Конструкт урока "«Правописание слов с разделительными Ъ и Ь». 5 класс. (с использованием технологии проблемно-диалогического обучения по УМК М.М. Разумовской)"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Коростелева Оксана Юрьевна

Данный конструкт урока  построен в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет активно реализовать деятельностный подход в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_korosteleva_o.yu_._razdelit_.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Правописание слов с  разделительными Ъ и  Ь». 5 класс.

(с использованием технологии проблемно-диалогического обучения

по УМК   М.М. Разумовской).

ТЕМА УРОКА:  «Правописание слов  с  разделительными Ъ и Ь».

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование образовательных компетенций в предметной области « Русский язык» по теме: «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Повторение изученного в начальной школе.»

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Сформировать умение правильно писать слова с разделительными  Ъ И Ь.

2.Развивать каллиграфический навык, орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, коммуникативные умения и навыки.

3. Воспитание лучших качеств личности, нравственных категорий, отработка законов установления партнёрских отношений на основе сочетательного диалога в играх « РУЧЕЁК» и «РАЗБЕГАЛОЧКИ».

Требования к результатам освоения образовательной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

Самоидентификация;

самоуважение и самооценка

Смыслообразование:

мотивация (учебная,

социальная); границы

собственного

знания и «незнания»

Ценностная и

морально-этическая

ориентация:

ориентация на выполнение

морально-нравственных норм;

оценка своих поступков

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ   УУД

Регулятивные:

управление своей

деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность

Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-

символических средств,

общих схем решения;

выполнение логических

операций сравнения,  анализа,

обобщения, классификации,

Установления аналогий,

подведения под понятие

ПРЕДМЕТНЫЕ

Основы системы

научных знаний

Опыт «предметной»

деятельности по

получению,

преобразованию

и применению

нового знания

Предметные и метапредметные (надпредметные) действия с учебным материалом.


Этапы урока

Оборудование

Учитель

Ученики

Результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

УУД Регулятивные

УУД Коммуникативные:

УУД Познавательные

ПЕДМЕТНЫРЕ

Языковая

разминка

( комплексное повторение,

развитие умений) с элементами актуализации изученного

Карточки со словами двух вариантов, в которых пропущены буквы ( по количеству учащихся в классе)

  - Кто готов поиграть? Поднимите руку.

         - Начинаем урок традиционно с  орфографической минутки.

Прием «Ручеек»: учащиеся должны объяснить друг другу написание слов.

1 карточка: мыш…, молодёж…, много туч…, рож…, ин..екция.

2 карточка: меч…, нож…, тиш..., постройка дач…, об…единить.

ИТОГ:

- С каким настроением вы играли?

- Поднимите руку, кому было приятно работать в парах?

- Кто ответил всё правильно?

- Кто ошибся?

Благодарю вас за игру, присаживайтесь на свои места.

 « РУЧЕЁК».

      Дети встают парами – друг перед другом. У каждого карточка со словами, в которых пропущена буква. Дети вступают в диалог, объясняя друг другу выбор буквы. По команде учителя происходит смена партнёра.

*

*

*

*

*

Этапы урока

Оборудование

Учитель

Ученики

Результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

УУД Регулятивные

УУД Коммуникативные:

УУД Познавательные

ПЕДМЕТНЫРЕ

Постановка

учебной проблемы Подводящий к теме диалог (система

вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).

 Слова с какой орфограммой встретились вам  во время игры?

Какие слова являются лишними? Почему?

(ин..екция,  об…единить)

Как вы думаете, какая тема данного урока?

(Правописание слов с разделительным ъ и ь)

Работа в парах: анализ слов на карточках.

Определяют лишнее слово.

Вступают в диалог с

учителем, выполняя

задание, выявляют,

осознают и проговаривают противоречие.

Определяют тему урока.

Формулирование проблемы,

планирование

деятельности

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке?

 ( На доске слова – помощники: различать, сравнивать, распознавать)

Записывает на доске основную

проблему, вопрос?

Дети ставят учебную задачу:

- Научимся распознавать слова с данной орфограммой и правильно их писать.

*

*

*

Этапы урока

Оборудование

Учитель

Ученики

Результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

УУД Регулятивные

УУД Коммуникативные:

УУД Познавательные

ПЕДМЕТНЫРЕ

Поиск решения (открытие нового

знания), формулирование

правила (определения)

Карточки

Ъ Ь Е Ё Ю Я

 Приставка

Корень

согласная

 Предлагает материал для наблюдения

упр. 64 , с.26 уч. «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской.

Какое место в слове занимают Ъ и Ь?

После каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме? Сформулируйте правило.

Прием  «Ожившее правило»

 

Составьте схематичную запись правила

Работа в группах. Предлагают свои версии.

