Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Головнина Елена Юрьевна

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sonet_kak_zhanr.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

« Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета»

9 (10) класс

   

Работа учителя      

                      высшей категории  

Головниной Е.Ю.,    

                    МБОУ ЦО № 5.     

Тула    

Цели:

  • продолжение знакомства с жанровым многообразием лирики А.С. Пушкина;
  • углубление знаний учащихся о лирических жанрах: знакомство с художественными особенностями сонета;
  • углубление знаний учащихся по стилистике, в частности, связанных с синтаксическими построениями – фигурами речи; уяснение роли поэтического синтаксиса в лирическом произведении;
  • воспитание любви и уважения к родному языку, способности восхищаться его богатством, красотой, силой и выразительностью;
  • подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе;
  • развитие навыка выразительного чтения;
  • развитие творческих способностей учащихся, навыков связной устной и письменной речи.

Оборудование:

  • раздаточный материал – тексты сонетов для каждого учащегося;
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

На четырёх на бронзовых своих

Широких ножках, вроде львиных лап,

Четырнадцатистрочный прочный стих

Стоит в веках — и сдвинулся хотя б!

Н. Матвеева

Чтобы воспользоваться сокровищами языка,

нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Н.А. Добролюбов  

1.Организационный момент, целеполагание урока, постановка проблемы.

2. Вступительное слово учителя. 

  Я думаю, не ошибусь, ребята, если скажу, что при анализе стихотворения одним из трудных для вас вопросов остаётся определение жанра лирического произведения. Действительно, что перед нами: элегия, стансы? Чаще вы ограничиваетесь термином «лирическое стихотворение», хотя можно говорить и о дружеском или любовном послании, и об эпиграмме, романсе, мадригале и т. д. При определении жанра в этом случае приходится исходить в основном из содержания. Между тем в практику классической поэзии вошло несколько твёрдых форм стихотворения. Среди них терцины, октава, триолет, рондо и, наконец, наиболее яркая и интересная, по моему мнению, сонет. Жанр сонета достоин подробного изучения не только потому, что это уникальная поэтическая форма, которая приемлема для выражения самых разнообразных мыслей и чувств, но и потому, что сонет является примером взаимодействия русской поэзии, имеющей глубокие национальные корни, с поэзией европейской. Именно сонету посвятим мы наш урок. Кроме того, данная тема позволит нам обратиться к художественным средствам выразительности.

      Вспомним слова А. Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

       Крошится мрамор. К смерти всё готово.

                                Всего прочнее на земле печаль

   И долговечней –  царственное слово.

Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – «царственное»!   И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.

      Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из обычных слов, состоящих из звуков или букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье...» или «Чуден Днепр при тихой погоде...»?

         Как объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию? Одно из возможных, но далеко не полных объяснений - существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка.

    3. Работа с формулировкой темы (слайд №1,2) 

- Запишите тему урока в тетрадь. Перед нами сегодня стоит несколько задач, одна из которых — углубить наши знания о средствах языковой выразительности, а так как мы рассматриваем жанр сонета, то говорить будем в основном о поэтическом синтаксисе, то есть о фигурах речи, ведь именно они типичны для этой формы.  Открытые и описанные ещё в глубокой древности античными философами и риторами-ораторами, учителями красноречия, они живут и поныне, сохраняя нередко свои оригинальные названия. Как и тропы, стилистические фигуры – это сильное и эффективное средство воздействия, средство усиления выразительности речи. Но если тропы основаны на переносном значении слова, то стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.  Поле их действия – синтаксис, порядок слов. И главные их эффекты связаны с разнообразными способами синтаксического построения предложений и текстов. Вспомнить синтаксические средства выразительности нам поможет теоретическая разминка.

     4.  Теоретическая разминка.

         а)  Кроссвордный диктант с самопроверкой.

  • Раздел науки о языке, изучающий построение словосочетания, предложения, текста.
  • Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание, единоначатие.
  • Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.
  • Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
  • Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
  • Обратный порядок слов.
  • Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к тому или иному явлению.
  • Знак умолчания.
  • Усиление или уменьшение признаков, действий.
  • Подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо.
  • Определённый стилистический приём, такое членение предложения, при котором какая-то часть его отделяется от основной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире.

