Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Цели урока:

Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе;

Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление.

 Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». Урок №2

 Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Цели урока:

Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе;

Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; развивать образное восприятие, творческое мышление.

 Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное.

Оборудование: портрет П.П. Бажова, иллюстрации к сказу «Медной горы хозяйка».    
                                                 Ход урока.

  1. Оргмомент.

2) Язык сказа. Словарная работа


        - Чем интересен для вас этот сказ?
      Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события. Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины.
      — Давайте поработаем со смыслом слов и выражений этого сказа.

      Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.
      
B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.
      
Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.
      
Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.
      
Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.
      
Слово молвить — сказать что-нибудь.
      
Виду не оказывает — не показывает виду.
      
Парню забедно стало — парню обидно стало.
      
Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.
      
На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.
      
Молвил — сказал, произнес.
      
Обзарился — позарился.
      
Перст — палец.
      
Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.
      
Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.
      
Хворал — болел.
      С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.

     3)  
Выразительное чтение
      Чтобы дети ощутили колорит языка, поработаем над выразительным чтением описания Малахитницы Несколько ребят вслед за учителем прочитают этот отрывок, добиваясь верной интонации.
      Несколько комментариев, которые помогут детям вслушаться в текст.
      
Поют-радуются — повтор, как в русской народной сказке.
      
От земли воспарение, дух легкий — в теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами земли, трав.
      
Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон.
      
Ровно... толкнул — словно толкнул.
      
На грудке руды — на руде, сложенной в груду, на куче.
      
А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором.
      
Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом.
      
Сквозь светеют — святятся насквозь.
      
Уж такое крутое колесо — очень подвижная, непоседливая.
      
Лопочет — быстро и негромко говорит что-то.
      
По-каковски — на каком языке.
      
Только смешком все — все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом.

      
4). Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя
      
Беседа
      — Что фантастично, что реально в этом сказе?
      Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое.
      Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок.
      — Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче?      Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».
      — Как исполнила Хозяйка свои обещания?
      Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободиться из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов.
      — Как закончилась жизнь Степана? 
            — Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?
      Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.

    5).  
Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите рисунок палехских художников к сказу. Что вы помните о палехской лаковой миниатюре?
      — Что изображено на рисунке? Чем вам нравится эта иллюстрация?
   6) Итоги урока. Рефлексия.
   7)  
Домашнее задание
      Подготовить рассказ о Степане.
      Взять в библиотеке и читать сказы П. П. Бажова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"

Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)

Цели урока:·         познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...

Материал к уроку литературы 5 класса П.П.Бажов .Медной горы Хозяйка

Даны иллюстрации к сказам П.П.Бажова (презентация)...