Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.
Задачи:
Образовательная:
- познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писателя;
- формировать умение самостоятельно работать;
- научиться выделять жанровые особенности сказа, определять значения непонятных слов;
- дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;
· расширение кругозора;
Развивающая:
· развивает умение выразительно читать произведения;
· развивает память, воображение, чувство юмора;
· развивать навыки анализа текста, выразительного чтения;
· развивать образное восприятие, творческое мышление;
Воспитательная:
воспитать любовь и к творчеству данного писателя;
· воспитать взаимовыручку, чувство справедливости;
· воспитывает нравственные качества личности;
· воспитывать эстетический вкус;
· прививать учащимся интерес к родной литературе и к чтению.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка».
Методические приёмы: выразительное чтение; слово учителя; беседа; комментированное чтение; сообщение учащихся.
План урока 1 урока:
1. Организационный момент.
2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.
3. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина.
4. Сообщение темы урока. Путешествие в мир творчества П.П.Бажова.
5. Основная часть.
Словарная работа
Комментированное чтение сказа учителем.
Беседа по вопросам
6.Итог урока.
7. Д/з.
План урока 2 урока:
1. Организационный момент.
2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.
3. Проверка домашнего задания. Пересказ сказа «Медной горы Хозяйка»
4. Сообщение темы урока. Характеристика героев сказа.
5. Основная часть.
Словарная работа
Работа с иллюстрациями (с.57,66,67)
6. Итог урока.
7. Д/з.
Использованная литература:
Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной
images.yandex.ru›детские фото П.П.Бажова
lukoshko.net›Павел Петрович Бажов
webskazki.com›skazki_bajova.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhov_p.p._mednoy_gory_hozyayka_5_klass_konspekt_urokov.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка» (2 урока).
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя
Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.
Задачи:
Образовательная:
- познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писателя;
- формировать умение самостоятельно работать;
- научиться выделять жанровые особенности сказа, определять значения непонятных слов;
- дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;
- расширение кругозора;
Развивающая:
- развивает умение выразительно читать произведения;
- развивает память, воображение, чувство юмора;
- развивать навыки анализа текста, выразительного чтения;
- развивать образное восприятие, творческое мышление;
Воспитательная:
- воспитать любовь и к творчеству данного писателя;
- воспитать взаимовыручку, чувство справедливости;
- воспитывает нравственные качества личности;
- воспитывать эстетический вкус;
- прививать учащимся интерес к родной литературе и к чтению.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка».
Методические приёмы: выразительное чтение; слово учителя; беседа; комментированное чтение; сообщение учащихся.
План урока 1 урока:
1. Организационный момент.
2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.
3. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина.
4. Сообщение темы урока. Путешествие в мир творчества П.П.Бажова.
5. Основная часть.
Словарная работа
Комментированное чтение сказа учителем.
Беседа по вопросам
6.Итог урока.
7. Д/з.
План урока 2 урока:
1. Организационный момент.
2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.
3. Проверка домашнего задания. Пересказ сказа «Медной горы Хозяйка»
4. Сообщение темы урока. Характеристика героев сказа.
5. Основная часть.
Словарная работа
Работа с иллюстрациями (с.57,66,67)
6. Итог урока.
7. Д/з.
Использованная литература:
- Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
- Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной
- images.yandex.ru›детские фото П.П.Бажова
- lukoshko.net›Павел Петрович Бажов
- webskazki.com›skazki_bajova.html
Этапы урока | Содержание урока (Деятельность учителя) | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе. 3. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина. 4. Сообщение темы урока. Путешествие в мир творчества П.П.Бажова. 5. Основная часть. Словарная работа Комментированное чтение сказа учителем. Беседа по вопросам. 6. Итог урока. 7. Д/з. 1. Организационный момент. 2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе. 3. Проверка домашнего задания. Пересказ сказа «Медной горы Хозяйка» 4. Сообщение темы урока. Характеристика героев сказа. 5. Основная часть. Словарная работа Работа с иллюстрациями (с.57,66,67) 5. Итог урока.
