Бинарный урок по физике и литературе "ФИЗИКИ И ЛИРИКИ"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Аверина Светлана Александровна

Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.

Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний

Задачи:формулировать понятия целостности мироздания, выражать значимость жизнедеятельности каждого человека;

объяснять причины природных явлений, знать возможные позитивные и негативные воздействия, уметь от них защищаться;

прогнозировать и учитывать сложные ситуации, знать различные пути решения проблем;

формировать позитивное отношение к жизни, умение видеть прекрасное вокруг, стремление хранить и приумножать эту красоту;

Материально – техническое оснащение урока: презентация со слайдами о рассматриваемых явлениях, карточки со стихами, видео система. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: « Физики и лирики».

«Сколько лирики в физике?.. Сколько физики в лирике?..»

Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.

Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний.

Задачи:

формулировать понятия целостности мироздания, выражать значимость жизнедеятельности каждого человека;

объяснять причины природных явлений, знать возможные позитивные и негативные воздействия, уметь от них защищаться;

прогнозировать и учитывать сложные ситуации, знать различные пути решения проблем;

формировать позитивное отношение к жизни, умение видеть прекрасное вокруг, стремление хранить и приумножать эту красоту;

Материально – техническое оснащение урока: презентация со слайдами о рассматриваемых явлениях, карточки со стихами, видео система.

План:

1.Музыкальное вступление. Организационный момент.

2.Стихи поэтов о природных явлениях ( Песня «Зима»)

3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)

4.Астрономические явления в литературе  (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве», метеориты)

5.Песня  «Гой ты Русь моя родная…»

6.Заключение.

                                                Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и начать его мы хотим необычно с музыкального вступления. Мы предлагаем прослушать вам песню                                                           в исполнении студентки гр.25 Сухаревой

1.Музыкальное вступление.

                                         2.Стихи о природных явлениях.

Учитель физики.

Физика наука о природе, всё что окружает человека: леса, поля, реки, море, горы, небо, звёзды, далёкие миры. И сам человек со сложным миром мыслей, переживаний, ощущений.

Учитель литературы.

В природе русских поэтов любовь к родному краю, родной земле . В своих стихотворениях они описывали множество физических явлений – агрегатных состояний вещества.

Метель.      И. А.  Бунин

Мертвое поле, дорога степная!

Вьюга тебя заметает ночная

Спят твои сёла под песни метели,

Дремлют в снегу одинокие ели …

Учитель литературы:

Образ вьюги, метели встречается в русской литературе достаточно часто и столь же часто имеет символический смысл.

К. Д. Бальмонт

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!..

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Снежный дворец. «Свадьба шутов» С. Г. Островой

А я всё гладил снег рукой,

А он всё звёздами отсвечивал…

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Он весь как музыка. Он - весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег… Не зря в нём есть

Всегда какая-нибудь тайна

С. А. Есенин

Подойду, взгляну поближе;

Хрупнет снег, изломан весь.

Здесь вот когти, дальше лыжи,

Кто-то странный бегал здесь.

Учитель физики:

1.Вопрос: «Почему скрипит снег под ногами?»

А. А. Фет

Чудная картина, как ты мне родна

Белая равнина, полная луна,

Свет небес высоких, и блестящий снег,

И саней далёких, одинокий бег.

Цюй Цюбо( китайский поэт)

Снега России.      

О, необъятная страна,

Необозримая страна.

И для тебя нашлась одежда,

Никем не сшитая она,

Как бы безбрежный дивный сон

Вдруг успокоенной земли-

Вокруг на десять тысяч ли

Невиданная белизна.

(Снег и лёд.)      

Учитель литературы: В русской поэзии множество стихотворений посвящено зиме.

Снег - явление завораживающее. А для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир.

Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.

Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства.

Любимым временем года А.С.Пушкина была осень, но много прекрасных стихов поэт посвятил зиме.

