Разработка внеклассного мероприятия. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 105-летию Павла Николаевича Васильева.
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Манерова Полина Викторвна

Данный материал предназначен для внеклассных мероприятий по литературе. Сценарий и презентация посвящены изучению творчества поэта П.Н.Васильева

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Манерова П.В., учитель русского языка и литературы,

Место работы: г.Бердск, МАОУ Ш-И «Лицей-интернат №7».

Разработка внеклассного мероприятия.

Литературно-музыкальная композиция,                                                                  
посвящённая 105-летию Павла Николаевича Васильева.

«Немеркнущее имя»

Сценарий мероприятия.

Цели: 
• Проследить жизненную судьбу поэта, осмыслить неразрывное единство его непростой биографии и мужественной поэзии; 
• привитие интереса учащихся к творчеству П.Н.Васильева, обогатить своё представление о личности поэта; 
• развитие познавательной деятельности учащихся; 
• совершенствование навыка выразительного чтения. 
Оборудование: интерактивная доска, презентации к уроку, выставка произведений П.Васильева, работы учащихся.

Оформление сцены зала или кабинета: портрет, стенд с книгами, ёлка искусственная с игрушками, стол (скатерть кружевная, свечи, часы под старину, зелёный конверт).

Участники: ученики из разных классов, разных возрастов, библиотекарь, исполнитель романса на гитаре.

Слайд 1

Музыкальное вступление. Звучит романс «Иртыш» (слова Ивана Веттера, музыка Александра Алябьева).

Чтец                       Стихотвоения Игоря Тюленева «Памяти Павла Васильева».

Памяти Павла Васильева


                                           Здесь пролетел степной орёл,
                                           Большая раненая птица.
                                           Как молот – русский стих тяжел,
                                           Иль боевая рукавица.

                                           Могли поэта уберечь,
                                           Но не смогли иль не сумели.
                                           Осталась нам степная речь
                                           И псы – живущие доселе.

                                          Кучум скулит исподтишка,
                                          И лает на людей по-лисьи.
                                          Ермак с далёка бережка
                                          Глаза прищуривает рысьи.

                                          Здесь, вынырнув из Иртыша,
                                          Шмыгнула за Урал столица.
                                          Блуждает в ельнике душа
                                          На хвойных лапах, как царица.

                                          То рыжим пеплом зверь мелькнёт,
                                          И промельк отразит водица,
                                          Что вкруг корней петлю совьёт –
                                          Густую синь разрубит птица.

                                          Степную и лесную Русь
                                          Смешала омская криница.
                                          По небу ночи, словно гусь,
                                          Осенний месяц вдаль стремится.

                                          Янтарная блестит слеза
                                          В ладошке девушки Сибири.
                                          Поэта потчуют друзья
                                          Его товарищи меньшие.

                                          Пусть пуля-дура в грудь летит,
                                          Столбы сшибая верстовые.
                                          Россия продолжает жить
                                          И песни слушает степные.

Ведущий

   Здравствуйте, уважаемые гости, родители, учащиеся, учителя. Сегодняшний вечер мы посвящаем 105-летию со Дня рождения великого русского поэта Павла Николаевича Васильева.

   Не случайно мы начали нашу встречу с песни об Иртыше и со стихотворения поэта Игоря Тюленева. Вся поэзия Павла Васильева насыщена красками, запахами и звуками родного ему Прииртышья.

Слайд 2

 (картина степи и портрет поэта)

Чтец Стихотворение П.Васильева «Родительница степь…»

Ведущий

   «Объяснять большого поэта, а в данном случае очень большого поэта – это все равно, что попытаться ладошками вычерпать океан…», - писал соратник  П.Васильева Сергей Островой.  Конечно, сегодня мы не сможем рассказать всю биографию поэта, прочитать со сцены все его стихи. «Мы попытаемся нарисовать какие-то человеческие штрихи, штрихи его характера», чтобы перед вами предстал человек, создавший великую поэзию.

