Внеклассное мероприятие "Вечер памяти Ч Т.Айтматова"
классный час по литературе (9 класс) на тему

Мероприятие ,посвященное  творчеству писателя -гуманиста Ч.Айтматова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Татарстан  Апастовский муниципальный район

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Кильдуразовская основная общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов « Вечер памяти писателя Чингиза Торекуловича Айтматова

Учитель.  Здравствуйте, дорогие участники нашего вечера памяти! Сегодня мы перенесемся в далекую Киргизию-родину замечательного писателя современности Чингиза Торекуловича Айтматова, в ее столицу-город Бишкек. В советские годы столица Киргизии называлась город Фрунзе (в честь полководца революции М. В. Фрунзе).

Раньше всем приезжим во время экскурсий рассказывали о том, что фамилия революционера в переводе с молдавского языка означает «зеленый лист». И это название, как нельзя лучше, подходило тогда к зеленому наряду солнечного города. Туристы любовались и городом, и его прекрасными окрестностями. В зимнее время жители города  обязательно возили своих гостей  на базу отдыха Чон Таш, что в переводе с киргизского значит «Большой камень» .Эта местность была очень популярной, Туда ездили целыми рабочими  коллективами и семьями. Эта поездка приносила   огромную радость , давая горожанам заряд бодрости на целую неделю. Так было до 90-годов двадцатого столетия. В годы перестройки все изменилось. Слово Чон -Таш внезапно обрело зловещее значение. Оказалось, что эта горная местность была связана со страшной тайной. И эта тайна, как ни странно  звучит, напрямую касалась семьи великого писателя Чингиза Айтматова.

1 ученик .Чингиз Торекулович –писатель известный во всем мире. Его книги издавались на многих языках. Начало жизненного пути было трагичным. Он родился и рос в большой ,счастливой семье. Отец Торекул Айтматов ,был известным в Кыргызстане политработником. Он работал во многих районах молодой республики ,и простые люди очень уважали за его честность и трудолюбие. Местные акыны (народные певцы) посвятили Торекулу такие строки:

Батрак на белом коне,

Айтматов заботится как народа отец и призывает тебя

Взять в руки судьбу своего народа,

Стать хозяином своей земли...

Батрак на сером коне,

Ботбаев заботится как народа отец и призывает тебя

Взять в руки судьбу своего народа,

Стать хозяином своей земли...

(Ботбаев –это соратник Айтматова)

В 30-е год Торекула Айтматова, как и многих  других партийных работников , репрессировали. С тех пор никто из членов семьи не знал о его судьбе. Мать Чингиза Торекуловича,  Нагима Абдулвалиева , осталась одна с четырьмя детьми. Она написала прошение на имя самого Берии с просьбой о помиловании  мужа.

. «…По сведениям, полученным мной из НКВД Киргизской ССР,

мой муж в ноябре месяце 1938 года осуждён тройкой на 10 лет с высылкой на Дальний Восток без права переписки. Кроме вышеуказанных, никаких сведений о муже не могу получить, и его судьба

мне совершенно неизвестна, жив он или нет. Так как в последнев ремя многие лица, обвиненные, как враги народа, оказались неви-

новными, я решила обратиться к вам и прошу пересмотреть дело

моего мужа.

1939, 24 октября»

На это письмо Нагима Айтматова получила ответ:

«22 ноября 1939 года

Начальнику Кировского РО НКВД Киргизской ССР

Объявите гражданке Айтматовой Нагиме… что её муж осуж-

дён правильно и выслан в дальние лагеря без права переписки.

Начальник I спецотдела НКВД Киргизской ССР,

лейтенант госбезопасности Сааков»

2 ученик Первое время осиротевшая семья жила в городе Каракол в доме деда по материнской линии (по происхождению дед у писателя был татарином, который еще в конце 19 столетия приехал  в Киргизию из Кукморского района Республики Татарстан.).Затем перед войной семья Айтматовых переехала на родину отца в с.Шекер Таласской области. Семье жилось очень трудно, ведь на них было клеймо «враги народа».

