Внеурочное занятие по теме "Пословица недаром молвится"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Внеурочное занятие "Пословица недаром молвится" проводится в 5 классе с целью закрепления знаний по теме "Пословицы". Занятие проводится в игровой форме. Итогом такого урока является создание учащимися собственной мини-книги пословиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное занятие "Пословица недаром молвится" | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по ФГОС в 5 классе на тему:
«Пословица недаром молвится»
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие.
-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на внеурочном занятии.
Учитель:
Какой теме посвящено наше занятие, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Я буду загадывать, а вы все отгадки записывайте в столбик.
1.Чок, чок, пятачок
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок,
Кто же это? Угадай!
Это … (поросёнок)
2.Стройный, быстрый, рога
Ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это? (олень)
3.Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.
Ты узнал кто это? (слон)
4.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса)
5.Летом в огороде, свежие, зеленые.
А зимою в бочке: желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы)
6.Не ботинки. Не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегать можем только зимой,
Утром в школу, а потом – домой. (валенки)
7.В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла она за капитаном прытко,
Шьет, зашивает и колется колко.
А зовут капитана (иголка)
8.Проживают в трудной книжке хитроумные братишки
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры)
9.Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды из болота вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит)
Учитель:
Молодцы! Загадки вы мои отгадали, а сейчас посмотрите на первые буквы отгадок, которые вы записали, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.
-Какое слово у вас получилось? (Пословица)
-Кто из вас помнит, что такое пословица?
-Предлагаю вам вспомнить, что такое половица, посмотрев небольшой видеоролик.
Просмотр видеоролика о пословицах
СЛАЙД 1: тема урока «Пословица недаром молвится»
- А какие пословицы знаете вы?
-А откуда они появились?
-Обращается внимание на выставку книг пословиц.
-Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом, и у них нет автора?
Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль СЛАЙД 2.
Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.
В народе говорят, что маленькая капелька знаний – это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. А поможет нам в этом игра.
Ребята заранее распределены на две группы: 1 группа – Мудрецы; 2 группа – Всезнайки.
Первое задание «Доскажи пословицу» Устно (каждой команде по очереди)
Читаю начало, а ребята говорят окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ команда получает смайлик.
1.Не имей сто рублей, … а имей сто друзей.
2.Скажи мне кто твой друг, …и я скажу, кто ты.
3.Терпенье и труд… всё перетрут
4.Не по словам судят, … а по делам.
5.Готовь сани летом, … а телегу зимой.
6.Где родился, … там и пригодился.
7.Делу время, … потехе час.
8.Как аукнется, … так и откликнется.
9.Любишь кататься, … люби и саночки возить.
10.Что написано пером, … не вырубишь топором
11.Тише едешь - … дальше будешь.
12.Не всё то золото, … что блестит.
Второе задание:
Перед вами пословицы, вам надо исправить в них ошибки. Чья команда больше найдет ошибок, та заработает больше смайликов.
1.Знает мошка, чьё мясо съела.
2.Ус хорошо, а два — лучше.
3.Меньше знаешь – крепче будешь.
4.В тихом омуте крабы водятся.
5.Книги читать – муки не знать.
6.Слово не соловей, вылетит – не поймаешь.
7.От бобра бобра не ищут.
8.В здоровом теле здоровый пух.
9.Крутиться, как булка в колесе.
10.Старый враг лучше новых двух.
Обмен листочками, взаимопроверка по СЛАЙДУ 3.
Получают столько смайликов, сколько правильных ответов.
Пришло время третьего задания: «Угадай пословицу»
Участвуют по 2 человека от каждой команды. Ваша задача без слов изобразить пословицу.
А командам надо угадать эту пословицу. Кто быстрее. За верно угаданную пословицу – смайлик.
1.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2.Любишь кататься – люби и саночки возить.
3.Встречают по одёжке, провожают по уму.
4.В одно ухо влетает, в другое вылетает.
Следующее задание: «Собери пословицу»
Каждой команде раздаются пословицы в картинках. Ваша задача собрать пословицы. Кто быстрее.
-Посчитайте сейчас ваши смайлики. Победила команда…
-Вы сегодня большие молодцы. Много выполнили заданий.
-А сейчас я предлагаю вам составить свою мини-книгу пословиц, тем самым дополнить нашу выставку.
Я немного вам помогла и приготовила заранее для вас саму книжку. А вы уже как настоящие знатоки пословиц оформите её до конца. Для этого вы можете использовать всё, что находится у вас на столах (пословицы в картинках, пословицы на листах, ножницы (по 2 на столах), карандаши, фломастеры, клей).
-А чтобы работа продвигалась быстрее, для начала ознакомьтесь с правилами работы в группе:
1.выберите того, кто будет распределять обязанности между всеми ребятами в группе; кто будет направлять деятельность группы и отвечать за оформление первой страницы книги и последующих страниц.
2.распределите обязанности в группе.
3.работайте в группе слаженно, делайте всё быстро, помогайте друг другу.
Представление своей книжки.
-Предлагаю командам обменяться книжками, посмотреть, что получилось.
Представители от каждой команды ставят свои книжки на выставку.
- Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы? Для чего они нужны?
Спасибо большое за работу! СЛАЙД 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по физике: "Пословица недаром молвится"
Предлагаемая викторина может использоваться как на уроке, так и при проведении предметных недель и интеллектуальных марафонов. ...
Конспект и презентация Пословица недаром молвится
На уроке планируется подвести итог и проверить знания, умения и навыки учащихся; расширить кругозор учащихся, обогатить их речь; в игровой форме раскрыть творческие способности учащихся...
Внеклассное мероприятие Пословица недаром молвится
Конкурсная работа на Межрегиональный дистанционный конкурс «Пословица – душа народа». Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» - логическая игра между двумя противниками, известная во всем мире как ...
Проект «Пословица недаром молвится» (Взаимосвязь русских и английских пословиц)
Тема проекта: «Пословица недаром молвится»...
Презентация к конкурсу знатоков пословиц "Пословица- недаром молвится" для учащихся 6-7 классов
Презентация содержит материал, который побуждает учащихся к овладению богатством языка, воплощенным в пословицах и поговорках....
Праздник "Пословица недаром молвится"
Задачи: обобщить знание пословиц; развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении; воспитывать любовь к речи, обратить внимание на её красоту, выразительность и точность; вовлекать детей...
Лингвистическая игра «Пословица недаром молвится»
Углубить знания учащихся о пословицах, стимулировать интерес детей к изучению пословиц, поговорок, крылатых выражений,повысить общую языковую культуру школьников и культуру общения, во...