Слайд 3

Библиотекарь (стоит рядом со стендом, представляет сборники биографии и произведений П.Васильева).

   Павел Васильев певец казахстанских и сибирских просторов, проживший всего 26 лет; был репрессирован и расстрелян в страшном 1937 году. За ним закрепилась клеймо «враг народа». По отдельным строкам, письмам друзей, воспоминаниям родных восстанавливалась биография П.Васильева. Книги нашей библиотеки познакомят вас, ребята, с биографией поэта, помогут представить его неуёмный характер, интересы.

   В 1927 в Новосибирске были опубликованы стихи Васильева из тетрадки стихотворений, которую он привез с ленских приисков. Книги его очерков "В золотой разведке" и "Люди в тайге" увидели свет в 1930 уже в Москве, куда Васильев переехал в 1928 и поступил в Высший литературно-художественный институт им. В.Я.Брюсова. Много и упорно работает над стихами и поэмами, печатая их в разных газетах и журналах. Не прерывает связей и с журналом "Сибирские огни", в 1928 предоставившим свои страницы наиболее ярким главам из поэмы "Песни о гибели казачьего войска", полностью не увидевшей свет при жизни поэта.

   В 1933 в журнале "Новый мир" появляется поэма "Соляной столб", в 1934 - поэма "Синицын и Ко", продолжающие тему сибирского казачества. Откликаясь на коллективизацию в сибирской деревне, Васильев пишет поэму "Кулаки" (напечатана в 1936).

Поэзию Васильева отличает сочный язык, близкий народно-песенному творчеству, и использование фольклорных мотивов. Последняя поэма "Христолюбовские ситцы", над которой он работал в 1935 - 36, не была закончена и при жизни поэта не публиковалась (опубликована в 1956).

В 1936 году Васильев был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

   Сборники стихов П.Васильева откроют вам мир необычной поэзии, ярких образов, мир казахской степи.

Слайд 4-5

 (фотографии родителей П.Васильева, его портреты в кругу друзей, однокурсников).

Звучит тихая спокойная мелодия.

На сцену по очереди выходят выступающие в роли Павла (ребёнка – учащийся 3 класса, подростка – учащийся 8 класса; желательно найти ребят внешне похожих на П.Васильева).

Ведущий

   Родился Павел Васильев в 1909 году в городе Зайсане, Семипалатинской области. Детство и отрочество поэта прошло в г.Павлодаре. не случайно Казахстан занимает видное место в творчестве поэта.

   Отец Павла был заведующим Павлодарской школы, прекрасным математиком, но человеком крутого нрава. Мать и дед Матвей приучали детей к книгам, развивали тягу к знаниям. Первые книги – это сказки Г.Х.Андерсена и А.С.Пушкина.

   В школе Павел Васильев полюбил уроки литературы. Его поэтический дар проявился впервые в 1920 году. Ираида Пшеницына вспоминает: «К ёлке вышел ученик 3 класса»…  

Учащийся 3 класса в роли П.Васильева читает басню «Орел и пчела».

 (пауза).

Ведущий

И учителя и родители высказали тогда восхищение смелостью и выразительным чтением Павла.

(на сцене стоит учащийся 8 класса, в кепке, белой рубашке, одна нога на сиденье стула,

в руке блокнот, он что-то записывает, не обращая внимания на присутствующих, мимо него, смеясь и разговаривая, проходят девушки и парни)

Ведущий

 В 13 лет Павел вместе с классом совершил поездку по Иртышу (от Павлодара до озера Зайсан) в пути Павел ежедневно вел дневник, где записывал не только описания природы, пристани, городов, но и стихи.

