Уроки по творчеству НВ Гоголя
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки по комедии НВ Гоголя "Ревизор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_komedii_nv_gogolya.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение комедии НВ Гоголя «Ревизор»

1 урок. Гоголь – сатирик, его отношение к театру и первая постановка «Ревизора» на сцене. Страстное желание служить на благо Родины. Целеустремленность. Верность главному делу жизни. В письмах матери, родным и друзьям выражена его ненависть к бескрылому, бесполезному существованию. Он поклялся ни одной минуты не прожить даром. Жизнерадостный, неутомимый на выдумки, деятельный юноша был редактором, автором, художником, переписчиком рукописных журналов, хранителем библиотеки. Он сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы и был первым актером. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему пророчили славу великого комика. Любовь к театру и литературе, несмотря на обиды и разочарования, он пронес через всю жизнь. Он был убежден, что спасение от всех недугов в вечном труде. Судьба свела Гоголя с интересными людьми, литераторами, художниками, и самым первым другом и вдохновителем стал для него Пушкин. С портрета Гоголя работы АГ Венецианова смотрит веселый, одухотворенный молодой писатель в самую счастливую пору своей жизни. Его забавные истории, полные поэтического очарования и настоящей веселости, принесли славу. Через год Белинский назовет его главою литературы. Далее проводим викторину. Чтение отрывков из повестей Гоголя. Угадывание названия повестей. Впечатления от этих произведений. Мы вспоминаем, из-за чего поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Что погубило философа Хому. Почему нос коллежского асессора Ковалева разгуливал по Петербургу в мундире статского советника. Можно включить рассказ из книги НС Шер «Рассказы о русских писателях». Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину. Именно Пушкин подсказал сюжет «Ревизора», рассказав, как его приняли за важное лицо, прибывшее из Петербурга с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачеве. Первое представление пьесы вызвало негодование чиновничьего Петербурга и потрясение Гоголя от обрушившихся на него обвинений в клеве на Россию. Литография Р Жуковского «Разъезд из Александрийского театра после первого представления «Ревизора» передает бурные споры публики, а на портрете Гоголя с акварели Жерена – выражение страдания и боли. Писатель надолго уезжает из России, для которой мечтал совершить великое и во имя блага которой создал свою комедию. Комедия относится к особому роду литературы – драматическому, основные виды которого: трагедия, драма, комедия. Предназначенные для сцены они строятся по особому закону. Сопоставляем «Ревизора» с повестью «Капитанская дочка» и стихотворением «В Сибирь». Отличие драматических произведений от эпических и лирических. В пьесе нет описания внешности и действий героев, авторского повествования, непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей пьесы. Действие пьесы ограничено временем сценического представления. Успех драматического произведения в театре зависит не только от автора, но и от режиссера, актеров, художников-декораторов, которые воплощают замысел писателя. Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос: «Как Гоголь относился к театру и почему он так высоко ценил смех?» Чтение 1 действия комедии.

