Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.
статья по истории по теме

Калита Мария Викторовна

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наша новая школа – путь  к культуре граждан и развитию общества. Том 4. Работа педагога с государственными стандартами и  одаренными детьми. Челябинск,  Издательство ЧГПУ,  2011. )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kalita_m.v..doc89 КБ

Предварительный просмотр:

статья для 5 тома

Калита Мария Викторовна, МОУ СОШ №58 г.Челябинска, преподаватель истории и обществознания,  руководитель МО общественных наук.

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся.

Две-три мысли, два-три впечатления

поглубже выжитые в детстве,

собственным усилием,  

проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,

чем самая облегченная школа…

Ф.М. Достоевский.

В соответствии с Национальной образовательной инициативой
"Наша новая школа"[7, с.1], главными задачами современной школы признаются: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Все эти цели реализуются при преподавании истории. Историческое образование на сегодняшний день один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Взаимосвязь процесса модернизации общества с реформами системы образования приобретает особую актуальность и остроту в переломные моменты общественного развития [8, с.12].  Дискуссии вокруг школьного исторического образования становятся в последнее время предметом как общественного, так и государственного интереса. Свобода учителя, плюрализм и шквал оценок исторических событий, отсутствие чётких концептуальных линий породил 3 опасные тенденции в преподавании истории [9 , с. 62-68]:

1-я, - связана с пренебрежением к отбору содержания учебного исторического материала, что привело к определённым кренам в преподавании: одни учителя больше внимания уделяют историческим личностям, другие - базе социально экономической истории, третьи - внутриполитической истории и жизни правителей и т д. В итоге школа готовит выпускников, с различными, достаточно ограниченными представлениями, с различными мировоззренческим установками и социальными ориентирами.

2-я тенденция - беспомощность учителей в вопросах методологии. Большинство уроков истории обогащены новым фактическим материалом, но нередко не содержат глобальной идеи или даже заключительного вывода, а порой и учительской позиции.

3-я тенденция- подавление историческим содержанием методики преподавания.

Анализ практики становления и деятельности отечественной системы исторического образования позволяет выявить ряд существенных противоречий [1, с.2]:  

— между необходимостью чётко определить приоритеты и направления развития российской системы исторического образования в условиях развития информационных ресурсов и явно недостаточным уровнем научной разработки этой проблематики;

— между концептуальными идеями, определяющими содержание, формами и методами школьного исторического образования в современном мире и реальными возможностями государства, общества, учреждений системы образования, а также возможностью адекватно реализовать их в педагогической практике;

— между поликультурным характером российского общества и существующей традицией построения образовательного процесса преимущественно на основе ценностей и культурных предпочтений титульного (то есть русского) большинства населения в субъектах Российской Федерации;

— между запросами граждан на получение качественного образования и недостаточным уровнем научного осмысления тенденций и перспектив развития образования, отвечающего условиям глобализации;

— между современными концепциями исторического образования и традиционной системой подготовки и повышения квалификации преподавателей истории.

Среди конкретных недостатков действующей системы исторического образования можно отметить следующие:

— слабая в ряде случаев заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан;

— недостаточный уровень восприятия системой образования мировых тенденций, ориентированных на достижение школьниками конкретных результатов, способных обеспечить их социализацию;

— недостаточное внимание к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях (в странах Запада эта проблема решается в русле компетентностного подхода);

— недостаточное внимание к теории и практике поликультурного, многоперспективного и компетентностного подходов к образованию и повышению квалификации самих педагогов, которые в большинстве случаев просто не знают (или недостаточно знают) о мировом педагогическом опыте.

Серьёзная проблема в развитии системы исторического образования, заключается в том, что не преодолено противоречие между современными мировыми тенденциями и традиционными для отечественной системы классическими подходами к изучению истории, не определены пути адаптации мирового педагогического опыта к условиям Российской Федерации.

