. М.Е. Кильчичаков. Стихотворение «Живая кровь».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Тип урока: внеклассное чтение.

Оборудование: портреты А.Т. Твардовского, М. Джалиля и М.Е. Кильчичакова,  эпиграф  на хакасском и русском языках «Пос тiлiне тайанып, орыс тiлiнеy таныстым», «Опираясь на свой язык, знакомлюсь с русским языком», интерактивная доска, мультимедиа, рисунки учащихся, посвященных Великой Отечественной войне, книжная выставка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_kilchichakov.novaya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок внеклассного чтения. М.Е. Кильчичаков. Стихотворение «Живая кровь».

Класс: 8.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

-Предметные.

-  понять значимость приобретаемых на уроке знаний и  умений; научиться выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме, осознание значимости урока, смыслообразование, духовно – нравственное оценивание собственных действий;

- организация своего рабочего места, использование учебного материала как источника информации, ученик умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

- знать биографию писателя, уметь работать с текстом, анализировать и выделять главную тему стихотворения «Живая кровь».

Тип урока: внеклассное чтение.

Оборудование: портреты А.Т. Твардовского, М. Джалиля и М.Е. Кильчичакова,  эпиграф  на хакасском и русском языках «Пос тiлiне тайанып, орыс тiлiнеy таныстым», «Опираясь на свой язык, знакомлюсь с русским языком», интерактивная доска, мультимедиа, рисунки учащихся, посвященных Великой Отечественной войне, книжная выставка.

Этап урок

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

Формы и методы работы.

Формирование УУД.

1. Орг. момент.

Задача: Мотивация к действию на уроке.

Приветствие.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Совместное определение целей и  задач урока, этапов и форм работы.

Приветствие.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Совместное определение целей и  задач урока, этапов и форм работы.

Коллективная работа учитель и учащиеся.

Регулятивные:

- умение понимать ход работы;

- определять цели;

- ставить задачи;

- развивать мотивы и интересы.

Познавательные:

- научиться выполнять работу данного вида.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Личностные:

- понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.

2. Проверка домашнего задания.

Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме.

Учитель предлагает повторить домашнее задание по внеклассному чтению «Биография М.Е. Кильчичакова». (Слайд ы №2,3,4,5,6,7.)

На материале домашнего задания актуализируются знания по теме урока

Ученики выступают со своими докладами по биографии М.Е. Кильчичакова.

Проверка и актуализация домашнего задания по теме урока.

Познавательные действия:

- выделение необходимой информации.

3. Работа с художественным текстом.

Задача: чтение стихотворения и его анализ.

На интерактивной доске прочитайте эпиграф «Пос тiлiне тайанып, пасха тiлнеy таныстым». (Слайд №1)

 Определите, чьи эти слова? (М.Е. Кильчичакова). (Слайд №2) Внеклассное чтение у нас посвящается хакасскому писателю и поэту М.Е. Кильчичакову. Чтение учителем стихотворения «Живая кровь» вслух.

Философия нравственного долга советских людей в стихотворении. (Слайд №8)

Определение основной мысли и лейтмотив стихотворения.

 Ученики отмечают, что лирический герой вспоминает волнующую страницу своей фронтовой жизни: его тяжело ранило и спасло переливание крови, взятой у неизвестного солдата. Он становится ему родным человеком. Поэт постоянно задает себе вопрос «Кто он, мой спаситель?» в котором названо эмоциональное состояние героя.

Объяснение учениками основной мысли (Дружба народов всех национальностей, лейтмотив – это тема памяти, верности фронтовому прошлому).

Запись в рабочую тетрадь формулировки ответа на вопрос: «Почему герой испытывает именно это эмоциональное состояние?» (для этого ученики должны найти в тексте такие слова и предложения, которые ответят нам на этот вопрос).

Пересказ своими словами   сюжетных обоснований (они должны ответить на вопрос: «Почему герой грустит, радуется и т.д.?»).

Запись этих объяснений обобщенно-абстрактно и проверка, подходят ли они к объяснению эмоционального состояния.

Формулировка ответа на вопрос «Какую нравственную истину понял герой текста?» Формулировка и запись  проблемного обобщения, чему учит это

стихотворение.

.

Творческая работа в парах, работа с текстом учебника.

Регулятивные:

- узнать алгоритм (модель учебных действий при создании текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного стихотворения).

Познавательные:

- научиться комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения.

Коммуникативные:

- научиться полно и ясно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них;

- научиться контролировать, корректировать и оценивать действий партнера.

Личностные:

- научиться выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

4. Самостоятельная работа.

Задача: Работа в рабочих тетрадях.

Учитель просит учащихся сформулировать, какие средства выразительности отражены в стихотворении. Найти метафоры, сравнения, аллегории, эпитеты. К какой поэзии оно близко по духу.

Запись  объяснений обобщенно-абстрактного и проверка: подходят ли они к объяснению эмоционального состояния.