2 урок. Опрос домашнего задания. Работа над развитием речи и навыками цитирования. Объяснение слова афиша- реклама, объявление о спектакле, ремарка автора, называющая действующих лиц. Чтение афиши. Иллюстрации к комедии. Первое действие развивается стремительно, и чтобы создать впечатление ошеломленности, страха, переполоха, явления 1-5 читаем подряд. Роль Городничего ключевая, читает учитель. Обмен мнениями. Вопросы. Почему так волнует городничего «инкогнито проклятое»? кто особенно боится ревизора и почему? Почему Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора? Включаем лексику: взяточничество, казнокрадство, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, лихоимство. Ревизия в России часто облекалась тайной, чтобы мошенники-градоначальники, между которыми существовала круговая порука, не успели замести следы. Ревизор инкогнито – неожиданно нависшая опасность для городничего: не знаешь, с какой стороны ждать удара. Проверяется вся губерния и уезд. Не исключено, что ревизор вызван по специальному доносу на городничего. Особенно смущает городничего купечество и гражданство. Страх охватывает всех чиновников, но с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: в руки плывут не только шубы и шали да кули товаров от купцов, а и государственная, городская казна, средства, отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорыми распоряжениями не поправишь: не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное – не заставишь замолчать всех обиженных: кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистоты. Очень ловок и деловит глава города. Он великий дипломат и пройдоха. Он знает амбицию и гонор судьи, трусость и беспомощность смотрителя училищ, готовность Земляники во спасение мать родную продать, и потому не случайно его предупреждение: «Инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики! А кто, скажет, здесь судья?-Ляпкин-Тяпкин. – А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель богоугодных заведений? – А подать сюда Землянику!» Вот что худо. Вывод -  надо действовать сообща: грабили-то вместе, и отвечать придется вместе. Я вас предостерег, но и вы меня не подведите. Третий вопрос – свойства характера обоих помещиков и своеобразие ситуации. Первый разносчик сплетен Бобчинский понесся по городу из дома городничего, когда тот прочитал письмо от кума. В голове вертелось одно-ревизор инкогнито. Заглянув вместе с Добчинским в трактир закусить, замер над своей тарелкой с семгой, когда молодой человек в партикулярном платье, то есть штатском, «с эдаким рассуждением в лице», заглянул к ним в тарелки. Ну, кто еще может позволить себе, не платя ни копейки, жить в городе вторую неделю? Да еще из Петербурга! Только уполномоченное особой властью лицо: «Он! И денег не платит, и не едет, кому же быть, как не ему?» состояние Бобчинского как «электричество чина». Как  же сильно должно быть подобострастие, страх и восторг перед высоким чином, чтобы съежиться и зарождать над своей тарелкой, почувствовать свое ничтожество, онеметь от страха. Подобную психологию высмеивал Чехов в рассказах: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Домашнее задание. Устный ответ на вопрос: «Как восприняли «отцы города» весть о ревизоре и как готовятся к встрече с ним»? Чтение статьи учебника «Николаевская Россия во времена Гоголя». Чтение 2 действия комедии. План устного ответа:

  1. Как характеризуют чиновников их догадки о причинах приезда ревизора?
  2. Почему чиновники и помещики боятся ревизора?
  3. Почему больше других опасен ревизор для городничего?
  4. Как воспринимают чиновники советы главы города?
  5. Как встретили чиновники неожиданное известие Добчинского и Бобчинского?