Таковы общие проблемы и противоречия, характерные для всей системы исторического школьного образования в целом.  Хотелось бы выделить  более частные проблемы, решение которых возможно на уровне образовательного учреждения:

  1. Упор на фактологический,  а не на мировоззренческий подход в обучении. Приоритетом образовательного процесса по-прежнему остаётся преимущественно усвоение фактических знаний, а не формирование умения применять эти знания в конкретной жизненной ситуации. Вместе с тем мировая образовательная практика всё более ориентируется на освоение востребованного информационной эпохой компетентностного подхода, предполагающего в первую очередь приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям. Решение этой проблемы я вижу в использовании  технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).
  2. Проблема структуры исторического образования. Дифференциация учебного материала на курсы Всеобщей и Отечественной истории часто приводит к отсутствию общей картины мира. Отдельно изучаются курсы Всеобщей истории и отечественной истории. Как результат – у учащихся не сформирована общая картина мира. Например , учащимся часто трудно бывает понять, что Реформация и Ренессанс в Европе и Реформы Ивана Грозного в России проходили в одну и ту же эпоху. Решение данной проблемы я вижу в деятельности учителя – в грамотном составлении тематического планирования, подготовки к урокам и деятельности учителя и учащихся на уроках.
  3. Сложности с определением собственного личного отношения к историческим событиям. Учащиеся не могут сформировать собственное отношение к историческим событиям и явлениям. Часто их  рассуждения развиваются по заданному учителем направлению. Эту проблему,  на мой взгляд, можно решить путем применения педагогических технологий в историческом обучении.

На протяжении последних 5  лет я работаю с использованием технологий проблемного обучения и РКМЧП. Считаю данные технологии наиболее эффективными при преподавании истории и обществознания, эти технологии помогают решить проблемы,  указанные выше, что подтверждается и результатами моей педагогической деятельности.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.[4, с.62]

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятель ность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умени ями и развитие мыслительных способностей.

Методические приемы создания проблемной ситуации[5, с.101]:

- учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им са мим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций,

- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Целевые ориентации технологии:

- приобретение знаний, умений, навыков;

- усвоение способов самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

При работе с технологией проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Проблемные методы - это методы, осно ванные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопро сов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдель ными фактами явление, закон.

В результате проблемного обучения ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и в результате у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия [6, с.73] . В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Я применяю эти методы на практике : в 2008-2010 гг  я возглавила работу  клуба «Наше право». Этот клуб вел свою деятельность,  основываясь на методах проблемного обучения, активно проводились дискуссии и дебаты.

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа" говорит о том, что ребята в школе будущего будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, а старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах [7,с.2]

Применение методов проблемного мышления  и, как следствие, развитие интеллектуальных способностей учащихся  позволило мне с моими учениками принимать активное участие в различных конкурсах и проектах. Мы (я со своими учениками) участвуем в дистанционных конкурсах «Эйдос», «Снейл»;  во всевозможных районных и городских мероприятиях -  в игре «Русский мир», в игре «Знай и люби Челябинск», в инициативе «Парламентский урок», в инициативе «Знаешь права  - делаешь мир лучше!».

Также хотелось бы отметить,  что среднее качество  обучения за последние 5 лет по моим предметам составляет 74%. Мои ученики участвуют в НОУ на протяжении 2007-2010 гг , за 2010 год мои ученики заняли 1 и 3 место в НОУ на районном уровне, 1 место  - на городском и областном уровне , приняли участие в региональной конференции НОУ. Кроме того, важным считаю результативное участие и призовые места на предметных олимпиадах. За 2007 год мои ученики заняли 2 и 3 место на районной олимпиаде по обществознанию, за 2008 год  -2 место  на районной олимпиаде по праву , 3 место на районной олимпиаде по экономике, за  2009 год -1 место на районной олимпиаде по праву,  участие в региональной олимпиаде по праву, за 2010 год – 2 место на районной олимпиаде по обществознанию.

