Урок по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Гильмутдинова Лейсан Вакиловна

Урок по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 5 класса: «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка».

Учебно-воспитательные задачи: закрепить знания учащихся о творчестве писателя-сказителя Павла Петровича Бажова, понять, что символизирует Хозяйка медной горы.

Цели урока:

  • Образовательные:

ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа;

провести наблюдения над языком художественного произведения;

  • Развивающие:

расширить географический кругозор учащихся;

продолжать обучение устному монологическому высказыванию;

развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитательные:

на материале сказа показать как богата природа России, сделать выводы о том, как нужно относиться к природе.

Оборудование: текст сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»; презентация, где даются портрет П.П.Бажова, иллюстрации «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко, Н. Кочергина  и т.д.; фишки для мотивации ответа учащихся; три макета кокошника из картона и декоративные элементы для него.

Ход урока:

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь!

– Откройте тетради, отступите две строчки, запишите число – сегодня третье марта – и классную работу.

II. Вступительная часть.

– Друзья, дома вы познакомились с биографией писателя-сказителя Павла Петровича Бажова. Сейчас мы проверим ваши знания. На слайде презентации дан биографический текст, вам нужно заполнить пропуски. Тем, кто будет правильное отвечать, я буду давать фишки. В конце урока, у кого будет достаточное количество фишек, я поставлю хорошие оценки.

Павел Петрович Бажов родился в … году на Урале в городе … . Его отец – Пётр Васильевич – был хорошим … мастером, гордым и веселым человеком, а мать – Августа Стефановна – была … . Семья часто кочевала с места на место по всему Уралу. Благодаря частым переездам будущий писатель еще в детстве узнал, прочувствовал жизнь и быт уральских рабочих, услышал их рассказы и предания о прежних и новых временах, … и …, связанные с историей своего родного края. В Сысерти были хорошие рассказчики. Среди них – старый горняк … . Он рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе», о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Своё детство он описал в автобиографической книге … .  

Окончив духовную семинарию, Бажов стал работать … . Каждый год во время каникул он путешествовал по Уралу, записывал пословицы, поговорки, разного рода присловья.

Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. Излюбленным жанром писателя был … . В 1939 году был опубликован первый сборник уральских сказов ... . Всего Павел Петрович Бажов написал 56 сказов. Все они принесли автору заслуженную славу.

III. Словарная работа.

– Ребята, дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка». Чем он был интересен для вас? (Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события).

– Скажите, а что это за жанр – сказ?

– Посмотрите на корень слова, что он вам напоминает? (Сказку)

– Есть ли здесь элементы сказки и какие?

– Ребята, всё-таки сказ отличается от сказки. Давайте подумаем чем?

– Попробуем сформулировать определение сказа. (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

Запишем в тетради!

– Ребята, скажите, а что необычного в языке данного произведения? (Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины).

– Были ли слова, значения которых вам непонятно? Слова, которые вы, может быть, встречаете впервые?

– Давайте поработаем со смыслом некоторых слов и выражений этого сказа:

Слова даны в презентации.

Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.

B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.

Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.

Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.

Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.

Слово молвить — сказать что-нибудь.

Виду не оказывает — не показывает виду.

Парню забедно стало — парню обидно стало.

Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.

На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.

Молвил — сказал, произнес.

Обзарился — позарился.

Перст — палец.

Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.

Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.

Хворал — болел.

– Скажите, какие они – слова, которые мы разобрали? Как называется такая лексика? (Просторечные слова, разговорные)

– А как вы думаете, почему автор применяет их? (С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи).

IV. Беседа.

– Где происходит действие произведения? (За Северушкой на Гумешках).

– А что такое Гумешки? Можем прямо зачитать сноску с определением. (Гумешевский рудник. Медная Гора, или просто Гора, богатое месторождение малахита).

– Кто мне скажет, что такое рудник? (Горнопромышленное предприятие для добычи руды, полезных ископаемых).

