Главные вкладки

    Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Зверева Тамара Германовна

    Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ

    Форма: урок-исследование

    Методы обучения:  метод проектов, проблемный, исследовательский.

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературы в 6 «Б» классе для учителей русского языка и литературы

    Калининского района Санкт-Петербурга

    «Уроки русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС»

    (06.12.2016; учитель Зверева Т.Г.)

    Тема урока

    Тип урока

    Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ

    Форма: урок-исследование

    Методы обучения:  метод проектов, проблемный, исследовательский.

    Цели занятия для учителя:

    • формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности детей к новому способу действия. Связанному с построением структуры изучаемых понятий и алгоритмов (деятельностная цель);
    • построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательной линии курса (содержательная цель);
    • воспитание духовно развитой  личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданской  позиции, любви и уважение к литературе (воспитательная цель)
    • создание условий для формирования  УУД, способствующих  развитию личности ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,   совершенствование умений анализа литературного произведения  как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развитие умений выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, интернетом (развивающая цель).

    Цели для учеников:

    • Построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему;
    • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
    • Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного

    Задачи:

    • дать представление о мире детства крестьянских детей;
    •  научить владению приемами исследовательской деятельности при анализе лирического произведения;
    • развитие и совершенствование устной речи учащихся;
    • овладения умениями выразительного чтения и анализа лирического произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий;
    • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
    • сохранение физического и психического здоровья обучающихся.

    Планируемые результаты

    Предметные

    Формирование у учеников представления о методах, связывающих изучаемые явления (литература и живопись о жизни крестьянских детей 19 века) в единую систему.

    Метапредметные

    Познавательные:

    Выбор эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий;

    переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение, составление кластеров и синквейнов);

    коллективное исследование, осуществление работы по выполнению отдельных операций.

    Коммуникативные:

    Определение функций участников группы и способов их взаимодействия;

    участие в обсуждении содержания материала,

    формулирование собственного мнения и позиции;

    обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи.

    Регулятивные:

    согласование в группе последовательности действий по выполнению задания;

    осуществление самоконтроля,

    осуществление пошагового контроля по результату.

     

    Личностные

    Создание связи между  духовно-нравственными  ценностями прошлого и настоящего;

    формирование уважительного отношения к  культуре к своей страны;

    развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий;

    стремление к освоению новых видов деятельности.

     

    Метапредметные связи:

    литература: роды литературы (лирика), поэма, литературные термины;

    живопись: художники 19 века  и их произведения;

    Ресурсы урока для учителя:

    технологическая карта урока;

    презентация;

    смайлики (для оценивания  работы учащихся на уроке)

    Ресурсы урока для учащихся:

    карточки с заданиями,

    фломастеры,

    ватман для кластеров и синквейна,

    листы для оценки работы на уроке

     

    ЭТАПЫ  УРОКА

    Этап 1. Мотивация познавательной деятельности

    Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности нормативных требований учебной деятельности

    Содержание деятельности учителя

    Приветствует учащихся и предлагает им найти ассоциации к слову «детство» и записать их на доске в виде кластера.

    Предлагает посмотреть в презентации свой кластер к слову «детство», человека, детство которого прошло в 20 веке, предлагает детям сопоставить два кластера и ответить на вопрос: похожи ли они.

      Предлагает назвать ключевые слова к теме урока, отгадав кроссворд и ребусы.

    Предлагает ученикам сформулировать тему урока.

    Содержание деятельности учеников

    ( 5 минут)

    Приветствуют учителя, гостей и называют ассоциации к слову «детство», а два ученика оформляют на доске кластер.  

    Смотрят и сопоставляют оба кластера.

    Смотрят на экран и отгадывают кроссворд, в котором первое ключевое слово «детство», а затем решают ребусы. Называют ключевые слова урока: детство, стихотворение «Крестьянские дети», Некрасов.

    Формулируют тему. «Мир детства  в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

    ЭТАП 2. Актуализация необходимых знаний

    Цель этапа: подготовка мышления учеников и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

    Содержание деятельности учителя

    Сообщает о типе урока (урок-исследование) и предлагает посмотреть на экран и вспомнить структурные элементы исследования.

