Конспект урока «Фольклор. Календарно-обрядовая поэзия. Колядки»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka1.doc834.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тонкинская средняя общеобразовательная школа

План урока

Литература

6 класс

Тема: «Фольклор. Календарно-обрядовая поэзия. Колядки»

Учитель литературы высшей категории

Вязилова Н.А.

Тонкино

2010

Ход урока:

1.Мотивационный этап.

Учитель: «Готовь сани летом» - Знаете ли вы такую пословицу?

- Как вы её понимаете?

Сегодня мы будем готовиться к зимним праздникам, а именно: к Новому году, Рождеству и обрядам, связанным с ними, ведь они придут к нам уже через три месяца!

2. Этап актуализации знаний учащихся.

Учитель: Для этого нам нужно вооружиться теорией.

  1. Что такое фольклор?
  2. Назовите жанры фольклора.
  3. Почему поэзия называется календарно-обрядовой?
  4. А что такое обряд?
  5. Какие вы знаете обряды?

Учитель: Сегодня мы остановимся на обряде колядования, т.к. это один из немногих обрядов, который сохранился до наших дней. Мы не имеем права забывать его. 

(слайд 2)

                 3 этап – целеполагание  (слайд 3)

Цели урока:

  1. Повторить и углубить знания о календарно-обрядовой поэзии;
  2. Создать целостное представление о народных и религиозных праздниках;
  3. Отрабатывать навыки выразительного чтения;
  4. Воспитывать умение видеть прекрасное и чувствовать красоту слова.

Задачи урока:

1. Воспитывать у учащихся чувство уважения к культуре и истории русского народа.

2. Развивать творческие способности учащихся через поэзию, музыку, живопись и хореографию.

4 этап – «Мозговой штурм»

Учитель: Как вы себе представляете обряд колядования?

(слайд 4) «Ряженые» 

 (слайд 5) «Гадание»

Вот как это было.

«Хозяева и гости» -  5 этап  - инсценирование

Гости:

- Коляда, коляда, накануне Рождества,

-Тётенька добренька, пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай, поскорей подавай!

-Двоим, троим, давно стоим, да не выстоим.

-Печка-то топится, пирожка-то хочется!

-Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

-С праздничком! Будет ли подаяние?

(Хозяин с хозяйкой подают угощение и говорят: «Будет».)

- Дай вам Бог сына в четыре аршина!

-Уродись пшеничка, горох, чечевичка!

Учитель: Печенье, которое подавали хозяева, называлось «козюльки», т.к. оно было выпечено в форме домашних животных.

(слайд 6) 

Картина К .Трутовского «Колядование в Малороссии»

Учитель:

-Вот как обряд колядования запечатлел на своей картине Трутовский, известный художник 19 века.

5 этап – контроль знаний

Учитель: А в какое время приходит Коляда?

Тест: (слайд 7)

- Как это связано с религией?

(слайд 8 – церковь Рождества г.Королёв)

6 этап – этап презентации новых знаний

1. Учитель:

Дело в том, что обряд колядования приходится на период перед Рождеством, в Рождественский сочельник. Именно в это время ряженые ходили по дворам и пели колядки.

- С какой целью они это делали?

- А ещё потому, что они славили  Иисуса Христа

(слайд 9 – звезда) 

Ряженые держали в руках звёзды, закреплённые на чём-либо, украшенные лентами, т.к. легенда гласит, что в момент рождения Иисуса Христа на небе зажглась звезда.

2. О происхождении слова «коляды» существует несколько версий. Одна из них: коляда – календарь – коляды даръ

( слайд 10 – календарь)

В разных областях страны этот обряд называют по-разному:

В центре России – овсень (таусень, баусень), на севере – виноградье, на юге – коляда. Но больше всего прижилось название «коляда».

7 этап – актуализация новых знаний

3. – А сейчас послушайте несколько колядок:

( учащиеся читают колядки)

- Коляда, коляда!

   А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла –

Рождество принесла!

Хозяин с хозяюшкой!

Слезайте с печки,

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок,

Нам славить некогда,

Мы озябли!

- Коляда, коляда!

Ты пришла на двор

Накануне Рождества

По снежному полю,

Гулять на просторе!

Забежала во двор

К Иван Иванычу,

К тётушке Прасковье.

Мы малёшеньки, колядовщики,

Мы пришли прославлять,

Хозяев величать!

- Дай вам, Господи, скота, живота,

Корову с телёночком,

Овцу с  ягнёночком,

Лошадь с жеребёночком,

свинью с поросёночком…

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок,

Открывайте коробейки,

Доставайте нам копейки!

Учитель: - В чём особенность и своеобразие этой поэзии?

(ответы учеников)

- А теперь давайте послушаем, как исполнялись колядки

(слайд 11 – «Коляда ходя, бродя…»

- Как вы думаете, трудно исполнять колядки?

-Почему?

-Давайте попробуем спеть сами.

(Исполнение колядки хором)

Приходила Коляда накануне Рождества,

Сей, вей, повевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень, ходи по всем!

Открывай двери, поднимай с постели,

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога, мы корову за рога!

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

 

 - Денег немая, сами занимаем,

Но не будем занимать,

Будем петь и танцевать!

Танец «Коляда»

(слайд 12)

Видеоролик с этим же фрагментом танца, исполненного 7 лет назад выпускниками школы.

8 Этап – подведение итогов, выводы, рефлексия.

Учитель:

- Для чего, как вы думаете, я показала вам этот ролик?

( Ответы учащихся должны привести к выводу :

Годы идут, а коляда остаётся; жизнь идёт и живёт культура России, её история, живут традиции, обычаи, которые связывают нас с нашим далёким прошлым, с нашими корнями, укрепляет в нас веру в будущее, в себя, в страну.)

Вера – это духовное начало. Пусть она будет первой!

9 этап – заключение.

(слайд 13 - цитата)

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие  в сохранении культуры»

«Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении»

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Учитель:

-И напоследок прощальная колядка:

- Пусть у вас, у хозяюшек,

Ведутся ребятки,

Цыплятки, утятки, гусятки,

Козлятки, поросятки, телятки.

- На новое вам лето

Куда конь хвостом,

Туда и жито кустом!

- Куда коза рогом,

Туда и сено стогом!

-Спасибо этому дому!

Пойдём к другому!

Оборудование:

  1. Фонохрестоматия К учебнику литературы, 6 класс
  2. Иван Купала. «Коляда»
  3. К. Трутовский «Колядование в Малороссии»

     ( репродукция)

  1. Презентация
  2. Рождественская звезда, костюмы, обрядовые блюда.

Литература:

  1. «Календарно-обрядовая поэзия русского народа»

      «Владимирская школа», 1994

2. «Русские обрядовые праздники»

          «Владимирская школа», 1994

    3. «Круглый год»   Москва, «Правда», 1991

    4. «Анализ художественного текста и творческие
        работы в школе»

          Московский Лицей, Москва, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ...

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...

Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая  культура постепенно  уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"

Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека.  Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....