Рабочая программа по литературе для 11 класса (профильное обучение)
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Беседина Наталья Ивановна

Рабочая программа по литературе для 11 класса (профильное обучение) - 170 ч в год (5 ч в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_kl_profil.docx91.91 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

 

Статус документа

 Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).
  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень).
  3. Программы по литературе для 10-11 классов (авторы-составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Учебники:

Литература. 10 класс. Учебник  для общеобразоват.учреждений. Базовый и профил.уровни. В 2 ч. /Ю.В.Лебедев – М.: Просвещение, 2013 г.

Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. /Ю.В.Лебедев – М.: Просвещение, 2013 г.

         Учебники содержат развернутую картину развития отечественной литературы в XIX-XX столетии,  имеют двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.

      Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.

                 

Цели

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

 

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования (профильный уровень). В X-XI классах выделяется по 170 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю).

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
  • сравнение, сопоставление, классификация,
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
  • составление плана, тезисов, конспекта,
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

 

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию,о ценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

                       

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения литературы на профильном уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

Основные теоретико-литературные понятия

-        Художественная литература как искусство слова.

-        Художественный образ. Художественное время и пространство.

-        Содержание и форма. Поэтика.

-        Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

-        Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

-        Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

-        Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

-        Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

-        Деталь. Символ. Подтекст.

-        Психологизм. Народность. Историзм.

-        Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

-        Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

-        Гипербола. Аллегория.

-        Стиль.

-        Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

-        Литературная критика.

 

          Формы и средства контроля

 

Преобладающие виды контроля:

 

  Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

-  анализ  (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

-  выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

-  подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

-  работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

-  участие в дискуссии, заседании круглого стола,  утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

 Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защита проектов.

Основное содержание программы

11 класс

 

Введение (2 часа) Сложность и самобытность русской литературы  XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.          

И. А. Бунин (9 часов)  Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др.  Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». Повесть «Деревня». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Сочинение по творчеству И.А. Бунина.

 Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.

Межпредметные связи:«лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.

Для самостоятельного чтения: повесть  «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

 

 

 М. Горький (9 часов)Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Публицистика  Горького. Сочинение по творчеству М .Горького.

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).

Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические   интерпретации пьесы «На дне».

Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».

 

 А.И. Куприн (5 часов)Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.

Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) LarqoAppassionato(к рассказу «Гранатовый браслет»).

Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

 

 Проза Л.Н. Андреева (3 часа)  Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Сочинение по творчеству Куприна или Андреева.

Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.

Внутрипредметные связи:М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева.

Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».

 

Русская поэзия конца XIX – начала XX века (21 час)  

В. Брюсов,  Ф. Сологуб,  К. Бальмонт,  И. Анненский,  А. Белый,  Н.  Гумилев,  И. Северянин,  Н. Клюев. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок .Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». Сочинение по творчеству Блока.

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.

Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

 

 А. А. Ахматова (7 часов)  Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.

Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.

Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта.

Для самостоятельного чтения:«Сероглазый король», «Приморский сонет», «Поэма без героя».

 

 М. И. Цветаева (4 часа)Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»,  «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст».  Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.

Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).

Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).

Для самостоятельного чтения:«Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

О. Э. Мандельштам (2 часа)  Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация; «Парижская нота» русской поэзии.

Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох.

Межпредметные связи: песни на стихи М. Исаковского, М. Светлова, А. Жарова и др.

 

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (4 часа)

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд  рассеяния»эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

 Характерные черты времени в повести И. Бабеля «Конармия». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Юмористическая проза 20 годов. Рассказы  М. Зощенко.

 

 В. В. Маяковский (9 часов)  Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие. Пьесы «Клоп», «Баня». Письменная работа.

Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.

Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).

Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», поэмы «Люблю», «Хорошо!».

 

  С. А. Есенин (10 часов)   Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц ...», «В том краю, где желтая крапива...»,   «Собаке Качалова»,   «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы  «Пугачев», «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина. Сочинение. Контрольная работа.

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.

Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.

Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».

 

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века (1 час)

 Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации.Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке:произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А.Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы.Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.

 

А. Н. Толстой. (2часа) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

 

 М. А. Шолохов (13 часов)  Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути  «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие  «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи. Сочинение по творчеству Шолохова.

