Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писателя;
  • формировать умение самостоятельно работать;
  • научиться выделять жанровые особенности сказа, определять значения непонятных слов;
  • дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;

·         расширение кругозора;

Развивающая:

·         развивает умение выразительно читать произведения;

·         развивает память, воображение, чувство юмора;

·         развивать навыки анализа текста, выразительного чтения;

·         развивать образное восприятие, творческое мышление;

Воспитательная:

воспитать любовь и к творчеству данного писателя;

·         воспитать взаимовыручку, чувство справедливости;

·         воспитывает нравственные качества личности;

·         воспитывать эстетический вкус;

·         прививать учащимся интерес к родной литературе и к чтению.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка».

Методические приёмы: выразительное чтение; слово учителя; беседа; комментированное чтение; сообщение учащихся.

 

План урока 1 урока:

1. Организационный момент.

2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.

3. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина.

4. Сообщение темы урока. Путешествие в мир творчества П.П.Бажова.

5. Основная часть.

Словарная работа

Комментированное чтение сказа учителем.

Беседа по вопросам

6.Итог урока.

7. Д/з.

 

План урока 2 урока:

1. Организационный момент.

2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.

3. Проверка домашнего задания. Пересказ сказа «Медной горы Хозяйка»

4. Сообщение темы урока. Характеристика героев сказа.

5. Основная часть.

Словарная работа

Работа с иллюстрациями (с.57,66,67)

6. Итог урока.

7. Д/з.

 

Использованная литература:

 Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

 Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной

 images.yandex.ru›детские фото П.П.Бажова

lukoshko.net›Павел Петрович Бажов

webskazki.com›skazki_bajova.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazhov_p.p._mednoy_gory_hozyayka_5_klass_konspekt_urokov.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка» (2 урока).

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя

Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писателя;
  • формировать умение самостоятельно работать;
  • научиться выделять жанровые особенности сказа, определять значения непонятных слов;
  • дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа;
  • расширение кругозора;

Развивающая:

  • развивает умение выразительно читать произведения;
  • развивает память, воображение, чувство юмора;
  • развивать навыки анализа текста, выразительного чтения;
  • развивать образное восприятие, творческое мышление;

Воспитательная:

  • воспитать любовь и к творчеству данного писателя;
  • воспитать взаимовыручку, чувство справедливости;
  • воспитывает нравственные качества личности;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • прививать учащимся интерес к родной литературе и к чтению.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка».

Методические приёмы: выразительное чтение; слово учителя; беседа; комментированное чтение; сообщение учащихся.

План урока 1 урока:

1. Организационный момент.

2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.

3. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина.

4. Сообщение темы урока. Путешествие в мир творчества П.П.Бажова.

5. Основная часть.

Словарная работа

Комментированное чтение сказа учителем.

Беседа по вопросам

6.Итог урока.

7. Д/з.

План урока 2 урока:

1. Организационный момент.

2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.

3. Проверка домашнего задания. Пересказ сказа «Медной горы Хозяйка»

4. Сообщение темы урока. Характеристика героев сказа.

5. Основная часть.

Словарная работа

Работа с иллюстрациями (с.57,66,67)

6. Итог урока.

7. Д/з.

Использованная литература:

  • Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  • Сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
  • Учебник – хрестоматия для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной
  • images.yandex.ru›детские фото П.П.Бажова
  • lukoshko.net›Павел Петрович Бажов
  • webskazki.com›skazki_bajova.html

Этапы урока

Содержание урока

(Деятельность учителя)

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.

3. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина.

4. Сообщение темы урока. Путешествие в мир творчества П.П.Бажова.

5. Основная часть.

Словарная работа

Комментированное чтение сказа учителем.

Беседа по вопросам.

6. Итог урока.

7. Д/з.

1. Организационный момент.

2. Приветствие. Настрой учащихся на работу в классе.

3. Проверка домашнего задания. Пересказ сказа «Медной горы Хозяйка»

4. Сообщение темы урока. Характеристика героев сказа.

5. Основная часть.

Словарная работа

Работа с иллюстрациями (с.57,66,67)

5. Итог урока.

 

6. Д/з.