Обратимся к стихотворению «Зимнее утро». В нём поэт выражает свое восхищение красотой зимы.

А. С. Пушкин

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

1.Какова основная тема стихотворения «Зимнее утро»

( человек и природа), взаимосвязь человеческой души с миром природы.

2.Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

(радость, восторг, ощущение свежести и радости ,нежность…)

3.Что же помогает поэту передать свои чувства к зиме и вызвать ответные чувства в наших душах?

(Изобразительно-выразительные средства)

4.Какие средства речевой выразительности вам известны?

(эпитет, метафора, сравнение)

5.Найдите в данном стихотворении

— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры  «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»

— сравнения  «луна, как бледное пятно».

6.Ещё одно средство речевой выразительности присутствует в данном стихотворении. С него начинается «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!..

-Как называется это средство речевой выразительности?

(Антитеза)

-Что такое антитеза?

(Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.)

 7.Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Прослушав его,хочется навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег милый поэту. Читая его, чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Учитель физики:

2.Вопрос: «Почему блестит снег и лёд?»

Ответ: согласно закону отражения и преломления света .

 ( Песня «Зима»)

3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)

Учитель литературы: 

Михаил Васильевич Ломоносов— первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения. Кроме того, Михаил Васильевич был ещё и поэтом. Он написал замечательные стихи:

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.»

Это стихотворение  тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича.

Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени.

Учитель физики:

3.Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы чёрна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

Там разных множество светов;

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков:

Для общей славы божества

Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль плещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет,

Скажите, что нас так мятёт?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склоняясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Неведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

Ответ: вселенная, звёзды, полярные сияния, законы мироздания.

Учитель физики.

Тит Лукреций Кар.

Поэма о природе вещей. 1век до нашей эры.

Учитель литературы.

Тит Лукреций Кар — древнеримский философ-материалист, поэт. Биография Лукреция почти неизвестна. Прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия. Он написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон .

«Поэма о природе вещей» - это научный трактат в стихах. Написана она необычным способом - дактилическим гекзаметром.

Ибо раз я доказал, что нет конца у пространства
И распростёрто оно повсюду, во всех направленьях,
То неизбежно признать, что материи также предела
Нет нигде, и она должна притекать отовсюду>,
Чтобы, подобно летучим огням, мироздания стены
Врозь не распалися вдруг, в пустоте необъятной рассеясь,
И чтобы прочее всё не пошло точно так же за ними;
Чтобы не рухнули вниз громоносные области неба
;
Чтобы внезапно земле из-под ног целиком не исчезнуть
Вместе с распадом вещей, в смешеньи с обломками неба,
При разложении тел не пропасть в пустоте необъятной
Так, что в какой-нибудь миг исчезло бы всё, и остались
Только пустыни пространств и незримые первоначала.
Ибо, раз где-нибудь ты предположишь в телах недостаток,
Здесь распахнутся вещам широкие смерти ворота,
И через них, уносясь, толпою материя хлынет.

[Заключение: Стихи 1114-1117] 

Так без большого труда ты всё это можешь постигнуть,
Ибо одно за другим выясняется всё. Не сбиваясь
Тёмною ночью с пути, ты узнаешь все тайны природы,
И постоянно одно зажигать будет светоч другому.

Учитель физики.

4. Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»

Ответ: бесконечность материи, познаваемость мира.

4.Астрономические явления в литературе.

Учитель литературы.

Давайте вспомним ещё один выдающийся памятник древнерусской литературы, написанный в 12-м веке - «Слово о полку Игореве». До сих пор идут споры об авторстве данного произведения. (Князь Игорь, Ярославна, несколько человек) ,но ясно одно, что автор очень любил свою родину- Киевскую землю.

Учитель физики.

5.Вопрос: О каких астрономических явлениях идёт речь?

Ответ: (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве»)

Плач Ярославны.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землёй

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна , полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью сеешь с высоты.

