Рабочая программа по литературе 10 класс (профильный уровень)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Дремова Татьяна Николаевна

Данная рабочая программа рассчитана на углублённое изучение литературы в 10 гимназическом классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень», «примерной программы по литературе» и «программы  по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (автор программы В.Я. Коровина – М., 2009)».

Программа реализуется по учебнику Лебедев Ю.В. «ЛИТЕРАТУРА. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый      и профильный уровни. В 2 ч. / Лебедев Ю.В. Л. – М.: Просвещение, 2010 г.

Количество часов – 170, в неделю – 5 часов. Уроков внеклассного чтения - 12,  РК – 10. Творческих работ – 12, из них сочинений – 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_10_profil.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Золотарева Петра Ивановича  с. Летниково муниципального района  Алексеевский Самарской области

                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ.

                                                                                                         Директор школы

                                                                                                         __________ С.В. Бакулина

                                                                                                          __________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе (профильный уровень)

в 10 классе

Общее количество часов –170, в неделю – 5 часов.

Программа: В.Я.Коровина.  Программы общеобразовательных учреждений  10-11 классы (Профильный уровень). – М.: Просвещение, 2009 г.

Учебник: Лебедев Ю.В. «ЛИТЕРАТУРА. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый         и профильный уровни. В 2 ч./ Лебедев Ю.В. – М.: Просвещение, 2010 г.

Составитель:

учитель Дремова Т.Н.

Рассмотрено и принято на методическом объединении учителей гуманитарного цикла:

Протокол ________ от «______»__________________2016г.                                                    

Руководитель м/объединения  ____________   Анюхина Л.Н.  

2016 – 2017 учебный год                  

Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на углублённое изучение литературы в 10 гимназическом классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень», «Примерной программы по литературе» и «Программы  по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (автор программы В.Я. Коровина – М., 2009)».

Программа реализуется по учебнику Лебедев Ю.В. «ЛИТЕРАТУРА. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый         и профильный уровни. В 2 ч. / Лебедев Ю.В. Л. – М.: Просвещение, 2010 г.

Количество часов – 170, в неделю – 5 часов. Уроков внеклассного чтения - 12,  РК – 10. Творческих работ – 12, из них сочинений – 10

Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

«Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой» («Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень»).

Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного, более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике. Поэтому круг изучаемых произведений расширен, с целью дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, журнальной полемике, дискуссиям, публицистическим выступлениям писателей, оценке их творчества современниками. С той же целью включен материал, необходимый для организации самостоятельной, творческой работы ученика, изучающего художественное произведение.

В центре изучения литературы в профильных классах по-прежнему остается художественное произведение и его анализ. Поэтому, с одной стороны, привлекается большее число произведений русской литературы по сравнению с базовым уровнем. С другой стороны, художественные произведения русской литературы сопоставляются с произведениями зарубежной литературы. Следовательно, художественные произведения русской литературы рассматриваются в историко-литературном контексте, который складывается в первую очередь из произведений русских писателей и произведений писателей зарубежных.

Авторы сочли необходимой более углубленную работу над понятием «индивидуальный стиль писателя» и продемонстрировали его наполнение в процессе анализа художественных произведений.

Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Содержание программы

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Поэтические предшественники Пушкина (Державин, Жуковский, Батюшков)

9

3

Александр Сергеевич Пушкин

19

4

Михаил Юрьевич Лермонтов

13

5

Николай Васильевич Гоголь

9

6

Федор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет. Алексей Константинович Толстой

12

7

Иван Александрович Гончаров

7

8

Александр Николаевич Островский

8

9

Иван Сергеевич Тургенев

7

10

Николай Алексеевич Некрасов

10

11

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

4

12

Лев Николаевич Толстой

16

13

Федор Михайлович Достоевский

14

14

Николай Степанович Лесков

5

15

Антон Павлович Чехов

14

16

Литература народов России

1

17

Зарубежная литература

4

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  •  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Календарно-тематическое планирование 10 класс (профильный уровень) 170 часов

Тема урока. Основное содержание

Количество часов

1

Общая характеристика русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

2

Г. Р. Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества. "Ключ", "Бог", "Русские девушки". Поиски новой поэтической манеры. Мысль о божественной сущности человека. Гимн радостям, веселью в сборнике "Анакреонтические песни".

