Научная статья. Лирика Ильи Швеца (к вопросу о художественных особенностях поэзии).
статья по литературе на тему

Румынская Елена Леонидовна

Исследование на основе анализа лирики  поэта регионального значения Ильи Швеца выявляет неравноценность художественного творчества поэта, несмотря на  использование традиций мировой гуманистической  и советской литературы. Своеобразная авторская индивидуальность проявилась в контексте  литературного движения на Брянщине в советский период, участником и организатором которого он выступил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_shvetse.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Румынская Елена Леонидовна

ГБОУ СОШ 418 Санкт-Петербург

elena.ruminskaya@yandex.ru

УДК 882.161.1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭЗИИ ИЛЬИ ШВЕЦА

Ключевые слова: краеведение, лирика, гуманистическая литература, традиции советской литературы

Исследование на основе анализа лирики  поэта регионального значения Ильи Швеца выявляет неравноценность художественного творчества поэта, несмотря на  использование традиций мировой гуманистической  и советской литературы. Своеобразная авторская индивидуальность проявилась в контексте  литературного движения на Брянщине в советский период, участником и организатором которого он выступил.

В современном мире, когда пересматриваются культурные ценности и смещаются границы эстетических ориентиров, возрождению интересов к народной культуре уделяется достаточно внимания.  Мы предприняли попытку исследования творчества известного  в Брянском крае  поэта,   уроженца села Белый Колодезь (Новозыбковского района) члена Союза писателей, Ильи Андреевича Швеца.    В стихотворениях Швец   красочно  и умело  говорит о  красоте природы, ее мощи и силе. Свои произведения автор посвящал  обычным людям, которым был понятен и близок разговорный,  где-то даже  просторечный язык.

Заметим, что творчество Ильи Андреевича Швеца  изучено мало.  Научных исследований, посвященных этому автору, нет. В процессе работы мы обнаружили  несколько изданий, в которых есть упоминание о нем. В антологии «Брянские писатели», изданной в 2003 году, дается лишь небольшая справка о творчестве И.А. Швеца и напечатано несколько его стихотворений.  

Наше исследование носит краеведческий характер, так как И. А. Швец - наш земляк, родился 2 августа 1917г. в селе Белый Колодец Новозыбковского района Брянской области. Его произведения печатались в основном в региональных изданиях, крайне редко выходя на широкую читательскую аудиторию Советского Союза. В силу этого они не получили широкой известности и малоизученны.

Жизнь Ильи Андреевича была трудной, как и труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде  чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивались на Брянщине,  и известным организатором литературного движения своего региона в молодой советской республике.

В своих лирических произведениях поэт выражает ощущаемую им кровную связь с людьми родного края, задумывается о судьбах своего поколения, прошедшего Великую Отечественную войну, о путях и перепутьях своего века:

Прошлась война, сжигая города,-

И пусть они уже отстроены,

Но не вернутся никогда

Войною списанные воины.

За долгий период своего творчества И. Швец выпустил более 20

сборников стихотворений и прозаических книг. Например, поэтический сборник    "Зеленые пожары", состоящий из 72 стихотворений. Наиболее известные из них: «Есть у весны в запасе  громы»,  «Весна!  Зеленые  пожары»,     «Брянские  соловьи»,  «Мне снится,  как поездом  скорым»,  «На закате»,  «Моторная лодка плывет», «Березы», «Вдова» и др.

В 1975г. была выпущена книга лирики "Голубой поворот" (издательство Современник») - большая и единственная песня о природе, любви и  подвиге, о красоте человеческой души, об отчей земле, о счастье, о времени и себе. Так сам И.Швец назвал свое любимое место, где он любил проводить время, занимаясь творчеством. В сборник «Голубой поворот» вошло 64 произведения, среди которых есть достаточно известные: «Голубой поворот», «Мне снится, как поездом скорым», «Белые берега», «Кипит за моторкой волна» и другие. Героями этой книги И.Швеца являются молодые люди, романтики полей - хлеборобы. Они воюют за красоту родной земли, за большое человеческое счастье. Образ пернатых певцов в стихах поэта приобретает символическое значение: это гимны взлета и высоты, это песни неба над нашей землей, где с каждым годом, с каждым днем все гуще растет красивое и доброе - и в людских душах и во всей жизни. И что примечательно, в каждом из сборников обязательно несколько произведений посвящены малой Родине и его землякам, дорогим белоколодцам:                                                      Так вышло —

Не стал хлеборобом,

Но здесь набирался я сил,

Но здесь из криницы испил,

И память об этом до гроба.

Путь Ильи Швеца от ученичества к поэтическому мастерству, - это путь

духовного роста человека русской Земли, русской деревни советского периода в истории России во второй половине XX века. Но, несмотря на это, ему все  же удалось в незатейливом ритме, не всегда удачном, прибегая к бедной рифмовке, иногда даже неточной, передать необыкновенную нежность, трепетность по отношению к отчему дому, простору лесов, необъятности полей:

Есть, возможно, уголок красивей, Есть богаче, шире есть края. Только Мне из всей моей России

                                                                       Ближе к сердцу Брянщина моя.

Эти слова часто можно встретить на плакатах в школах и библиотеках нашей области, «они и являются лейтмотивом всего его творчества». Основная тональность этих строк - щемящая нежность, музыкальность, напевность стиха. Единоначалием, выраженным глаголом «есть» первых двух строк и сравнительной степенью прилагательного поэт признается в любви к своему родному уголку, хотя и сознает, что есть места и лучше, красивее и богаче. Но для него брянский край - самый лучший.