(Синтаксис, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, многоточие, градация, риторическое обращение, парцелляция.)

Ответы —  слайд №3.

         б) Ситуация исследования.

На доске (или на экране) – часть предложения:

      Делают образной речь, усиливают выразительность текста       следующие фигуры речи...

   На скрытой части доски – заранее приготовленные (на магнитах) листки бумаги с напечатанными названиями изобразительно-выразительных средств языка: эллипсис, метонимия, эпитет, ряды однородных членов, литота, многосоюзие (полисиндетон), синекдоха, метафора, бессоюзие (асиндетон), олицетворение, перенос (анжамбеман), перифраза, однородное подчинение, сравнение, оксюморон.

     Учащиеся должны выбрать из перечисленного только стилистические фигуры и закончить предложение, расставив знаки препинания. (Ученики переносят листки бумаги, составляют предложение на доске, затем записывают его в тетрадь.)

  Вариант работы — слайды № 4,5,6.

  • Каким словом можно объединить оставшиеся термины? (Тропы – лексические средства выразительности.)

5.Работа по теме урока.

а) Стихотворение А.С. Пушкина  «Сонет»

                                        Слайд №7;

  Наш урок сегодня пройдёт под знаком Пушкина. У этого поэта, как всегда, есть всё или почти всё. Послушайте сонет «Суровый Дант не презирал сонета...». Это сонет о сонете. По нему можно проследить хронологию развития этого жанра, благодаря упоминанию поэтов разных стран и разных времён. Кроме этого, здесь  названа основная тематика сонета: «жар любви», философские мысли, «идеал природы». А также наш солнечный поэт отдал дань и форме  жанра: отметил и его «стесненный» размер, и возможность экспериментировать («игра сонета»).

   Проверим, ребята, вашу эрудицию: выпишите все встречающиеся в сонете имена собственные и поясните их. Кстати, как называется приём, который применяет Пушкин - «творец Макбета», «певец Литвы»? (Перифраз или перифраза) Чьи имена зашифрованы здесь?

   Чтение наизусть данного сонета учеником; ответы школьников.

                                                   Сонет

                                                            Scorn not the connet, kritik.

                                                                                       Wordsworth*          

                                  Суровый Дант не презирал сонета;

                                       В нём жар любви Петрарка изливал;

                                       Игру его любил творец Макбета;

                                       Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

                                       И  в наши дни волнует он поэта:

                                       Вордсворт его орудием избрал,

                                       Когда вдали от суетного света

                                       Природы он рисует идеал.      

                                       Под сенью гор Тавриды отдалённой

                                       Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

                                       У нас его ещё не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

                                  Гекзаметра священные напевы.

* - Не презирай сонета, критик. Вордсворт. (англ.)

  •  Так какова же художественная идея этого произведения? (Школьники говорят о том, что Пушкин восхищается жанром сонета, считает, что у  этой формы  огромные возможности, хочет привлечь к сонету внимание своих современников, об этом, кстати, говорит и эпиграф.)

Мы ещё вернёмся, ребята, к  А.С. Пушкину и его сонетам, в том числе и к этому, а сейчас поговорим конкретно о сонете как о жанре лирики, посмотрим, почему же его столь высоко оценивал А.С. Пушкин.

 б) Краткий экскурс в историю возникновения сонета. Выступление ученика-консультанта.

    «Возникновение сонета (итал.  sonetto)   относят  к  XIII в. и связывают с «сицилийской школой»   с именем Джакомо де Лентино. Своего расцвета итальянский сонет достиг в поэзии Ф. Петрарки (1304-1374), написавшего более трехсот сонетов. Благодаря Петрарке, а также творчеству поэтов «нового сладостного стиля», сонет становится одной из самых распространённых форм итальянской лирики. К сонету обращались Данте, Микеланджело, Т. Тассо. Со временем сонет получил признание в  Португалии  (Камоэнс), Испании (Лопе де Вега), Франции  (Маро, Ронсар), Англии (Шекспир, Дж. Мильтон), Германии (Опиц, Гете), Польше (А.Мицкевич)». Слайды № 8,9,10,11,12,13.

       в) Правила построения сонета. Объяснение учителя. Слайды № 14,15.

