Универсальные учебные действия. Логопедическое занятие по теме: Деление слов на слоги. Правила переноса слов с одной строки на другую. Осень.
план-конспект на тему

Петрович Ольга Дмитриевна

Логопедическое занятие, ориентированно на формирование познавательных универсальных учебных действий; межпреметная связь с информатикой и окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               

                                                          «Универсальные учебные действия»

                                                                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                                                                  Петрович Ольга Дмитриевна  

                                                                                                                                                  Учитель-логопед

                                                                                                                                                    МБОУ гимназия

                                                                                                                                                    г. Советский

                                                                          Пояснительная записка.

   Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Цель  работы учителя-логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи,  в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

       Итогом логопедического воздействия должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.   Основными задачами логопедической работы являются следующие:

расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Примечание: Логопедическое занятие, ориентированно на формирование познавательных универсальных учебных действий (без использования учебника).

Тема занятия: Деление слов на слоги. Правила переноса слов с одной строки на другую. Осень.

Цель: Формирование умения переносить слова с одной строки на другую.

Задача:

  • Составить алгоритм. Формировать умение представлять информацию в виде схемы.
  •  Развивать умение применять полученные знания в современной жизни. 
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Продолжить формирование навыков учебного сотрудничества.

Примечание: занятие разработано для детей, имеющих нарушения чтения и письма, 2-3 класс.

Оборудование: ноутбук, раздаточный материал, мячи.

Организация: индивидуальная работа, групповая (работа в двух группах), фронтальная.

Технологическая карта  логопедического занятия

Этапы

урока

Содержание урока

Формирование УУД

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

1.Мотивирование к учебной деятельности.

 Создаёт положительный настрой на уроке.

 Приветствует учащихся на уроке.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

Чтобы было всё понятно , если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Что надо сделать, если хочешь ответить?

-Какое сегодня число? Месяц? Какой по счёту месяц в году? Время года? Назовите признаки осени. (Слайд 1)

Запишите число в тетради.

Проводит дидактическую игру. Игра «Да-нет»

Проводит минутку чистописания.

Включаются в общение.

Отвечают на вопросы.

Задают вопросы, отгадывают букву, прописывают отгаданную букву

(Р)  Готовность рабочего места  для работы.

(П) Положительный эмоциональный  настрой на урок. Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

(К) Вступать в беседу, слушать, понимать речь других. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

2.Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Фронтальная работа.

1.Сколько букв гласных звуков в русском языке?

2.Определите количество гласных в словах: ОСЕНЬ, ЛИСТОПАД, ДОЖДЬ.

На что указывает количество гласных  в словах?

-Вы умеете делить слова на слоги?

Работа у доски.

3.Упражнение «Расселяем слова в домики» (домики с одним, двумя и тремя окошками):небо, лист, жёлтый, опадают.

        И т.д.

4.Предлагает сформулировать правило.

5.Сложное задание. Будьте внимательны! Составьте слово: перелётные(1)+деревья(2)+нос.( Слайд 3)

Предлагает сформулировать тему урока.

Что можем сказать о теме урока.

Помогает сформулировать цель и задачи занятия.

Организует работу по самооценке знаний по теме урока.

Рефлексия

Оцените себя. Отметьте уровень на котором вы знаете правила переноса в данный момент.

Делает вывод: не все ребята уверены в своих знаниях.

 «зажигают огоньки» под гласными

Делают вывод.

Отвечают на заданный вопрос: учились на уроках русского языка.

Анализируют выполненную работу: сколько в слове гласных столько и слогов.

Составляют слово («перенос»)

Формулируют тему урока:

«Перенос слов»

-Изучали на уроке русского языка.

Формулируют цель: закрепить навык  переноса слов с одной строки на другую и применять полученные знания в жизни.

Формулируют задачи: повторить правила переноса слов; составить алгоритм действия при переносе слова с одной строчки на другую; закрепить умение переносить слова.

Рефлексия

Оценивают знания на «линеечках успешности»

(Р)Развивать умение высказывать своё предположение.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

прогнозировать предстоящую работу.

(К) Оформлять свои мысли в устной форме.

(П) Осознавать познавательную задачу. Выявлять сущность, особенности объектов.

(Р) Развивать умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме.

(П) Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

(Р)Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

(К)Развивать умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме.