Идёт он по родному краю,

Леса, луга — гостеприимны,

Ему кузнечики играют,

Ему цветы слагают гимны.

Он — человек,

Он — торжество

Пред ним — природа, небо, вечность,

И всё ему. А от него

Нужна всего лишь человечность.

В традициях советской поэзии 60 - 70 гг. человек считался венцом и

конечной целью природы,  ее хозяином, или, по Швецу, «торжеством».

Поэтому    градацией    «природа,    небо,    вечность»    он    усиливает    этот

эмоциональный подъем и гимн во имя человека (что опять-таки в традициях

советской литературы и, в частности, А.М. Горького с его романтическими

произведениями). Поэтому венцу природы - «все ему»: окружающая жизнь в

ее малых формах и философских категориях вечности. Взамен поэт требует

гуманизма, человечного отношения к окружающему миру. Таким образом,

ощущение себя как части природного мира уже присутствует, а то, что

природа - мать, которую надо лелеять, еще концептуально не сформировано.

        Большинство стихов и поэм Швеца читаются с доброй улыбкой, с теплым радостным чувством. Поэт заражает нас своей любовью к людям, героям его стихов, по-доброму начинаешь завидовать всегдашней искренней привязанности Швеца к родной земле, к ее истории.

В процессе исследования мы пришли к следующим выводам:

1.Творчество И. Швеца художественно весьма неравноценно. Это, вероятно, своеобразный феномен  поэта,  состоящий в том, что у него рядом со стихами явно драматического плана       (например: «Поезд мчит по дороге вечерней...») соседствуют случайные,  легковесные «стихи-мотыльки», не обремененные ни глубоким смыслом, ни поиском оригинальной новаторской рифмы.

2.И.А. Швец использовал традиции мировой гуманистической литературы (например, стихотворение «Зовут её рыжей…»), традиции советской литературы (последователь творчества А.М. Горького, использовавшего элементы романтизма),  есенинскую традицию  новообразования цвета (например, стихотворение «Голубой поворот»).

3.Его стихи во многом требуют доработки, даже где-то несовершенны, но, тем не менее, они имеют ряд особенностей:

  • широкое использование изобразительно-выразительных средств: метафор (тополиный запах, черемухи белый дождь, белоснежное облако мая), эпитетов (далекая весна), сравнений (Поэт, когда он настоящий, / Всегда солдат,/ Всегда солдат.), олицетворений (Весна! Зеленые пожары / На всей земле забушевали, / Горят, шумят – /Все злей и злей!),  оксюморонов (пламень метели);
  • риторические вопросы и восклицания (Скажу, зачем держать в секрете?);
  • использование символов (образ пернатых певцов в стихах поэта приобретает символическое значение: это гимны взлета и высоты, это песни неба над нашей землей, где с каждым годом, с каждым днем все гуще растет красивое и доброе – и в людских душах и во всей жизни);
  • манера письма,  через ключевое слово, его повтор и постановку в  сильную позицию в начале строки (…Но здесь набирался я сил, /
    Но здесь из криницы испил.);
  • использование в поэзии разговорного стиля (расхвалит, статься);
  • диалогичность поэзии (Спросил я у земного шара:/- Чего ты хочешь?/Он в ответ:/- Таких лишь взрывов и пожаров,/Таких – на миллиарды лет!);
  • многозначность (Слово «криница» в поэзии И.Швеца - многозначно. С одной стороны, это ключ, бьющий из недр земли с чистой родниковой водой, которую писатель пил с детства и вкус ее ассоциировался с воспоминаниями о малой Родине.  С другой стороны, это  - источник вдохновения поэта, сопровождавший его всю жизнь).

В своём творчестве И.А. Швец продолжал традиции, как мировой гуманистической литературы, так и советской литературы, в частности, использовал элементы романтизма и вписался в есенинскую цветопись.

Таким образом, творческое наследие поэта Ильи Швеца разнообразно в тематическом отношении. Его авторская индивидуальность рельефно проявилась в контексте литературного движения на Брянщине, активным участником и организатором которого он выступил в послевоенные годы. Весь художественный мир его произведений органично вписывается в контекст советской поэзии 60-70-х годов XX века.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Алексеев, М. Сказки брянского леса. - Брянск, 01989.

2. Брянские писатели. - Брянск,  2003.

3. Водовозов, Н. История древней русской литературы. - М., 1972.

4. Грибачев, Н. О поэзии -   к случаю. День поэзии – М.,  1960.

5. Швец И.А. Великий путь // Край родной.- Брянск, 1954.

6. Швец И.А. Вечерняя дорога. Стихи. - Брянск, 1990.

7. Швец И.А. В краю легенд. Стихи. — Брянск, 1960.

8. Швец И.А. Голубой поворот. Стихи. — М., 1975.

9. Алексеев, М. Сказки брянского леса. - Брянск, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.

Урок - исследование в 6 классе.  Урок  комплексного анализа поэтического тектста....

Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.

Урок - исследование в 6 классе.  По сути, этот урок  комплексного анализа поэтического тектста....

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета...

Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета

Презентация на тему Сонет как жанр лирики. Художественные особенности сонета...

Научная статья: Борьба Москвы с Крымом в русской художественной литературе XIX века

Статья из журнала ПИШ №7 2018 А.Н. Новолодского  "Борьба Москвы с Крымом в русской художественной литературе XIX века" C.67-70...

Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...

Психолого-педагогические особенности формирования навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся (научная статья)

Научная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью их личностного и познавательного развития. В статье рассматриваются вопросы, связанные со структуризацией процесса научной деятельности и ...