6. Д/з. | (1 урок) Учитель: - П.П.Бажов родился в семье горнозаводского мастера 28 января 1879 г. на Сысертском заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали своё дело и труд почитали как единственный смысл своей нелёгкой жизни. Долгими зимними вечерами слушали ребята рассказы о таинственных фантастических пощниках в работе, о встречах рудознатцев с самой Хозяйкой, Горной маткой или даже с Золотым полозом, которые иногда добры, а иногда и откровенно враждебны человеку. П.П.Бажов был единственным ребёнком в семье и потому имел возможность получить образование. С 1889 по 1893 гг. Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, а с 1893 г. по 1899 г – в Пермской духовной семинарии. Среди семинаристов жили воспоминания о выпускниках прошлых лет – писателе Д.Н.Мамине – Сибиряке, изобретателе радио А.С.Попове. Когда Бажов учился в 4 классе семинарии, умер отец, а мать стала терять зрение. Чтобы помочь семье, пришлось искать дополнительный заработок. Но учился Бажов очень прилежно и по окончании получил предложение продолжить образование в духовной академии. Духовная карьера вовсе не привлекала 20 – летнего юношу, и от лестного предложения он категорически отказался. 18 лет Бажов проработал учителем русского языка и все эти годы собирал фольклор. Литературный дебют состоялся в 1924 г., когда вышли его «Уральские были», рассказывающие о дореволюционном быте уральских заводов. Главной книгой П.П.Бажова считается сборник сказов «Малахитовая шкатулка», оставшийся незаконченным. В творчестве Бажова жанр литературного сказа нашёл наивысшее своё выражение. Ему подражали, порой копировали, но образец так и остался непревзойдённым. Произведения П.П.Бажова не стареют, они относятся к так называемым вечным книгам. 1) Запись в тетрадях отличие сказа от сказки Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. -Какой основной признак сказки? Отличительные черты сказки:
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. -А какой основной признак сказа? Отличительные черты сказа:
2) Чтение определений понятий «сказ» и «сказка» в учебнике (задание 8, стр.65) -Что в произведении «Медной горы Хозяйка» сближает его со сказкой, что в нём волшебное, а что – реальное, отражающее действительность? -Почему это произведение нельзя назвать сказкой? -Как вы думаете. Почему Хозяйка явилась Степану? Что необычного было в её облике? -Почему Степан опасается малахитницы, но не хочет этого показать? 1. После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова? 2. Чем отличается сказ от сказки? Ответы на вопросы 9-11 стр.65; подготовить характеристики героев сказа; нарисовать иллюстрации к сказу (по желанию). (2 урок) К образу Хозяйки: - Как, по-вашему, рассказчик относится к Хозяйке? Какую силу – злую или добрую - она представляет? Почему вы так решили? -Как Хозяйка относится к людям? -Напоминает ли вам Хозяйка Медной горы других фольклорных героев? Каких? -Какую силу, по мнению рассказчика, представляет Хозяйка Медной горы? К образу Степана: -Как характеризует Степана отказ от женитьбы на Хозяйке? -Как проявляет Степан свой характер в разговорах с приказчиком, с барином? -Прошел ли Степан третье испытание Хозяйки? Почему, как вы думаете, так закончилась его жизнь? К образу рассказчика: -Какие черты раскрываются в рассказчике в ходе его повествования? -Как относится к тому, о чем рассказывает? По каким признак вы это определили? К второстепенным образам: -Как характеризует приказчика его речь? -Почему надзиратель поставил в забой на место Степана своего племянника? -По каким признакам можно судить об отношении рассказчика к приказчику, надзирателю, барину? -В сказе есть диалектные слова, т.е. те, которые употребляются в той или иной местности, в данном случае на Урале. Их значение проясняется из контекста: Галились-издевались; Здоровье хезнул- здоровье потерял. Кроме того, речь героев, да и самого рассказчика, пересыпана просторечными словами и искажениями. Так передаются особенности речи простого народа, необразованных людей: Робили-работали; Атуть-ртуть; Испужался-испугался; Звосиять-сверкнуть; Неженатик-холостой парень; Обзариться-сильно пожелать; Одежа-одежда; Ума решися- ума лишился; Ноне-нынче,сейчас. -К произведениям Бажова создано много иллюстраций. Обратимся к иллюстрациям в учебнике. