Конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя»»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Некрасова Юлия Юрьевна

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».

Дата: 23 ноября 2017

Тип урока: комбинированный

Цель урока: учить анализировать текст художественного произведения

Задачи:

·         обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

  • формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу  «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);
  • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);
  • учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
  • учить детей примерять высказывание к характеру героев;
  • способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10liiii.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы в 10 классе на тему: «Поиск исторического деятеля эпохи  как главная тема романов писателя»»

Дата: 29 ноября 2017

Тип урока: Урок изучения нового

Цель:  приблизить героя к читателю, сделать живыми

Задачи:

-научить ребят видеть детали  и их роль в раскрытии авторского замысла;

- подойти к пониманию вопроса: за что Павел Петрович так невзлюбил Базарова;

-продемонстрировать и объяснить некоторые особенности Тургенева-художника: лаконизм, тайная психология.

Ход урока

1.        Орг.момент

2.        Эвристическая беседа с элементами исследования и подводящего диалога.

- Вы прочитали дома главы романа, повторили материал прошлой лекции, скажите, какого героя хотел изобразить автор в своем романе?

Тургенев чувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов. Такого нового героя – человека демократических убеждений – писатель поставил в центре романа «Отцы и дети».

 - Тургенев говорил, что Базаров  - «его любимое детище». Как же выглядит Базаров? (отвечает группа№1, но все остальные могут включить в беседу)

Гл.2.: «человек высокого роста», в длинном балахоне с кистями, красная рука, мужественный голос. Лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум, крупные выпуклости просторного черепа – это свидетельствует об оригинальном уме. Поедет он в тарантасе, с ним можно «не церемониться», простой, «чудесный малый».

Видно, что это человек новый, явно на дворянина не похож, он ведущий в дружбе Аркадия и Базарова.  Главный предмет его – естественные науки, «да он все знает».

 - При первой встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал тому руку. Почему?

Базаров очень горд. К тому же перед приветствием Аркадий представил Базарова очень ярко, пытаясь скрасить неприглядное впечатление от вида Базарова. Аркадий расхваливает друг, чтобы отец нормально к нему отнесся и гордость Базарова этим задета. Он и руку подает не сразу, т.к. не собирается заискивать.

Прием, которым автор показывает действие, но не объясняет его значение, называется ТАЙНОЙ  ПСИХОЛОГИЕЙ. Тургенев говорил, что «поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только сами явления»

Ситуация предположения.

 - Может быть, Базаров напрасно думал, что его гордость задета, может быть, в доме Кирсановых вовсе и не придают значения сословным различиям?

   Нет, вовсе не зря. Это можно увидеть на примере Фенечки: бедная девушка вовсе не чувствует себя хозяйкой, хотя Николай Петрович очень добр к ней. Она живет во флигельке, всем говорит «вы. Очень неловко себя чувствует и Николай Петрович, говоря о ней сыну. Павел Петрович обращается к Фенечке как к прислуге и т.п.

Если бы Аркадий так не расписал своего приятеля, вряд ли бы отец отнесся к нему так любезно.

А реакция лакея Прокофьича на «одеженку»Базарова. (прочитать отрывок)

 - Кто такой Павел Петрович? Как он выглядит?

 - Каков портрет Павла Петровича?.

(отвечает группа№2)

Глава 4  - описание ПП прочитать выразительно.

Проблемная ситуация.

 - С кем из известных вам героев у Базарова может возникнуть конфликт?  Почему?

С Павлом Петровичем. Павел Петрович – полная противоположность Базарову и во внешнем облике, и в манере разговаривать, и в манере держаться.

 Он не подает руку Базарову в первую же встречу, совершенно не зная человека, судя о нем лишь по внешнему виду. Это по меньшей мере невоспитанность. Тут же говорит взволнованному встречей с сыном  Николаю Петровичу, что  Аркадий стал развязнее, совершенно не задумываясь, что тем самым оскорбил брата в лучших чувствах. В результате за ужином разговаривали мало.

Мы видим, что Павел Петрович настроен к Базарову не просто недоброжелательно, а враждебно, что не замедлит сказать позже.

