«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_po_bazhovu.docx25.83 КБ
Файл materialy_k_uroku.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки".

Эпиграф к уроку: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом. Вне труда и нет человека». П.П. Бажов

Цели: 1. Познакомить учащихся личностью и с произведениями П.П. Бажова, дать понятие о жанре «сказ», раскрыть его особенности;

 2. Развивать способности быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать свои впечатления, подготавливать краткие сообщения и выступать с ними; оценивать ответы товарищей, умение работать в группе;
3. Научить понимать различие сказа и сказки;
4. Воспитывать интерес к русской литературе, к текстам и истории их создания, воспитывать восприимчивость к художественному слову.

Ход урока

1. Организация начала урока. Приветствие.

 Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы друг другу улыбнемся

И работою займемся.

Улыбка – залог хорошего настроения. Вы сейчас подарили друг другу хорошее настроение.

2. Мотивация. Очень важно, чтобы каждый урок начинался с положительных эмоций. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

3. Сообщение темы урока. Целеполагание вместе с детьми.

- Чем сегодня будем заниматься на уроке?

- будем размышлять о... (прочитанном: о героях, поступках);

- поучимся высказывать… (свои мысли, своё мнение);

- постараемся выразить… (свои чувства, настроение, отношение к прочитанному);


4.
Изучение нового материала.

А) Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь. Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?
- Каким бывает труд, в который вложена душа человека?
Б)
Слово о писателе. Ответом на эти вопросы может служить и рассказ о жизни и творчестве самого П.П. Бажова.
Разговор о Бажове – это прежде всего разговор о МАСТЕРЕ. Мастером был его отец, мастерицей-кружевницей – мать, и люди, окружавшие писателя в детстве, тоже были по-своему необыкновенными. Да и место, в котором прошло его детство, наполнено легендами и тайнами. Это особое географическое пространство – стык материков, это горный Урал, это верховья реки Чусовой – красивейшие места Урала.

У меня в руках шкатулка, правда, не с малахитовыми самородками, с минералами, природными камнями, которыми богата наша земля. Подержите в руках камни, почувствуйте их гладкость и прохладу. О чем они вам напоминают? Подобные камни добывал Степан в горном руднике.

Презентация «Знакомимся с уральским сказителем П.П.Бажовым».

5.  Постановка проблемного вопроса. Изучая литературу, посвящённую творчеству П.П.Бажова, можно заметить, что в некоторых критических статьях Бажова называют чудесным сказочником, а в других – сказителем. Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель? Что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос? ( сопоставить сказ и сказку)

- Что нам необходимо сделать, чтобы сопоставить сказ и сказку? (найти сходство и различие)

1)  Словарная работа. Сказ и сказка…  Насколько близки эти жанры литературы и чем они отличаются?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к глаголу «сказывать», полноту значений которого прекрасно объясняет В.И.Даль.

(На карточках: Ска́зывать, сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать.)

Обратите внимание на корни слов «сказ» и «сказка». Сделайте вывод.

Таким образом, «сказ» и «сказка» однокоренные слова, однако есть существенные отличия у этих терминов.

Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

А определение сказа попробуем сформулировать после совместной работы

2) Заполнение сравнительной таблицы "Сказ и сказка".

А. Просмотр начала мультфильма "Медной горы Хозяйка".

- Сравните начало сказа и сказки (раздаточный материал).

Б. П. П. Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного».

сказка

сказ

вымысел

«быль с элементами сказочного»

Кто является автором сказок?  Какой можно сделать вывод

Высказывания П.П.Бажова показывают, были ли его сказы только «восстановлением по памяти» или всё же созданием автора. Например, о сказе «Серебряное копытце» писатель говорил: «Рассказы о том, что есть такой козёл с серебряным копытцем, я слышал от Булатова, охотника». Когда Павла Петровича спрашивали о «Огневушка-?»: «А сюжета в таком виде, как в Вашем сказе, Вы не встречали?» Бажов отвечал: «Пожалуй, нет. Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где».

- Какой вывод можно сделать об авторстве сказок и сказов?

авторство

народные и авторские

Образы повествователей

- Кто является рассказчиком сказки? ( сказка передается «из уст в уста»)

В сказке повествователь не свидетель и не участник повествования. Он рассказывает о «делах давно минувших дней, преданьях  старины глубокой».

- Каким вы представляете повествователя в сказе? (Это старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живёт и работает на том месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей).Какие слова сказа позволяют нам сделать это вывод?

Сделайте вывод, в чем же отличие повествователя сказки и сказа?