1

3

Традиции и новаторство в творчестве Г. Р. Державина. "Фелица". "Соловей", "Памятник". Лирика и сатира в одах Державина. Разнообразие и преображение жанра оды.

1

4

Романтизм в Европе и в Америке

1

5

В. А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс, баллада) и их своеобразие в лирике В. А. Жуковского. «Море»,"Певец во стане русских воинов", "Песня".

1

6

Романтический характер баллад Жуковского. «Светлана», «Эолова арфа».

1

7

К. Н. Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике К. Н. Батюшкова. "Мои пенаты", "Радость", "Вакханка". Радости жизни, любви, творчества. Изящество и мелодичность языка Батюшкова.

1

8

Философские элегии К. Н. Батюшкова. Драматизм мировосприятия. Тема жизни и смерти. Мотив дружбы, воспоминаний об ушедших друзьях. Романтизм Батюшкова и романтизм Жуковского.

1

9

Гражданские мотивы в русской романтической поэзии. Поэты декабристы. Творчество К.Рылеева.

1

10

Художественный мир русской романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов пушкинской поры.

1

11

А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине.

1

12

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной ссылки (с повторением ранее изученного). "Я пережил свои желанья...", "Погасло дневное светило..."    

1

13

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода  михайловской ссылки.  "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Демон", "Если жизнь тебя обманет...".

1

14

Трагизм мировосприятия и его преодоление в романтической лирике Пушкина. Письменный ответ на проблемный вопрос.

1

15

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). "Разговор Книгопродавца с поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной..."), "Осень".

1

16

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. "Вольность", "Свободы сеятель пустынный...", "Из Пиндемонти".

1

17-18

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...", "...Вновь я посетил...", "Отцы пустынники и жены непорочны...". Тема жизни и смерти в творчестве поэтов Ставрополья

1

19

Тема дороги в лирике А. С. Пушкина. Философский характер образа дороги.

1

20

Петербургская повесть А. С. Пушкина "Медный всадник". Человек и история в поэме.

1

21

Тема маленького человека в поэме "Медный всадник".

1

22

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Медный всадник". Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

1

23-24

"Борис Годунов" А. С. Пушкина как историческая драма. 

Своеобразие художественного историзма Пушкина и его новаторство в пьесе «Борис Годунов»

2

25-26

Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А. С. Пушкина "Маленькие трагедии" .  Проблематика пьес  Пушкина «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь».

2

27

Роман "Евгений Онегин" .Содержание и проблематика. Система образов.

1

28

Место и роль романа  «Евгений Онегин» в русской литературе

1

29

Развитие реализма в прозе А. С. Пушкина 30-х годов. "Повести Белкина" как прозаический цикл.

1

30-31

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

2

32.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. "Нет, я не Байрон, я другой...". "Есть речи . значенье...". Романтизм и реализм в творчестве поэта.

1

33.

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Благодарность"

1

34.

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Завещание".

1

35.

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. "Как часто, пестрою толпою окружен..." как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу...".

1

36.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. "Я не унижусь пред тобою...".

1

37.

Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова.

1

38

М. Ю. Лермонтов. "Демон": замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Проблематика и поэтика поэмы "Демон". Анализ эпизода из поэмы. 

1

39

Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова. "Демон". "Мой Демон".

1

40-41.

"Маскарад" как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества.  Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.

2

42-43

Роман "Герой нашего времени"

2

44-45

Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.

2

46.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях.

1

47.

Героическое и комическое в сборнике "Миргород". Проблематика и поэтика комедии "Ревизор"

1

48

"Петербургские повести" Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ "маленького человека" в "Петербургских повестях". 

1

49

Н. В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

1

50

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести "Невский проспект".

1

51.

Н. В. Гоголь. "Портрет". Проблематика и поэтика повести.

1

52.

Место повести Н. В. Гоголя "Портрет" в сборнике "Петербургские повести".

В. Г. Белинский. "О русской повести и повестях г. Гоголя".