(на сцену выходит ученица 10 класса в роли Евгении Стэнман, на плечи накинут платок, она медленно берёт со стола зелёный конверт, вынимает письмо)

Учащаяся в роли Е.Стэнман

После окончания 8 класса я уехала в Омск (вспоминала Евгения Стэнман), Павел прислал мне письмо, написанное стихами. Послание было в большом зелёном конверте и написано зелеными чернилами: у Павла было пристрастие к зеленым чернилам. Письмо начиналось так:

Образы, мысли желания былого

Втиснуть легко ли в зеленый конверт,

Сколько далекого и дорогого,

Сколько промчавшихся лет…

В 1938 году я узнала, что Павел был арестован, и, по-видимому, погиб. Жаль, что он так рано ушел из жизни.

Слайд 6-8

Ведущий

«Мятежный, дерзновенный, вызывающе яркий…», - так отзываются о таланте Павла Васильева певцы казахстанских и сибирских просторов. С ним в поэзию пришла Азия, веселая и мужественная, звонкая и яркая. Такой изобразил на своих картинах Азию художник Виктор Поликарпов из г.Павлодара.

Слайд 9-11

П. Васильев был человеком могучего, хотя и противоречивого таланта. Большинство его стихотворных произведений настолько своеобразны по рисунку и звучанию, что узнаются буквально по нескольким строчкам. Оригинальность васильевской поэзии связана с близостью к сибирскому народному слову и устному творчеству прииртышских казаков и казахов, которые поэт, выросший в многонациональном Прииртышье, впитал с детства. Стихи и поэмы П. Васильева пронизаны фольклорно-сказочными образами и мотивами. Отчетлив во многих его стихах и романтическо-революционный пафос. Поэзии П. Васильева свойственна большая эмоциональная энергия, оригинальная образность, контрасты, сложные ритмические рисунки. Глубокое влияние на него оказала поэзия Н. Гумилева, С. Есенина. П. Васильев — поэт эпического склада, наиболее ярко раскрывшийся в десяти своих поэмах, отличающихся тематическим и жанровым разнообразием и новым поворотом художественной мысли. Лучшая из поэм — «Соляной бунт» (1933), рассказывающая о жестоком усмирении бунта киргизов, возмущенных каторжными условиями труда на соляном прииске, — стала крупным событием в литературе 1930-х и заставила говорить о П. Васильеве как о художнике огромного дарования и потенциала. Но П. Васильеву не суждено было до конца раскрыться и реализоваться. Лишь после посмертной реабилитации в 1950-х его стали издавать и переиздавать.

   Давайте послушаем стихотворения Павла Васильева в исполнении учащихся старших классов.

Чтецы  (стихи П.Васильева). Можно раздать любые по усмотрению учителя.

«Иртыш»

«Тройка»

«Родительница степь…»

«Азиат»

«Мню я быть мастером»

«Я тебя, моя забава…»

Ведущий

Павел Васильев и представить себе не мог, что его стихи будут изучать в школе, многие из его произведений будут положены на музыку.

«Стихи в честь Натальи»

(исполнение песни под гитару)

Слайд 12

Ведущий

Учащиеся 5 класса хотят познакомить вас с произведением П.Н.Васильева «Легенда о Серке». Давайте посмотрим сценку в исполнении учащихся 5 класса.

(сценка из произведения)

Слайд 13-15

Ведущий

   В городе Павлодаре в 1994 году состоялось открытие дома-музея Павла Василева. Здесь же установлен и бюст поэта алмаатинским архитектором. Это единственный в мире музей Павла Васильева. Большинство экспонатов дома-музея были переданы женой поэта Еленой Вяловой, дочерью Н.Фурман, братом Виктором Васильевым, проживающим в России.

   В Москве установена мемориальная доска П.Васильеву, певцу Сибири, по улице 4-ой Тверской-Ямской. В одной из квартир этого дома поэт некоторое время жил. Мемориальная доска есть и в г.Омске (по улице Бударина).

Слайд 16-17

                     Заключение.

Чтец

И пронеслась,

Сверкнув звездой падучей,

В степной глуши взращенная душа…

Мятежный, неприрученный, могучий,

Неистовый детёныш Иртыша!