Опорные понятия:хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.

Внутрипредметные связи:продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).

Межпредметные связи:исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).

Для самостоятельного чтения:рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».

М. А. Булгаков (10 часов)  Романы     «Белая гвардия»,   «Мастер и Маргарита» — по выбору. Сатира Булгакова – по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита»как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Сочинение по творчеству Булгакова.

         Опорные понятия:«исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.

Внутрипредметные связи:евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).

Межпредметные связи:М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.

Для самостоятельного чтения:рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

 

 Б. Л. Пастернак (5 часов)   Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

Роман   «Доктор Живаго».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

Опорные понятия:метафорический ряд; лирико-религиозная проза.

Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.

Межпредметные связи:рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.

Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

 

 ПрозаА. П. Платонова (6 часов)   Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек», «Котлован» —  по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.

Внутрипредметные связи:жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).

Межпредметные связи:проза А. Платонова и живопись П. Филонова.

Для самостоятельного чтения:рассказы «Родина электричества », «Старый механик», повесть «Джан ».

 

 Жизнь и творчествоВ.В. Набокова (обзор) (2 часа)  Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Опорные понятия:элитарная проза; литературное двуязычие.

Внутрипредметные связи:пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.

Межпредметные связи:литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина».

 

 

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов (обзор). (2 часа)

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

Лирика военных лет.Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Муссы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны(«Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне.«Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

«Оттепель» 1953—1964 годов— рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов.Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50—80-х годов.Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф.Абрамова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 60—80-х годов.Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов.Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

  А. Т. Твардовский (3часа)   Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма   «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Опорные понятия:лирико-патриотический пафос; лирический эпос.

Внутрипредметные связи:И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.

Межпредметные связи:литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.

Для самостоятельного чтения:стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».

 

 Герои и проблематика «военной прозы». Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору (2 часа)

           

 Поэтическая «оттепель».   Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. (2 часа)

 Н. Рубцов (1 час)

Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

Опорные понятия:«тихая» лирика, напевный стих.

Внутрипредметные связи:есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).

Для самостоятельного чтения: «Звезда полей», «Первый снег», «Ферапонтово» и др.

 

Проза В.П. Астафьева (5 часов)Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ  «Людочка» и др.  Натурфилософия  В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

Опорные понятия:натурфилософская проза, новеллистический цикл.

Внутрипредметные связи:«Царь-рыба» Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.

Межпредметные связи: рассказ «Людочка» и к/ф С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».

Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал», роман «Прокляты и убиты».

 

«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века.       ТворчествоС. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова(обзор). Жизнь и творчествоВ. Г. Распутина. Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.       (3 часа)

Опорные понятия:«деревенская проза», трагическое пространство.

Внутрипредметные связи:нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

Межпредметные связи: экранизация повести «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».

Для самостоятельного чтения: повести В.Г. Распутина  «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар».

 

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор). Жизнь и творчество А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота» (2 часа)

             

Жизнь и творчество В. Т. Шаламова. «Колымские рассказы»(2 часа) Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова.

            

 Н. А. Заболоцкий (2 часа)  Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.  Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.

Опорные понятия:поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика.

Внутрипредметные связи:опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.

Межпредметные связи:лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.

Для самостоятельного чтения:сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».

 

 В. М. Шукшин (3 часа)  Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство»

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Опорные понятия:герой-«чудик»; пародийность художественного языка.

Внутрипредметные связи:творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).

Межпредметные связи:кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).

Для самостоятельного чтения:повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».

 

 А.И.Солженицын (5 часов) Повесть  «Один день Ивана Денисовича».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

 Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).

Контрольное тестирование.

Опорные понятия:двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.

Внутрипредметные связи:тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).

Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.

Для самостоятельного чтения:рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

 

 Русская проза и поэзия 80-90-х годов (5 часов)Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Проза Л. Бородина. Повесть «Третья правда».

 И. А. Бродский. Поэзия и судьба. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…» Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Авторская песня.  Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).

 

 Литература последнего десятилетия (2 часа)  Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Рассказы Т. Толстой. Проза В. Пелевина, М.Елизарова и др.