3 урок. Опрос домашнего задания. Подтвердите «законность» и повсеместность изображенного Гоголем в действии 1 произвола и хищничества властей. Обращение к статье учебника «Николаевская Россия во времена Гоголя». Самая смешная сцена 1 действия? Сравнение смешного в 3 и 5. Такое сравнение – отличие сатиры от юмора. Над Добчинским и Бобчинским Гоголь смеется весело, не зло. Над городничим, взявшим вместо шляпы коробку, не столько смеется, сколько издевается, потому что за его волнением картина вопиющего состояния города. Это разоблачение явлений социально опасных. Здесь завязка комедии. Если раньше городничий терялся в догадках, откуда ждать удара, отдавал кое-какие распоряжения, то теперь настало время не колпаки менять, а решительно обезвредить удар. И, следовательно, завязка комедии – сенсационное сообщение Бобчинского и Добчинского. Комедия «Ревизор» была новаторской, и это особенно проявилось в ее композиции. Некоторые современники обвиняли Гоголя в том, что в комедии отсутствует завязка, действие, а сюжет невероятен. Но на эту критику Гоголь ответил короткой пьесой «Театральный разъезд после представления новой комедии». По мысли Гоголя, в комедии, как в общественном, народном создании, направляемом высокой мыслью, завязка должна соответствовать идее пьесы, ввести персонажей сразу в центр действия. Современные исследователи творчества Гоголя говорят о двойной завязке пьесы: первом сообщении городничего о приезде ревизора и сообщении Бобчинского и Добчинского. Работа над 2 действием. Вопрос: «Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым?» Почему так расположены части комедии? Знакомство с понятием комическая ситуация – основа ее -  недоразумение, несоответствие. Из монолога Осипа мы узнаем об ошибке Бобчинского и Добчинского. В гостинице живет не ревизор, а елистратишка, промотавший деньги. На доске табель о рангах. Тот, кого приняли за ревизора, в самом конце таблицы – коллежский регистратор, еще и без гроша. Сочиняем эпизод: городничий на пути из дома в трактир. Как готовился городничий к встрече с ревизором, о чем думал по пути? Городничему важно узнать, какой чин у ревизора, какой властью он наделен. Чтение реплик из явления 7.  (только в произведении, в учебнике нет). Выкрики Хлестакова: «Да что он, как он смеет, в самом деле? Да я ему скажу прямо: как вы смеете, как вы?» - городничий воспринимает, как угрозу разгневанного беспорядками ревизора и немеет от ужаса. Явление 8 -  чтение. С каждой репликой Хлестакова городничий все больше убеждается, что перед ним важная и хитрая персона, которая не хочет раскрыть свое инкогнито. Минута для городничего отчаянная: ведь ревизор грозится пойти с докладом прямо к министру. Но угодливость и взятка еще никогда не подводили отца города, и пущен в ход весь арсенал испытанных средств: обман, угодничество, подкуп. Перепуганный же Хлестаков хоть и хорохорится, но основательно трусит. Правда, он не раз попадал в трудные ситуации, но сейчас положение отчаянное: ведь от долговой тюрьмы он совсем недалеко. Сцена достигает кульминации в момент взятки, после чего наступает успокоение, примирение. Как могло случиться, что пройдоха городничий не распознал Хлестакова, ведь этот фитюлька ничем не похож на важную персону. Городничего сбило с толку «инкогнито проклятое». Ревизор менее всего должен походить на ревизора, если он расследует уезд тайно, если хочет остаться неузнанным. Поэтому искренние признания перепуганного Хлестакова городничий принимает за тонкую игру. Чем больше Хлестаков говорит о себе правды, тем более убеждается городничий, что перед ним «тонкая штучка». Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем в ином смысле. Так, предложение переехать на другую квартиру Хлестаков понимает, как намек на арест, тюрьму за неуплату, и после каскада отчаянных выкриков признается, что ему нечем платить, оттого и сидит он тут. Городничий  же все это расценивает, как тонкую дипломатию и даже намек на взятку. Ю. Манн пишет, что ревизия в России «была обоюдным обманом, из которого каждый пытался извлечь свои выгоды». Чем особенно смешна эта сцена? Ведь городничий, немного оправившись от страха, даже испытывает своего рода удовольствие от этой дипломатической игры с ревизором: «Славно завязал узелок! Врет, врет и нигде не оборвется!» В этом и состоит комическое впечатление: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и городничий возвел фитюльку на пьедестал важной особы. С какого момента намечается поворот в отношениях городничего и Хлестакова, переход от страха к миролюбию. Все решило многократно испытанное городничим средство – взятка. Она подтвердила мысль, что ревизор хочет, «чтобы считали его инкогнито», что игра пошла по всем правилам, теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения! Почему же Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету? Обмен мнениями. Вывод. Хлестаков немного поумнее, странность поведения городничего сбила его с толку. Ведь городничий дрожит, признается во взятках, в самоуправстве (высек унтер-офицерскую вдову), говорит о каких-то злодеях, готовых покуситься на его жизнь. Беседа о Хлестакове. Петербургская жизнь, привычки, склонности, жизненные цели и характер. Петербургский неудачник, пустейший елистратишка, которого строгий отец призывает к ответу за мотовство и безделье, сидит в трактире без гроша в кармане. Он любит пустить пыль в глаза, «подкатить таким чертом к какому-нибудь соседу-помещику, произвести фурор. И лишь это останавливает его  перед тем, чтобы продать штаны: чтобы поразить пентюхов - провинциалов, нужен петербургский костюм. Хлестаков не способен остановиться мыслью на своем горемычном положении, надеется на случай. К провинции он полон презрения, а потому важничает. Но и трусоват. Быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному; защищаясь, горячится, храбрится. Получив деньги, чувствует себя в безопасности, потому сразу важничает, успокаивается и даже доверительно рассказывает о себе с полным простодушием. Но любит порисоваться и быстро входит в любимую роль: Иван Александрович  Хлестаков из Петербурга. Главная же его черта – «несколько приглуповат», «без царя в голове», «пустейший». Комедийный конфликт – столкновение, лежащее в основе действия, - начатый великолепно диалогом  городничего и Хлестакова, основан на промахе, ошибке городничего. Столкнулись в борьбе за свое спасение тончайший мошенник и непроходимая глупость. Мы смеемся не только над Городничим, но и над простодушием, искренностью, с которой принимает Хлестаков «преданность и уважение, уважение и преданность». В эту минуту он уже готов к роли, на которую обрекли его чиновники города. Домашнее задание. Прочитать 3 действие. Написать свои замечания для актера, играющего Хлестакова. Устно ответить на вопрос: «Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни?»