1

53

Поэма "Мертвые души".  А.Губин «Поздняя осень»

1

54

"Выбранные места из переписки с друзьями" и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. В. Г. Белинский "Письмо к Гоголю".

1

55

Проблемное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.

1

56.

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

1

57-58

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. "Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Еще земли печален вид...", "Как хорошо ты, о море ночное...", "Природа . Сфинкс...", "Полдень", "Осенний вечер", "Тени сизые смесились...", "День и ночь". 

2

59

Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. "Эти бедные селенья...", "Нам не дано предугадать...", "Умом Россию не понять...", "Цицерон", "Слезы людские...".

1

60.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как "поединок роковой". "О, как убийствен.но мы любим...", "Последняя любовь". "Я помню вре.мя золотое..." и "К. Б." ("Я встретил вас . и все былое..."): обучение сопоставительному анализу

1

61-62.

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. "Даль", "Еще майская ночь...", "Это утро, радость эта...", "Еще весны душистой нега...", "Летний вечер тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...". "Заря прощается с землею..." 

2

63

Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. "Как беден наш язык!..", "Одним толчком согнать ладью живую..."  А.Екимцев «В последних числах декабря».

1

64

Любовная лирика А. А. Фета и ее утонченно чувственный психологизм. "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Певице", "Еще одно забывчивое слово...", "На качелях" и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. /

1

65

Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

1

66

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...", "Против течения", "Государь ты наш батюшка...".

1

67

Любовная лирика А. К. Толстого. "Средь шумного бала, случайно...", "Острою секирой ранена береза...". Романсы на стихи А. К. Толстого. 

1

68-69

Сочинение по творчеству поэтов 19 века

2

70

Реализм в литературе Европы и Америки.

1

71

Ги де Мопассан. "Ожерелье". Особенности жанра. Психологические проблемы и мастерство композиции новеллы

1

72

Г. Ибсен. "Кукольный дом". Социально-нравственные проблемы пьесы. Истинное и ложное в драме. Особенности конфликта.

1

73

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество.  Трилогия "Обыкновенная история" . "Обломов" . "Обрыв".

1

74

Место романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная история" . "Обломов" . "Обрыв". Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

1

75-76

Обломов - "коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. 

2

77

"Обломов" как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1

78-79

Роман "Обломов" в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. "Обломовщина" как общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик.

2

80

Практикум по теории литературы

1

81

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. "Отец русского театра".

1

82

Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

1

83

"Гроза". Город Калинов и его обитатели. Изображение "жестоких нравов" "темного царства".

1

84-85.

Протест Катерины против "темного царства". Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Обучение анализу эпизода.

2

86

Споры критиков вокруг драмы "Гроза". Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева.

1

87

Проблемное сочинение по драме Островского "Гроза"

1

88

Любовь в пьесах А. Н. Островского "Гроза", "Снегурочка", "Бесприданница".

1

89-90

А. Н. Островский. "Лес". Проблематика, конфликт, композиция, система образов. Нравственный смысл и символика комедии.

2

91.

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ра.нее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лиричес.ких переживаний страдающего поэта. "В дороге", "Еду ли ночью по улице темной...", "Забытая деревня" и др. 

1

92.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. "Рыцарь на час", "Умру я скоро...", "Блажен незлобивый поэт..." и др. 

1

93.

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. "Поэт и Гражданин", "Элегия", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Музе", "О Муза! я у двери гроба...", "Сеятелям", "Праздник жизни . молодости годы..." и др.

1

94

Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. "Надрывается сердце от муки...", "Душно! Без счастья и воли...", "Под жестокой рукой человека..."

1

95.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей...", "Тройка", "Внимая ужасам войны..." и др.

1

96.

"Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ "Пролога" глав "Поп", "Сельская ярмонка".

1

97-98.

Многообразие крестьянских типов в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Проблемы осмысления Н. А. Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.

2

99.

Образы народных заступников в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Гриша Добросклонов. Письменный ответ на вопрос.

1

100.

Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Особенности языка поэмы.

1

101

Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. 

1

102

"Что делать?". Система образов романа. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа.

