Технологическая карта урока английского языка в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения "Что такое конфликт?"
план-конспект урока по английскому языку (8 класс) на тему

Бурцева Марина Евгеньевна

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_chto_takoe_konflikt.docx49.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 (МБОУ СШ № 6 г. Вязьмы Смоленской области)

215113 Смоленская область, г. Вязьма, ул. Московская, 6

 директор (48131) 2-78-33; учительская 5-89-89; факс 2-78-33.

E-mail: sh6vjazma@mail.ru; сайт школы school06-vjazma.ru

ОКПО 47659203, ОГРН 1026700852090, ИНН/КПП 6722011884/672201001

БИК: 046614001 Л/С 20905220810

Технологическая карта

урока английского языка

 с использованием технологии проблемного обучения

Учитель: Бурцева М.Е.

Проблемное обучение применительно к иностранному языку можно определить как иноязычную деятельность учащихся по овладению речевыми навыками и коммуникативно-речевыми умениями в комплексе с навыками и умениями творческой индивидуальной и коллективной деятельности посредством систематического решения познавательно-поисковых, коммуникативно-познавательных, коммуникативно-речевых задач при порождении устного и письменного текста.  (В.В. Сафонова)

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует несколько различных точек зрения или по крайней мере две взаимоисключающие друг друга. Это столкновение двух разных точек зрения подталкивает учащегося  к тому, чтобы в этой ситуации начать самому конструировать, реконструировать и переконструировать имеющееся знание. Участвуя в решении проблемной задачи, ученики формируют способности воспринимать и получать знания в виде готовой информации, соотносить знания из разных дисциплин друг c другом, творить и нести полученные знания другим.

Таким образом, проблемное обучение ставит своей задачей: 

1)развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

2)усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

3)воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

4)формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Наиболее важными, на мой взгляд, задачами, характерными для проблемного обучения, являются, 

во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, 

во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. 

Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности:

1)увидеть, найти проблему (требует немалых усилий)

2)сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления)

3)поиск вариантов решения (не меньше трех)

4)синтез рационального (оптимальный вариант решения).

Проблемные ситуации на уроках английского языка, как правило, создаются учителем. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении материала, при контроле усвоенных знаний. Учитель задает  проблемный вопрос, который заведомо предполагает возможность различных ответов, столкновение мнений, рассмотрение одного и того же предмета обсуждения с различных сторон, включая рефлексию на имеющиеся знания из других областей и личный опыт.

Высказывая свою точку зрения, мотивируя свое согласие или несогласие с товарищами, учащиеся учатся воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировать свой выбор, участвовать в реальном речевом общении, а значит, их высказывания можно смело назвать речью, по сути.  Учащиеся убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из участников имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов наиболее  подходящий ответ, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль.

Актуальность данной технологии состоит в том, что:

- учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;

-  ребята хотят и учатся быть коммуникабельными;

- в процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не опасаясь, что их осудят за «неправильность»;

-  ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

Проблемный метод обучения развивает творческую активность учащихся. Поэтому к творческим умениям мы можем отнести следующие умения:

а) умение вести дискуссию;

б) слушать и слышать собеседника;

в) отстаивать сою точку зрения, подкрепленную аргументами;

г) находить компромисс с собеседником;

д) лаконично излагать свою мысль;

е) находить не одно, а много вариантов решения проблемы.  

Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Выводы и рекомендации:

Проблемное обучение обладает рядом достоинств:

- при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);

- обеспечивает  более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);

- развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств равильности выбираемого решения, аргументации).

Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

        Но проблемное обучение имеет и недостатки:

- не всегда легко сформулировать учебную проблему,

- не весь учебный материал можно построить в виде проблем;

- недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;

- трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;

- непривычность подобной формы работы;

-проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично  требует больших затрат времени.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

В связи со сказанным выше, следует отметить, что проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития.

 


Название дидактического момента

Дидактические задачи данного момента

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Формы

организации

познавательной

деятельности

Средства обучения

Время

I.Начальный этап

1. Оргмомент

Переключение учащихся на предмет «иностранный язык».

Проверка готовности учащихся к уроку.

Good morning, dear students! I am glad to see you. I hope everybody is ready to work. Sit down, please. Let’s start our lesson.

Good morning, dear teacher! Nice to see you, too.

1

мин.

2.Целеполагание

Сообщение задач урока, мотивация учебной деятельности.

What kinds of conflicts can we see in our everyday life?

На доске учитель записывает свой пример, а затем варианты, предложенные учащимися.

Завершая этот этап урока, учитель подводит итог:

There are conflicts of different kinds, but today we are going to speak about a family conflict.

So the aim of our lesson is to practice English for talking about the problem, expressing your opinion on it and giving your arguments.

Высказывания учащихся:

military conflicts

conflicts between neighbours

conflicts between friends

family conflicts

«Мозговой штурм»

Учитель-класс

Экран.

Проектор.

3 мин.

3. Фонетическая зарядка

Подготовка речевого аппарата к иноязычной речи.

Совершенствование произносительных навыков со зрительной опорой.

Do you like the poem?

I believe you know the translation perfectly.

Now repeat the poem line by line.

Mind the pronunciation.

Try to do your best.

Хоровая имитация стихотворения:

What is a family?
Who is a family?
One and another makes two is a family!
Baby and father and mother: a family!
Parents and sister and brother a family!

All kinds of people can make up a family
All kinds of mixtures can make up a family

   

What is a family?
Who is a family?
The children that lived in a shoe is a family!
A pair like a kanga and roo is a family!
A calf and a cow that go moo is a family!

