"Актёры, правьте ремесло..." Слово о театре.
методическая разработка по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пыхтина Татьяна Васильевна

В данной методической разработке рассматривается специфика театра как одного из видов искусства, идёт речь о природе актёрского ремесла, показана роль проектной деятельности, инсценирования, интеграции, работы в группах при изучении драмы в средней и старшей школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_o_teatre.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  школа №118

Слово о театре

«Актеры, правьте ремесло…»

Технологии: проектная деятельность, инсценирование, интеграция, работа в группах

Оборудование: декорации (оформление сцены: театральная символика, реквизит (щит, копье, конь, ширма))

Литературный материал: статья В. Г. Белинского, стихи А. Блока, Г. Гейне, Ю. Кима

Музыка: Моцарт, Бетховен, Григ, В. Дашкевич, Ю. Ким

Песня «Виват, король» Ю. Рыбчинского и Г. Татарченко

Участники: чтецы, вокальная группа, кукловоды

Под музыку Моцарта («Свадьба Фигаро») участники композиции изображают актеров, выходящих на сцену и готовящихся к началу спектакля.

(Гаснет свет)

Чтец 1:   Театр!... Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага истины? И в самом деле, не сосредотачиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?... Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно… О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…

Чтец 2:  Почтеннейшая публика!

   Любезные собратья!

   Как говорил Леметр, а следом Жан-Поль Сартр:

   Какое исключительно полезное занятие –

   Ходить на представление в театр!

Чтец 3:  Всегда паркет начищен,

               И занавес на диво

               Чу! – прозвенел звонок, и в зале свет погас.

               По сцене ходят люди и говорят красиво.

               Да будет так

               И в этот раз!

Чтец 4:  Извольте, деталь интерьера:

               Балкон и далекая сьерра –

               Фанера! Белила! Эрзац!

               Триумф бутафора! Каприз инженера!

               Забава гримера! Шедевр костюмера!

               Смейся, паяц!...

Чтец 5:  Превращенья и обманы,

               Лилипуты, великаны, -

               Кто придумал, чья вина?

               Вот опять линяет краска,

               Вот опять спадает маска,

               А под ней еще одна…

               А под той еще одна…

               На сквозь годы и румяна

               Незаметно и упрямо –

               Никогда не до конца! –

               То ли светлый, то ль печальный,

               Проступает изначальный

               Чистый замысел творца…

Чтец 1: Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?... О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного. Этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, и этот роскошный великолепный занавес, это море огней намекают вам о чудесах и дивах. И вот грянул оркестр, и вот поднялся занавес, и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих!

Чтец 2:  Звонки отзвучали,

               Буфет вымирает.

               Смеркается в зале –

               На сцене светает.

               Божественный Гете!

               Бессмертный Шекспир!

               По-моему, в этом

               Вся жизнь и весь мир.

Чтец 3: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры». Так сказал Вильям Шекспир в произведении «Как вам это нравится».

Чтец 4:  Я давно наблюдаю действительность

               И, вы знаете, чувствую смутно,

               Что пространство весьма относительно,

               Да и время – не абсолютно.

               И давно уже нет сомнений

               (И вы знаете сами, надеюсь):

               Кроме видимых измерений

               Существуют еще – штук десять!

Чтец 5:  Сожми масштаб, взлети в эфир:

               Там за день год проходит, -

               И вот уже Вильям Шекспир

               Тебя в таверну вводит!

               Ты с ним за рюмкой, черт возьми,

               Рассвет встречаешь ранний!

               Между хорошими людьми

               Нет долгих расстояний.

Чтец 6:  Медам! Месье! Синьоры!

               К чему играть спектакли?

               Когда весь мир – театр,

               И все мы в нем – актеры.

               Не так ли?

               Не так ли?

Чтец 7:  Пускай блондина играет блондин,

               И никогда – брюнет,

               А то перепутаем все как один

               С черным белый цвет!

Чтец 8:  Пускай корона венчает того,

               Кто в самом деле – лев!

               А примутся уши расти у него –

               Тут же заприте в хлев!

               Не дайте шакалу сыграть овцу,

               Копейке лезть в рубли,

               Но дайте певцу – и только певцу! -

               Считайте, что он пуп земли!

Чтец 9:  Э-гей! А ваша прыть, и стать,

               И хитрость, и отвага

               Вполне годятся, чтоб сыграть

               Макбета или Яго!

