Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения.
методическая разработка по химии (9 класс)

Крылова Елена Викторовна

Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения поможет построить урок химии в 9 классе. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Химия

Класс : 9

Тема урока: Углерод, его физические и химические свойства

Ф. И. О. педагога: Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии и географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск».

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цель урока

1)Образовательные: сформировать понимание связи между строением вещества, его свойствами и применением.

2) Развивающие: развить самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности.

3) Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры, воспитание желания активно, с интересом учиться.

Основные понятия

Аллотропия углерода; древесный и активированный уголь; адсорбция и ее применение; химические свойства углерода; круговорот углерода в природе

Технологии

  • технология проблемного обучения
  • дифференцированное обучение
  • исследовательские методы обучения

Решаемая учебная проблема

Как связаны свойства аллотропных видоизменений углерода, древесного и активированного угля с их строением? Какие химические свойства характерны для углерода? Каково биологическое значение углерода? Как осуществляется его круговорот в природе?

Планируемые образовательные результаты

личностные:

  • понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач;
  • умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.

предметные:

  • умения характеризовать строение атомов углерода, его аллотропию, адсорбционные свойства древесного и активированного угля, химические свойства углерода;
  • описывать круговорот углерода в природе;
  • составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода;
  • проводить, наблюдать и описывать реакции с участием углерода.

метапредметные:

  • умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов;
  • устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию;
  • проводить наблюдения, делать выводы;
  • структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Группы формируемых компетенций

  • личностные;
  • коммуникативные;
  • познавательные;
  • регулятивные

УУД в составе компетенций

личностные

  • принятие социальной роли обучающегося,
  • развитие мотивов личных и межличностных отношений

коммуникативные

  • готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами;
  • вступать в учебный диалог, умение строить высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
  • умение организовывать коллективную совместную деятельность, работать в парах.

познавательные

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы;
  • производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия; преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица)

регулятивные

  • умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • владение основами самоконтроля и самооценки;
  • умение слушать в соответствии с целевой установкой

Ожидаемые результаты

  • знать: нахождение углерода в природе; его аллотропные модификации; понятие адсорбции; химические свойства углерода;
  • уметь: устанавливать связи между строением вещества, его свойствами и применением.

Формы работы, приёмы, методы

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная работа
  • лабораторная работа

Демонстрации. Лабораторные

опыты

Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза, графита, фуллерена. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем.

Лабораторные опыты. Горение угля в кислороде

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

Учебник: Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2013.

Габриелян О. С., Сладков С. А. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2016.

Необходимое компьютерное обеспечение (компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация урока по теме «Углерод»);

Модели кристаллических решеток алмаза, графита, фуллерена.

Рабочие листы (по количеству учеников), Таблицы: «Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева», «Относительная электроотрицательность элементов», «Углерод. Аллотропия». Коллекция минералов: мел, мрамор, известняк, кальцит, доломит, сидерит, малахит.

Реактивы м лабораторное оборудование:

колбы, воронки, фильтры, стеклянные палочки, химические стаканчики с 50 мл окрашенного газированного напитка, измельченные таблетки активированного угля.

Ход урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Делит учащихся на группы по 4 человека по уровню успеваемости.

Приветствуют учителя

Личностные:

Позитивное отношение к получению знаний, познавательной деятельности

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

1) Охарактеризуйте аллотропные видоизменения фосфора.

2) Дайте характеристику химических свойств фосфора.

3) В каких формах фосфор встречается в природе? Раскройте биологическую роль фосфора, опишите области его применения.

4) Преобразуйте схему в уравнения реакций:

Р → Mg3P2 → PH3 → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4

5) Предложите способ распознавания хлорида, иодида, фосфата и нитрата калия с помощью одного реагента. Составьте уравнения соответствующих реакций.

Коррекция, координация деятельности обучающихся. Проверяет знание пройденного материала

Отвечают на вопросы учителя. Слушают, дополняют и исправляют ответы одноклассников.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать

Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины;

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

3.Целеполагание

На демонстрационном столе стоят фильтр для воды, цветок, флакон с нефтью, чаша с древесным углем.

- Что общего, по вашему мнению, у этих предметов?

Отгадайте, о чем идет речь:

Из меня состоит все живое,

Я – графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас.

Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель.

Определим план изучения темы.

Привлекает учащихся к определению темы и постановке цели урока

План, предложенный учащимися на слайде.

Делают предположения.

Определяют цель урока, план изучения углерода

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

4. Изучение нового материала.

Вопросы и задания

1) Охарактеризуйте электронное строение атома углерода.

2) Какие химические элементы входят в подгруппу углерода? Что общего в строении их атомов?

Как изменяются неметаллические и металлические свойства элементов подгруппы углерода с ростом заряда ядра их атомов?

3) Укажите высшее и низшее значение степени окисления углерода в соединениях.

Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена.

4) Охарактеризуйте строение кристаллической решетки алмаза. Опишите известные вам

физические свойства алмаза. Что такое карат? Как называются искусственно ограненные алмазы?

Как связаны свойства алмаза с областями его применения?

5) Послушайте сообщение о собрании исторических бриллиантов и изделий из них, хранящихся

в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля и золотой и бриллиантовой

кладовых Эрмитажа (индивидуальная презентация обучающегося или слайды презентации учителя).

6) Охарактеризуйте строение кристаллической решетки графита. Опишите известные вам

физические свойства графита. Как связаны свойства графита с областями его применения?

7) Что вам известно о фуллерене и графене? Послушайте сообщение об истории откры-

тия, строении и свойствах фуллерена и графена (индивидуальная презентация обучающегося).

