Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
статья по литературе на тему

 Карасева Елена Николаевна

Статья о духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья28.29 КБ
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie2.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

  • Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
  • 1.В проекте ФГОС процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

 Почему же духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности ?

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и искажении нравственных ориентиров .Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

   2      В словаре С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

         Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;          2) церковный.

         В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

         Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там ,где нет духовности, падает нравственность.

3.Традиционными источниками нравственности  (базовыми  национальными ценностями) всегда являлись

· патриотизм  - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

· социальная солидарность– свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность  - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья  - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература– красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – эволюция,  жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество– мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. .    

 4  И кто как не учитель  должен   участвовать в духовном становлении своих учеников,     защищая   наших детей от мира насилия, делая  их невосприимчивыми к злу и способными творить добро И в первую очередь, это касается учителей  русского языка и литературы.

.. Русская литература – основа воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе. Человека

Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка

5Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Отвечая на этот вопрос ,я прислушалась к словам известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства».

 Я уверена, что основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся.,т. е. учителю литературы необходимо стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказавшись от навязывания однозначных оценок, .формируя  правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе

6.Программа 5 класса по литературе тесно связана с таким любимым детьми жанром,как сказки. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания,они являются своеобразным "учебником жизни".

Изучая их , обязательно с учениками беседовала о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора
и пыталась пробудить  в учениках стремление к творчеству, к самостоятельной работе, к самовыражению.

Так и возникла идея написать Сборник сказок класса .Сказки получились разные. Сюжеты навеяны как  знакомыми и любимыми всеми произведениями, так и совершенно оригинальные, современные .Но объединяет их одно-_они, несомненно ,добрые

(Знакомство с книгой и чтение обращения к детям)

После выхода сборника несколько ребят приняли участие в конкурсе исследовательских работ ,и работа Львовой Насти «Сказка ложь, да в ней намек» заняла призовое место

7.Продолжая работу по духовно-нравственному воспитанию .в 6классе, я поставила литературно-_музыкальную композицию об осени со сказочным сюжетом. Ребята с радостью принимали активное участие в ней, и не только играли .пели ,танцевали,

8.Программа по литературе 6класса имеет благодатный материал для воспитания лучших нравственных качеств

 Рассуждая на уроках о таких понятиях, как доброта, отзывчивость, сострадание, мужество.., при изучении  рассказов «Уроки французского» Распутина, »Конь с розовой гривой «Астафьева, »Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера, .дети написали несколько творческих работ и создали презентации »Нравственные вопросы в литературе»

9.На уроках русского языка ребята писали сочинение рассуждение (в рамках подготовки к ОГЭ)»Что такое дружба? Какого друга можно назвать настоящим? « Раскрывали тему на материале произведений художественной литературы и жизненного опыта

Через учебный диалог учителя и ученика происходило культурное, нравственное и духовное взаимообогащение    Причем, ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся

10. Я уверена, что  если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным

Учителю поручена высокая духовная миссия: Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековЕдением

Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.  А выбор? Выбор за ними

Но верится, что он будет верным.




Предварительный просмотр:

  • Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
  • 1.В проекте ФГОС процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

 Почему же духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности ?

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и искажении нравственных ориентиров .Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

   2      В словаре С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

         Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;          2) церковный.

         В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.

         Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там ,где нет духовности, падает нравственность.

3.Традиционными источниками нравственности  (базовыми  национальными ценностями) всегда являлись

· патриотизм  - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

· социальная солидарность– свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность  - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья  - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература– красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – эволюция,  жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество– мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. .    

 4  И кто как не учитель  должен   участвовать в духовном становлении своих учеников,     защищая   наших детей от мира насилия, делая  их невосприимчивыми к злу и способными творить добро И в первую очередь, это касается учителей  русского языка и литературы.

.. Русская литература – основа воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе. Человека

Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка

5Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Отвечая на этот вопрос ,я прислушалась к словам известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства».

 Я уверена, что основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся.,т. е. учителю литературы необходимо стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказавшись от навязывания однозначных оценок, .формируя  правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе

6.Программа 5 класса по литературе тесно связана с таким любимым детьми жанром,как сказки. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания,они являются своеобразным "учебником жизни".

Изучая их , обязательно с учениками беседовала о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора
и пыталась пробудить  в учениках стремление к творчеству, к самостоятельной работе, к самовыражению.

Так и возникла идея написать Сборник сказок класса .Сказки получились разные. Сюжеты навеяны как  знакомыми и любимыми всеми произведениями, так и совершенно оригинальные, современные .Но объединяет их одно-_они, несомненно ,добрые

(Знакомство с книгой и чтение обращения к детям)

После выхода сборника несколько ребят приняли участие в конкурсе исследовательских работ ,и работа Львовой Насти «Сказка ложь, да в ней намек» заняла призовое место

7.Продолжая работу по духовно-нравственному воспитанию .в 6классе, я поставила литературно-_музыкальную композицию об осени со сказочным сюжетом. Ребята с радостью принимали активное участие в ней, и не только играли .пели ,танцевали,

8.Программа по литературе 6класса имеет благодатный материал для воспитания лучших нравственных качеств

 Рассуждая на уроках о таких понятиях, как доброта, отзывчивость, сострадание, мужество.., при изучении  рассказов «Уроки французского» Распутина, »Конь с розовой гривой «Астафьева, »Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера, .дети написали несколько творческих работ и создали презентации »Нравственные вопросы в литературе»

9.На уроках русского языка ребята писали сочинение рассуждение (в рамках подготовки к ОГЭ)»Что такое дружба? Какого друга можно назвать настоящим? « Раскрывали тему на материале произведений художественной литературы и жизненного опыта

Через учебный диалог учителя и ученика происходило культурное, нравственное и духовное взаимообогащение    Причем, ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся

10. Я уверена, что  если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным

Учителю поручена высокая духовная миссия: Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековЕдением

Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.  А выбор? Выбор за ними

Но верится, что он будет верным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...