Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала
учебно-методический материал по литературе по теме

ПРОКОФЬЕВА НАДЕЖДА ЕВГЕНЬЕВНА

     Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Текст выступления на предметно-цикловой комиссии по теме:                                       «Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных  дисциплин при изложении лекционного материала». Преподаватель: ПРОКОФЬЕВА Н.Е.

  В учебном заведении среднего звена при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами и учащимися.

Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:

  1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений,
  2. Тормозит самостоятельное мышление обучающихся.
  3. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
  4. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
  5. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.

Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.

В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся.

Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.(приложение №1)

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку остаются нерешенными многие задачи.

Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

 Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

  • Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.
  • Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.
  • Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.
  • Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.
  • Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).

     Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.

В самом общем виде это могут быть следующие ступени:

  1. Анализ и отбор основного ключевого материала, который составляет логический костяк курса.
  2. Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (не больше 3—4).
  3. Продумывание логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.
  4. Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему знаний и его методическое обеспечение.
  5. «Проигрывание» лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов активизации внимания и мышления слушателей.
  6. Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного материала.

http://www.ostu.ru/filial/livny/ntunpk07/res/image002.gif

Рис. 1 – Основные методы обучения

Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни.

Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:

1. Большинство современных предприятий заинтересованы в кадрах, способных принимать на себя ответственность и работать самостоятельно. Чтобы сделать это, людям необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т.е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы;

2. Умение решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством — концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться;

3. Решение проблем не есть прерогатива деятельности отдельного работника — коллектив также должен уметь совместно решать проблемы.
Проблемы обычно решаются в группах из 4 —6 человек.

В ходе решения проблемы обучающиеся:

  • углубляют свои знания по конкретному вопросу;
  • развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию);
  • развивают социальные и коммуникативные умения.

Деятельность групп по решению проблем охватывает семь этапов:

   выяснение содержания/значения понятий и терминов;

   определение проблемы;

   анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;

   ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

   формулирование задачи;

   поиск дополнительной информации;

   отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными (рисунок 2).

http://www.ostu.ru/filial/livny/ntunpk07/res/image003.gif

Рис. 2 – Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения  (по материалам научных исследований)

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (раздаточный материал)   Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных  дисциплин при изложении лекционного материала.

http://www.ostu.ru/filial/livny/ntunpk07/res/image002.gifРис.1             http://www.ostu.ru/filial/livny/ntunpk07/res/image003.gif  Рис.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: «Именем святой Екатерины наша жизнь навек освящена» (из опыта применения проблемного метода обучения)

Представлена методическая разработка урока-конспекта по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" с использованием  метода проблемного обучения....

Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании (технология кейс-метода)

В методическом пособии рассмотрены проблемы применения кейс-метода как инновационной педагогической технологии.Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: Акцент обучения переносится на ...

Использование проблемного метода обучения в преподавании математики

В основе использования проблемного метода обучения берется его научное понимание.Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебны...

"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"

Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...