Зарубежная литература (4 часа)  Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Поэзия  Г. Аполлинера.  Э. Хемингуэй.  Повесть «Старик и море».

Резерв - 1 час.

Учебно-тематический план

В неделю – 5ч,

В год – 170ч.

 

 

 

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

2

2

Творчество И.А. Бунина.

8+1 Рр

3

Проза и драматургия М. Горького.

8+1 Рр

4

Проза А. И. Куприна.

5

5

Проза Л. Н. Андреева.

2+1 Рр

6

«Серебряный век» русской поэзии.  Поэзия А.А. Блока.

19+2 Рр

7

Творчество А. А. Ахматовой.

6+1 Рр

8

Творчество М.И. Цветаевой.

4

9

Творчество О. Э. Мандельштама. 

2

10

Октябрьская революция и литературные процессы 20 годов.

И. Бабель. Е. Замятин. М.Зощенко.

4

11

Творчество В.В. Маяковского.

8+1 Рр

12

Творчество С.А. Есенина.

8+1 Рр+1 к.р.

13

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века.

1

14

Жизнь и творчество А.Н. Толстого (обзор) .

2

14

Творчество М. А. Шолохова.

12+1 Рр

15

Творчество М.А. Булгакова.

9+1 Рр

16

Творчество Б.Л. Пастернака.

5

17

Проза А. П. Платонова.

6

18

Жизнь и творчество В.В. Набокова.

2

19

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе  Литературный процесс 50-80-х годов XX века. Общая характеристика литературы послевоенных лет.

2

20

Поэзия А. Т. Твардовского.

3

21

Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.

2

22

Поэтическая «оттепель». «Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов.

3

23

Проза В.П. Астафьева.

5

24

«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века (обзор). Жизнь и творчество В. Г. Распутина.

 

3

25

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор). Жизнь и творчество А. Вампилова.

2

26

Жизнь и творчество В. Т. Шаламова.

2

27

Поэзия Н.А. Заболоцкого.

2

28

Проза В. М. Шукшина.

3

29

Проза А. И. Солженицына.

4+1 к.р.

30

 Русская проза и поэзия 80-90-х годов XX века (обзор). Л. Бородин. И. Бродский. Б. Окуджава.

4+1 Рр

31

Литература последнего десятилетия.

2

32

Зарубежная литература.

6

33

Уроки внеклассного чтения.

2

34

Резерв.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс).

                                                                                                                                                      Профильный уровень.

 

Количество часов: всего – 170.

В неделю –  5.

 

 

№ п/п

Тема урока

Содержание

Дата

Домашнее задание

1

Введение.

Сложность и самобытность русской литературы 20 века.

1.09

Дописать конспект

2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XXвека.

4.09

Выучить конспект, читать повесть И.А.Бунина «Окаянные дни»

3

Творчество И.А. Бунина.

Жизненный и творческий путь. «Окаянные дни».

5.09

Подготовить выразительное чтение стихотворений

4

Мотивы и образы бунинской лирики.

6.09

Подготовить выразительное чтение стихотворений

5

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»).

7.09

Дочитать рассказ «Антоновские яблоки»Читать повесть «Деревня»

6-7

Размышления о России в повести «Деревня».

8,11.09

Читать повесть «Деревня». Читать рассказ «Господин из Сан-Франциско».

 

8

Образ «закатной цивилизации» в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

12.09

Читать рассказы «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар»

9

Тема любви и духовной красоты человека в рассказах «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар».

13.09

Читать расказы «Тёмные аллеи».

10

«Тёмные аллеи». Размышления о жизни, России, любви, красоте.

14.09

Подготовка к письменной работе

11

РР.Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.

15.09

12

Проза и драматургия М. Горького.

Судьба и творчество М.Горького.

18.09

Выучить конспект, читать «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

13

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»).

20.09

Пересказ эпизода из рассказа «Макар Чудра»

14

Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе.

21.09

Читать повесть «Фома Грдеев»

15

Тема раскрепощённой души в повести «Фома Гордеев»

22.09

Читать пьесу «На дне»

16

Тема «дна» и его обитателей в драме Горького «На дне».

25.09

Составить характеристики Луки и Сатина.

17

Урок-дискуссия. Спор о правде и мечте в драме Горького.