Ах, зачем, зачем моё веселье

В ковылях навек развеял ты?
На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил,

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому  приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

6.Вопрос: 1) « Какое природное явление помешало князю Игорю выиграть сражение? » 2) «Каким образом,  оно же помогло нашим современникам установить точную дату написания данного произведения? »

Метеорит. Автор Александр Стовба.

Метеорит живет мгновенье,

Сгорая в дымной синеве

Его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к Земле.

И я готов, летя сквозь годы,

Метеоритом в синей мгле

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя жизни на Земле.

Учитель физики.

6.Вопрос:  «Может ли падение метеорита быть угрозой всей планете?»

Ответ: может, но вероятность мала, хотя падение метеоритов в прошлом превращало большие области  плодородной земли в пустыню.

5.Песня  «Гой ты Русь моя родная…»

6.Заключение. Подведём итог нашей работы тоже стихами.

Человек.

Простор полей, окутанный снегами,

Возносит к небу ширь и чистоту…

Кто вымерил Вселенную шагами,

Тот сбережет земную красоту!

Жизнь.

О, трепет жизни в каждой грани,

В штрихе, в движении теней,

В палящем зное летних дней

И в беге легконогой лани…

Как жаль, что быта суетливость

Порой и мной руководит,

Но знаю – сердце победит,

Как побеждает справедливость.

Учитель физики.

Учитель физики:

Л. Д. Ландау сказал: «Грош цена вашей физике,  если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифмы, искусства». Его  слова как нельзя лучше раскрывают суть нашего урока. Сегодня мы познакомились с понятием целостности мироздания,  жизнь каждого человека важна и уникальна, природа планеты разнообразна и восхитительна, стихи наполняют  досуг духовностью, помогают художественно и точно выразить сокровенные чувства.

Успехов вам в физике и лирике!

Учитель литературы.

Ребята, наш урок подходит к концу. Спасибо за участие в нём. Перед вами на столах лежат листы самооценки. Оцените нашу с вами совместную работу.

Оценки!

Домашнее задание:

найдите в стихотворениях известных вам поэтов примеры физических явлений (не менее 3-х примеров с комментарием)

Информационные ресурсы:

1.http//:www.edu.delfa.net:8101/ - Кабинет  физики  Санкт – Петербургского Университета педагогического мастерства. Материалы для изучения физики.

2. http//:www.omskne.ru/ elect.htm –Электронный учебник по физике.

3. http//:www.mediaeducation.ru/111/ - Физика в русских сказках, на основе литературных произведений.

4.Бахарев В. «Природа о себе или разум о природе».

5. http//philosophy.aiiru.net:347 – Физика и философия – что общего. Общая тенденция человеческого мышления.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

ФИ студента_________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по физике и информатике

Бинарный урок по физике и информатике. Практическая работа «Изучение абсолютно упругих соударений с помощью компьютерной модели». Разработка учителя физики Федоровой Татьяны геннадьевны, ...

Бинарный урок по физике по теме "Преломление света" (11-й класс)

план-конспект урока по физике по теме преломление света...

Бинарный урок по физике на тему: «Характеристика жидкого состояния вещества»

Данное занятие предназначено для студентов 1 курса СПО, обучающихся по специальности "Сестринское дело"...

Бинарный урок по физике, информатике и технологии сварочного производства на тему "Закон Джоуля-Ленца"

Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. В настоящее время все больше и больше уделяется внимания подготовке высококвалифициров...

Бинарный урок по физике «Применение законов физики в системе питания дизельного двигателя»

Конспект урока повторения и обобщения темы «Тепловые двигатели», первоначальных знаний о системе питания дизельного двигателя;    определение физических законов, используемы...

Бинарный урок по физике «Применение законов физики в системе питания дизельного двигателя»

Презентация повторения и обобщения темы «Тепловые двигатели», первоначальных знаний о системе питания дизельного двигателя;    определение физических законов, используемых в...