Старшему сыну Чингизу пришлось работать, чтобы помочь матери.

3ученик. Трудно сейчас поверить в то ,что ,когда началась Великая Отечественная война, односельчане выбрали четырнадцатилетнего мальчика секретарем сельсовета, потому что на тот момент Чингиз среди мужского населения села был единственно грамотным, человеком ,к тому же прекрасно владел русским языком .На русском языке писатель научился говорить благодаря родителям, которые поощряли  занятия языком ,к тому в свое время Нагима-апа  сама с отличием закончила женскую гимназию с русским языком обучения.

4 ученик. Тяжело пришлось юному сельсоветчику. Ведь проблемы-то  решались взрослые. Позднее в его творчестве появится рассказ «Ранние журавли», это произведение о рано повзрослевших мальчиках, которым пришлось работать за отцов, ушедших на фронт.

5 ученик. Но война закончилась и, несмотря на все лишения , мать Айтматовых настаивала на том ,чтобы дети ни в коем случае не бросали учебу. И старший ее сын вскоре уезжает в казахский город Джамбул, где становится студентом зоотехнического техникума. После окончания учебного заведения возвращается на родину, где работает по специальности. Но с малых лет он ощущает в себе тягу к писательству. В 1948 году, юношу без экзаменов приняли во Фрунзенский сельскохозяйственный институт. На последних курсах института он начал писать очерки и заметки, которые публиковались в киргизской прессе, и очень заинтересовался филологией и переводами, написав несколько статей. Напечатали в 1952 году и его рассказ на русском языке, называвшийся «Газетчик Дзюйдо».

6 ученик В 1953 году Чингиз закончил институт и три года работал по специальности в животноводческом опытном хозяйстве. Но ему хотелось писать, он продолжал заниматься журналистикой, пробовал себя как переводчик и в 1956 году уехал в Москву – на Высшие литературные курсы. Первая серьезная публикация Чингиза Айтматова – маленькая повесть «Лицом к лицу», переведенная с киргизского А. Дроздовым и напечатанная в журнале «Октябрь» в 1958 году, когда Чингиз окончил курсы. Повесть о войне оказалась очень яркой, и творческая карьера Чингиза Айтматова быстро пошла в гору.

Учитель.  Жизнь наладилась. Позади  трудности, лишения. Айтматов много работает .Благодаря тому ,что прекрасно пишет на двух языках становится известным не только в родной Киргизии. Его книги читают во всех республиках бывшего СССР, а затем  произведения начинают издавать и за рубежом .По некоторым  сняты художественные фильмы ,поставлены спектакли .Но быть счастливым до конца он не мог. Не давали постоянные переживания за судьбу отца. Угнетало то, что ни единой весточки не было. Будучи уже известным ,он неоднократно пытался отыскать следы отца ,но  не получалось.

7 ученик . .С этого времени проходит 44 года. Наступают 90-е годы .Большая страна рушится на глазах .Никто не знает ,как будут развиваться дальше страны, ,получившие суверенитет. В эти перестроечные годы  семья Айтматовых получит долгожданное известие об отце. В начале вечера мы  говорили о базе отдыха для горожан «Чон Таш».Казалось бы ,какая связь между красивым уголком дивной киргизской природы и репрессированными. И ,как оказалось, прямая.

8 ученик. Все долгие годы существования СССР правительством скрывалась страшная тайна о Чон Таше. Не случайно, вероятно ,после войны вместо бывшего санатория для сотрудников НКВД была построена база отдыха. для горожан.  власти старались ,чтобы люди никогда не вспоминали о страшных событиях прошлого.

И  для всех жителей республики стало шоком  воспоминания женщины по имени Бубусара, которая рассказала о том, что в районе бывшего санатория были расстреляны люди .Много лет она хранила тайну о страшных событиях 30- годов. Бубусара была дочерью сторожа санатория ,который был невольным свидетелем тех  злодеяний НКВД. Она показала  захоронение, которое находилось на месте  старого кирпичного завода. После раскопок были обнаружены 138 трупов расстрелянных. У четверых в кармане  в карманах лежали копии приговора к расстрелу. Один из четверых –Торекул Айтматов.