    Предлагает подумать над объектом исследования.

    Предлагает ученикам вернуться к кластерам «Детство» 21, 20 веков и  найти  общий эпитет, ответив на вопрос: какое у нас было детство?

    Предлагает учащимся сформулировать проблему (главный вопрос) урока.

    Предлагает ученикам сформулировать цель исследования и гипотезу.

    Предлагает сформулировать задачи исследования.

    Содержание деятельности учеников

    (3-4 минуты)

    Смотрят на экран и восстанавливают в памяти элементы исследования.

    Называют объект -  крестьянские дети

    Отвечают: счастливое.

    Формулируют проблему: могла ли быть  жизнь крестьянских детей 19 века счастливой с точки зрения Некрасова?  

    Формулируют цель исследования: проанализировать   стихотворение «Крестьянские дети» и узнать, какова была жизнь крестьянских детей в 19 веке.

    Гипотеза (предположение): жизнь крестьянских детей не могла быть в полной мере счастливой, так как они жили бедно

     Формулируют задачи:

    •        выяснить, как жилось крестьянским детям  в 19 веке.  

    •        какими  видит  их поэт, какие чувства испытывает к ним?

     

    ЭТАП 3. Организация познавательной деятельности

    Цель этапа: организация интенсивной самостоятельной деятельности учеников, связанной с эмоциональными переживаниями

    Содержание деятельности учителя

    Предлагает начать работу в группах, выбрав самостоятельно руководителя.

    Координирует ход обсуждения в группах. А также, если возникает необходимость, задает им наводящие вопросы.

     Определяет и корректирует временные рамки прохождения этапа.

    Помогает скоординировать работу внутри группы, консультирует, дает советы.

    Предлагает участникам групп отчитаться о своей работе.

    Предлагает выбрать строчки из произведения, которые подошли бы к эпиграфу урока.

    Содержание деятельности учеников

    (17-20 минут)

    Выбирают руководителя, планируют последовательность действий.

    Распределяют сферы интересов в группах.

    Работают в группах, выполняют задания.

    Выступают с отчетами по выполнению работы.

    Слушают и  оценивают смайликами практическую часть каждой группы.

    Предлагают строчки для эпиграфа «…Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано…»

     

    ЭТАП  4.  Подведение итогов. Рефлексия.

    Цель:  самооценка учениками своей учебной деятельности

    Содержание деятельности учителя

    Предлагает ученикам сформулировать выводы по уроку, соотносящиеся с проблемным вопросом исследования.

    Предлагает посмотреть на экран и дать оценку выводам по исследованию, выразив свое согласие/несогласие с тем, что написано.

    Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей в группе, заполнив таблицу оценивания.

    Предлагает ученикам записать в дневники дифференцированное домашнее задание (перспективное) и общее (к следующему уроку).

    Предлагает ученикам записать синквейн-рефлексию на проведенный урок.

    Дифференцированное домашнее задание (перспективное: можно сдать работу в любой день до 12 декабря). Ответить письменно на вопрос:    Какое название полнее раскрывает тему и идею  стихотворения Н.А.Некрасова  «Детская комедия» или «Крестьянские дети»? Почему?  

    Общее домашнее задание: (к следующему уроку литературы: к 9 декабря): вклеить  в тетрадь алгоритм  исследования и записать выводы по нему.

    Выучить наизусть отрывок  «Однажды в студеную  зимнюю пору…»  

    Содержание деятельности учеников

    (5 минут)

    Делают выводы по проблеме исследования.

    Оценивают свою работу и работу товарищей в группе, заполняя таблицу оценивания.

    Записывают домашнее задание.

    Составляют синквейн-рефлексию  к слову «урок».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

    статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

    технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

    паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

    Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

    Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

    Технологическая карта урока английского языка в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения "Что такое конфликт?"

    Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактиче...

    Тема урока : Графический способ решения систем уравнений .Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом .Класс :9 Технология проблемного обучения.

    Учебник : Ю.Н. Макарычев, 2016 , «Алгебра-9»Технология : Технология проблемного обучения.Дидактические цели :     Учащиеся повторяют геометрический смысл коэффициента k...

    Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

    Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

    Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

    Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...