26.09

Выписать афоризмы Сатина.

18

Нравственно-философские мотивы пьесы.

27.09

Читать рассказы «Мальва», «Бывшие люди».

19

Урок внеклассного чтения.  М. Горький. Рассказы «Мальва», «Бывшие люди».

28.09

Подготовка к сочинению

20

РР.Классное сочинение по творчеству М. Горького.

29.09

Читать рассказ Куприна «Гранатовый браслет»

21

Проза А. И. Куприна.

Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет».

2.10

Автобиография Куприна. Читать повесть «Олеся».

22

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

3.10

Читать повесть «Поединок»

23

Мир армейских отношений в повести «Поединок».

4.10

Пересказ эпизода

24

Метафоричность названия повести «Поединок».

5.10

Читать рассказ Л.Андреева «Иуда Искариот»

25

Проза

Л. Н. Андреева.

Своеобразие творческого метода Л. Андреева.

6.10

Выучить конспект

26

Л.Н. Андреев. Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот».

9.10

Сопоставить содержание рассказа с библейским сюжетом.

27

РР.Письменная работа по творчеству А.И. Куприна и/или Л.Н. Андреева.

10.10

28

Обзор зарубежной литературы.

Гуманистическая направленность произведений, проблемы самопознания, нравственного выбора. Б. Шоу. Жизнь и творчество.   Пьеса «Пигмалион».

11.10

Дочитать пьесу Б.Шоу «Пигмаоион». Выразить своё отношение к эксперименту Хиггинса.

39

Г. Аполлинер

Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Аполлинера.

12.10

Подготовить выразительное чтение стихотворений

30

«Серебряный век» русской поэзии.

Характеристика модернистских течений: символизм, акмеизм, футуризм.

13.10

Термины

31

Обзор поэзии.

Своеобразие поэтического творчества И.Ф. Анненского, М. А. Волошина, Ф. К. Сологуба.

16.10

Подготовить выразительное чтение стихотворений каждого автора

32

Символизм и русские поэты-символисты.

В.Я. Брюсов– идеолог русского символизма.

17.10

Выучить конспект

 33

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д. Бальмонта.

18.10

Написать сочинение-аудиоассоциацию на мелодию Моцарта.

 34

А. Белый. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.

19.10

Выразительное чтение стихотворений о России

35

РР.Письменная работа по творчеству поэтов-символистов (анализ стихотворений).

20.10

Закончить работу

 36

Поэзия

А. А. Блока.

Жизненные и творческие искания А.А. Блока.

23.10

Автобиография Блока

37

Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме»

24.10

Выучить стихотворение из цикла - наизусть

38

Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений, излюбленные символы

25.10

Выписать символы, объяснить их значение

39

Тема «страшного мира» в лирике Блока («Незнакомка», «На железной дороге»).

26.10

Стихотворение «Незнакомка» наизусть

40

Образ художника и тема «вочеловечения» поэтического дара в лирике А. Блока ( «О, я хочу безумно жить…»)

27.10

Выписать авторские неологизмы

41-42

Россия и ее судьба в поэзии Блока («Россия», цикл «На

поле Куликовом»).

30.10-31.10

Стихотворение о России (по выбору) наизусть. Прочитать поэму «Двенадцать»

43

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, сюжет, герои, своеобразие композиции.

1.11

Выписать из поэмы символические образы и объяснить их значение

44-45

Старый и новый мир в поэме Блока «Двенадцать». Символика поэмы и проблема финала.

2.11

Выписать сатирические образы из 1 гл. поэмы. Подготовка к сочинению.

46

РР. Сочинение по творчеству А. Блока.

47

Преодолевшие символизм.Лирика Н. С. ГумилёваПоэзия и судьба. Лирический герой поэзии Гумилева.

Выучить стихотворение (по выбору) наизусть

48

Философское звучание поздней лирики Н. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).

Читать статью учебника об И.Северянине

49

И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор).

Выучить стихотворение (по выбору) наизусть

50

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Анализ стихотворения (по выбору)

51

Творчество А. А. Ахматовой.

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.

Биография А.Ахматовой

52

Тема родины в творчестве Ахматовой.