Учитель: После этого известия угасла последняя надежда ,что отец может быть жив. Нагима апа и ее дети никогда не переставали ждать своего дорогого человека. Вот что пишет о тех днях сестра писателя Роза.

«Помню свое волнение в те дни. Я не могла найти себе места. Хотелось излить свою душу,  свою душу ,высказать возмущение тем, как жестоко, несправедливо и бесчеловечно обошлись с отцами… Но кому все это рассказать, с кем поделиться?  не излить ,не высказать невозможно, иначе разорвется сердце!(…..)

Когда я говорю о том, что эта книга - мои воспоминания о жизни и деятельности наших родителей Торекула и Нагимы Айтматовых, то у читателя может возникнуть закономерный вопрос: «А кому это интересно - читать историю какой-то семьи, пусть даже знаменитой?» Но события того времени происходили не только с нашей семьей, они коснулись многих тысяч других семей… Репрессии, как кривое зеркало, отразили и

изменили судьбы миллионов и миллионов людей.»

Учитель: Тяжело было и Чингизу Торекуловичу Он не мог поверить в происходящее. .Сомневался, потому что слишком страшной оказалась тайна, связанная с именем отца. Но сомнения развеялись, когда начались раскопки. Раскопки вели археологи и работники КГБ. Было обнаружено небольшое помещение, которое относилось к бывшему кирпичному заводу ,здесь обжигали кирпичи.. Все ,кто впервые видит это помещение задается вопросом: как здесь могло находиться такое количество расстрелянных. Было установлено ,что на первую группу убитых складывали вторую группу и так далее. Получается, что люди лежали друг на друге. Причем Айтматов был убит одним из первых.

Ученик 1Правительство приняло решение о перезахоронении жертв репрессий .Здесь в местности Чон- Таш на огромной площади были подготовлены могилы для погибших. Во время печальной церемонии присутствовали все члены правительства и  большой семьи Айтматовых. На Чингиза Торекуловича было больно смотреть: тяжело терять отца во второй раз.

Ученик 2.Торекул  и Нагима Айтматовы дали своему первенцу имя Чингиз, что с тюркского означает первопроходец. Когда Чингиз был совсем маленьким одна ворожея ,пожилая гречанка предсказала, что он станет великим человеком. И в этом она не ошиблась. Айтматова одинаково  любят  и на Родине, и в странах бывшего СССР, и дальнем Зарубежье.

Ученик 3

Мировую известность Айтматову принесла повесть "Джамиля" (1958), которая впервые была опубликована во Франции в переводе Луи Арагона.

После "Джамили" были также опубликованы повести "Верблюжий глаз" (1960), "Первый учитель" (1961), "Материнское поле" (1963) и сборник "Повести гор и степей" (1963), за который автор получил Ленинскую премию. Произведения выходили одновременно на русском и киргизском языках.

Повесть "Прощай, Гульсары!" (1968) принесла автору Государственную премию.

Ученик 4. В своих произведениях Айтматов выступал как мастер психологического портрета, его героями были духовно сильные, человечные, активные люди. Прозу писателя отличали искренность интонации и поэтичность в сочетании с психологической достоверностью образов простых людей. В повестях "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), в романе "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980), "Плаха" (1986) он обращался к острым философским, этическим и социальным проблемам современности.

Ученик 5. В постсоветское время были изданы за рубежом "Белое облако Чингиз Хана" (1992), "Тавро Кассандры" (1994), "Сказки" (1997), "Детство в Киргизии" (1998).

В 2006 году был опубликован его последний роман "Когда падают горы" ("Вечная невеста"), немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием "Снежный барс".

Айтматов вел большую общественную работу. В 1964–1986 годах был первым секретарем Союза кинематографистов Киргизии, в 1976–1990 годах был секретарем правления Союза писателей СССР, в 1986 году — первый секретарь правления Союза писателей Киргизии.

