Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok_literatura.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни (слайд 1)

Цель: знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Задачи:

1.  раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.

2.  Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

3.  Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Ход урока

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний.

-Что такое фольклор? (Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество).(слайд 2)

Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. (слайд 3) Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды.

-  А что такое обряд?

Обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.  (слайд 4) С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. (слайд 5) Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. Среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни.(слайд 6)

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием.(слайд 7) Обряд колядования - это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом - в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками - «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. Ряженые благодарили добрых людей величаньями. У всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки- на юге, овсень – в центральной России, виноградье- на севере. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни – колядки (учащиеся прослушивают запись песни «Коляда ходя, бродя…»).

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. (слайд 8) На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.

На Масленицу было принято водить хороводы, печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...».

Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои (учащиеся прослушивают запись песни «Масленая погорела…» ).

Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы.

 Девушки на Троицу,(слайд 9) украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня (учащиеся прослушивают запись Троицкой песни).

Праздник Ивана Купала (слайд 10)– еще один крупный летний праздник. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

ОСЕННИЕ ПЕСНИ (слайд 11) связаны со сбором урожая. Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. 

  1. Первичное закрепление

1. 1)      Учащиеся читают выразительно  календарно-обрядовые песни и находят в них художественные средства выразительности.

2)      Р а с с м а т р и в а н и е  и л л ю с т р а ц и и – репродукции картины  «Масленица» Б. Кустодиева.

2. Групповая работа.

Работа с раздаточным материалом.

Учащиеся определяют по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

1)Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

2) Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

3)      А мы масленицу дожидаем, 
Дожидаем, душе, дожидаем. 
Сыр и масло в глаза увидаем, 
Увидаем, душе, увидаем. 
Как на горке дубок зелененек, 
Зелененек, душе, зелененек. 
А Ванюша, дружок, молоденек, 
Молоденек, душе, молоденек. 
Наша Масленица, будь счастливой, 
Будь счастливой, душе, будь счастливой. 
Наша горушка будь катливой, 
Будь катливой, душе, будь катливой

4)      Пойдем,девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я , молодешенька,

Весь год веселешенька!

Региональный компонент.

Вы знаете, ребята, что в нашей Калининградской области есть свой ансамбль русской народной песни? Он называется «Россичи» (прослушивание 1 песни).

  1. Подведение итогов. Рефлексия

-Почему фольклор был всегда важной частью народного быта?

-Чему посвящены календарно-обрядовые песни?

-Какой праздник сопровождался исполнением колядок?

-Какова главная тема масленичных песен?

-Какое дерево является  героем летних (троицких) песен? Почему?

-С каким событием связан календарно-обрядовый цикл осенних песен?

5. Домашнее задание

С. 10 – ответить на вопросы.

  1. Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

  1.  Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

  1.   Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.  

 

 А мы масленицу дожидаем, 
Дожидаем, душе, дожидаем. 
Сыр и масло в глаза увидаем, 
Увидаем, душе, увидаем. 
Как на горке дубок зелененек, 
Зелененек, душе, зелененек. 
А Ванюша, дружок, молоденек, 
Молоденек, душе, молоденек. 
Наша Масленица, будь счастливой, 
Будь счастливой, душе, будь счастливой. 
Наша горушка будь катливой, 
Будь катливой, душе, будь катливой

  1. Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

Пойдем,девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я , молодешенька,

Весь год веселешенька!

  1. Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

Сей, сей горох, 
Рассевай горох, 
Уродись, горох, 
В огороде не плох. 
И крупен, и бел – 
На потеху всем. 
И сам тридесят – 
Для всех ребят.

  1. Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март 
Солнцу рад;
Апрель, апрель -
Откроет дверь;
Май, май -
Сколько хошь гуляй!
Аy, ау, аукаем!

  1. Определите по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

Не дашь пирога —

Мы корову за рога.

Не дашь кишку <колбасу> —

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка —

Мы хозяина в пинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор»....

Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"

Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека.  Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....