(1 урок)

Учитель:

- П.П.Бажов родился в семье горнозаводского мастера 28 января 1879 г. на Сысертском заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали своё дело и труд почитали как единственный смысл своей нелёгкой жизни.

Долгими зимними вечерами слушали ребята рассказы о таинственных фантастических пощниках в работе, о встречах рудознатцев с самой Хозяйкой, Горной маткой или даже с Золотым полозом, которые иногда добры, а иногда и откровенно враждебны человеку.

П.П.Бажов был единственным ребёнком в семье и потому имел возможность получить образование. С 1889 по 1893 гг. Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, а с 1893 г. по 1899 г – в Пермской духовной семинарии. Среди семинаристов жили воспоминания о выпускниках прошлых лет – писателе Д.Н.Мамине – Сибиряке, изобретателе радио А.С.Попове. Когда Бажов учился в 4 классе семинарии, умер отец, а мать стала терять зрение. Чтобы помочь семье, пришлось искать дополнительный заработок. Но учился Бажов очень прилежно и по окончании получил предложение продолжить образование в духовной академии. Духовная карьера вовсе не привлекала 20 – летнего юношу, и от лестного предложения он категорически отказался.

18 лет Бажов проработал учителем русского языка и все эти годы собирал фольклор. Литературный дебют состоялся в 1924 г., когда вышли его «Уральские были», рассказывающие о дореволюционном быте уральских заводов. Главной книгой П.П.Бажова считается сборник сказов «Малахитовая шкатулка», оставшийся незаконченным.

В творчестве Бажова жанр литературного сказа нашёл наивысшее своё выражение. Ему подражали, порой копировали, но образец так и остался непревзойдённым. Произведения П.П.Бажова не стареют, они относятся к так называемым вечным книгам. 

1) Запись в тетрадях отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

-Какой основной признак сказки?

Отличительные черты сказки:

  • Волшебные герои – добрые и злые
  • Нет рассказчика
  • Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
  • Не имеют реальной основы.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

-А какой основной признак сказа?

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные
  • Фольклорная первооснова
  • Присутствие рассказчика – человека из народа
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования

2) Чтение определений понятий «сказ» и «сказка» в учебнике (задание 8, стр.65)

-Что в произведении «Медной горы Хозяйка» сближает его со сказкой, что в нём волшебное, а что – реальное, отражающее действительность?

-Почему это произведение нельзя назвать сказкой?

-Как вы думаете. Почему Хозяйка явилась Степану? Что необычного было в её облике?

-Почему Степан опасается малахитницы, но не хочет этого показать?

1. После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?

2. Чем отличается сказ от сказки?

Ответы на вопросы 9-11 стр.65; подготовить характеристики героев сказа; нарисовать иллюстрации к сказу (по желанию).

(2 урок)

К образу Хозяйки:

- Как, по-вашему, рассказчик относится к Хозяйке? Какую силу – злую или добрую -  она представляет? Почему вы так решили?

-Как Хозяйка относится к людям?

-Напоминает ли вам Хозяйка Медной горы других фольклорных героев? Каких?

-Какую силу, по мнению рассказчика, представляет Хозяйка Медной горы?

К образу Степана:

-Как характеризует Степана отказ от женитьбы на Хозяйке?

-Как проявляет Степан свой характер в разговорах с приказчиком, с барином?

-Прошел ли Степан третье испытание Хозяйки? Почему, как вы думаете, так закончилась его жизнь?

К образу рассказчика:

-Какие черты раскрываются в рассказчике в ходе его повествования?

-Как относится к тому, о чем рассказывает? По каким признак вы это определили?

К второстепенным образам:

-Как характеризует приказчика его речь?

-Почему надзиратель поставил в забой на место Степана своего племянника?

-По каким признакам можно судить об отношении рассказчика к приказчику, надзирателю, барину?

-В сказе есть диалектные слова, т.е. те, которые употребляются в той или иной местности, в данном случае на Урале. Их значение проясняется из контекста:

Галились-издевались;

Здоровье хезнул- здоровье потерял.