4 урок. Чтение письменных работ учеников. Отмечаем интересные находки. Чтение 5-7 явлений действие 3. Но перед чтением вопрос. Какой хитрый шаг предпринимает городничий после согласия Хлестакова переехать к нему на квартиру. Таким образом, проверка чтения действия. Уловка городничего удалась: от внимания и угощения в одном из богоугодных заведений (от посещения острогов и тюрем Хлестаков поспешно отказался) гость пришел в благодушное состояние, разговорился, разоткровенничался. Чтение 5-7 (сцены вранья Хлестакова). Советы перед чтением Гоголя: «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжет, и уже сам верит почти тому, что говорит. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизни – почти род вдохновения». Комизм этих сцен заключается в том, что чем дальше Хлестаков от истины, тем вдохновеннее для чиновников звучат его слова. Вместе с возвышением его положения в обществе, стремительным взлетом его чина растет панический страх чиновников и восторг перед ним, радость и обожание. ГА Гуковский пишет: «И все они, уездные, напуганные и знающие свои грешки, благоговеющие перед начальством, готовы в носе, бакенбардах, пустышке, в фитюльке увидеть какие угодно величественные черты, раз они признали бакенбарды или фитюльку «персоной». Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? До какого момента инициатива в руках Хлестакова? Действительно ли обладает Хлестаков «легкостью необыкновенной в мыслях? Каковы жизненные идеалы Хлестакова? Что помогает Хлестакову молниеносно вознестись в мечтах до генерала и даже фельдмаршала? Все ли в рассказе Хлестакова вымысел и небылицы? Какую оценку дают Хлестакову чиновники? Обсуждение иллюстрации К Рудакова «Я такой! Я не посмотрю ни на кого». Почему художник выбрал именно этот момент для иллюстрации? Это самый напряженный момент. Упоенный своим величием, Хлестаков хочет быть еще выше и потому встает, произнося слова: «Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…». Но «поскальзывается и чуть не шлепнул на пол». Гоголь говорит -  не упал, а шлепнулся, чтобы подчеркнуть, как смешон Хлестаков. Однако чиновники не видят комизма позы Хлестакова, от страха они не могут вымолвить ни слова. Это высшая точка вранья. Это кульминация. Ибо цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона. Дело идет о судьбе городничего, и выход только один: поставить заслон из Держиморды и Свистунова – и всех взашей, кто идет к ревизору с просьбою-доносом. А самого ревизора умасливать взятками. Итог урока. Гоголь смеются не столько над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека: «Вот это, Петр Иванович, человек-то. Вот оно, что значит человек»,- восклицает Бобчинский.  Домашнее задание. Чтение 4 действия, чтение по ролям одной из сцен взяток. Ответы на вопросы учебника. Сцены взяток открывают механизм превращения фитюльки в ревизора. Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков становится ревизором, сановником, взяточником. В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей он «уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель». Роль Хлестакова в этом действии самая сложная.

