Урок по повести И. С. Тургенева "Муму" с применением метода "шести шляп"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Итоговый урок по повести И. С. Тургенева "Муму". Рассчитан на два академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_turgeneva_s_primeneniem_metoda_6_shlyap.docx51.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести И. С. Тургенева  "Муму"

(Метод "шести шляп")

Краткая аннотация.

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода на уроке литературы развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. В основе этого метода лежит идея параллельного мышления.

Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные

точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.


hello_html_m5394762c.jpg

Цель урока: показать, как раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с разными персонажами; развивать навыки пересказа и анализа текста

Формируемые УУД

Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности

Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Продолжительность урока: 2 академических часа.


Методика урока: слово учителя, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами.

Педагогическая технология: «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения: художественный текст

Ученики в белой шляпе будут искать в тексте повести "Муму" только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

Ученики в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее.  Важно попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации на существенные и мнимые недостатки.

Ученики в красной шляпе – проанализируют образы разных героев с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали герои в разные эпизоды повести. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и интуиции. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами жизни рассматриваемых  образов. С каким именно поступком связана та или иная эмоция? Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими

Ученики в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи. Это – творческое мышление, это инновации и креативность. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Ученики  в синей шляпе – это дирижёры оркестра. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Учитель напоминает правила работы  «в шляпах»:

«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.

 «Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» чувства, эмоции.

 «Синяя шляпа»: выводы, оценки группам

Обсуждение в группах.(12 мин.)

Выступление команд. (по 3 мин.)

"Наводящие" вопросы для групп:

(их можно распечатать на карточки, вывести на экран, написать на доске, заранее дать как домашнее задание)

«Белая  шляпа»:  

- Где происходят события повести?

- Кто главный герой повести? Кратко расскажите о нем.

- Назовите других героев повести , кратко расскажите о них.

-Перечислите основные события повести.

«Жёлтая шляпа»:

- Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?

- Какими способностями обладает Герасим.  

- С кем его сравнивает Тургенев?

"Он вырос, как дерево растет на плодородной почве".

"гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. "

- Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.                                                                                          Расскажите историю Татьяны. Как Герасим проявлял свою любовь к ней?

-Какое значение в жизни Герасима имела встреча с Муму?

Чем Герасим отличается от всей "челяди"? каким мы его видим в конце произведения?

Комментированное чтение отрывка

"Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка оперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними, Гаврила сделал шаг вперед."

Слово учителя:

В первый год жизни  в городе Герасим относился к дворовым как к своим – сейчас он великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах».

Слово «немец» буквально означает «немой» : первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства ,тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой. Желая жить спокойно, чтобы ничего не вызывало даже малейшего раздражения хозяйки не отражалось на дворовых, челядь сама приговорила Муму к смерти.

Вспомним реплику Степана: «…он сделает, коли обещал. Уж он такой…Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда. Да.»

Слово Герасима – кремень. Это знают все «людишки».Обещания не расходятся с делами. В этом ещё одно достоинство  «великана»

«Чёрная шляпа»:

-Почему Тургенев сравнивает Герасима с "пойманным зверем"?

- Как и почему растоптали чувства Герасима к Татьяне?

-Стал ли Герасим бороться за свою любовь? Почему?

  •  Проанализируйте эпизод "Муму в доме барыни". Какие последствия имеет этот эпизод для Герасима и Муму?
  •  Какую роль в  последующих событиях сыграли Гаврила и Степан?
  • Чем эти герои похожи друг на друга? (они боятся барыню, в любую минуту готовы услужить ей, в первую очередь, заботясь о себе)
  • Как Герасим пытался защитить свою любимицу? Почему все его старания были напрасны?
  • Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму? К

-     Какова судьба Муму?
«Красная шляпа»:

-Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город?    С кем его опять сравнивает Тургенев?

     "Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

 -  Как меняется Герасим, полюбив Татьяну.  

-   Почему барыня решила выдать Татьяну замуж за Капитона? Какие чувства она испытывает к Капитону? Татьяне? Волнуют ли её чувства других людей? Почему?  

-   А что думает об этом Гаврила,  который знает о том, что Капитон человек непутевый и о том, что Татьяну любит Герасим? (чтение по ролям диалога между барыней и Гаврилой

-     Как переживал Герасим замужество Татьяны?      

  • В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны?
  • Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающие их состояние.
  • Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
  • Думали ли вы, почему история встречи с Муму идет после  эпизода расставания с Татьяной?
  • Как меняется настроение барыни , когда ей приводят собаку? Что является причиной?

    - Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.  Расскажите об этом подробно.    

-      Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму?

  • Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой.. Он… не то что наш брат»? как вы понимаете эти слова?
  • -Зачитайте цитаты, раскрывающие душевное состояние Герасима в последний день пребывания с Муму.

  Слово учителя:

                           Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.                                                                                                     – Что предпринимает Герасим? (Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню)  

 «Жёлтая шляпа»:

        – Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?                                                                         – Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

«Зеленаяшляпа»:

-Как могли бы развиваться события, если бы Капитон не был пьяницей?

- Как сложилась бы судьба Герасима, если б Муму не вернулась к нему?

-Как сложится дальнейшая жизнь Герасима в деревне?

«Синяя шляпа»:

-Каких больше моментов в повести: положительных или отрицательных?

- Как вы считаете, кто же виноват во всех несчастьях Герасима?

- Какую же проблему поднимает писатель в произведении?

- Определить основной конфликт произведения.

Эксперты оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10 б.шкале, обосновывая своё мнение.

Чтение  эпизода возвращения Герасима в деревню.

"А между тем в ту самую пору по Т…у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой, барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нему с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях… Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели… Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины, — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…"

Слово учителя:

Несколько столетий крестьяне принадлежали господам, и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства.

Самостоятельный и решительный поступок (уход в родные места ) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.

Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Открытый урок по теме: Приемы работы с текстом. Шесть шляп мышления.

Цель  урока:формировать навыки различных способов мышления при анализе текста....

урок по повести Э.Хемингуэя "Старик и море" с применением технологии "Обучающие тесты"

Технология «Обучающие тесты»Цели: формирование метапредметных  и предметных умений: поиск информации, ее анализ и истолкование, оценка и сопоставление информации, выявление приемов со...