Конспект урока литературы в 10 А классе на тему «Изображение высшего света в романе «Война и мир» (анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер")
план-конспект урока по литературе (10 класс)

ЛюдмилаИвановнаПолитова

В разработке урока представлен анализ эпизода из романа "Война и мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_v_salone_anny_sherer.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 10 классе

Тема: «Изображение высшего света в романе «Война и мир» (анализ эпизода «Вечер в салоне                  А.П.Шерер. Петербург. Июль. 1805г.) (слайд 1)

  1. Организация класса  (слайд 2)

Роман “Война и мир” — величайшее произведение мировой литературы. Создавался он с 1863 по 1869 гг. В романе более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны.

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей Л.Н.Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветсткое общество, - салоне Анны Павловны Шерер

(слайд 3)

Эпиграфом к нашему уроку станут сова М.Ю.Лермонтова «Приличьем стянутые маски». Как вы понимаете эту цитату?

Наша цель: 

определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах;
  2. Определить значение французской речи в романе;
  3. Поговорить о посетителях салона, уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок», который Толстой применяет в своём романе-эпопее;
  4. Выяснить, с помощью каких художественных приёмов Л.Н.Толстой выражает своё отношение к героям
  1.  Проверка домашнего задания

 - С какого эпизода начинается «Война и мир»? К какому элементу композиции можно отнести этот эпизод? (Завязка)

-Почему именно этот эпизод считается завязкой романа?

Запись в тетрадь: (слайд 6)

На вечере у А.П.Шерер завязываются все нити романа. Отсюда завязывается и основа сюжета роман – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всём мире

2)  (слайд 7)

- Проверим, насколько внимательно вы прочли 2 главу  I части романа (кроссворд; взаимопроверка)

1

 

 

 

 

7

 

 

2

 

 

 

9

 

 

10

3

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

4

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

2. Цвет платья, в которое была одета Лиза Болконская.  (серое)

3. С кем знакомила всех приезжающих гостей А.П.Шерер? (тётушка)

4. Как назвал П.Безухов план вечного мира аббата Морио? (химера)

5. Как звали дочь Василия Курагина? (Элен)

6. В какое время года маленькая княгиня Болконская вышла замуж? (зима)

По вертикали:

1. Фамилия героини

«Её хорошенькая, с чуть черневшими усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю»

(Болконская)

7. Хозяйка салона (Шерер)

8. Как называется сумочка, в которой княгиня Болконская привезла с собой работу? (ридикюль)

9. Какое чувство вызвало у А.П.Шерер появление П.Безухова? (страх)

10. Фамилия героя. «…вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженною головою, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде» (Безухов)

Ответы (слайд 8)

  1.  Анализ эпизода (слайд 9)

       - Сейчас посмотрим эпизод вечера в салоне А.П.Шерер из кинофильма «Война и мир» режиссёра Сергея Бондарчука

- Кому принадлежит салон? Кто такая Анна Павловна Шерер? (фрейлина и приближённая императрицы Марии Фёдоровны). Кто такая фрейлина? (слайд 10)

- Значит, в салоне фрейлины императрицы собралась вся петербургская знать. Как ведёт себя А.П. Шерер на своём званом вечере?

- В чём заключаетс смысл её жизни? (В содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой)

- Кто был первым гостем? (слайд 11)

- Кто же такой Василий Курагин?

Об этом персонаже расскажет ___________________

(Князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, так как от этого зависит его материальное положение. В.Курагин в погоне за выгодой готов на всё. Цель - попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте).

(Слайд 12)

Остальные гости: Элен, Ипполит, Анатоль, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец),

Лиза Болконская (слайд 13)

Об этой героине расскажет ___________________

(Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение". Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.)

- Но вот в гостиной появляются два новых лица: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Свои ли они в великосветской гостиной? Что их отличает от других? (слайд 14)

- По ходу нашей беседы мы заполним сопоставительную  таблицу, в которой сравним П.Безухова и А.Болконского по некоторым аспектам, таким как:

- внешность;

- поведение;

- как принимают?

- вывод

Пьер Безухов

Андрей Болконский

Появление Пьера Безухова (зачитывается эпизод появления Пьера)

- Как приняла его Анна Павловна?

- Чем отличается Пьер от остальных гостей салона?

- Как Пьер ведёт себя в салоне?

- Какое определение Пьеру даёт Анна Павловна? (человек, не умеющий жить)

Появление Андрея Болконского (эпизод зачитывается___________________)

(В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.)

- Что вы можете сказать о появлении А.Болконского?

Пьер Безухов

Андрей Болконский

внешность

Взгляд Пьера – умный, робкий, наблюдательный, естественный

Взгляд презрительный и скучающий, гримаса скуки

поведение

Нарушает заведённый у Шерер этикет ( не дослушивает тётушку, уходит, неуклюж)

В этом обществе он не медведь, он на равных правах, он может позволить себе»щурясь» оглядеть общество

как принимают?

Поклон, относящийся к низшей иерархии

Его уважают (известен его отец. кн.Болконский) и боятся

вывод:

Пьер в этой блестящей гостиной всем чужой.

Чужой среди чужих

Андрей для всех свой.

Они для него чужие

- Какой приём применяет Л.Н.Толстой, описывая П.Безухова и А.Болконского? (сопоставление)

  1.  Значение французской речи в романе

- С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Это подчёркивает незнание героями родного языка, пренебрежение к родному языку, отрыв от нации и от Родины. Так раньше было принято говорить)

(слайд 15)

Итог:

  1. французский язык подчёркивает отсутствие связей верхушки с народом;
  2. простым использованием то французского, то русского Толстой проявляет своё отношение к высказываемому. (Пьер воспитывался за границей – он говорит по-русски; кн.Андрей говорит, как француз, но по-русски);
  3. Там, где описаны зло и ложь, в роман врывается французский (или позднее немецкий) язык
  1.  Итог урока

- Что внешне мы увидели в салоне? (изящество движений, светский такт, высокие политические разговоры, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость)

- а на деле? (Запишите своё мнение)

(слайд 16)

(неискренность, позёрство, фальшь, расчётливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов, глупость, грубость и даже неприличие)

- Какой приём применяет Л.Н.Толстой при описании светского общества?

 «срывание всех и всяческих масок»

-Каково же авторское отношение к нормам жизни светского общества?

(слайд 17)

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это всё, чем живёт великосветская знать Петербурга. Всё здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Всё здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть в нём окружающие, каждый делает не то, что хочет, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатым и знаменитым. Во всём этом Толстой видел мёртвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

  1.  Рефлексия

- Ребята, я попрошу заполнить мини-анкету, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

  1.  Домашнее задание
  1. Чтение 7-17 глав 1 части;
  2.  проанализировать эпизод «Именины Н.Ростовой»

Приложение

Василий Курагин

князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, так как от этого зависит его материальное положение. В.Курагин в погоне за выгодой готов на всё. Цель - попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение". Лиза была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Лиза  не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Лиза живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Княгиня предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Андрей Болконский

В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя»»

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что м...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”

Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуника...