Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровиной (3ч)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровиной (3ч)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass_dolgaya_o.a.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

"Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета литература

Класс 9

Москва

2016

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией___________________________

Протокол № _________

от «__» ______________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе (предмет)

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/___________

Заместитель директора по общему образованию

______________Т.В. Синцова

Подпись Ф.И.О.

Составитель  Долгая О.А. учитель русского языка и литературы

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана  на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, образовательного стандарта по литературе.

 Данная программа разработана  в соответствии с Примерной программой по литературе 9 класса,  на основе Программы общеобразовательных учреждений  по литературе 5-11 класс, под редакцией В.Я. Коровиной , которая   рекомендована Министерством образования и науки РФ и на основе Рабочих программ под редакцией В.Я. Коровиной.

УМК под редакцией В.Я. Коровиной полностью соответствует  ФГОС основного общего образования и обеспечивает формирование литературоведческой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, развивает у обучающихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к русской литературе как к общенациональной ценности. Переработан методический аппарат учебника, в его основе лежит деятельностный подход к обучению. Особое внимание уделено различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования политературе. В учебнике появились новые рубрики: «Размышляем о прочитанном», «Проверьте себя», «Обогащаем свою речь», «Будьте внимательны к слову», «Литература и изобразительное искусство», «Литература и другие виды искусства», «Учимся читать выразительно», «Творческое задание», «Опыт литературоведческого исследования».Расширены возможности участников образовательного процесса благодаря привлечению к анализу литературного произведения актерской исполнительской интерпретации стихотворных и прозаических произведений. В учебнике есть блоки вопросов и заданий для работы с фонохрестоматией. Новая рубрика в системе заданий – «Проект». Задания этой рубрики ориентируют учащихся на совместную организационную, поисковую, исследовательскую, литературно-творческую деятельность. УМК под редакцией В.Я. Коровиной   в наилучшей степени реализует подготовку учащихся к ГИА.

Цели и задачи обучения литературе в 9 классе, решаемые при реализации рабочей программы:  

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

- развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

- отбирать  тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

-  постигнуть  систему  литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

        Общая характеристика содержания курса литературы в 9 классе. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература ХVIII века – литература первой половины ХIХ века), который будет продолжен в старшей школе. В этом классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность обучающихся. Содержание литературы в 9 классе – начало курса на историко-литературной основе.  Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература и ее роль в духовной жизни человека.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствие с учебным планом на 2015 – 2016 учебный год  и календарным графиком школы. Из них 10 ч отведено на уроки развития речи, 3 ч на самостоятельную работу.

 Преподавание ведется по учебнику Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа реализуется в классно-урочной системе, используются технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. Внеурочная деятельность: проведение декады гуманитарных наук, участие в районных олимпиадах по литературе, участие в городских и Всероссийских литературных конкурсах.

Виды и формы контроля:

  • текущий – в форме пиьменных ответов на проблемный вопрос,  сочинений-рассуждений и чтения наизусть стихотворений или стихотворных отрывков;
  • итоговый – в форме итогового контрольного сочинения и итогового теста.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования, то есть обращается внимание на преемственность. Однако содержание программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературы в 9 классе составит 102 часов.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю – 34 учебные недели), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 часа.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

V. Содержание учебного предмета, курса

Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник»Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень»Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из  русской литературы XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (Обзор) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», « Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в жизни, в любви -отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта.

Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащихся по индивидуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи»Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской литературы ХХ века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…», «О доблестях, о подвигах, о славе…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер…», «Той ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий…»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной…»,  «С большою нежностью — потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве»Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст»Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море…»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой…»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой…». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы.

 Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности

Домашнее

задание

План

Факт

Раздел 1. Введение (1 ч)

1.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития девятиклассников.

1

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному.

Составление плана (тезисов) статьи учебника.

Устный или письменный ответ на вопрос.

Участие в коллективном диалоге.

Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом.