повествователь

не является свидетелем или участником повествования

свидетель или участник действий

-  место действия

- Вспомните, как обычно в сказках описывается место действия.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь»

«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею»

«За морями, за горами…»

Действие в сказках происходит в вымышленной волшебной стране, в далеком от реальности .

- Как об этом говорится в сказе? Прочитайте.

О месте действия в сказах Бажова мы упоминали — это окрестности существовавших  медеплавильных заводов — Полевского и Сысертского   (Екатеринбургский уезд Пермской губернии), знаменитое медное месторождение Гумешки.

Раздаточный материал: Гумешки – старейшее на Урале месторождение меди и богатейшее месторождение малахита, открытые крестьянами- рудознатцами в 1702г. В сказах, когда говорится о Медной горе, имеется в виду Гумешевский рудник, который приобрёл всемирную известность как основной поставщик изумительного по красоте и рисунку зелёного поделочного камня — малахита. Именно этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцовИсаакиевского собора. Месторождение до наших дней остается действующим.

-Сделайте вывод.(Где происходит действие в сказке? В сказе?)

место действия

Фантастическое, нереальное

окрестности уральских заводов, месторождение Гумешки.

- время

-  Теперь постарайтесь самостоятельно устно заполнить данный пункт таблицы.

-  Что в сказках говорится о времени событий? («Давным - давно», « Жил когда-то», «долго ли,  коротко ли», « однажды…») Можем ли мы определить время действия?

Такое неопределенное время называется абстрактным.(работа со словарной статьей на карточке)

- В какие времена происходит действие сказов? Докажите(отрывки сказа).

Ученик: Сказы переносят читателя во времена крепостного права, когда люди не могли распоряжаться своей судьбой и всецело находились во власти помещиков, владельцев рудников и заводов. Приказчики, руководившие подневольным трудом рабочих, жестоко обращались с рабочими.

время

абстрактное

Конкретное: времена крепостного права

Физкультминутка

- Герои

- Герои сказок очень разные. В сказке мы можем встретить  крестьянина и царя, Баба Ягу и Кощея Бессмертного, говорящего ворона и колобка. Что их всех объединяет? (это вымышленные герои)

-Какими качествами обладают главные герои сказок, побеждающие злодеев?

Положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре и  справедливости.

-Кто является главным героем сказа?

- Какими качествами характера он отличается? Аргументируйте свой ответ. ( Честность, искренность, смелость, верность)(Чтение эпизодов)

Сделайте вывод. Чем отличаются герои? Что общего?

герои

Вымышленные герои

реальные люди

нравственные качества

Вывод: в сказке и в сказе наиболее ценными представляются такие человеческие качества, как честность, верность, искренность, трудолюбие.

- Фантастические образы 

-Какие фантастические существа вам встречались в сказках?

- На какие две группы их можно разделить? ( Положительные-отрицательные)

-Что олицетворяют? (добро-зло)

- Есть ли фантастические существа в сказе?

Вывод: наличие этих фантастических существ, вмешивающихся в жизнь человека, скорее роднит сказ со сказкой, нежели служит отличительной чертой.

- Можем ли мы разделить волшебных героев сказа на положительных и отрицательных? Почему?  Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы? Многие боятся её, почему?
Для кого она страшна прежде всего? К кому она добра? Почему встреча с ней не делает человека счастливым?

(Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.)

- Как помогала Хозяйка Степану? Прочитайте.

-Что олицетворяет? Справедливость.

- В чем отличие волшебных персонажей сказа?

Ученик: Сказы Бажова тоже «населены» фантастическими существами, «ответственными» за сохранность земных недр. Например, сокровищами Медной горы ведает могущественная чародейка, которую так и именуют  —  по месту обитания - Хозяйкой Медной горы.  Всё золото Урала находится во власти огромного змея - Великого Полоза.

Они воплощают несказанную мощь и богатство природы с её бесчисленными загадками и тайнами. Лишь немногим дано понять «душу» природы, только избранные способны «говорить» с грозной стихией на её «языке» и получить «доступ» к ее сокровищам.

 

Фантастические образы

Добро-зло

Справедливость, мощь и богатство природы, хранители недр

6. Выводы по уроку. Продолжите высказывание:  Сказ- это…… Сказ и сказка имеют много…… Но в отличие от сказки….

- Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель?

7. Рефлексия

 - Какова была цель урока?  Достигнута ли она?

-Что вызывало наибольшие затруднения на уроке?