1

103

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). "Записки охотника" и их место в русской литературе.  К Чёрный «Несколько дней жаркого лета»

1

104

И. С. Тургенев - создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа "Отцы и дети".

1

105

Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе "Отцы и дети". Базаров . герой своего времени.

1

106

"Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети". Сторонники и противники Базарова.

1

107.

Любовь в романе "Отцы и дети".

1

108

Анализ эпизода "Смерть Базарова".

1

109.

Изложение с творческим заданием по роману "Отцы и дети".

1

110

Споры в критике вокруг романа "Отцы и дети". 

1

111

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

1

112

Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л. Н. Толстого.

1

113

История создания романа "Война и мир". Особенности жанра. Образ автора в романе.

1

114

Жизненные искания Андрея Болконского и  Пьера Безухова.  

1

115

Картины войны 1805-1807 гг. в романе "Война и мир".

1

116.

Женские образы в романе "Война и мир".

1

117.

Семья Болконских и семья Ростовых.

1

118-119

Тема народа в романе "Война и мир". Философский смысл образа Платона Каратаева.

2

120

Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов

1

121-122

Проблема истинного и ложного в романе "Война и мир". Идеалы и ценности А.Болконского, П.Безухова, Н.Ростова

2

123-124

Художественные особенности романа "Война и мир". Художественные особенности романа. Г.Андрианова «Полынь и мёд».

2

125-126

Духовные искания Л. Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. Обзор романов "Анна Каренина", "Воскресение"

2

127-128

Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого.

2

129

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

1

130.

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

1

131-132

История создания романа "Преступление и наказание". "Маленькие люди" в романе "Преступление и наказание", проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

2

133-134.

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

2

135-136.

"Двойники" Раскольникова. В.Белоусов «Три лёгких удара в дверь»

2

137

Значение образа Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание".

1

138

Композиционная роль эпилога в романе "Преступление и наказание".

1

139.-140

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе "Преступление и наказание". Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова "Преступление и наказание". Подготовка к сочинению по роману "Преступление и наказание".

2

141-142

Обзор романа Ф. М. Достоевского "Идиот". Проблемы и герои романа.

2

143.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.  В.Чернов «Оранжевый день».

1

144-145

М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города". Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

2

146

Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

147.

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество.

1

148.

"Очарованный странник". Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

1

149.

Поэтика названия сказа "Очарованный странник". Особенности жанра и композиции.

1

150.

Н. С. Лесков. "Тупейный художник". Самобытный характер и необычная судьба русского человека

1

151.

"Две Катерины" (по пьесе А. Н. Островского "Гроза" и рассказу Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")

1

152

Россия в 1880-1890 годы. Идеологическая и политическая обстановка в стране. Творчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX века

1

153

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Специфика сборника "Осетинская лира"

1

154

Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе1880.1890 годов. А.Гнеушев «Тайна Марухского перевала».

1

155

Символизм в Европе. А. Рембо. "Пьяный корабль".

1

156.

А. П. Чехова. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов.

1

157.

Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказов "Палата N 6", "Студент".

1

158.

Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. Анализ рассказов "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Попрыгунья".

1

159

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. "Скучная история", "Случай из практики", "Черный монах"

1

160

А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов "Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

1

161-162

Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч". Проблемное сочинение по творчеству Чехова.

2

163

Особенности драматургии А. П. Чехова. Принципы «новой драмы»

1

164.165.

А. П. Чехов. "Вишневый сад": история создания, жанр, сюжет.  Система образов пьесы.

2

166

Разрушение дворянского гнезда. Нравственные проблемы пьесы.

1

167

Символ сада в комедии "Вишневый сад".  Нравственные проблемы в рассказах В.Слядневой.

1

168

Пьеса Чехова «Три сестры» - тип новой драмы. Своеобразие чеховского стиля.

1

169

Переводной экзамен по литературе.

1

170.

Практикум по теории литературы

1

171-172

Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX века.  В.Чернов «Возвращение Джона Хилтона»

2

173

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать (понимать):

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия,

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

                                            Учебное и учебно-методическое обеспечение 

для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2010

Словари и справочники:

  1. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  2. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  4. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

  для учителя:

 

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4.   Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

 

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....