    Сонет — стихотворение из 14-ти строк, образующих два катрена (четверостишия) и два терцета ( трехстишия).

      Катрены – кольцевой (а б б а — самая изысканная рифмовка!) или перекрестный (а б а б) способ рифмовки с  повторяющейся одной и той же парой рифм.  Терцеты – более свободно  расположенные две или три равнозвучащие рифмы. Это итальянская форма сонета.

       Сонет Шекспира: три катрена и одно двустишие.            

   Изощренные формы: хвостатый сонет, удлиненный за счет увеличения числа терцетов, опрокинутый, начинающийся не с катренов, а с терцетов, безголовый (1 катрен и 2 терцета), половинный (1  катрен  и  1 терцет).

     Поэты создавали циклы сонетов, объединенные авторским замыслом, поэмы, в которых  строфа соответствовала форме сонета. Самая сложная организация стиха – венок сонетов (15 сонетов, общее содержание, каждый, кроме первого, начинается с повторения последней строки предыдущего; заключительный сонет – магистрал – составлен из первых четырнадцати строк предшествующих сонетов; виртуоз в этой области — В. Брюсов).

           Из всех твердых стихотворных форм  европейской поэзии  сонет – единственная форма, получившая широкое распространение и свободно применяемая в любовной, пейзажной, философской лирике. Эта  форма приемлема для выражения разнообразных мыслей и чувств, чему способствует четкое внутренне членение сонета.

       Общая схема развития содержания сонета по четырем его строфам: тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез.

       Самая яркая, образная мысль заключена в последних двух строчках, так называемом сонетном замке.  

 Размер стиха для сонета был достаточно  устойчивым: одиннадцатисложник в итальянской и испанской поэзии; александрийский  стих – во французской, пятистопный и шестистопный ямб -  в немецкой. Русские сонеты часто писались шестистопным ямбом, однако обращение  к 4-стопным ямбам, хореическим стихам и трехсложным размерам было обычным явлением для нашей поэзии. В русской поэзии известны хромые сонеты  с разностопными строками.

  г) Подтверждением вышесказанного послужит сонет Ф. Петрарки из    цикла   «На смерть Лауры»  (перевод   поэта  Серебряного   века

В. Иванова). Также он ярко иллюстрирует использование таких стилистических фигур, как параллелизм, анафору, перенос, антитезу, традиционно присущих этому жанру. (Учитель не называет термины, уч-ся должны будут  сами найти  примеры этих выразительных средств в стихотворении)      Сонет читает учитель. Видеоряд - слайды №16,17,18,19,20,21,22,23.                                

Ни ясных звёзд блуждающие станы,

Ни полные на взморье паруса,        

Ни с пёстрым зверем тёмные леса,

     Ни всадники в доспехах средь поляны,

 

Ни гости с вестью про чужие страны,

Ни рифм любовных сладкая краса.  

Ни милых жён поющих голоса          

              Во мгле садов, где шепчутся фонтаны, –      

Ничто не тронет сердца моего.        

       Всё погребло с собой моё светило,        

   Что сердцу было зеркалом всего.      

 

         Жизнь однозвучна. Зрелище уныло.        

     Лишь в смерти вновь увижу то, чего    

                                Мне лучше б никогда не видеть было.                                 

        Учащиеся анализируют текст с точки зрения содержания, называют приёмы  поэтического синтаксиса и делают вывод, что использование стилистических фигур позволяют автору создать удивительно яркие картины, чётко выразить свои мысли и донести до читателя свои чувства. (Слайды №24,25,26,27,28.) Обращается внимание на изысканную опоясывающую (кольцевую) рифмовку, на чередование женской и мужской рифмы, что придаёт разнообразие звучанию сонета, на стихотворный размер — пятистопный ямб.

       д) Сонеты А.С. Пушкина.

  • У А.С. Пушкина три сонета: «Сонет», «Поэту» и «Мадонна».

 Вернёмся к первому сонету. Мы определили тему и основную мысль этого стихотворения, посмотрим, как разбирается сонетная форма.  Слайд №29.

    Текст

Строфа

Рифма

Содержание (тема)

Суровый Дант не презирал сонета;

     В нём жар любви Петрарка изливал;                              

     Игру его любил творец Макбета;                                

     Им скорбну мысль Камоэнс облекал.                                

