Урок "Роман И.А.Гончарова «Обломов» - роман, родившийся из сна" (10кл)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Класс: 10

 

Цель: выяснить историю  создания романа «Обломов»; рассмотреть «Сон Обломова», провести концептуальный анализ сна, составить портретную и социально-психологическую характеристику главного героя

(с использованием иллюстративного материала)

 

Тип урока: исследование

 

Методы: проблемный, частично - поисковый , исследовательский;

приемы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ сна, исследовательская работа

 

Виды деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_rodivshiysya_iz_sna.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  "Роман И.А.Гончарова «Обломов» - роман, родившийся из сна"  

Класс: 10

Цель: выяснить историю  создания романа «Обломов»; рассмотреть «Сон Обломова», провести концептуальный анализ сна, составить портретную и социально-психологическую характеристику главного героя

(с использованием иллюстративного материала)

Тип урока: исследование

Методы: проблемный, частично - поисковый , исследовательский;

приемы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ сна, исследовательская работа

Виды деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: текст романа; иллюстрации к роману, портрет Гончарова

Эпиграф:

 «Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас...»

А.В.Дружинин

Ход урока

       

       1. Оргмомент

     2.Проверка Д/З. Слово учителя:

 Роман Гончарова «Обломов» возвращен в школу. И это справедливо, потому что без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни. 

-Когда возник замысел написания романа?  

Сообщение ученика:  « Я был счастлив успехом «Обломова»

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава «Сон Обломова» — «увертюра всего романа». Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста «Обломова» (1859), сразу завоевавшего огромный успех: «Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи» (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической России.

Эстетическая критика, напротив, видела в герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение «артистического идеала» самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал «Обломова» «совершеннейшим созданием» писателя.

-Какова тема романа?    Главная тема романа – отражение судьбы поколения, пытавшегося найти свое место в обществе и истории, но не сумевшего этого сделать.

-Идея написания?     Роман следует понимать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе.

-Какова композиция романа «Обломов»?

 

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову. 1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

3. Сообщение темы и цели, эпиграфа урока.  Проблемные вопросы: Как вы думаете,  почему многие критики считают, что роман «Обломов» - роман, родившийся из сна? В чем смысл эпиграфа к уроку?

4. Аналитическая беседа

- Чем же интересен нам образ Обломова? (Жизнь и судьба героя заставляют нас размышлять о сложнейших вопросах свободы воли , решать  вопросы о смысле жизни: как нужно или как хочу, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью, как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек. Роман не дает нам ответы, но заставляет задуматься над этими вопросами.)

-Каким же мы видим Обломова в начале романа? (портрет, квартира, интерьер, проблемы, выведшие героя из душевного равновесия - 1 глава)

-Образование Обломова. Его отношение к учебе, науке. Отношение к имению, к хозяйственным вопросам- 6 глава)

- Какую роль для понимания Обломова  и его жизни играют его посетители –гости? (гл.2-4)

5. Групповая работа. Анализ сна  Обломова. (гл. 9)

Итак, к концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Ему необходимо покинуть Гороховую улицу. Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана на улице Гороховой – филиал Обломовки, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – «Сон Обломова».  Знакомит нас с миром сказочной Обломовки. Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему «тяжелый камень брошен на <…> тропе его существования», кто «украл <…> принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища».  Итак ,  мы в   «райском уголке».

  Отчет 1 группы:

   

   Первая часть сна. Экспозиция.

-Что за чудесный край снится герою?  (Обломовка - царство всеобщего благоденствия, любви и гармонии. Там тепло, светло и  уютно. Время идет по кругу. Жизнь в Обломовке изменить нельзя. Привычный уклад. Труд воспринимается как наказание, нечто инородное «сонному» течению жизни.)

- С какой целью автор использует пейзаж? (небо, горы, солнце, река, явления природы)

 2 группа: Вторая часть сна. Чудесная страна.

 - Каков переход от первой части ко второй? (Потом Обломову приснилась другая пора…)

 - Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

 Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело.Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает.Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы.

Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу.

И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность.

- Какую роль в воспитании Илюши  играли сказки, страшные истории о мертвецах, ведьмах, оборотнях ?

Заселилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром...

3 группа: Третья часть сна. Обломову 13-14 лет.

- Как относится к учебе Илюша Обломов? Учеба у немца Штольца в селе  Верхлеве.

  Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?

  Или иногда вдруг объявит ему: «Сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь».