Решение тестов

Раздел 2. Из древнерусской литературы (4 ч)

2

3

4

5

«Слово о полку Игореве». История создания. Герои и события в «Слове…»

Идейный центр поэмы.  Специфика жанра и особенности композиции. Языковые особенности «Слова…», проблема авторства

РР Контрольная работа. Сочинение-рассуждение

1

1

1

1

Выразительное чтение фрагментов древнерусского текста в современном переводе и в оригинале (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов к произведению.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героя древнерусской литературы. Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении.

Составление плана анализа фрагмента произведения древнерусской литературы.

Письменный анализ эпизода по плану (в том числе с использованием цитирования).

Устный или письменный ответ на проблемный вопрос

Раздел 3. Из литератураы XVIII века

(9 ч)

6

7

  8

  9

10

11

12

13

14

Классицизм в мировом искусстве. Русский классицизм  М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения

Анализ оды «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747года»

Г.Р.Державин – поэт-философ. Творческий путь поэта. Ода «Властите-лям и судиям»,

Ода «Памятник»

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)

Жанр «Путешествия…» и его содержательное наполнение

Сентиментализм как литературное направление  Н. М. Карамзин. Личность

и творчество.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

РР Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос.

1

1

1

1

   1

1

1

1

1

Устные рассказы о писателях на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателей.

Выразительное чтение фрагментов произведений литературы XVIII века (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту произведения.

Устный или письменный ответ на вопрос.

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев произведений.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ

        

Раздел 4. Из русской литературы XIX века (65 ч)

15

16

17

Романтизм как литературное направление. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

В.А.Жуковский «Невыразимое», «Море»

В.А.Жуковский «Светлана»

1

1

1

Подбор материала о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме.

Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.

Составление плана анализа стихотворения, его письменный анализ по плану.

Характеристика героев русской романтической баллады. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Составление плана (в том числе цитатного).

18

19

20

21

22

23

24

25

Реализм как литературное направление

А.С.Грибоедов- 8 часов

Личность и судьба драматурга. Загадка «Горя от ума».

В доме Фамусова. Анализ 1-го действия комедии

Фамусов – Чацкий – Софья. Анализ 2-го действия комедии

София – Чацкий – Молчалин. Анализ 3-го действия комедии

Прозрение героев. Анализ 4-го действия комедии

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии

Кто же Чацкий – победитель или побеждённый? И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

РР Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

1

1

1

1

1

1

1

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя.

Выразительное чтение ключевых сцен пьесы (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Формулирование вопросов по тексту произведения. Определение родовой принадлежности пьесы, выделение характерных признаков драмы.

Выявление признаков драматического рода в комедии. Жанровая характеристика пьесы: выделение характерных признаков комедии.

Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Характеристика героев комедии.

Составление плана (в том числе цитатного) образа героя комедии, сравнительной характеристики героев.

Подбор цитат из текста литературного произведения по заданной теме.

 Анализ различных форм выражения авторской позиции в комедии.

Составление плана анализа фрагмента драматического произведения.

26

27,

28

29,

30

31,

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44,

45

46

А.С. Пушкин – 22 часа

Жизненный и творческий путь. Лицейская лирика

Петербургский период творчества. Вольнолюбивая лирика поэта.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пуш-кина

А. С. Пушкин «Цыганы» как романтичес-кая поэма

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция.

Комментированное чтение 1-ой главы романа. Обусловленность характера Онегина

Комментированное чтение 2-ой главы. Онегин и Ленский. Поместное дворянство. Татьяна и Ольга

Комментированное чтение 3-ей главы. Письмо Татьяны. Значительность личности героини

Сюжет и композиция 4-ой главы. Исповедь Онегина

Комментированное чтение 5-ой главы. Завязка трагического конфликта

Комментированное чтение 6-ой главы. Трагическая гибель Ленского. Прощание Онегина с юностью

Комментированное чтение 7-ой главы. «Без Онегина».Татьяна и Онегин в 8-ой главе. Проблемы счастья в романе.

Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению

Пушкинский роман в зеркале критики

РР Контрольное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

1

2

2

2

1

1

1

   1

1

1

1

1

1

1

1

   2

 

1

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А. С. Пушкина.