Кроме того, речь героев, да и самого рассказчика, пересыпана просторечными словами и искажениями. Так передаются особенности речи простого народа, необразованных людей:

Робили-работали;

Атуть-ртуть;

Испужался-испугался;

Звосиять-сверкнуть;

Неженатик-холостой парень;

Обзариться-сильно пожелать;

Одежа-одежда;

Ума решися- ума лишился; Ноне-нынче,сейчас.

-К произведениям Бажова создано много иллюстраций. Обратимся к иллюстрациям в учебнике.

Иллюстрации к сказам П.П. Бажова, помещенные в нашем учебнике, выполнены художниками Палеха, поселка в Ивановской области. До 1917 года он был крупным центром иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков. После революции 1917 года религия оказалась под запретом и творчество мастеров Палеха оказалось невостребованным. Лишь в 1923 году в Палехе решили возродить древние традиции.

Палехские сюжеты взяты были из русского фольклора: сказок, былин, песен.

Описание иллюстрации художника Г.К. Буреева к сказу «Медной горы Хозяйка».

- Что изображено на иллюстрации?

- Как изображена Хозяйка? Какими качествами обладает Хозяйка?

- Как изображены герои сказа?

Как изображена на иллюстрации природа?

-В нижней части рисунка – фигуры людей. В центре- Степан, он в красной рубахе. Фигуры остальных обращены к главному герою.

В центральной части рисунка – эпизод заточения Степана в горе. Герой в белой рубахе, он размахнулся, чтобы отколоть кусок малахита. Над ним – фигура Хозяйки, словно вырастающая из Медной горы, на фоне черного неба и легких облаков.

Справа видны серые избушки, вдалеке - церковь. Природа на рисунке занимает основное место. О том, что это Урал, говорят горы и хвойные деревья: ели и сосны. Это словное изображение, с множеством декоративных элементов.

Художник использует яркие краски на черном фоне, тонкий и плавный рисунок, четко очерчивающий фигуры.

   

   - В творчестве Бажова жанр литературного сказа нашёл наивысшее выражение. Ему подрожали, копировали, но образец так и остался непревзойдённым. Книги относятся к «вечным книгам». Мы поговорили лишь об одном сказе.

Современники писали: «В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы…».

   Евгений Пермяк так сказал: «Бажов принёс нам в сказе величие простоты, любовь к родному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу».

   Сам же Бажов оценивал своё творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором.  Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец - рабочий».

   

   - Что нового узнали на уроке?

   - Что понравилось?

   - Что запомнится надолго?

   - Какие герои произвели на вас особое впечатление?

   - Чему учат сказы?

 (Человек обязан сам определить свою судьбу, каким путём идти в жизни).

Прочитать сказку

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Учащиеся приветствуют учителя.

Учащиеся читают стихотворения С.А. Есенина наизусть.

Учащиеся слушают вступительный рассказ учителя о П.П. Бажове.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

-В сказках добро побеждает зло.

 

-В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.

Ответы учащихся.

- Со сказкой «Медной горы Хозяйку»

 Сближает фольклорная первооснова; повествование пронизано таинственными, волшебными образами и событиями. Произведение П.П. Бажова – сказ, так как его герои – обычные люди, заводские рабочие, многое в их быте, образе жизни, речи реалистично. Образ рассказчика – человека из народа – придает повествованию достоверность. Если сказка связана с выдумкой, то сказ подразумевает повествование о действительных событиях в сочетании с чудесами. 

Учащиеся приветствуют учителя стоя возле парт. Настраиваются на предстоящую работу.

Учащиеся беседуют с учителем по произведению.

Запись диалектных слов и их значение в тетрадь.  

Учащиеся беседуют с учителем по иллюстрации к произведению.

Учащиеся слушают заключительные слова учителя о П.П. Бажове.

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Сказ П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка" в 5 классе

Иллюстративный и текстовой материал сопровождается проблемными вопросами, настраивающими на внимательное, вдумчивое восприятие материала....

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразител...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе; Развиваю...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Фантастика и реальность в сказе П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Данная публикация содержит материал для проведения урока, презентацию. Урок построен с учётом требований ФГОСТ....

Разработка урок по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка».

Урок - игра по сказу Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка»....

Геологический комментарий к сказу П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка"

О реализации межпредметных связей на уроках литературы. Из опыта работы...


 

Комментарии

спасибо