Читать статью учебника

53

Мотивы любовной лирики Ахматовой (сб. «Вечер», «Четки» и др.)

Стихотворение (по выбору) наизусть

54

Ахматова о месте художника в «большой» истории.

Прочитать поэму «Реквием»

55-56

Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

Выписать из поэмы черты автобиографии поэта. Подготовка к сочинению.

57

РР.Сочинение по творчеству А. Ахматовой.

58

Творчество М.И. Цветаевой.

Судьба и стихи М.И. Цветаевой.

Биография М.Цветаевой

59

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, как напряжённый монолог-исповедь.

Выучить стихотворение (по выбору) наизусть

60

Тема дома – России в поэзии Цветаевой.

Выписать авторские неологизмы из стихотворения

61

Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

Выучить стихотворение «Моим стихам…» наизусть

62-63

О. Э. Мандельштам.

Жизнь и творчество (обзор). Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма.

Биография О.Мандельштама. Анализ стихотворения (по выбору)

64

Октябрьская революция и литературные процессы 20 годов.

Литературные направления и группировки в 20-е г.г.

Выучить конспект. Читать И.Бабель «Конармия»

65

И. Бабель. Изображение гражданской войны в «Конармии».

Читать роман Е. Замятина «Мы».

  66

Жанр антиутопии в прозе 20-х г.г. Роман Е. Замятина «Мы».

 Пересказ эпизода

67

Урок внеклассного чтения по роману «Мы».

Читать рассказы М.Зощенко

68

Юмористическая проза 20 годов. Рассказы М. Зощенко.

Инд.сообщения по биографии В.Маяковского

69

Творчество В.В. Маяковского.

Творческая биография В.В.  Маяковского.

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

70

Тема поэта и толпы в ранней лирике («А вы могли бы?», «Нате!» и др.)

Читать поэму «Облако в штанах».

71

Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в штанах»).

Выписать авторские неологизмы, раскрыть их смысл.

72

Тема художника и революции в творчестве Маяковского («Левый марш», «Ода революции» и др.)

Из статьи учебника о революционной лирике Маяковского выбрать важные тезисы

73-74

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»).

Читать сатирические произведения В.Маяковского. Конспект

75

Любовь и быт в поэзии Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову»).

Выписать средства выразительности из стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

76

Урок-семинар. Маяковский о назначении поэта. Маяковский сегодня.

Подготовиться к письменной работе

77

Письменная работа по творчеству В. Маяковского.

Инд.сообщения

78-79

Творчество С.А. Есенина.

С.А. Есенин: поэзия и судьба.

Биография С.Есенина. Стихотворение (по выбору) наизусть.

80

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина (сб. «Радуница»).

Читать стихотворения «Инония», «Небесный барабанщик».

81

Тема революции в поэзии Есенина («Инония», «Небесный барабанщик»).

Историческая основа поэмы «Пугачёв»

82

Трагедия мятежной души в поэме «Пугачёв».

Инд сообщения

 83

Мотивы поздней лирики Есенина.

Читать поэму «Анна Снегина»

84-85

Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме.

Сформулировать проблемы, поставленные в поэме. Подготовка к сочинению.

86

РРСочинение по творчеству С. Есенина.

Подготовка к К/Р

87

Контрольная работа (тестирование).Творчество С. Есенина и

В. Маяковского

88

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XXвека.

Отечественная проза и лирика 30х годов (М. Шолохов, И. Шмелёв, Б. Зайцев; П. Васильев, М. Светлов)

Выучить конспект. Читать роман А.Толстого «Пётр I»

89

А.Н.Толстой

А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор).

Составить характеристику Петра I

90

Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

Пересказ эпизода

  91

Творчество М. А. Шолохова.

Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова

Инд.сообщения

92-93

«Донские рассказы»как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон».

Читать рассказы «Родинка», «Жеребёнок». Пересказ одного из «Донских рассказов»

94

«Тихий дон».История создания романа, широта эпического повествования, сложность авторской позиции.

Выучить конспект

95-96

Семья Мелеховых, картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

Составить таблицу «Система образов романа». Заполнение таблицы.

97-98

События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Пересказ эпизода.