 - А как же Базаров реагирует на вызывающее поведение Павла Петровича?

«А чудаковат-то у тебя дядя, ногти-то, ногти-то, хоть на выставку посылай.»  «Какие у него воротнички, Аркадий, ведь это смешно?» « А отец у тебя славный малый»  и др. цитаты

У Базарова какое-то детски-обиженное состояние. Он не понимает, что человек может злиться и негодовать от оскорбленного самолюбия. Базаров вовсе не злиться, а немного иронизирует.

 - А Павел Петрович? Исследуйте его поведение.

Тот не может успокоиться (эпизод с лягушками, когда даже Аркадий и Николай Петрович удивлены поведением Павла Петровича).

В 6 гл разговор П.П. и Б., в котором Павел Петрович просто «лезет на рожон» , пытаясь вызвать Базарова на спор. И Б. не выдерживает, несмотря на все свое равнодушие: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Базаров возмущен и не собирается потакать «львиным привычкам» Павла Петровича.

- Аркадий рассказывает Базарову историю жизни Павла Петровича. Как реагирует Базаров?

Человек, который всю свою  жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не способен, этакий человек – не мужчина. Это распущенность, пустота. Это все романтизм, гниль, чепуха, художество.

-Как вы думаете, за что же Павел Петрович так невзлюбил Базарова?

П.П. привык быть в центре внимания, светский лев, покоритель сердец, а тут Базаров, равнодушный,   П.П.усмотрел в этом пренебрежение к своей персоне, что донельзя его оскорбило. Поэтому П.П. и не пропустит ни единой фразы, ни единого поступка.

 - Есть в романе образ трогательный и симпатичный Тургеневу?

Это Фенечка. Именно отношение к Фенечке во многом характеризует героев романа.

Гл. 8 – Павел Петрович и Фенечка.  П.П. холодный, чопорный, нет естественного проявления чувств, какая-то снисходительность и скрытое, помимо воли , презрение. Однако он печально констатировал, что ребенок похож на Николая Петровича, что-то здесь не так…

Гл 9  - Базаров и Фенечка…  Б. несколько бесцеремонен: хорошенькая, губа не дура, однако надо познакомиться. Он очень вежлив и доброжелателен, уверенность его не покидает. Он интересуется отчеством Фенечки.

Диалоги – главное средство раскрытия характеров.

Базаров краток, лаконичен, его фразы метки и емки, к месту сказаны афоризмы. Он не стремится говорить красиво. Однако его реплики наполнены смыслом и остроумием, тактом и знанием жизни. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, эти признаки языковой манеры обнаруживают подлинного демократа.: «народ тертый», «в городах живали», «в моей комнате английский рукомойник, а двери не закрываются, что поделаешь – прогресс»

 -  А речь Павла Петровича?

Много специфических свойств и выражений: «эфтим», «принсипов», «германцы», витиеватые обороты, чопорность и напыщенность речи.

3.        Выводы урока: один внешне аристократ, но внутренне чувства прорываются наружу.

Другой – внешне неказист, а внутренне тактичен..

И действительно, к началу 10 главы все ясно: к Базарову все в доме привыкли и освоились.  и только П.П. всеми силами души ненавидел Б. он считал его плебеем, нахалом, гордецом и циником. Он подозревал, что Б. не уважает его, Павла Кирсанова! Вот и ответ на вопрос, почему Павел Петрович невзлюбил Базарова.  

4. Домашнее задание: прочитать и проанализировать 10 главу романа. По каким вопросам  расходились во мнении Павел Петрович и Базаров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски  духовных  и  нравственных  идеалов  Андреем  Болконским  и  Пьером  Безуховым" по роману Л.Н. Толс...

Открытое мероприятие по истории России для 8 класса. Воссоздание портрета исторического деятеля

По описанию научных открытий, реформ, философских высказываний и творчеству поэтов и художников той эпохи, участники мероприятия должны назвать не только имя исторического деятеля, но и отношение к не...

Исследование по теме "Использование исторических романов в обучении английскому языку"

Описание целесообразности использования исторических романов на уроках английского языка, модель использования...

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».

Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...