катрен 1

     А

     В

     А

     В

История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета. Классики сонета.

     И  в наши дни волнует он поэта:

     Вордсворт его орудием избрал,                                    

      Когда вдали от суетного света                              

      Природы он рисует идеал.                                

катрен 2

     А

     В

     А

     В

Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем.

 Под сенью гор Тавриды отдалённой

Певец Литвы в размер его стесненный                                       Свои мечты мгновенно заключал.

терцет 1

     С

     С

     В

Развитие темы катрена

2-го.

У нас его ещё не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

 Гекзаметра священные напевы.                                  

терцет 2

     D

     B

     D

Значение сонета в современной Пушкину русской лирике.

  • А сейчас мне хотелось бы привлечь ваше внимание к тому, как добивается поэт ясности и точности в выражении своих мыслей. Конечно же, большая доля в выборе языковых средств здесь принадлежит тропам — эпитетам и метафорам (учащиеся приводят примеры), они выполняют важную смысловую роль: «жар любви»,  скорбна мысль», «природы идеал» - тематика сонета; «игра его», «стесненный размер» - особенности формы. Но мы обратим внимание на ещё одно синтаксическое средство выразительности — инверсию. Она широко представлена в этом стихотворении.
  •  Найдите примеры инверсии в данном произведении.

   Учащиеся приводят примеры, и делается вывод о том, что при помощи инверсии логически выделяются наиболее важные для понимания смысла стихотворения части предложений, отдельные слова.

    Также школьники определяют способ рифмовки, характер рифмы и размер стиха этого сонета.

  •   Мы остановимся ещё на двух сонетах А.С. Пушкина. Это великолепные стихотворения «Поэту» и «Мадонна». Но определить их тематику, увидеть приметы жанра — сонета —  и охарактеризовать

  художественные языковые средства вам предстоит дома. А пока послушаем выразительное чтение этих сонетов.

6. Подведение итогов.

   Заключительное слово учителя.

  • Итак, мы познакомились с замечательным поэтическим жанром — сонетом. Несмотря на строгие правила, которым подчиняется этот жанр, а может быть, и благодаря им, сонету подвластно многое, не случайно эту форму так любили поэты во все времена.
  • Прочитайте, пожалуйста, второй эпиграф к нашему уроку. Как он, по-вашему, проясняет цель  урока? (Слайд №30)
  • Действительно, почему бы нашей с вами речи не быть выразительной, образной? Разве это удел только писателей и поэтов? Надо активно использовать языковые богатства, полученные нами от предшествующих поколений. А чтобы это стало возможным, «нужно хорошо знать» язык, «нужно уметь владеть им», для этого мы и изучаем с вами художественные средства нашей речи.

 

  7. Домашнее задание: проанализировать с точки зрения примет жанра сонеты «Поэту» (1 вариант), «Мадонна» (2 вариант). (Слайд №31)

   

           

                                                                                     

 

                           

           

                                                                                                 

         

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистические особенности сонетов Шекспира

Целью работы является попытка проанализировать сонеты Шекспира о любви и выявить стилистические особенности,  посредством которых автор достигал строгой поэтической формы....

Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.

Урок - исследование в 6 классе.  Урок  комплексного анализа поэтического тектста....

Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.

Урок - исследование в 6 классе.  По сути, этот урок  комплексного анализа поэтического тектста....

Научная статья. Лирика Ильи Швеца (к вопросу о художественных особенностях поэзии).

Исследование на основе анализа лирики  поэта регионального значения Ильи Швеца выявляет неравноценность художественного творчества поэта, несмотря на  использование традиций мировой гуманист...

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета

Презентация на тему Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета...

Һади Такташ. Тормыш юлы һәм иҗаты турында белешмә.“Алсу” поэмасы. Әдәбият теориясе. Поэма жанры. Лирик һәм эпик поэма.

Мин "Һади Такташ. Тормыш юлы һәм иҗаты турында белешмә.“Алсу” поэмасы.  Әдәбият теориясе. Поэма жанры. Лирик һәм эпик поэма" темасына әдәби уку дәресенә технологик карта төз...

Жанры лирики

Урок русского родного языка-11 класс...