  А не то так мать посмотрит утром в понедельник пристально на него, да и скажет:

 — Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты? — и покачает головой.

  Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.

 — Посиди-ка ты эту недельку дома, — скажет она, — а там — что бог даст.

Долго ли до греха? — говорили отец и мать. — Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни. Вишь, он из ученья как из больницы воротится: жирок весь пропадает, жиденький такой... да и шалун: все бы ему бегать!

Да, — заметит отец, — ученье-то не свой брат: хоть кого в бараний рог свернет!

-Какими предстают жители деревни Обломовка? Какой образ жизни ведут? (выразит. чтение отрывка)    

Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле.

Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами.

Добрые люди понимали ее не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.

Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным.

Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами; оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго; мужчины в сорок лет походили на юношей; старики не боролись с трудной, мучительной смертью, а, дожив до невозможности, умирали как будто украдкой, тихо застывая и незаметно испуская последний вздох. Оттого и говорят, что прежде был крепче народ.

И вот воображению спящего Ильи Ильича начали так же по очереди, как живые картины, открываться сначала три главные акта жизни, разыгрывавшиеся как в его семействе, так у родственников и знакомых: роди́ны, свадьба, похороны. Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок.

Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него.

-Каковы взаимоотношения  Илюши со Штольцем и Захаркой? - сообщение ученика

- В чем корни обломовщины? (лень, равнодушие к окружающим людям, праздная жизнь из обедов и ужинов, вечерних посиделок, сплетен, нежелание учиться, необразованность)

- Что такое Обломовка — всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?

6. Рефлексия.

-Какую же  роль играет эта глава  «СОН»  в романе?

 … Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, «тревожимый» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком – «ему легко, весело». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы, что впоследствии приведет героя к  полной деградации личности

Эта глава очень важна для романа. А.В.Дружинин считал:  «Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас...»

-А теперь вы согласны с утверждением:  роман «Обломов» - это роман,  родившийся из сна? Это произведение написано по мотивам сна, который играет важную роль в романе для понимания  Обломова и его  смысла жизни.

7. Домашнее задание:

 индивидуальные сообщения:

-образ Штольца (1-2ч)

-Обломов и Штольц. Обломов о светском обществе, его мечты, идеалы(гл.3-4)

-Обломов и Ольга(гл. 5)

-Отношения Обломова и Ольги (гл. 6-12)

-образ Авдотьи Пшеницыной;(ч.3)

Творческие задания:

1. «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова»

2. Составить развернутый план «День Обломова»

3. Найти в тексте персонажей, которые обладают обломовским чертами. Какова роль этих персонажей?

  1 группа. Первая часть сна. Экспозиция.

-Что за чудесный край снится герою?  (Обломовка - царство всеобщего благоденствия, любви и гармонии. Там тепло, светло и  уютно. Время идет по кругу. Жизнь в Обломовке изменить нельзя. Привычный уклад. Труд воспринимается как наказание, нечто инородное «сонному» течению жизни.)

- С какой целью автор использует пейзаж? (небо, горы, солнце, река, явления природы)

 2 группа: Вторая часть сна. Чудесная страна.

 - Каков переход от первой части ко второй? (Потом Обломову приснилась другая пора…)

 - Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

- Какую роль в воспитании Илюши  играли сказки, страшные истории о мертвецах, ведьмах, оборотнях ?

3 группа: Третья часть сна. Обломову 13-14 лет.

- Как относится к учебе Илюша Обломов? Учеба у немца Штольца в селе  Верхлеве.

  Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?

  Или иногда вдруг объявит ему: «Сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь».

  А не то так мать посмотрит утром в понедельник пристально на него, да и скажет:

 — Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты? — и покачает головой.

  Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.

 — Посиди-ка ты эту недельку дома, — скажет она, — а там — что бог даст.

Долго ли до греха? — говорили отец и мать. — Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни. Вишь, он из ученья как из больницы воротится: жирок весь пропадает, жиденький такой... да и шалун: все бы ему бегать!

Да, — заметит отец, — ученье-то не свой брат: хоть кого в бараний рог свернет!

-Какими предстают жители деревни Обломовка? Какой образ жизни ведут? (выразит. чтение отрывка)   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Урок проводился во время участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагог года 2004"...

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Конспект урока по теме «Илья Ильич Обломов…Кто он?» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Данный урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии....

Задания для групповой работы по роману И.А.Гончарова "Обломов". Обломов и Штольц

Положительная сторона групповой работы - возможность включить в исследовательскую деятельность каждого ученика....