5 урок. С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? Дайте характеристику поведения чиновников на «приеме» у Хлестакова. Растерянность и трепет свойственны всем чиновникам. Но каждый из них дает взятку по разному. Это отражено в речи, действиях чиновников и авторских ремарках. Самым тонким пройдохой оказывается Земляника. Чтобы обезопасить себя, он подленько доносит на других, зная, что ревизору нужен уличающий материал. Работу проводим фронтально. Дать развернутый ответ на вопрос: «Почему и как возрастает развязность Хлестакова в сцене «приема» чиновников и других городских жителей. Режиссерское задание: найти тот момент в действии, когда Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за государственного человека. Ведь с этого момента в поведении, тоне Хлестакова что-то должно измениться. В сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков уже не в роли просителя. Чтение 3-8 явлений. Работа устно после прочтения. Вопрос. О каких новых свойствах натуры Хлестакова мы узнали из 4 действия? Хлестаков готов и смошенничать и словчить, словом, не пропустит того, что плывет в руки, как и городничий. Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Роль эту подсказывают ему сами обстоятельства, «случай». «Срывать цветы удовольствия» - вот цель его существования. А самое большое удовольствие – иметь власть и деньги, жить на широкую ногу. Актер А Миронов произносит последнюю реплику Хлестакова: «Прощайте, Антон Антонович! Очень обязан за ваше гостеприимство. Я признаюсь от всего сердца, мне нигде не было такого хорошего приема». Слова звучат искренне и жалобно. Домашнее задание. Перечитать 5 действие. Вопрос. Каковы жизненные цели и стремления городничего?

6 урок. Чтение двух первых явлений действия 5. В них зерно пьесы. Ответы на вопрос домашнего задания. «Родство» с Хлестаковым открывает городничему невероятные возможности: «зашибить» генеральский чин, получить «кавалерию», жить в Петербурге, есть ряпушку и корюшку. Но ведь Антону Антоновичу не очень плохо жилось и здесь? Почему же так хочется стать ему генералом? Объясните роль ремарки «заливается и помирает со смеху». Каким особенным смехом заливается городничий? Каким чувством одержим он, когда уже видит себя в генеральском мундире? Перед генералом все трепещут. Ему никто не указ. Это высокий чин российской бюрократической иерархии.  Вспоминаем, какой панический страх пережил городничий (действие 4, явление 15), узнав, что купчины на него жаловались. В какой трепет и унижение поверг его все пробирающий ужас перед властью «генерала» Хлестакова. А теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих. Такой же восторг испытывал Хлестаков, воображая себя начальником департамента: «И точно, бывало, прохожу через департамент – просто землетрясение – все дрожит, трясется как лист». Что же положено в основу взаимоотношений в чиновном мире? В смехе городничего, новоявленного генерала – торжество победителя, получившего право унижать других. На этом презрении к низшим  угодничестве перед высшими чинами держалась бюрократическая машина России. Эта узаконенная государством система создала, сформировала психологию чиновника. Как же искажено было представление о подлинном достоинстве человека, если чин значил все. Этим чувством презрения, чванством, высокомерием сразу была охвачена и Анна Андреевна, как только представила себя генеральшей. Сцена покаяния купцов – действие 5, явление2. В первой части Сквозник-Дмухановский дает прозвища купцам. Вторая часть – вовсе не смешно. Почему? Городничий – беззастенчивый хапуга, притеснитель и мошенник, совсем недавно слезно молил Хлестакова пощадить его и был смешон, жалок, теперь высокомерен и беззастенчиво груб. Родство с высокой особой развязало ему руки. И если купцы отделаются дарами на свадьбу, то с «гражданством» глава города может разделаться круто. Чтение 7 явления. Создать рисунок после прочтения этого явления. И сделать к нему подпись. Самый точный ответ: «Парад лицемерия, зависти и чванства». Домашнее задание. Перечитать 3 и 4 действия. подготовить устный ответ на вопрос: "Мечты городничего и Хлестакова». Прочитать статью учебника «Сюжет драматического произведения».