Также я использую технологию РКМЧП. Она основана на работе с текстом  - написанным либо озвученным. Данная методика позволяет наибольшим образом развивать способности учащихся к самостоятельному мышлению. Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.[2, с.1]

Технология   РКМЧП  представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю[3,с.3]. С помощью применения данной технологии можно научить:

-         выделять причинно-следственные связи;

-         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-         отвергать ненужную или неверную информацию;

-         понимать, как различные части информации связаны между собой;

-         выделять ошибки в рассуждениях;

-         делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

-         избегать категоричности в утверждениях;

-         быть честным в своих рассуждениях;

-         определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

-         выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;

-         уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

-         подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

-         отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Особенностями подхода к любой информации являются [2, с.2]:

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

 В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз. [2, с.2]. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая фаза – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая фаза – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья фаза – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.

  Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность  представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии РКМЧП – это первая задача, которую решает класс (заметим, не учитель, а все вместе). Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные. Лучше – письменно их зафиксировать. Иногда вскрываются противоречия в точках зрения. Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть. По существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

  Таким образом, критическое мышление :

  1. Самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных).
  2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления (чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению)
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации (утверждение – доказательства – вывод). Критически мыслящим человеком
    невозможно манипулировать.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное (использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.

Методы развития критического мышления [3, с.2]:

  1. «Мозговой штурм»  - креативное вырабатывание идей.
  2. «ИНСЕРТ»  - чтение текста с пометками.
  3. «Ролевая игра» - инсценировка
  4. «Свободное письмо»  - аргументированное письмо
  5. «СИНКВЕЙН»  - пятистишие
  6. «Толстый и тонкий вопросы» - фактический ответ
    и обстоятельный ответ, развернутый
  7. Прогнозирование с помощью открытых вопросов
  8. «Кластер»- гроздь винограда, составление информационной карты в графическом виде.
  9. Перепутанные логические цепи
  10. «Двухчастный дневник» - дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься.
  11. «ЗХУ» - таблица «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».
  12. «Продвинутая лекция»- лекция с активным участием учащихся
  13. Взаимоопрос  - взаимоопрос учителя и учеников
  14. «Карусель» - групповая работа по вертушке.
  15.  Перекрестная дискуссия
  16. Чтение с остановками – «предсказание» дальнейших событий
  17. «Последнее слово за мной» - работа с цитатами

Большинство этих методов хорошо знакомы учителям. Часто можно слышать удивленные комментарии от коллег  - они давно используют методы кластер и синквейн, но понятия не имели, что это методы технологии РКМЧП. Применение данных методов очень помогают в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ. Для успешного выполнения части В и С экзамена по обществознанию  и истории учащимися просто необходимо применение этих методов. Хотелось бы отметить такие свои результаты в этой области: результаты сдачи ЕГЭ по обществознанию за  2008 год – средний балл 71, за 2010 год – средний балл 64; результаты сдачи ГИА (история и обществознание)2010 год -100% качества.

Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить.

Библиографический список

1. Вяземский, Е. Школьное историческое образование в России в начале XXI века: основные тенденции и проблемы // №6 2010 газета «История». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://his.1september.ru/articles/2010/06/06. - Загл. с экрана.

2. Громова, О. Критическое мышление – как это по-русски? [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm.- Загл. с экрана.

3. Клустер, Дэвид Что такое критическое мышление [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm.- Загл. с экрана.

4.  Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе  [Текст]: Методическое пособие по спецкурсу / В.Н. Максимова. – Ленинград,1973 – 75 с.

5. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]: Методическое пособие/ А.М. Матюшкин. – Москва: Педагогика, 1972 – 112 с.

6. Махмутов,  М.И. Организация проблемного обучения [Текст]: Методическое пособие/ М.И.Махмутов. -  Москва: Педагогика,  1977  -89с.

7. Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа" [Электронный ресурс].- Режим доступа:   http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ - Загл. с экрана.

8.  Селевко, Г.К.Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств [Текст]: пособие / Г.К. Селевко. -  Москва: НИИ школьных технологий, 2005- 208 с.

9.Стрелова, О.Ю. Стандарт из дня вчерашнего [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе : науч.-теорет. и метод. журн. - 2005. - № 9. - С. 62-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку  и литературе  с...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...