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны предложения, нужно закончить их:

  Я раньше не знал…

  Я сегодня узнал…

  То, чему я сегодня научился, пригодится мне…

  Я могу себя похвалить за…

  Я могу похвалить своих одноклассников за…

  Я хочу поблагодарить…

Учитель: Можно и мне поделиться своими мыслями, подводя итог? Я тоже узнала много нового сегодня: во-первых, увидела, что вы становитесь настоящими вдумчивыми читателями, вы умеете видеть и понимать, что хотел рассказать автор вам между строк. Спасибо за ваше творчество, за внимательное отношение к художественному слову, за прекрасные минуты общения, за доброту.

Я надеюсь, что вы продолжите знакомство с творческим наследием П.П. Бажова, со сказами из сборника "Малахитовая шкатулка". Книги П.П. Бажова называются «вечными» книгами. И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека.  Это подтверждают слова самого автора: "Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека".

 

Рефлексия. (как вариант)

– Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.



Предварительный просмотр:

Давайте заполним сравнительную таблицу в ваших рабочих листах и выведем особенности сказа.

СКАЗ

СКАЗКА

особенности

опирается на народные предания и легенды.

занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.

событие

реальное

вымышленное

герои

Исторические, реальные и вымышленные

Вымышленные, фантастические существа

место действия

Реальные города, страны (Англия, Россия, Тула)

Вымышленные (в некотором царстве, в некотором государстве)

Особенности языка

Живой разговорный язык с использованием просторечий («Народный»).

Литературный язык, разговорный («народный»)

Сказ

Сказка

Общее: сказ и сказку сказывают, есть необычные персонажи (Хозяйка медной горы), происходят необыкновенные события.

1. Не устное народное творчество, поскольку сказ создается автором на основе народных преданий и легенд; ориентация на русский народный рассказ.

1. Устное народное творчество.

2. События реальны (происходили когда-то давно).

2. События вымышлены.

3. Особая форма авторской речи, которая ведется от лица рассказчика – человека из народа, со свойственной ему народной устной речью.

3. Рассказчик – народ.

4. Герои – обыкновенные люди.

4. Вымышленные, сказочные герои.

5. Место действия реальное.

5. Место действия неопределенное.

6. Печальный финал.

6. Счастливый финал.

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

А уж красив уральский край так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

Так сын горного мастера, Павел Петр Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель:

“Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.

В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ “Медной горы Хозяйка”. В ней, как в узоре на малахите, затейливо переплетались судьбы простых уральских людей и дела горных волшебников.

Посмотрите, ребята, на иллюстрации к книге Бажова. Яркие, красивые, они сами как драгоценный металл.

А теперь, посмотрите налево. Узнаете ли вы героев сказов Бажова?

А в чем же суть сокровищ Малахитовой шкатулки?

Молодцы (“Малахитовая шкатулка” – сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав, каждую каждый из нас становится “душою лучше, чище и добрее”)

Когда-то один писатель сказал:

“Если ты прочитаешь хорошую книгу, она навсегда станет твоим лучшим другом”.

Очень хочется, чтобы книги Бажова оставили у вас, ребята, добрую память.

Бажов всегда ценил людей труда.

- Герои  сказов  заговорили,  и  оказалось,    что  язык  их  по-своему  красив,    выразителен и  необычен.   Назовите, какие   незнакомые слова  и  выражения  в  сказах   Бажова   вы  встретили.

Рефлексия.

– Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

ТАБЛИЦА
Сопоставление понятий "сказка" и "сказ"
 

Сказка 

Сказ 

Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях

Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора

В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости

В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты

Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов

Повествование в сказе ведётся о лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий

В сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка, троекратные повторения, присказки, постоянные эпитеты)

В сказе нет такого жёсткого композиционного канона

Место действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве...», «За тридевять земель...»

Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названия

Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло

Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торж

Для выявления своеобразия языка сказа можно обратиться к таблице, которую учащиеся начали заполнять после словарной работы предыдущего урока.

Исследовательские задания 1—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь» выполняются по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: П.П.Бажов "Медной горы Хозяйка"

План урока1.Жизнь и творчество П.П.Бажова.2.Урал – сокровищница России.3.Малахит – уральский камень.4.Произведение П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».5.Сравнительно – сопоставительный анализ сказк...

Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"

Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....

П. П. Бажов "Медной горы хозяйка"

Презентация к уроку литературы в 5 классе....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...

Материал к уроку литературы 5 класса П.П.Бажов .Медной горы Хозяйка

Даны иллюстрации к сказам П.П.Бажова (презентация)...