               Э-гей, синьоры, к нам! Э-гей,

               Синьоры, к нам, сюда!

               И кто из вас герой.

               И кто из вас лакей –

               Укажем без труда!

Чтец 10:  И только вы, красавицы,

                 Так прелестны, так уместны

                 В роли нежных дам!...

                 Как вам это нравится?

                 Как это нравится вам?

                 Медам! Месье! Синьоры!

                 Как это нравится вам?

Чтец 1:  Хорошая работа:

               Не в шутка, а всерьез,

               Морочить людям головы,

               Обманывать до слез,

               Выкидывать коленца,

               И антраша.

               Почтеннейшая публика

               За этим и пришла! 

               Осиновая шпага,

               Еловый кинжал –

               А зрителям бросает

               То в холод, то в жар.

               Да чем же привлекателен

               Этот маскарад?

               Я вижу, ты, приятель,

               Обманываться рад!

Чтец 2:  Слава отважным героям,

               Слава великим поэтам,

               Слава бессмертным легендам,

               Ура, ура, ура!

               Подвиг души благородной,

               Пусть вам послужит примером,

               Яркой звездой путеводной

               Пусть вам послужит!

               А нам пора:

               Как только этот занавес

               Дадут последний раз,

               Последний прозвучит аплодисмент,

               Коня, копье и щит,

               Сдадим мы в реквизит,

               Сдадим и, уходя, потушим свет,

               И сняв долой парик седой и бороды отклеив,

               Мы пустимся в обычные дела, дела, дела,

               И нет, и не было героев и злодеев,

               И подвигов во имя добра и зла.

                А есть одиннадцать часов и выход из театра,

               Есть дети и семья и дом родной --- ой, ой! ---

               Есть летние гастроли, репетиция на завтра

               И в пятницу законный выходной,

               Есть роли, гастроли,

               Успех - чего же боле?

               И слава Богу, что никто из нас

               В жизни не осмелится

               Накинуться на мельницы,

               Имея на голове дырявый таз!

Чтец 3:  Только я, очарованный зритель,

                 Глубоко потрясенный до слез,

                Я, ведь, брошу родную обитель

                И коня оседлаю всерьез.

                И поеду скакать и бороться

                Против темных таинственных сил,

                Ибо есть на земле благородство:

                Я в себе его вдруг ощутил.

                И в беде никого не покину,

                И удары приму на себя

                И, наверно, конечно, погибну

                А потом вы играйте меня.

Чтец 1, 2:  В добрый путь! Мы смеяться не станем,

                   А, когда утомишься от ран,

                   Приходи, мы еще раз обманем:

                   Ты умеешь поверить в обман,

                   Ты умеешь поверить в обман.

Чтец 3:  Кто-то жнёт, а кто-то сеет,

               Каждый делает своё,

               Ну, а что артист умеет, а артист умеет всё!

               Он – бродяга и работник, и страдалец, и герой.

               Он и храбрый, как разбойник

               И великий, как король.

 

Чтец 4:  Кто в горячке, кто в простуде,

               Кто-то что-то съел не то,

               Столько раз хворают люди,

               А артисты ни за что.

               Если ж тело ослабело

               И судьбы не одолеть, то

               Артист всегда сумеет

               Напоследок песню спеть.

 

               Мы – весёлые солдаты

               Славной армии искусства.

               Перед нами всё равно,

               Что столица, что село.

               Мы уверены в успехе,

               И, надев свои доспехи,

               Попадаем прямо в сердце,

               Если есть у вас оно.

Чтец 5:  Шлем, да панцирь, да седло,

               Бинт, бальзам, примочка.

               Есть такое ремесло:

               Рыцарь одиночка.

               Путешествуй там да сям,

               Выручай кого-то.

               И все время действуй сам –

               Вот и вся работа.

               Одинокий паладин

               Жалости достоин.

               Всем известно, что один –

               Во поле не воин.

               Что же гонит вдаль его,

               Где сидит пружина?

               Может, просто он – того,

               Вот и вся причина?

               Право, если рассудить –

               Это сумасбродство -

               Плетью обух колотить.

               Что за донкихотство?

               Смертным потом изойдешь –

               Никакого толка.

               Только сгинешь ни за грош,

               Вот и вся недолга.