Выразительное чтение стихотворений и фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений и романа в стихах.

Подбор цитат из текстов произведений по заданной теме. Составление плана и письменный анализ стихотворений по плану.

Характеристика сюжета романа в стихах, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Характеристика героев романа в стихах.

Сопоставление персонажей.

Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя романа в стихах, сравнительной характеристики героев.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Выявление признаков эпического и лирического родов в романе в стихах.

Общая характеристика художественного мира романа в стихах как реалистического произведения.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Восприятие текста литературно-критической статьи.

Формулирование вопросов по тексту статей.

Подбор цитат из текста статьи по заданной теме. Конспектирование литературно-критической статьи (фрагментов).

Написание аннотаций, отзывов и рецензий на театральные или кинематографические версии романа в стихах.

47

48,

49

50

51,

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

М. Ю. Лермонтов – 18 часов

Судьба и личность поэта

Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал»

Судьба М. Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума» (1838)

Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия…»

Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва»

Замысел, смысл названия и проблематика Романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 

Анализ повести «Бэла»

Анализ повести «Максим Максимыч»

Анализ повести «Тамань»

Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера

Анализ повести «Фаталист»

Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

РР Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии М. Ю. Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворений и фрагментов романа (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

 Участие в коллективном диалоге.

Характеристика тематики, проблематики, идейно эмоционального содержания произведений. Составление плана и письменный анализ стихотворения. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Анализ различных форм выражения авторской позиции в стихотворениях и романе.

Общая характеристика художественного мира поэта. Конспектирование литературно-критической статьи (фрагментов).

Составление плана и письменный анализ стихотворения или анализ эпизода романа по плану.

Составление плана характеристики героя романа (в том числе цитатного).

Сравнительная характеристика персонажей романа М. Ю.

Лермонтова.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Написание отзыва (рецензии) на театральные или кинематографические версии романа.

63

64

65

66,

67,

68

69

70

71

72,

73

Н. В. Гоголь – 11 ч.

Страницы жизни и творчества. « Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая зрелость – «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор»

Цикл повестей Н. В. Гоголя «Петербург-ские повести». Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности – центральная тема произведения

«Мёртвые души» - поэма о небокоптите-лях. Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ 1-ой главы

Галерея образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Губернский город в поэме «Мёртвые души». Анализ глав 1, 7, 8, 9, 10.

Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.) Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги

Заключительный урок по поэме «Мёртвые души»

РР Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

1

1

1

3

1

1

1

2

Подбор материала о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии писателя.

Выразительное чтение фрагментов . произведения (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведений.

Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героя поэмы (в том числе цитатного) и характеристика героев по плану.

Сравнительная характеристика персонажей поэмы и героев, близких поэме Н. В. Гоголя.

Составление плана и характеристика образа автора.

Подбор цитат из текста поэмы по заданной теме.

Составление плана анализа эпизода и анализ фрагментов поэмы.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Общая характеристика художественного мира поэмы. Конспектирование литературно-критической статьи (фрагментов).

74 –

76

Ф.М. Достоевский  - 3 ч.

  «Белые ночи»

3

Подбор материала о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение фрагментов произведения.

Формулирование вопросов по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героя и средств создания его образа, а также сопоставительная характеристика персонажей.

Подбор цитат из текста поэмы по заданной теме.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

77,

78

А.П. Чехов – 2 ч

Жизнь и творчество. «Смерть чиновни- ка», «Тоска» и др. рассказы

2

Подбор материала о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. П. Чехова.

Выразительное чтение рассказов.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту рассказа.

Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героя и средств создания его образа, а также сопоставительная характеристика персонажей.

Подбор цитат из текста рассказа по заданной теме. Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказе.

Работа со словарём литературоведческих терминов

Восприятие и выразительное чтение фрагментов произведений русской литературы XX века (в том числе наизусть).

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Раздел 5. Из русской литературы ХХ века – 13 ч.