По окончании работы

сверяют свой результат

с правилом (определением учебника).

Изображают, правило, используя набор карточек (в группах)

Составляют схему.

*

*

*

*

*

Развитие

умений – применение нового знания

Конверт красного цвета – максимальный уровень сложности.

Конверт синего цвета – расширенный уровень сложности.

Конверт зеленого цвета – необходимый уровень сложности.

  1. Индивидуальная работа

        а)   Ъ И Ь – хороши на своём месте. Я вам предлагаю, изменить эти слова так, чтобы в новых (на нужном месте ) оказался Ъ или Ь.

На доске слова:

Подели – ( подъели), Уля – (улья), обедать – ( объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – ( колья).

-Когда же пишется Ъ и  Ь? ( Правило)

        б)     -А теперь попробуйте  каждый убедиться в том, чему он научился.

Буквенный диктант (учитель читает слова,) 

Объявил, полозья, съезд.

Объяснил, объедки, съест.

Обезьяна, льёт, подъезд.

Вьюга, вьюн, семья, разъезд.

- Посовещайтесь друг  с  другом, сравните ответы.

- У кого совпали ответы?  А кого не совпали, сверить с ответами на доске.

Ответ: Ъ,Ь,Ъ,Ъ,Ъ,Ъ,Ь,Ь,Ъ,Ь,Ь,Ь,Ъ.

  1. Работа с дифференцированными заданиями (индивидуально, в парах, в группах)

Прием «Разбегалочки»

Желаю вам успешной работы, реально оценить свои возможности, сделать  правильный выбор уровня сложности в карточке.

Сначала выбирают  форму работы девочки, затем мальчики.

Осмотрите классную комнату. Найдите учебную зону, где вы будете работать.

Читают про себя, объясняют и выполняют

(с проговариванием).

Выполняют индивидуально или в парах, по

окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Дети должны записать в тетрадь какую букву (Ъ или Ь) нужно вставить в данное слово.

 По сигналу учителя  дети разбегаются по зонам. В зонах имеются индивидуальные, парные и  групповые  задания разного уровня сложности в конвертах разного цвета.  

*

*

*

*

*

Итог урока Рефлексия.

План для самоанализа (по технологии оценивания Программа «Школа 2100»)

 

- Что было интересного в вашей работе? Чем хотели бы поделиться?

Кто работал индивидуально? Расскажите о своей работе.

Кто работал в паре?

Кто работал в группе?

Кому было трудно?

- А теперь вы оцените свои умения в листах  самооценки.

Завершение урока.

-Кому понравился   урок?

-Решили мы учебную задачу, которую ставили перед собой в начале урока?

                   

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

Обсуждение.

*

*

*

*

*

Домашнее задание.

Выполните задание, которое позволит  продемонстрировать ваши умения по изученной теме С. 27, упр. 72.

Прочитайте сам-но д.з.

Что нужно сделать? Как вы будете выполнять?

Желаю вам успешной работы.

Записывают д.з.

Читают и объясняют задание.

*

*

*

*

*

Данный урок составлен в соответствии с требованиями  нового ФГОС ООО, так как он основан на системно-деятельностном  подходе (Д.Б. ЭЛЬКОНИН, В.В. ДАВЫДОВ, Л.В. ЗАНКОВ, А.Г. АСМОЛОВ, В.В. РУБЦОВ), являющемся теоретической основой Концепции фундаментального ядра содержания основного общего образования.         Это значит, что содержание урока должно содержать разнообразные виды деятельности (игровые, учебные, общение) и формы деятельности (индивидуальные, парные, групповые), формировать универсальные учебные действия, порождающие компетенции, знания, умения и навыки по той теме, которую осваивают учащиеся.

В связи с данными подходами  в основу конструкта урока легла технология проблемно-диалогического обучения, Анализ данной технологии и её сравнение с  традиционной системой обучения  выявили ряд преимуществ.

1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.

2. Методы – это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.

3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.

4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.

 На уроке использованы элементы технологии оценивания  по программе «Школа 2100». Для формирования умений самоанализа и самоконтроля мы используем только первые 4 шага самооценки по данной технологии, так как внедрение полной модели требует основательной,  целенаправленной  и долгосрочной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока "Использование технологии проблемно - диалогического обучения"

      Важнейшим средством реализации развивающей образовательной парадигмы и, следовательно, решения стоящих перед учителем задач является технология проблемно-диалогического обу...

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии.

Использование  технологии проблемно-диалогического  обучения на уроках географии....

«Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках информатики»

Автор: Леоненко Юлия Петровна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ №187 г. НовосибирскАудитория: учителя предметники по предмету «Информатика»Оборудование: проектор, экран, компьютер...