99

Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Идея дома и святости семейного очага. Нравственная позиция автора.

Анализ эпизода

100

Женские образы в романе.

Сравнительная характеристика образов Аксиньи и Натальи

101-102

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

Пересказ эпизода. Подготовка к сочинению.

103

РР Классное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон».

104

Урок внеклассного чтения. Обзор творчества  Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова.

Изображение русского национального характера в произведениях Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова.

Инд. сообщения

105

Творчество М.А. Булгакова.

Судьба и книги М.А. Булгакова.

Биография М.А.Булгакова

106

Сатира  М.А .Булгакова.

Читать рассказ «Багровый остров»

107-108

Роман «Мастер и Маргарита» как многопроблемный, сатирико-философский «роман-лабиринт»

Знать история создания романа. Читать роман

109-110

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.

Пересказ эпизода. Сравнительная характеристика Понтия Пилата и Иешуа.

111-112

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

Составление таблицы «Мистические персонажи романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа с таблицей.

113

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

Пересказ эпизода «Путешествие в вечность». Подготовка к сочинению.

114-115

РР Сочинение по роману Булгакова«Мастер и Маргарита»

Написать план сочинения. Закончить работу

116

Творчество Б.Л. Пастернака.

Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.

Биография Б.Л.Пастернака.

117

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака.

Выучить стихотворение (по выбору) наизусть.

118

Философские мотивы лирики Б. Пастернака.

Анализ стихотворения.

119

Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

Инд.сообщения

120

«Стихотворения Юрия Живаго». Анализ избранных стихотворений.

Подготовиться к беседе по роману «Доктор Живаго»

121

Проза А. П. Платонова.

Самобытность художественного мира А.П. Платонова.

Биография А.П.Платонова

122-123

Герои и проблематика прозы А. Платонова.

Читать повесть «Котлован». Составить викторину из 6  вопросов для взаимопроверки знания текста.

124

Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»

Рассказать о жанровых особенностях повести.

125

Философские итоги повести «Котлован».

Выучить конспект

126

Самобытность языка и стиля писателя. Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.

Подготовить сообщения о В.Набокове

127

Жизнь и творчество В.В. Набокова.

Тема России в творчестве Набокова.

Задания по группам (по роману «Машенька»).

128

Словесная пластика прозы (по роману «Машенька»).

Инд.сообщения по творчеству Э.Хемингуэя.

129

Зарубежная литература. Э. Хемингуэй.

Жизнь и творчество. Обзор.

Читать повесть «Старик и море».

130

Повесть «Старик и море».

Инд.сообщения

131-132

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе  Литературный процесс 50-80-х годов XXвека. Общая характеристика литературы послевоенных лет.

Выучить стихотворение о ВОВ наизусть. Конспект.

133-134

Поэзия А. Т. Твардовского.

А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «По праву памяти».

Подготовить сообщения о писателе.

Задания по группам

135

Основные мотивы лирики А. Твардовского.

Инд.сообщения к семинару.

136-137

Урок-семинар. Герои и проблематика «военной прозы».

Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.

Художественный пересказ отрывка одного из произведений военной прозы.

138-139

Поэтическая «оттепель».

«Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина.

Выучить стихотворение (по выбору) наизусть.

140

Своеобразие художественного мира Н. Рубцова.

Выучить конспект.

141

Проза  В.П. Астафьева.

Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева.

Биография В.П.Астафьева. Читать повесть «Царь-рыба».

142-143

Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя.   Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа «Царь-рыба».

Выучить конспект. Пересказ эпизода из рассказа «Царь-рыба».

144-145

«Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева.Проблема утраты человеческого в человеке. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

Читать рассказ  «Людочка» . Инд.сообщения

146

«Деревенская проза» 50-80-х годов XXвека.

Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова.

Инд.сообщения. Читать рассказ В.Г.Распутина «Женский приговор»

 

147

Жизнь и творчество В. Г. Распутина (обзор).

Проблемы нравственности в рассказе «Женский разговор».

Биография Распутина. Читать повесть «Прощание с Матёрой».

148

Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.

Пресказ эпизода

149-150

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор).

Жизнь и творчество А. Вампилова.

Пьеса «Утиная охота».

Читать пьесу А. Вампилова.

