людьми

Любовь идет, как привиденье.

В словах любви, в слезах любви

Сквозит улыбка возрожденья.

И даже легче, может быть,

С такой улыбкой негасимой

Быть нелюбимой, но любить,

Чем не любить, но быть любимой.

По словам поэтессы, человек всегда стремится найти радость в красоте, несмотря на «печаль, разлитую в воздухе». Почти каждое ее стихотворение — призыв к читателю следовать поэтической фантазии.

Не пройти бы мне мимо

"Что ты хочешь? Ответь?" - жизнь спросила меня,-
"Или что-то иметь? Или что-то понять?"
"Нет, я злато менять не желаю на медь.
Мне важнее понять, а не что-то иметь.
Обойдусь без богатства. Но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться всем богатствам земли!
Научи беспристрастью, от бесстрастья уволь
И людское участье ощутить мне дозволь!
Мне понять бы, постичь бы и в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души!
Не пройти бы мне мимо окон, ждущих меня,
Не принять клочья дыма за сиянье огня!
Мне б у самых пытливых мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне - уменье понять!
Лишь такому богатству нет на свете цены,
Дай мне дар докопаться до любой глубины!..

Многие современники познакомились с этой талантливой поэтессой благодаря ее стихам для детей, написанных с большой любовью. Были в жизни Юнны Мориц  неприятные периоды (по 9 и 10 лет), когда ее не печатали. 

Стихи для детей поэтесса начала писать в связи с рождением сына, а ещё потому, что в детских издательствах дышалось свободнее. Наиболее полное собрание ее стихов для детей — сборник «Большой секрет для маленькой компании» (1987).

Некоторые книги оформлены рисунками самого автора. На её стихи написано огромное количество песен.

Тема дружбы стала одной из главных тем песен Юнны Мориц. И сейчас мы бы хотели исполнить песню «Большой секрет».

Не секрет, что друзья не растут в огороде,
Не продашь и не купишь друзей,
И поэтому я все бегу по дороге,
С патефоном волшебным в тележке своей.

Припев:
Под грустное мычанье,
Под громкое рычанье,
Под дружеское ржание
Рождается на свет
Большой секрет для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скромной такой компании
Огромный такой секрет.
Ля-ля-ля-ля-ля....

Не секрет, что друзья - это честь и отвага,
Это верность, отвага и честь,
А отвага и честь - это рыцарь и шпага,
Всем глотателям шпаг никогда их не съесть.

Припев: …

Завершить наш разговор о женщинах-поэтах я приглашаю Паценко Катю, победителя Всероссийского Пушкинского молодежного фестиваля искусств «С веком наравне» в  номинации «Звучащее слово».

Любовь матери к ребёнку самая важная в жизни, потому что именно она является причиной возникновения в будущем всех видов любви. О любви дочери к маме стихотворение Ю. Мориц  «Пять стихов о болезни моей матери».

Выступление  Паценко Екатерины.

Наш фестиваль закончен, спасибо всем участникам за увлечённость поэзией и замечательные выступления. До новых встреч! Пусть в вас отзывается любовь, умноженная и обогащенная.

Все начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

       тоска

            и подвиг -

все начинается с любви...

Весна шепнет тебе:

                            "Живи..."

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЖЕНЩИНЫ-ПОЭТЫ ХХ ВЕКА Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток... Валерий Брюсов

Слайд 2

Все начинается с любви...

Слайд 3

Все начинается с любви!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…И скажет кто-нибудь: она была поэт…» Белла Ахмадулина

Слайд 2

«Она остаётся одной из самых замечательных женщин, к оторых я встречал, одним из самых замечательных поэтов, которые существовали за всю историю русской поэзии. У ж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Ц ветаевой и Ахматовой, безусловно» Е. Евтушенко

Слайд 3

«Здравствуй, Чудо по имени Белла, Ахмадулина, птенчик орла!» П.Г. Антокольский

Слайд 5

Композитор- Андрей Павлович Петров Романс «А напоследок я скажу»

Слайд 6

«Любовь моя- вот мой туманный довод. Я воспою её. А вы судите». Б. Ахмадулина

Слайд 7

Смущаюсь и робею пред листом бумаги чистой. Так стоит паломник у входа в храм. Пред девичьим лицом так опытный потупится поклонник...

Слайд 8

Не уделяй мне много времени, вопросов мне не задавай. Глазами добрыми и верными руки моей не задевай…

Слайд 9

«Она была эпохой в нашей поэзии» Александр Кушнер

Слайд 10

Белла Ахмадулина Борис Мессерер - портреты любимой жены

Слайд 13

Не плачьте обо мне - я проживу счастливой нищей, доброй каторжанкой, озябшею на севере южанкой, чахоточной да злой петербуржанкой на малярийном юге проживу...

Слайд 14

«…И скажет кто-нибудь: она была поэт…» Белла Ахмадулина


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»

Внеклассное мероприятие  по литературеТема: «Виталий Борисович Бакалдин.  Многоликость поэзии»Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любв...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."

Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...

Из опыта знакомства с произведениями современной зарубежной литературы. Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти жертв концлагерей.

Имена... Даты... 11апреля 1945... Этот день записан в книгу Истории как Международный день освобождения узников концлагерей.  Концлагерей, разбросанных по всей оккупированной фашистской Германией...

Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе "Басня есть поэзия рассудка"

13 февраля 2017 года исполнилось 248 лет со дня рождения  великого русского писателя - баснописца Ивана Андреевича Крылова....

Разработка открытого внеклассного мероприятия по английскому языку "Весна, любовь в английской поэзии и песнях" в рамках недели общеобразовательных дисциплин.

Разработка  открытого внеклассного мероприятия по английскому языку "Весна, любовь в английской поэзии и песнях" в рамках недели общеобразовательных дисциплин....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. Сценарий агитбригады «Звучала песней жизнь моя» (посвящается памяти героя, поэта Мусы Джалиля)

Чтец: О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!Ч...

Внеклассное мероприятие по чтению. Сценарий поэтического вечера, посвященный памяти С.Есенина (1895-1925) " В нем пела душа России "

Время не властно над поэзией Есенина.  Каждое новое поколение открывает для себя нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку, любовью к стране березового ситца....