Ведущий и чтецы по очереди

  1. Ежегодно проводятся в Павлодаре «Васильевские чтения».

            В канун столетия удалось создать 2-х томное собрание сочинений поэта.

  1. В г.Омске учреждена Всероссийская литературная премия имени Павла Васильева.
  2. В доме-музее Павла Васильева в г.Павлодаре не удивляются, когда их просят отправить сборник стихотворений, например, в Великобританию. Директор музея Любовь Кашина рассказывает, что за рубежом творчество П.Васильева очень ценится. Музей ведет переписку с Германией, Израилем, Италией, Великобританией.
  3. Имя Павла Васильева будет жить, новое время, новые надежды говорят о том, что духовность и человечность побеждают. Стихи Васильева переведены на многие языки мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павел Николаевич Васильев 1909 – 1937 гг. Родительница степь, прими мою, Окрашенную сердца жаркой кровью, Степную песнь! Автор: Манерова П.В., учитель русского языка и литературы. Место работы: г.Бердск , МАОУ Ш-И «Лицей-интернат №7».

Слайд 4

Н.К.Васильев – отец поэта. Г.М.Васильева – мать поэта.

Слайд 5

Выпускники школы водного транспорта Во втором ряду третий слева - Павел. г. Павлодар. Одноклассники Павла Васильева. Третья слева – Евгения Стэнман .

Слайд 6

Над пёстрою кошмой степей Заря поднимет бубен алый. Где ветер плещет гибким талом, Мы оседлаем лошадей.

Слайд 7

«Расставанье» Восславляю светлую Наталью, Славлю жизнь с улыбкой и печалью . . .

Слайд 8

Виктор Поликарпов г . Павлодар Я рисую не собственно иллюстрации к его поэзии, а своё чувство причастности к вечному, до которого меня возвышает его чудотворное поэтическое слово.

Слайд 9

«Тройка» «…Вонзая в быстроту копыта Полмира тащат на вожжах…»

Слайд 10

«…В степях немятый снег дымится, Но мне в сугробах не пропасть…»

Слайд 11

«Иртыш» «…Приветственный погуливает рёв – Бродячий сын компаний пароходных…»

Слайд 13

Г. Павлодар Дом – музей Павла Васильева

Слайд 15

Увековечен в памяти народа: в стихах, и в графике, и в бронзе, и в граните . . .

Слайд 16

И пронеслась, сверкнув звездой падучей, в степной глуши взращенная душа. Мятежный, неприрученный, могучий, неистовый детеныш Иртыша !

Слайд 17

Ой и долог путь к человеку, люди, Но страна вся в зелени – по колени травы. Будет вам помилование, люди, будет, Про меня ж, бедового, спойте вы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие литературно- музыкальная композиция "Моя малая родина"

Внеклассное меоприятие "Моя малая родина" разработана на основе личного исследовательско-краеведческого материала об истории, становлении, развитии родного села Чувашское Бурнаево. Также использовала ...

Сценарий внеклассного мероприятия (литературно-музыкальная композиция) "Памятник вечной любви"

Литературно-музыкальная композиция "Памятникт вечной любви" содержит рассказы  женщинах, которые прославлены благодаря их способности любить и быть любимыми. Эти истории дают материал для обсужде...

Внеклассное мероприятие. Литературно–музыкальная композиция «Прекрасен наш союз… » (для учащихся 6 класса)

Это мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина, огромном значении лицейского периода в жизни поэта....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»

Данное мероприятие  было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...

. Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкальная композиция "Прерванный полёт"

Творческий вечер -  дань памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти русского поэта, певца, актёра, барда Владимира Высоцкого ...

Внеклассное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения А.К. Толстого "Широкой он души человек..."

Литературно-музыкальная композиция "Широкой он души человек..." (С. Есенин) посвящена жизни и творчеству замечательного русского поэта, писателя, драматурга А.К. Толстого....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...