               А он скачет напролом,

               Гордо и наивно,

               Драться с подлостью и злом,

               А то жить противно.

               И ни славы никакой,

               Ни наград не надо.

               Что поделать - он такой.

               Вот и вся баллада.

Чтец 6:  А ну, дружок, давай пойдём,
              Пойдём, а там посмотрим.
              А ну, дружок, давай споём,

               Споём, а там посмотрим.
              А может быть, за тем холмом,

               За тем мостом, за тем углом

               Нас ждёт неслыханный приём?
              Давай пойдём, посмотрим!


              И мы придём, и мы споём
              (А впрочем, там посмотрим),

               И кучу денег соберём
              (А впрочем, там посмотрим),
              Хотя бы несколько монет…
              Хотя бы только на обед…
              Хотя бы только на ночлег!...
              А впрочем, там посмотрим!

              Но если даже нас метлой
              Прогонят от порога,
              То всё равно у нас с тобой
              Останется дорога!
              И мы пойдём: авось потом
              Куда-нибудь да выйдем!
              А там - неслыханный приём!
              А впрочем, там увидим.

Чтец 7: Песня спета, кончен путь,

               Что же дальше делать?

               Дальше должен кто-нибудь

               По дороге ехать.

               Спета песенка давно,

               Вручена награда,

               Но кому-то все равно,

               Дальше ехать надо.

               Ехать надо далеко,

               Все на свете бросив,

               Хоть не просит вас никто,

               А скорей напротив.

               И ни просит вас никто,

               И семья не рада,

               А что делать? Все равно

               Дальше ехать надо.

               Дальше – больше, ты учти.

               Вдруг чего случится,

               Ой, подумай-погоди,

               На коня садиться.

               Впереди - темным темно,

               Впереди - засада.

               Впереди… А все равно

               Дальше ехать надо.

Чтец 8:  Над черной слякотью дороги

               Не поднимается туман.

               Везут, покряхтывая, дроги

               Мой полинялый балаган.

               Лицо дневное Арлекина

               Еще бледней, чем лик Пьеро.

               И в угол прячет Коломбина

               Лохмотья, сшитые пестро...

               Тащитесь, траурные клячи!

               Актеры, правьте ремесло,

               Чтобы от истины ходячей

               Всем стало больно и светло!

                В тайник души проникла плесень,

                Но надо плакать, петь, идти,

                Чтоб в рай моих заморских песен

                Открылись торные пути.

Чтец 9:  О вечные вопросы,

               Которым счету нет!

               О тщетные попытки

               Найти на них ответ!

               О тайны роковые,

               Которым нет конца!

               О вечная работа

               Актера и певца!

Чтец 10:  Брызнет сердце то ли кровью,
                То ли тертою морковью —
                Ах, поверьте, всё равно:
                Все равно жестокой болью,
                То ли гнётом, то ль любовью
                Наше сердце пронзено!


                И слезами плачут куклы,
                И огнём пылают буквы,
                И взорвался барабан,
                И пошла под гром оваций
                Перемена декораций:
                Здравствуй, новый балаган!

(На сцену выносится ширма, выходят кукловоды и изображают балаган. Звучит песня

В. Дашкевича на стихотворение А. Блока «Балаганчик» в исполнении Е. Камбуровой.)

Балаганчик

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.

          Мальчик


Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева...
Видишь факелы? Видишь дымки?
Это, верно, сама королева...

           Девочка


Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это - адская свита...
Королева - та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.

Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: "Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей - картонный шлем!
А в руке - деревянный меч!"

Заплакали девочка и мальчик.
И закрылся веселый балаганчик.

Чтец 1:  Кто-то жнёт, а кто-то сеет,

               Каждый делает своё,

               Ну, а что артист умеет, а артист умеет всё!

               Он – бродяга и работник, и страдалец, и герой.

               Он и храбрый, как разбойник

               И великий, как король.

 

(В исполнении вокальной группы звучит песня Ю. Рыбчинского и Г. Татарченко «Виват, король».)

Виват, король

"Жизнь - театр", - Шекспир сказал,
"И все мы в нем актеры".
Ты игрой сердца пронзал,
Рождал восторг и споры.
За то, что ты с душой играл,
Народ тебя короновал.
И даже враг твердил порой,
Скрывая страх, что ты - король,
Что ты - король!

