Статья "Использование современных здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе на тему

Актуальность данной темы в современном образовательном процессе не вызывает сомнения. Здоровьесберегающие технологии способствуют сохранению здоровья учащихся в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Е.В. Ласица, МОУ СШ № 35 Краснооктябрьского района Волгограда

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физичечское и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

В школе дети изучают много учебных предметов, и особое место в школьной программе занимает русский язык. Русский язык — это достаточно сложный учебный предмет, где учащимся приходится быть внимательными и много писать, поэтому учитель-словесник особое внимание должен уделять здоровье сберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая образовательная технология — система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (Петров О.В.).

Здоровьесберегающая работа педагога связана, прежде всего, с умением правильно рационально организовать свой урок. При организации урока нужно учитывать следующие факторы:

– учет возрастных особенностей своих учеников, разработка и планирования образовательной деятельности, соответствующей особенностям работоспособности, активности, мышления, памяти.

-объем учебной нагрузки, количество уроков, объем домашнего задания.

- нагрузка от внеурочной деятельности в школе, кружков, секций, дополнительных занятий.

- уроки физической культуры, спортивные мероприятия, динамические паузы.

-создания благоприятного климата в школьном коллективе

-использование    разных видов и форм    здоровьесберегающей технологии и деятельности учащихся, способствующих повышению резервов здоровья, активности, работоспособности

-соблюдение гигиены и психологическую, педагогическую поддержку учащихся

- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Педагогу на уроках нужно стремиться обеспечить комфортные условия для развития личности ученика, дать толчок для реализации его природных возможностей, для сохранения и укрепления здоровья учеников.     

Нужно проявлять гуманное отношения к детям, любовь, толерантность, необходимо верить в их силы и возможности, не принуждать, не наказывать, стимулировать, поощрять, быть терпимым к детским недостаткам, проявлять демократические отношений – предоставлять ребенку выбор, право на ошибку, возможность иметь свою точку зрения на те или иные вещи, формировать здоровую и устойчивую психику у детей.     

Успешность любой педагогической технологии будет зависеть от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

Свои уроки русского языка я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Я дифференцированно помогаю слабым ученикам, работаю с трудными детьми, уделяю внимание сильным ученикам, которые делают все очень быстро. У всех у них разные стремления, кто-то продвигается быстро вперед, кто-то медленно, а кого - то совсем трудно заинтересовать. Мои наблюдения показывают, что использование на своих уроках здоровье- сберегающих технологий позволяет ученикам легко адаптироваться в образовательном и социальном пространстве и раскрыть свой творческий потенциал.   

 Принципы здоровьесбережения:

 На своих уроках использую следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

1. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

2. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

 3. Дифференцированный подход. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. Эта технология приводит к улучшению психологического климата в коллективе, снижению показателей заболеваемости детей. Освоив эту технологию, мне легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение, открывается простор для педагогического творчества. Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

1. Физкультминутки.  Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки; проведение физкультминуток, игровых пауз, зрительной гимнастики – еще один способ сбережения здоровья учащихся, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. В 5 классе для проведения физкультминутки подбираю стихотворные тексты, выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память.

2. Здоровьесберегающие технологии на различных этапах урока.  Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Для лингвистического анализа использую, в качестве контрольных, самостоятельных работ, тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. Задача учителя - заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Уроки литературы представляют широкие возможности для достижения этой цели. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение стараюсь сопровождать иллюстрациями великих художников, музыкальными произведениями композиторов – классиков, таким образом, стараюсь воздействовать на эмоциональную сферу. Опираясь на методику В.Ф. Базарного, развешиваю иллюстрации в разные углы кабинета, это повышает активность работы детей, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков.

Вывод: В заключение хочется сказать: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной и школьным психологом в классах, где работаю.

            При проведении своих уроков я также придерживаюсь следующих правил:

1.В кабинете должно быть чисто, рациональное освещение, определенная температура и свежий  воздух. Если жарко, то советую им носить рубашки с короткими рукавами, всегда можно снять пиджаки и повесить на спинку стула

2.Чередование разных видов учебной деятельности (опрос учащихся, письменные работы, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, просмотр слайдов, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.). При работе с текстами -  использование технологии модульного, критического и рефлексивного обучения.

3.Чередование различных видов учебной деятельности каждые 10 минут. Можно и рекомендуется использовать шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.

4.Преподавание строится на различных методах словесный, аудиовизуальный, наглядный, самостоятельная, контрольная работа, диктант и т.д.

5.Использование на уроке приемов и методов, направленных на побуждение инициативы и творческого самовыражения учащихся, когда они способны перейти от получения знаний к их усвоению, и созиданию. Это такие методы, как: беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества, организация коллективно-творческой деятельности и т.д.; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.). На уроках русского языка в 7-м классе при изучении темы «Деепричастие» с целью развития языкового чутья учеников, творческого мышления проводятся игры «Восстановим истину», «Странные соответствия», «Грамматические кроссворды». При изучении темы «Наречие» – игра «Закончите слово», «7 клеточек», «Агентство Шерлока Холмса», а при повторении в конце года работаем с конструктором «Погадаем на ромашке» (конструирование предложений из слов). Использование дидактических игр дает возможность разрядить обстановку и еще раз поговорить о неисчерпаемых возможностях нашего родного языка.

6.Использование технологий ИКТ на уроках. Показ презентаций, разработка дистанционных курсов по русскому языку на платформе Moodle. 

7.Рациональное и уместное проведение  физкультминутки и других оздоровительных моментов на уроке, так как учащимся приходится много писать, и большая нагрузка оказывается на органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины.

8.Постановка перед детьми ряда вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Можно выделить время, чтобы продемонстрировать им фильмы, документальные фильмы, презентации на тему «Здоровый образ жизни». Сформировать у учеников отношение к здоровью как к ценности.

9. Необходимая мотивация к учебной деятельности на уроке (вызывать интерес к своим занятиям, стремление больше узнать, радость от активности от полученных похвал, поощрений, привить интерес к изучаемому материалу)

10.Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности – её разнообразие: разнообразие материала, разнообразие поисков работы. Необходимо, чтобы в материале каждого урока, в форме его проведения было что-то новое. Если же этого нет, дети создают себе разнообразие сами, которое расходится с нашими педагогическими задачами, а поэтому необходимо на уроке создать определённые ситуации. Приведу некоторые пример. Так, в 9 классе при изучении темы «Сложноподчинённые предложения» (урок - деловая игра) можно использовать следующий вид задания – «Письмо в редакцию». Ученики пишут письмо о случае из жизни в редакцию на любую тему (школьная, экологическая проблема, случай в автобусе и др.), который вызвал у вас эмоциональный взрыв: положительный или отрицательный.

Стараюсь также практиковать кроссвордные диктанты (лучше на обобщающих уроках), так как обычный опрос правил по русскому языку обычно неинтересен, скучен, это вызывает механическое запоминание.

11.Создание благоприятного психологического климата на уроке. Исключение ссор, конфликтов между учениками, стремление  решать личных проблем учеников. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что приводит к более качественному усвоению знаний.

Изложенные правила, показывают, что внедрение в процесс обучение здоровье- сберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Современные здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и их эффективность

Доклад на ШМО филологии, истории и обществознания на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и их эффективность"....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...