8) Сравните свойства аллотропных видоизменений углерода — алмаза и графита, составив обобщающую таблицу. Как можно химическим путем доказать, что алмаз и графит являются аллотропными видоизменениями одного и того же химического элемента?

9) Возможен ли переход одного аллотропного видоизменения углерода в другое? Послушайте сообщение о синтезе искусственных алмазов (индивидуальная презентация обучающе-

гося).

10) На примере аллотропных видоизменений углерода и некоторых других элементов подгруппы

углерода покажите условность деления химических элементов на металлы и неметаллы.

11) Охарактеризуйте известные вам физические свойства сажи и древесного угля. Как вы считаете, каким строением обладают сажа и древесный уголь?

Демонстрационный опыт. Поглощение углем растворенных веществ или газов.

12) Почему исчезает окраска жидкости в колбе, если в нее поместить

активированный уголь?

13) Где находят применение адсорбционные свойства активированного угля?

Соотнесите полученную в тексте информацию со своим жизненным опытом. Что нового вы узнали об этих веществах?

Химические свойства углерода.

14) Какими химическими свойствами с точки зрения процессов окисления и восстановления

должен обладать углерод?

Предложенные уравнения реакций разделите на две группы.

- Какой признак положим в основу деления?

AI + C = C + O2 =

C + Fе2О3 = H2 + C =

Запишите эти уравнения

Лабораторный опыт. Горение угля в кислороде.

Демонстрационный эксперимент. Восстановление меди из ее оксида углем.

15) Как могут быть использованы процессы, основанные на химических свойствах углерода?

16) Где углерод и его соединения встречаются в природе? Назовите известные вам природные соединения углерода. Охарактеризуйте круговорот углерода в природе, используя рис. учебника (или схему на слайде презентации).

Организует работу по заданиям с раздаточного листа. Организует обсуждение прочитанного текста, прослушанных сообщений, проведённого опыта.

Проводит опыты по адсорбции.

Вводит понятие Адсорбция

Рассказывает о применении активированного угля и демонстрирует его.

Объясняет круговорот углерода в природе.

Определяют положение углерода в ПСХЭ, строение атома, возможные степени окисления.

Сравнивают строение атомов С, N, Р

Вспоминают материал л об аллотропии и её причинах.

Вспоминают из курса географии расположения месторождений алмазов и графита.

Представляют свои сообщения и презентации. Слушают сообщения одноклассников

Изучают строение и свойства алмаза и графита, выявляют причины их отличий.

Заполняют таблицу

.

Наблюдают,

делают выводы относительно адсорбирующей способности активированного угля.

Делают записи в тетради.

Прогнозируют свойства сами на основе строения атома

Самостоятельно записывают уравнения реакций и определяют какие свойства проявляет углерод. Проверяют работы в группах.

Выполняют лабораторный опыт.

Наблюдают,

делают выводы.

Работа со схемой в учебнике.

Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица)

Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5. Аналитический. Закрепление изученного.

Рефлексия

Возвратимся к плану, который составили в начале урока. Всё ли мы с вами выполнили?

Выполните тест с раздаточного листа. Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

Так что же общего между фильтром для воды, цветком, флаконом с нефтью, древесным углем?

Организует работу по повторению.

Выставляет и комментирует оценки за урок.

Соотносят материал урока и составленный план.

Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения;

6 Д.З.

§ 33; выполнить задания после § 33 учебника, № 7 на с. 179

рабочей тетради.

Комментирует д.з.

Слово учителя в конце урока с добрыми пожеланиями учащимися.

Записывают д.з

Слово учеников

Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Приложение Рабочий лист

Углерод

Порядковый номер в Периодической системе..... Находится в .... группе ....... подгруппе. Заряд ядра атома углерода равен....., общее число электронов..... На внешнем энергетическом уровне располагается .... электронов.

Электронная конфигурация: +6С 1s2.............

Степени окисления в соединениях: .... , ...., ….. .

Укажите степени окисления углерода в соединениях: CO , CH4 , MgCO3 , CaC2 , CO2 , Ca(HCO3)2 .

Сравнительная характеристика аллотропных модификаций углерода:

Признак сравнения

Алмаз

Графит

Тип, строение кристаллической решётки

Цвет

Твёрдость

Электропроводность

Применение

Химические свойства (дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты с помощью метода электронного баланса)

1. Взаимодействие с металлами:

Al + C → ……

2. Взаимодействие с кислородом:

C + О2 ……

3. Взаимодействие с оксидами металлов:

С + СuO → ……

ТЕСТ

1. Где углерод находится в Периодической системе?

А -2 период 2 группа главная подгруппа,

В -2 период 4 группа главная подгруппа,

С – 3 период 3 группа главная подгруппа,

Д – 2 период 5 группа главная подгруппа.

2. Углерод имеет строение атома:

А – 2е-4е-,

В – 2е-5е-,

С – 2е-6е-,

Д – 2е-3е-.

3. Алмаз и графит являются:

А – одним и тем же веществом,

В – веществами с одинаковыми свойствами,

С – вещества содинаковым строением кристаллической решетки,

Д – аллотропными модификациями углерода.

4. Рразличные физические свойства алмаза и графита обусловлены:

А – различным строением кристаллической решетки,

В – одинаковым строением кристаллической решетки.

5. Углерод в реакциях проявляет себя:

А – как окислитель,

В – как восстановитель,

С – как восстановитель и окислитель,

Д – как не окислитель и не восстановитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Технологическая карта урока по теме "Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства".

Технологическая карта урока с использованием приемов технологии развития критического мышления...

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» 9 класс

Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» для 9 класса была составлена в соответствии с ФГОС нового поколения, являетс...

Технологическая карта и презентация открытого урока "Химические свойства бензола"

В этом материале можно познакомиться с разработкой открытого урока по теме "Химические свойства бензола"...

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...