– Ребята, в тексте говорится о Гумешевском руднике. Он – один из старейших и знаменитых медных месторождений на Урале. Расположен в Свердловской области в городе Полевском. Этот город расположен между Екатеринбургом и Челябинском.

На слайде презентации представлена карта местности.

– Что добывают на руднике? (малахит)

На слайде презентации представлен малахит.

– А что это такое? (природный минерал, камень; продукт взаимодействия минерализованных грунтовых вод с медными рудами.)

– Какова окраска камня? (Окраска малахита — широкая палитра зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной (бирюзового) до густого темно-зеленого цвета).

– Ребята, на слайде как раз представлен малахит. Также у меня и с собой есть кусочек этого камня. Пустите его по рядам и посмотрите.

– Вернемся к произведению. Скажите, с какими персонажами мы знакомимся в начале сказа? (Степан и Хозяйка медной горы).

– Дома вы выписали в тетрадь описание Хозяйки медной горы. Читаем по одному определению медленно, с расстановкой. (Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей).

– Какая на ней одежда? Зачитаем! (А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.)

 Ребята, молодцы, вы хорошо поработали дома. Я хочу вам показать три женских образа, два из них – иллюстрации к сказу, а один – репродукция картины известного художника, какого, вы постараетесь назвать мне сами.

– Как вы думаете, какие два женских образа иллюстрируют Хозяйку медной горы?

– Скажите, как вы поняли, что именно эти иллюстрации?

(Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.

Хозяйка в изображении Н. Кочерги́на скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного).

– А что тогда за третья репродукция? Кто на ней изображен? Кто автор произведения? (Врубель «Царевна Лебедь»)

– Как вы думаете, подходит ли она под наше описание?

– Ребята, а какая деталь одежды объединяет всех трех девушек? (Корона или кокошник)

– Скажите, а для чего нужна корона, что она подчеркивает? (Корона подчеркивает власть).

– Коро́на – это латинское слово соrōnа, что означает «венок». Корона – это символ царствования. Но на Руси корону называли кокошником. Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня  вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Кокошники нельзя увидеть, изучая русский народный костюм для девочки, ведь они считались исключительной прерогативой девушек на выдане и замужних женщин.  Они переходили по наследству к дочери от матери, обязательно включались в приданое. Кокошники  не рассматривались как элемент повседневного гардероба. Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия.

Эти головные уборы предназначались для праздников, все невесты на свадьбе надевали их.

– Друзья, а что символизирует кокошник у Хозяйки медной горы?

– Ребята, давайте мы с вами тоже попробуем сделать кокошник для Хозяйки медной горы. Интересно, каким он получится. Сейчас я раздам вам по рядам три макета кокошника. У вас на партах у каждого лежат декоративные элементы, которыми можно украсить головной убор. У каждой парты на работу по одной минуте, я буду засекать время песочными часами. Как только минута выйдет, передаем кокошник и клей следующей парте, которая тоже украшает.

Начали!

Смотрим, какими получились кокошники.

– Ребята, вы все молодцы!

– Скажите, а что символизирует Хозяйка медной горы?

– Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?

(Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.

Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество).

– Кем она является? (Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика).

– Как мы сформулируем тему произведения? (Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»).

– А какая идея произведения? (Как ты относишься к природе, так и она к тебе).

– Ребята, а как надо относиться к природе?

V. Озвучить оценки.

VI. Домашнее задание.

  1. Выписать описание Степана.
  2. Поразмышлять каким представляется автор произведения. Устно, по желанию можно записать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"

Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и  раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...

П.Бажов. Сказы. Медной горы хозяйка. 5 класс

Презентация содержит материал для проведения урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка"...

Презентация по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»

Презентация по литературе для 5 класса «Образ природы в сказе «Медной горы хозяйка»....

Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)

Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...

П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".

Знакомство с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и анализ сказа "Медной горы Хозяйка»....

«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»

Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа"....