All kinds of creatures can make up a family
All kinds of numbers can make up a family

 

What is a family?
Who is a family?
Either a lot or a few is a family
But whether there's ten or there's two in your family,
All of your family plus you is a family!

Аудирование стихотворения

Учитель-класс

Аудио-запись Карточки с текстом стиха.

3 мин.

4. Речевая зарядка

Включение учащихся в речевую деятельность.                            

Look at the picture and answer the questions:

a) Who are these people? (friends/ a teacher and a student/ a mother and a daughter)

b) How old is the girl? (my age/ school age/ about 14)

c) What is she wearing? (old-fashioned clothes/ a velvet dress/ torn jeans)

d) Do these two people agree or disagree with each other? Why do think so?

d) Do they say angry or rude words to each other?

e) Do you sometimes argue with your parents?

Отвечают на вопросы.

In this picture we can see a mother and her daughter.

She is a schoolgirl/ about 14/ a teenager.

She is wearing a T-shit and torn jeans.

I think, they are discussing some problems.

They disagree with each other.

They look displeased.

The girl isn’t satisfied with her mother’s words.

I never/ sometimes argue with my parents (very often).

Микробеседа

Учитель-класс

Учитель – У1 У2 У3…

Экран.

Проектор.

5 мин.

II. Основной этап

1.Аудирование

* снятие лексических и фонетических трудностей

* установка на первичное прослушивание

* контроль понимания прослушанного

* установка на второе прослушивание

* аудирование

* контроль понимания прослушанного

Формирование умения аудирования с полным пониманием текста.

Now we are going to do some phonetic exercises. Say the words after me.

Try to guess their meanings: (Ex 3 p 104)

conflict

contact

conservative

cousin

special

jewel

ballet

velvet

fashion

idea

really

final

Well, listen to the dialogue, please. Follow the text. Answer the question: Why do people disagree with each other? – определение проблемы.

Look through the text again and guess the meaning of the line “Beauty is as beauty does” – формулировка проблемы в виде проблемного задания. (Ex 4 p 104)

Listen to the dialogue a second time.

Fill in the chart in your Workbook. Who said what? Tick the correct box. (Ex 5 p 104)

Read the following statements. Listen to the dialogue again and say if these statements are true or false. (Ex 6 p 104)

(Ex 5 p 44 WB)

Данные упражнения направлены на поиск вариантов решения данной проблемы.

Хоровая отработка новых слов.

Слушают запись.

Выполняют задание.

It seems to me that…

I’m sure that…

I can’t agree that…

Слушают запись во второй раз.

Выполняют и проверяют задание.

Аудирование с полным пониманием текста.

Учащиеся определяют свое понимание данной фразы, высказывая собственные аргументы.

Прием заполнения пропусков способствует развитию умения дифференцировать и узнавать в тексте  новые языковые единицы, их запоминанию и применению в новых коммуникативных условиях.

Учитель-класс

Групповая

Учитель – У1 У2 У3

Индивидуальная

Аудио-запись

10 мин.

2. Динамическая пауза

Снятие усталости и переключение на другой вид деятельности.

Выполняют зарядку, хором проговаривая  стихотворение и выполняя движения.

If you are happy

And you know it

Clap your hands/

Stamp your feet/

Shake your hands/

Bend your knees/

Hug your friend/

Turn yourself around/

Blink your eyes/

Give a big smile.

Thank you. Sit down.

Групповая

2 мин.

3. Драматизация собственных диалогов.

Дальнейшая тренировка лексического материала.

Формирование умения строить мини-диалог с опорой на образец.

Well, open your Student’s books on page 106. Do Ex 14.

Учащиеся составляют свой вариант диалога, опираясь на базовый диалог и используя «проблемные» картинки из учебника.

В диалоге

можно использовать другую форму вопросов и ответов, диалог может быть короче базового.

Речевые образцы:

…express my individuality…

…want to be taken seriously…

…free to decide

…useless to discuss

…too young to…

…forbid to…

…talk about…

Использование упражнений из учебника.

Условно-речевое упражнение.

Данное упражнение побуждает учащихся к выражению собственного мнения, стимулирует развитие ценностных ориентаций, способствует ценностному осмыслению текста и явлений действительности.

Контролируемая ролевая игра, построенная на основе прослушанного диалога.

Парная

Проектор.

На экране необходимая лексика.

7 мин.

III.Заключительный этап

1. Подведение итогов урока.

Рефлексия отношения к проблеме – демонстрация того, что учащиеся усвоили на уроке.

Of course, people are very different. We are different, too. But I’d like you to sum up some ideas on the problem we have discussed today.- поиск вариантов решения проблемы, исходя из собственного опыта.

My opinion on the problem now and then.

 Now                      Before

Прием незаконченного предложения.

Учитель – У1 У2 У3

Индивидуальная

Экран.

Проектор.

5 мин.

Now I…

Besides…

Moreover

didn’t know

didn’t understand

couldn’t imagine

couldn’t realize

2. Объяснение домашнего задания

Снятие возможных трудностей при выполнении домашнего задания.

Now write down your home assignment.

I’d like you to make a list of advice for a mother or a daughter: How to prevent a family conflict. –поиск рационального решения проблемы.

2 мин.

3. Оценка деятельности учащихся.

Личностная рефлексия.

Логическое завершение урока, его осмысление.

What have we done today?

Your marks are…

Thanks for your working. The lesson is over.

See you on Friday

Самооценка деятельности учащихся.

During today’s lesson

I have

          got acquainted with

          found out…

          learnt…

          remembered…                      

Прием незаконченного предложения.

Учитель – У1 У2 У3…

Индивидуальная

Экран.

Проектор.

2 мин.