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова, помещенные в нашем учебнике, выполнены художниками Палеха, поселка в Ивановской области. До 1917 года он был крупным центром иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков. После революции 1917 года религия оказалась под запретом и творчество мастеров Палеха оказалось невостребованным. Лишь в 1923 году в Палехе решили возродить древние традиции. Палехские сюжеты взяты были из русского фольклора: сказок, былин, песен. Описание иллюстрации художника Г.К. Буреева к сказу «Медной горы Хозяйка». - Что изображено на иллюстрации? - Как изображена Хозяйка? Какими качествами обладает Хозяйка? - Как изображены герои сказа? Как изображена на иллюстрации природа? -В нижней части рисунка – фигуры людей. В центре- Степан, он в красной рубахе. Фигуры остальных обращены к главному герою. В центральной части рисунка – эпизод заточения Степана в горе. Герой в белой рубахе, он размахнулся, чтобы отколоть кусок малахита. Над ним – фигура Хозяйки, словно вырастающая из Медной горы, на фоне черного неба и легких облаков. Справа видны серые избушки, вдалеке - церковь. Природа на рисунке занимает основное место. О том, что это Урал, говорят горы и хвойные деревья: ели и сосны. Это словное изображение, с множеством декоративных элементов. Художник использует яркие краски на черном фоне, тонкий и плавный рисунок, четко очерчивающий фигуры.
- В творчестве Бажова жанр литературного сказа нашёл наивысшее выражение. Ему подрожали, копировали, но образец так и остался непревзойдённым. Книги относятся к «вечным книгам». Мы поговорили лишь об одном сказе. Современники писали: «В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы…». Евгений Пермяк так сказал: «Бажов принёс нам в сказе величие простоты, любовь к родному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу». Сам же Бажов оценивал своё творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец - рабочий».
- Что нового узнали на уроке? - Что понравилось? - Что запомнится надолго? - Какие герои произвели на вас особое впечатление? - Чему учат сказы? (Человек обязан сам определить свою судьбу, каким путём идти в жизни). Прочитать сказку К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». | Учащиеся приветствуют учителя. Учащиеся читают стихотворения С.А. Есенина наизусть. Учащиеся слушают вступительный рассказ учителя о П.П. Бажове. Учащиеся делают записи в тетрадях. -В сказках добро побеждает зло.
-В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Ответы учащихся. - Со сказкой «Медной горы Хозяйку» Сближает фольклорная первооснова; повествование пронизано таинственными, волшебными образами и событиями. Произведение П.П. Бажова – сказ, так как его герои – обычные люди, заводские рабочие, многое в их быте, образе жизни, речи реалистично. Образ рассказчика – человека из народа – придает повествованию достоверность. Если сказка связана с выдумкой, то сказ подразумевает повествование о действительных событиях в сочетании с чудесами. Учащиеся приветствуют учителя стоя возле парт. Настраиваются на предстоящую работу. Учащиеся беседуют с учителем по произведению. Запись диалектных слов и их значение в тетрадь. Учащиеся беседуют с учителем по иллюстрации к произведению. Учащиеся слушают заключительные слова учителя о П.П. Бажове. Ответы учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Сказ П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка" в 5 классе
Иллюстративный и текстовой материал сопровождается проблемными вопросами, настраивающими на внимательное, вдумчивое восприятие материала....
Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1
Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразител...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2
Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе; Развиваю...
"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....
Фантастика и реальность в сказе П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Данная публикация содержит материал для проведения урока, презентацию. Урок построен с учётом требований ФГОСТ....
Разработка урок по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка».
Урок - игра по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка»....
Геологический комментарий к сказу П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка"
О реализации межпредметных связей на уроках литературы. Из опыта работы...
Комментарии
спасибо
спасибо