Виват, король, виват! Виват, король!
Покоя ты не знал.
Без пушек , без солдат своей игрой
Ты страны покорял.
Меня же покорил, что верным был,
Что был самим собой,
И не была игрой , пустой игрой
Твоя любовь.

Виват, король, виват! Виват, король!
Виват, король, виват! Виват, король!
Ты был, ты был самим собой!
Виват, король, виват! Виват, король!
Виват, король, виват! Виват, король!
Виват, виват, моя любовь!

Лишь со мной одной деля
Все горести и беды,
Ты другим дарил всегда
Золото победы.
Ты так играл, ты был артист,
И вот настал твой бенефис!
Ты так играл, ты был король,
И вот теперь вакантна роль!
Вакантна роль!

Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Тебе поют кругом.
Как жаль: не вечен май, не вечен гром,
Аплодисментов гром.
Печаль в глазах, печаль,
А в сердце боль,
И каждый грустным стал.
Прощай, король, прощай! Сегодня твой
Последний бал!

Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Сейчас прощаешься с игрой!
Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Теперь, теперь ты - только мой!

Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Не плач, мой милый, не горюй!
Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Прощай, король, прощай! Прощай, король!
Лишь я "Прощай!" не говорю!

Чтец 2:  Спектакль окончен. По домам…

Мужчины провожают дам.

По вкусу пьеса им, наверно,

Я слышал хлопали усердно.

Высокопочтимой публикой

Отмечен был успех поэта.

Теперь театр пустой такой…

Ни оживления, ни света.

Но чу, раздался резкий звук…

У самой сцены треск удара.

Быть может, лопнула там вдруг.

Струна на чьей-то скрипке старой

Уж крысы злобные снуют

В партере темном там и тут.

Чадит в последней лампе масло,

Все пахнет горечью сейчас

И вот огонь, шипя угас.

О, то душа моя угасла.

Чтец 3:  Медам, месье, синьоры!

К чему играть спектакли,

Когда весь мир театр

И все мы в нем актеры, -

Не так ли, не так ли?

Медам, месье, синьоры!

Как жаль, что в этой драме

Бездарные гримеры,

Коварные суфлеры -

Мы сами, мы с вами.

О, как бы нам, синьоры,

Сыграть не фарс, а сказку.

О счастье и надеждах,

Сыграть, пока не скоро

Развязка, развязка!...

О, мир, где вместо падуг

Над нами арки радуг,

Где блещет вместо ламп луна!

Где мы, мы играем слабо,

О, как бы нам хотя бы

Не путать амплуа.

Но все-таки…

Чтец 4:  Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?... О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного. Этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, и этот роскошный великолепный занавес, это море огней намекают вам о чудесах и дивах. И вот грянул оркестр, и вот поднялся занавес, и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих!

Все чтецы хором:  О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…

(Все выходят на поклон)

Задание на перспективу:

1.Презентация о создании первого драматического театра России

2.Презентации о русских театральных деятелях 20 века

3.Конкурс театральных афиш

Рефлексия: мероприятие прошло успешно.  В  нем приняли участие обучаемые 6-11 классов. Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа по созданию сценария, костюмов, реквизита, репетиционная работа в группах. Наиболее удачным следует признать выразительное чтение учащимися поэтических текстов, владение элементами сценографии.  Выступающим  удалось добиться эмоционального отклика зрителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку по теме «Обобщение и закрепление правил чтения слов в I и II типе слога»

Разработка урока «Обобщение и закрепление правил чтения слов в I и II типе слога». Целью урока является повторение лексического и грамматического материала, развитие навыка чтения слов, с опорой...

Универсальные учебные действия. Логопедическое занятие по теме: Деление слов на слоги. Правила переноса слов с одной строки на другую. Осень.

Логопедическое занятие, ориентированно на формирование познавательных универсальных учебных действий; межпреметная связь с информатикой и окружающим миром....

Открытый урок «Правила вежливости. Слова нужные и важные»

Открытый урок к празднику "День вежливости"...

Деление слов на слоги. Правила переноса слов

Деление слов на слоги. Правила переноса слов...

Открытое занятие кружка "Художественное слово в театре" "Путешествие в сказку "Теремок"

Подготовка к исценировке сказки "Теремок" в младшей разновозрастной группе...

Беседа "Правила поведения в кино, театре и музее"

Беседа "Правила поведения в кино, театре и музее"...