(Л)Развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

(Р)Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

(Р)Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

3.Развитие умений-применение знания.

Предлагает повторить правила переноса. - Ребята  нашей группы посещают кружок по информатике.  Они научились составлять алгоритмы.   Давайте применим ваши знания на нашем занятии.

Помогает детям составить алгоритм действий при переносе слов. (составленный алгоритм вывешивается на доске)

АЛГОРИТМ (приложение №1)

Какую поставленную задачу мы выполнили?

Физминутка. Упражнения с мячом  (выполняются под музыку)

Проговаривают правила.

Дети под руководством логопеда составляют алгоритм.

Составили алгоритм действий.

Анализируют проделанную работу.  

Выполняют упражнения.

(П) Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

(П)Представлять информацию в виде схемы.

(Л) Уметь выполнять правила охраны здоровья.

Работа в малых группах

Самостоятельная  работа.

Индивидуальная работа

Организует работу у доски.

Даны слова:  урожай, зонт, осенний, пальто, айва.

Выполняют задание: делят слова для переноса.

Объясняют, как можно разделить слова для переноса, пользуясь алгоритмом.

(П) На основе анализа объектов делать выводы

Предлагает каждой группе набор карточек на которых написаны слова: волк, грибы. заяц, белка, змея. орех.

Фиксирует возникновение затруднений.

Организует индивидуальную работу.

Предлагает задание с подсказкой.

Определяют, на какие группы можно разложить карточки (слова, которые делятся для переноса и слова, которые не делятся для переноса)

Анализируют выполненную работу, пользуясь алгоритмом.

Записывают слова в тетрадь и делят для переноса.

(К) Умение работать в паре, в группе.

4.Физминутка

Предлагает физминутку для глаз (Слайд 4)

Выполняют упражнения.

(Л)Уметь выполнять правила охраны здоровья

5.Развитие умений и применение знаний.

Групповая работа.

-Ребята, я вчера готовилась к нашему занятию, заполняла таблицу, записывала текст про осень и оказалось, что компьютер не знает правила переноса слов. Вот что у меня получилось. (Текст напечатан на узких полосках с ошибками в переносе слов.) Наступила красавица осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах люди собирают огурцы, помидоры, морковь. В садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года!

Дети подчеркивают не правильно перенесенные слова, объясняют какое правило нарушено, записывают исправленные слова в тетрадях.

(П) На основе анализа объектов делать выводы.

6.Рефлексия учебной деятельности.

-Какие поставленные задачи  выполнили на уроке?

-Оцените свои знания на «линейке успешности», сравните с предыдущим результатом.

-Пришли к намеченной цели, или необходима ещё работа?

Проводит диагностику эмоционального состояния детей.

Предлагает детям украсить дерево осенними листьями. (Листья различного цвета: красный, коричневый, желтый, зеленый, черный.)

Анализируют проделанную работу, сверяют с поставленными задачами.

Оценивают

Делают выводы.

Выбирают листья и украшают дерево, высказывают свое мнение о занятии.

(Р) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

(П) На основе анализа объектов делать выводы.

(Р)Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Приложение (интеграция с  информатикой. Данные алгоритмы изучаются на кружке по информатике)

  1.       Определяю количество слогов в слове.

           нет

             да

слово переносить нельзя

        Вспоминаю правила переноса:

  1. Не оставляем на строчке и не переносим одну букву;
  2. Если слог оканчивается на Й , буква остается на строчке;
  3. Если слог оканчивается на Ь, букву Ь не переносим;
  4. Если в слове встречается удвоенная согласная, одна буква остается на строчке, а другая переносится на другую строку.

Список источников.

1.В.М.Акименко «Новые логопедические технологии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008

2.О.А.Архипова «Уроки русского языка с применением информационных технологий», Москва, «Планета», 2012 г.

3.О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук «Логопедическая работа в школе. Работаем по новым стандартам», Москва, «Просвещение». 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...

Конспект занятия по логопедии Тема : Деление слов на слоги.

Конспект занятия по логопедииТема : «Деление слов на слоги. Цели: Образовательные: формирование навыков деления слов на слоги.Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, мелкой моторики, психичес...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах".

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах"....

Слог. Правила переноса слова

Слог. Правила переноса слова...

Деление слов на слоги. Правила переноса слов

Деление слов на слоги. Правила переноса слов...