Формулировка ответа на

вопрос «Какую нравственную истину понял герой текста?» Формулировка и запись  проблемного обобщения, что стихотворение  учит понимать, насколько трудным оказалось для человека испытание войной. В творчестве М.Е. Кильчичакова идет активное переосмысление исторического прошлого, опыта военных лет в нашей современности.

Творческая самостоятельная работа по содержанию стихотворения «Живая кровь». Беседа по проделанной работе.

Регулятивные:

- освоить осмысленные действия при речевом оформлении текста.

Познавательные:

- научиться преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при  самостоятельной работе.

Коммуникативные:

- научиться полно и ясно выражать свои мысли,  слушать и оценивать деятельность собеседника.

5. Проверка умений, полученных в процессе работы.

Задача: корректировка работы учащихся.

Проверка самостоятельной работы

Учащиеся читают свои работы поочередно и анализируют свои высказывания и мнения.

Корректировка  самостоятельной работы учащихся.

Регулятивные:

- посткоммуникативная рефлексия.

Познавательные:

- работа с текстом стихотворения.

Коммуникативные:

 - контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Личностные:

- нравственно-моральное оценивание.

6. Обобщение.

Задача: подвести учащихся к осмыслению дружбы  и единства между народами разных национальностей.

Учитель  дополняет высказывание учащихся, что стихотворение «Живая кровь» -поэтическое повествование о воине – хакасе, тяжело раненном в бою. Оно построено на характерном для поэтического творчества хакасов в сопоставлении человека с цветком: вода вливает  в жизнь , увядающий от засухи  цветок, так и кровь неизвестного брата или сестры воскрешают умирающего от потери крови раненого бойца.

Учащиеся  обобщают тему стихотворения «Живая кровь», высказывают, что созвучно стихотворению «Живая кровь» также стихотворение «Клятва» и поэма  А.Т. Твардовского «Два бойца», «Мои песни» Мусы Джалиля.  Они близки по духу к народной поэзии, что находят свое отражение в метафорах, сравнениях, аллегориях и эпитетах

Делают выводы: на защиту Родины поднялся весь советский народ и  поэты всех национальностей вели ожесточенную борьбу рядом с защитниками Отечества, сражая фашистов своим метким пером.

Беседа по теме урока.

Регулятивные: осмысленное действие

Коммуникативные:

- контроль и оценка своих действий.

Личностные:

- содействие гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

7. Итог урока.

Рефлексия.

(Слайд № 11)

Задача: Обсудить, что их заинтересовало на уроке,  узнали ли что – то новое,  чему научились,  в чем испытали трудности, хотели бы они еще встретиться на таких уроках.

Сделать общий вывод по произведению.

Назвать ключевые слова урока.

Ответьте на вопросы:

- Воин – хакас сугубо индивидуальный или обобщенный образ?

- Какие черты народного характера, знакомые вам по произведениям  русских и хакасских писателей или поэтов несет обобщенный образ?

 

 Учащиеся аргументируют свои ответы на заданные учителем вопросы.

Анализ и оценка проделанной работы.

- Что я узнал сегодня на уроке?

- Чему я научился?

- Что мне еще нужно узнать?

Индивидуальная работа.

Регулятивные:

- речевое оформление.

Познавательные:

- анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Коммуникативные:

- развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи.

Личностные:

- осознание значимости урока, духовно-нравственное оценивание собственных действий.

8. Домашнее задание.

Задача: Дать установку на тренировку определенных умений

Дается упражнение на закрепление изученного материала Провести сравнительный анализ  произведений М. Е. Кильчичакова , А.Т. Твардовского и Мусы Джалиля на военную тему.

Учениками озвучиваются умения, которые помогали проведению  анализа стихотворения  «Живая кровь».

Письменная работа (сочинение).

Коммуникативные:

- научиться задавать вопросы и выражать мысли

Использованная литература:

1. «Хакасская литература» Мамышева Н.А., Боргоякова М.П., Тиникова В.С.,Толмашова Н.А., Топоев Р.П., 7 класс, Абакан, Хакасское книжное издательство, 2008.

2 . « Я б хотел…», М.Е. Кильчичаков, Москва 2009.

3. «Мои песни», Муса Джалиль, Гос. Изд., Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1968.

4. «Русская литература», Т.Ф. Коровина, Н.А. Демидова, Москва, Дрофа, 2010.

5. «В мире литературы», А.Т. Кутузов, 8 класс, Москва, Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где я счастливо живу… (Опыт интерпретации стихотворения Н. Веселовой « Где родился – там сгодился»…)

В поэтическом созвездии Верхневолжья Надежда Веселова занимает особое место. Это яркая поэтесса, у которой свое поэтическое лицо, свое мироощущение. Ее стихи философичны. Ее находки в области яз...

Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине

Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

изучение состава, строения и функций крови...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Стихотворения на тему "Край, в котором я живу".

Стихотворения, занявшие призовые места  в краевом конкурсе "Край, в котором я живу"....

«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)

«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)Цель : - глубже раскрыть внутренний мир писателя ...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....