7 урок. Опрос домашнего задания. Чтение явления 8 и последнее действие (5). Роль театра. В Московском Театре сатиры в момент посрамления городничего, когда он  горько переживает свой обман, появляется с букетом ярких цветов Гибнер, спеша поздравить городничего с предстоящей свадьбой. Что подчеркивает такое решение сцены? Предлагаем определить развязку пьесы. Затем читаем описание немой сцены. Почему так важно было передать «окаменение»? Чиновники еще не успели оправиться от своей ошибки. Городничий в отчаянии. Это катастрофа. Могла ли быть другая развязка комедии? Что будет дальше, после приезда настоящего ревизора? Другой развязки не могло быть. А что случится, если новый ревизор узнает историю о лжеревизоре? Главное для городничего скрыть крупные махинации. Присвоение казны, притеснение гражданства. А это ему не раз с рук сходило. Значит те, кто выше губернатора, не пропустят того, что плывет в руки. Чтение отрывка из книги ГА Гуковского «Реализм Гоголя»: «В начале комедии городничий сообщил чиновникам, что в город едет ревизор; в конце 5-го действия – этот ревизор приехал. Теперь начнется обычное для тех времен дело: чиновники явятся к ревизору и попытаются либо обмануть, либо подкупить, либо то и другое. Вероятно, это им удастся, как удавалось городничему уже не раз. Ведь преступления городничего и его подчиненных столь обычны, общераспространенны, вездесущи, что их нельзя считать ни чем-то выдающимся, ни чем-то требующим скорой и строгой расправы. Не то пришлось бы расправляться со всеми чиновниками, со всеми участниками управления страны, где, по замечанию самого царя Николая 1, не крадет лишь один чиновник – сам император». Эпиграф комедии. Эпиграф дан писателем позже, в 1842 году, после пережитых им страданий от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности. Вспомним, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию. Хотел собрать все дурное и за одним разом над всеми посмеяться. Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к отражению. Чтение слов Чернышевского: «Гоголь первый представил нас в настоящем нашем виде. Первый научил нас знать наши недостатки и не гнушаться ими». А комедия много лет живет на сцене. Что дает она современному зрителю? Нет ли в нас черт Хлестакова? У нас есть люди, любящие «срывать цветы удовольствия», то есть легко получать жизненные блага, не платя за них трудом; и у нас есть пустозвоны и бахвалы, любители приврать, любители теплых местечек, ловкачи и взяточники. Эти порочные явления противоречат морали человека, подвергаются общественному осуждению. Гоголь – наш верный помощник в борьбе с самодовольным мещанством, чванством, корыстолюбием, зазнайством. Его веселое и суровое слово борется за высокое призвание человека, за умную, честную, достойную жизнь. Гоголь учит нас ценить блага, достигнутые в обществе, уважать в себе человека. Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции автора, его мечту о совершенной действительности. Смех – это то действительно «честное, благородное лицо», по определению самого Гоголя, которое зовет человека быть человеком.  Домашнее задание. Сочинение. Темы. 1. О чем мечтают герои комедии Гоголя «Ревизор»? 2. Как правят городом чиновно-полицейские власти во главе с городничим? 3. Почему смешна сцена чтения письма Хлестакова к Тряпичкину? 4. Что будет рассказывать Хлестаков соседям-помещикам о своем пребывании в городе? 5. Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников? 6. Чем понравилась вам постановка комедии Гоголя «Ревизор» в театре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по творчеству Н.В.Гоголя

урок по теме:"Как грустна наша Россия"...

контрольный тест по творчеству Н.Гоголя,А.Пушкина,Л.Толстого

материал помогает проверить знания учащихся по изученным темам...

Контрольная работа по литературе в 7 классе по творчеству Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А Чехова

Контрольная работа позволяет проверить знания  содержания изученных художественных произведений, понимание мотивов поведения героев, мыслей автора, умение писать словарную статью к предложенному ...

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...

Блажен незлобивый поэт (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)

Материалы урока похволяют в занимательной форме проверить знания обучающихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, поставить себя на место героев, развивать навыки работы в группе. Материал может быть исп...

Презентация к уроку по творчеству Н.В.Гоголя

В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя....