Салон Шеррер. Анализ эпизода.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Мартынова Ольга Петровна

Урок литературы в 10 классе

Анализ эпизода

 «В салоне  Анны Павловны Шерер»

(по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salon_sherer.analiz_epizoda.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Урок литературы в 10 классе

Анализ эпизода

 «В салоне  Анны Павловны Шерер»

(по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Мартыновой Ольги Петровны

2017

Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи: 

  1. Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.
  2. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
  3. Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
  4. Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор                           характеризует своего героя.
  5. Уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок».
  6. Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой  выражает свое отрицательное отношение к героям.

Ход урока.

  1. Элементы сюжета. Завязка романа.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество, - салоне Анны Павловны Шерер.

Наша ЦЕЛЬ: определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах;
  2. Определить значение французской и русской речи в романе;
  3. Поговорим о посетителях салона и постараемся уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок», который Л.Н.Толстой применяет в своем романе-эпопее;
  4. Выясним, с помощью каких художественных приемов Л.Н.Толстой выражает свое отношение к героям.

-  К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?

- Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)

- Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?

Запись в тетради:

На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

- Что представляет собой салон?

- Кому принадлежит салон, с описания которого начинается роман-эпопея «Война и мир»? Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?

(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).

- Кто такая фрейлина?

- Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?

- Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.  

Итак, салон уж начался!

  1. Анализ эпизода.

Анна Павловна Шерер.

- Напомните мне, кто является хозяйкой салона?

- Откуда гости узнали о вечере? Как ведет себя Анна Павловна на своем званом вечере?

- В чем заключается смысл её жизни?

Василий Курагин.

-  Кто был первым гостем?

- Кто же такой В.Курагин, какой пост он занимает? ()

- Как он одет?

- Каким тоном говорит Василий Курагин с Анной Павловной? Какова его речь?

- Как встречает его Анна Павловна? Почему она в самом начале их разговора упоминает о том, что Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте?

- Кого Анна Павловна называет Антихристом? Почему?

- Почему именно сейчас, в июле 1805 года, речь зашла о войне с Наполеоном?

- Какую роль отводит Анна Павловна России в этой войне?

- Как она относится  к императору?

- Чего больше всего боятся великосветские вельможи?

- Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина?

- Когда Василий заговорил об истинных намерениях? (После того, как А.П. закончила свою пламенную речь об императоре и начала рассказывать о приглашенных на вечер.)

- О чем это говорит? (О том, что князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, т.к. от этого зависит и его материальное положение).

- Как отзывается отец о своих детях?

- На ком предлагает Анна Павловна женить Анатоля?

- Как отреагировал Василий Курагин на ее предложение?

- Как Анна Павловна хочет провернуть это дельце? (Поговорить об этом с Лизой Болконской)

- Василий Курагин и Анна Павловна за спиной решают судьбы людей, забывая о чести и достоинстве.

Василий Курагин в погоне за выгодой готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

Гости: Элен, Лиза, Ипполит, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец).

- Какой обряд должны были совершать все гости салона? (приветствования тетушки). Зачем? Так было принято: жить не своим умом, а на старших глядя.

Пьер.

-  Описание Пьера.

- Как приняла его Анна Павловна?

- Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?

- Как Пьер ведет себя в салоне?

- Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

- Кто в салоне защищает Наполеона, высказывая собственное мнение?

- С кем он спорит?

- Кто на него нападает? (Мортемар, Анна Павловна, Лиза, Ипполит)

- Когда все набросились на Пьера, кто выручил его?

- Как уходит Пьер?

- Как ведет себя во время вечера Анна Павловна?

Элен.

- Описание Элен.

Андрей Болконский.

- Описание князя Андрея.

- Почему ему было скучно в этом обществе?

- Как общество относится к князю? Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

- Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?

- У кого живет Пьер в Петербурге? Почему? Зачем князю Василию нужен Пьер?

3. Значение французской речи в романе.

– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)

4.Авторское отношение к нормам жизни светского общества

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

  1. Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:
  1. Приём сопоставления.
  2. Прием противопоставления.

2. «Срывание всех и всяческих масок».

Домашнее задание:

  1. Прочитать 7-17 главы.
  2. Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».

6.        Итог урока.

2.        Анализ эпизода.

Анна Павловна Шерер.

-  Откуда гости узнали о вечере? Как ведет себя Анна Павловна на своем званом вечере?

- В чем заключается смысл её жизни?

Василий Курагин.

- Кто же такой В.Курагин, какой пост он занимает? ()

- Как он одет?

- Каким тоном говорит Василий Курагин с Анной Павловной? Какова его речь?

- Как встречает его Анна Павловна? Почему она в самом начале их разговора упоминает о том, что Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте?

- Кого Анна Павловна называет Антихристом? Почему?

- Почему именно сейчас, в июле 1805 года, речь зашла о войне с Наполеоном?

- Какую роль отводит Анна Павловна России в этой войне?

- Как она относится  к императору?

- Чего больше всего боятся великосветские вельможи?

- Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина?

- О чем это говорит?

 Как отзывается отец о своих детях?

- На ком предлагает Анна Павловна женить Анатоля?

- Как отреагировал Василий Курагин на ее предложение?

- Как Анна Павловна хочет провернуть это дельце?

Пьер.

-  Описание Пьера.

- Как приняла его Анна Павловна?

- Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?

- Как Пьер ведет себя в салоне?

- Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

- Кто в салоне защищает Наполеона, высказывая собственное мнение?

- С кем он спорит?

- Кто на него нападает? (Мортемар, Анна Павловна, Лиза, Ипполит)

- Когда все набросились на Пьера, кто выручил его?

- Как уходит Пьер? - У кого живет Пьер в Петербурге? Почему? Зачем князю Василию нужен Пьер?

- Как ведет себя во время вечера Анна Павловна?

Андрей Болконский.

- Описание князя Андрея.

- Почему ему было скучно в этом обществе?

- Как общество относится к князю? Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

- Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?

Том первый. Часть первая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"

Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...

А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести

Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; ос...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Анализ эпизода "Вечер в салоне А. П. Шерер"

На уроке литературы в 10 классе по теме  "Вечер в салоне А. П. Шерер" анализируется эпизод с использованием стратегии технологии развития критического мышления "Фишбон"...

Урок литературы в 10 классе Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская зн...