Учитель; А сейчас мы проведем конкурс чтецов.(проходит конкурс)

Учитель . Вечер памяти подходит к концу. Мне хотелось  бы закончить его стихотворением Светланы Шаровой ,жительницы Киргизстана, Пусть это стихотворение несовершенное, но очень искреннее ,передающее любовь простого человека к великому земляку .Называется оно «РАЗГОВОР С СЫНОМ»

Легко в любовь утратить веру…

Бороться трудно до конца…

Я не могу служить примером,

Но Люди есть! И есть – Сердца!

И пусть моральные калеки

Твердят, что все судьбы рабы!

Я расскажу о Человеке –

Хозяине своей судьбы!

Поверишь ли, как это было,

Как, не ударив в грязь лицом

Простой мальчишка из аила,

Стал человечьих душ творцом!

Он суд трех разных поколений

Заставил голову склонить!

Он рядом с нами. Просто Гений.

Живет, творит и учит жить!

Есть люди – звездами сияют –

Не греет их слепящий свет…

А есть – кометой пролетают

И сеют страх, тепла же – нет…

Есть светляки, их свет неясен,

Их жизнь – мгновенье, смех шута!

А есть… Их свет могуч, прекрасен!

В нём состраданье, доброта!

Их души словно солнце греют,

Хотя понятны и просты!

Они сердца лечить умеют!

Таких людей, встречал ли ты,

Мой сын? Я – да… Давно когда-то,

Еще девчонкой озорной

Копалась в книгах, вдруг – Айтматов!

Открыла… Боже! Что со мной?!

И час за часом я читала

Про Гульсары и Пароход,

И я рыдала, как рыдала!

…Те дни прошли. За годом год…

Но вышли новые романы,

В них снова боль, людская боль…

Поэт! Страшны на сердце раны

И велика твоя любовь!

Сын мой, читай, пусть льются слезы,

Брось золотые миражи

От бездуховности угрозы

Вглядись, мой мальчик, - мир дрожит!

Жизнь не прожить легко и прямо,

Легко предать, легко солгать,

Клыками щерит волчья яма,

Манкурт смеясь стреляет в мать,

Творят насилье над девчонкой,

Предавший друг лежит без сил,

Жена читает похоронку

И губит брата Исмаил!

…Лишь тот, имеющий призванье

На мир не взглянет с высоты,

Кто пустит сквозь себя страданье,

Как ток высокой частоты!

Лишь тот, кто душу разрывает,

Любой строкой своей живёт,

Кто на страницах умирает

И топит ненависти лед,

Тот, кто стучит в сердца набатом

Трех поколений, трех времен –

Учитель мой – Чингиз Айтматов!

… Мой сын, расти таким, как он!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." был проведён накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и ветера...

Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." было проведено накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и вете...

Внеклассное занятие «Памяти павших будьте достойны!»

Эпиграф«Нельзя научиться любить живых,если не умеешь хранить память о павших».Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.  Ход классного часаКлассный руководитель : Давайте прочтем слова марш...

Сценарий внеклассного мероприятия "Памяти детей"

"Глаза детей -  души моей светильник". Посвящается памяти детей, чья жизнь была прервана.Содержит презентацию и сценарий мероприятия...

Конспект внеклассного мероприятия "Памяти Высоцкого"

Я КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ...( Литературно-музыкальная композиция по творчеству Владимира Высоцкого).Действующие лица: Ведущий, Поэт,   Журналист, Чтецы.Ведущий:Владимир Высоцкий ушёл из жизни в сам...

Внеклассное мероприятие "Памяти павших будьте достойны"

К участию приглашаются учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ района, представители историко-патриотических, краеведческих музеев....

Внеклассное занятие. Памяти Юрия Гагарина "Он был первым".

Цели и задачи: - изучить жизнь и деятельность выдающегося космонавта Ю.А. Гагарина;- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;-...