 «Утиная охота».Инд.сообщения

151-152

Жизнь и творчество В. Т. Шаламова.

«Колымские рассказы».

Инд.сообщения. Анализ эпизода.

153-154

Поэзия Н.А. Заболоцкого.

Жизнь и творчество (обзор).

Единство природы и человека в лирике Н. Заболоцкого.

Биография Н.Заболоцкого. Стихотворение (по выбору) наизусть.  

155

Проза В. М. Шукшина.

Яркость и многоплановость творчества В.М. Шукшина.

Читать рассказы В.Шукшина «Чудик», «Миль пардон, мадам».

156

Тип героя-«чудика» в новеллистике Шукшина (Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам»).

Читать рассказы«Срезал», «Выбираю деревню на жительство».

157

Тема города и деревни в прозе Шукшина. («Срезал», «Выбираю деревню на жительство»).

Инд.сообщения

158

Проза А. И. Солженицына.

Этапы творческого пути А. И. Солженицына.

  Читать роман «Архипелаг ГУЛАГ» 

159

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.

Читать повесть «Один день Ивана Денисовича».

160

Своеобразие звучания «лагерной темы» в повести «Один день Ивана Денисовича».

Читать рассказ «Матренин двор». Пересказ эпизода.

161

Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

Подготовка к К/Р.

162

Контрольное тестирование по творчеству А.И. Солженицына.

163-164

Русская проза и поэзия 80-90-х годов.

Проза Л. Бородина.

«Болевые точки»  жизни в прозе Л. Бородина. Повесть «Третья правда».

Выучить конспект. Читать повесть Л.Бородина «Третья правда».

165

И. А. Бродский.

Поэзия и судьба.

Выучить стихотворение (по выбору) наизусть.

166

Авторская песня.

Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).

Черновик  рецензии на произведение современной литературы.

167

Рр Рецензия на произведение современной литературы.

168-169

Литература последнего десятилетия.

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

Выучить конспект

170

Резервный урок.

 

 

 

Методическое обеспечение

  1.  Литература. 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение»,2010.
  2. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. Карпов И.А, Старыгин Н.Н. Москва, «Владос», 2014.
  3. Литература. Раздаточный материал. Под ред Ивановой Б.С. С-Петербург, «Тригон», 2006.
  4. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Бершадской Н.Р, Халимова В.З. Москва, «Просвещение», 1986.
  5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Самойловой Е.А. Москва, Экзамен, 2007.
  6. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.
  7. Обучение сочинениям на свободную тему.  Пичугов Ю.С. Москва, «Просвещение», 1986.
  8. Приобщение к искусству слова. Беленький Г.И. Москва, «Просвещение», 1990.
  9. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

 

  1. Развивайте дар слова. Ладыженская Т.А.,Зепалова Т.С. Москва, «Просвещение», 1986.
  2. Русская литература. Справочные материалы. .Смирнова Л.А. Москва, «Просвещение», 1989.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. Николаева П.А. – Москва: «Просвещение», 1990.
  4. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Днепров Э.Д., .Аркадьев А.Г. – М., Дрофа.2008
  5. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.
  6. Словарь литературных персонажей. Русская литература. В 4-х частях.- М.: «Московский Лицей», 1997

 

                           Мультимедийные пособия по литературе

1.      Виртуальный кабинет литературы в школе и дома. Литература 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

2.      Репетиторы. Литература. Серия «Уроки литературы Кирилла и Мефодия». Задания и тесты. 5 – 11 классы.

3.      Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (русский язык, 10 класс, профильное обучение)

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые сп...

Рабочая программа по литературе, 11 класс (профильный класс)

    Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эс...

Рабочая программа по литературе, 11 класс (профильный класс)

    Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эс...

Рабочая программа по биологии 11 класс(профильное обучение)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и Программы среднего (п...

Рабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное обучение предмета)

1. Пояснительная запискаРабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта об...

Рабочая программа по литературе 10 класс (профильный уровень)

Данная рабочая программа рассчитана на углублённое изучение литературы в 10 гимназическом классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного стан...

Рабочая программа по химии 11 класс профильное обучение

Рабочая программа по химии 11 класс профильное обучение...