79

И.А. Бунин «Тёмные аллеи»

1

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, историй создания рассказа с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве И. А. Бунина.

 

Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

 Составление плана характеристики героя (в том числе цитатного) и характеристика героя по плану (в том числе сравнительная).

Подбор цитат из текста рассказа по заданной теме. Работа со словарём литературоведческих терминов.

80- 82

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

3

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания повести с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя.

Выразительное чтение фрагментов повести.

Формулирование вопросов по тексту повести.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристика персонажей.

Подбор цитат из текста повести по заданной теме.

Анализ различных форм выражения авторской позиции. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Написание отзыва (рецензии) на театральные или кинематографические версии повести.

83 -

85

М.А. Шолохов «Судьба человека»

3

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания рассказа с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве М. А. Шолохова.

Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.  

Формулирование вопросов по тексту рассказа.

Устный или письменный ответ да вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.  

Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Сопоставление кинематографического и литературного образа.

Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристика персонажей.

Подбор цитат из текста повести по заданной теме.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

86 –

89

А.И. Солженицын «Матренин двор»

4

Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания рассказа с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя.

Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту рассказа.

Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристика персонажей. рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе.

Подбор цитат из текста рассказа по заданной теме.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана и письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Работа со словарём литературоведческих терминов

90 –

91

РР Сочинение-рассуждение  по проблемному вопросу.

2

Раздел 6. Из русской поэзии ХХ века (обзор) – 10 ч.

92

93

А.А. Блок «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др.

2

Подбор материала о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. А. Блока, С. А. Есенина,

В.         В: Маяковского, А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского. Выразительное чтение произведений русской поэзии XX века (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат из текста стихотворений по заданной теме. Составление плана и письменный анализ стихотворений по плану анализа лирики.

Характеристика ритмико-метрических особенностей произведений, представляющих тоническую систему стихосложения.

Работа со словарём литературоведческих терминов

94

95

С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная..», «Край ты мой заброшенный…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»

2

96

97

В.В. Маяковский «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» и др.

2

98

М.И. Цветаева «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…» и др.

1

99

100

А.А. Ахматова Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник»

2

101

102

Из зарубежной литературы. 

Гораций. «Я воздвиг памятник...».

Данте Алигьери. «Божественная (фрагменты). 

У. Шекспир. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен).

И.-В. Гёте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).

Понятие о драматической поэме.

Сопоставление оригинальных текстов и вариантов их перевода на русский язык

2

Подбор материала о биографии и творчестве писателей, истории создания их произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

Формулирование вопросов по тексту произведений.

Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Подбор цитат из текста по заданной теме.

Характеристика сюжета и композиции произведений, их тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.

Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристика персонажей (в том числе с использованием цитирования).

Работа со словарём литературоведческих терминов

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для произведений тем, образов и приёмов изображения человека.

Соотнесение содержания произведений с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления.

Сопоставление сюжета и персонажей произведений зарубежных авторов с произведениями русской литературы.

Итого: часов 102, соч___.

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

www.wikipedia.ru     Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.krugosvet.ru        Универсальная энциклопедия «Кругосвет»        

www.rubicon.ru        Энциклопедия «Рубикон»

www.slovari.ru        Электронные словари

www.feb-web.ru        Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и

                                    фольклор»

Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.

Фонохрестоматия к учебнику «Литература 9 кл. (формат МРЗ).- М.: Аудиошкола: Просвещение, 2010

                                                  Список литературы

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Беляева Н.М., Ерёмина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
  4. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Коровина В.Я. Литература. 9 кл. Методические советы / В.Я. Коровина, И.С.

    6.     Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе,

            9 класс– М.: Просвещение, 2008.

7.     Збарский; под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение, 2008.

  1.   Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2001.
  2.   Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2001.
  3.   Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2000.
  4.   Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. – М.: ВАКО, 2007.
  5.   Семёнова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 12-19 вв. 9-10 классы. – М.:

          ВЛАДОС, 2000.

  1.  Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. – М.: Материк Альфа,  

          2006.

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...

Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.

Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...

Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов

Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и  6 клас...