Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект
Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основная цель занятия - предупреждение и коррекция смешения звуков, близких по артикуляционным и акустическим параметрам. В ходе достижения основной цели проводится комплексная работа по развитию всей речевой системы и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_-_2018_g.zip | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие разработала
Позднякова Наталья Николаевна
учитель-логопед
КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа – интернат»
Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основная цель занятия - предупреждение и коррекция смешения звуков, близких по артикуляционным и акустическим параметрам. В ходе достижения основной цели проводится комплексная работа по развитию всей речевой системы и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии.
Тема: Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Учить различать звуки [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в умении различать звуки [С] - [Ц] по артикуляции, на слух и буквы «С», «Ц» на письме.
Коррекционные:
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Оборудование: карточки «Артикуляционная гимнастика»; «Слова: сова, цапля»; Буквы – «С», «Ц»; профиль артикуляции звуков [С], [Ц]; конверты с заданиями; новогоднее приглашение; карточки с заданиями – 4 шт.; картинка – синица, соловей, снегирь, ласточка, скворец; звукозапись голоса – совы, цапли.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь и играете.
- Настроимся на занятие и вспомним, что необходимо вам выполнять. Дополните за мной фразу: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё (видят), уши внимательно слушают и всё (слышат), голова хорошо (думает)». Молодцы!
Артикуляционная гимнастика для губ и языка
- Ребята, с чего мы начинаем занятие по логопедии? (С гимнастики для языка и губ.)
- Вам помогут рисунки - подсказки и зеркало.
- «ЛЯГУШКА», «ХОБОТОК»;
- «ЧАСИКИ», «КАЧЕЛИ»;
- «ЛАПАТОЧКА», «ГРИБОЧЕК»
- «ЛОШАДКА», остановить «ЛОШАДКУ» - т-р-р
- Поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Ивану – большаку – дрова рубить,
Ваське – указке – воду носить,
Мишке – среднему – печку топить,
Гришке – сиротке – кашу варить,
А крошке – Тимошке – песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
- Повторение пройденного материала.
- Ребята, на предыдущих занятиях мы учились различать на слух звонкие и глухие парные согласные. Что вы знаете?
- Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими. Это какие звуки? [Б, В, Г, Д, Ж, З]
- Согласные звуки, которые произносятся без голоса, называются глухими. Это какие звуки? [П, Ф, К, Т, Ш, С]
- Все парные согласные звуки [Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф] отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет.
- А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.
3. Сообщение темы занятия.
- Сегодня гостями нашего занятия будут птицы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.
- Всю ночь летает,
Мышей добывает
А станет светло
Спать летит в дупло? (Сова) На доску вывешивается картинка – сова.
- На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат? (Цапля) На доску вывешивается картинка – цапля.
- Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и слово «цапля» начинаются с одного и того же звука, а цапля не согласна с ней. Целый день спорят, никто их не рассудит. Давайте поможем им.
- Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова»? (Слово «сова», начинается со звука [C], буква «ЭС») А слово «цапля», с какого звука начинается? (Слово «цапля», начинается со звука [Ц], буква «ЦЕ»)
- Какие, звуки и буквы сегодня мы будем учиться различать? (Сегодня мы будем учиться различать звуки [С-Ц] и буквы «ЭС» - «ЦЕ»)
- Тема занятия – дифференциация или различения звуков [С-Ц] и буквы «ЭС» - «ЦЕ» на слух и при письме.
- Закрепим умения отвечать на вопросы полным ответом. Будем соблюдать аккуратность при работе в тетради. Во время занятий вы, должны, быть какими? (Вежливыми, добрыми, дисциплинированными, хорошими.)
4. Основная часть.
- Давайте сначала дадим характеристику звукам:
Звук [С] – согласный, свистящий, глухой, твёрдый.
При произнесении звука [С], губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью, язык широкий, расслабленный, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка. Звук – долгий.
Звук [Ц] – согласный, свистящий, глухой, всегда твёрдый, произносится в результате, быстрого сочетания звуков [Т+С] – «ТС». Звук короткий.
- Развитие фонематического восприятия.
Игра «Сигнальные карточки»
- Поиграем в игру. Возьмите сигнальные карточки с буквами «ЭС», «ЦЕ»
- Я буду произносить слоги, а вы, какой звук услышите, такую карточку с буквой нужно поднять. Понятно? Будьте внимательны.
(Логопед произносит слоги – СА, УЦ, СКА, ОСТ, ЦЫ, ЕЦ, СТЫ, ЦЛО.)
-Ребята, вы правильно услышали звуки, которые я произнесла, и правильно обозначили их буквами.
Игра «Скажи наоборот»
- Если, я произнесу слог со звуком [С], то вы должны произнести со звуком [Ц] и наоборот.
- СА – (ЦА); АС – (АЦ);
- ЦО – (СО); ОЦ – (ОС);
- СУ – (ЦУ); УС – (УЦ);
- ЦЫ – (СЫ); ЫЦ – (ЫС)
- ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – вы – ребята МОЛОДЦЫ!
- Развитие зрительного и слухового восприятия. (Работа в парах.)
Предлагаю поработать в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.)
Игра «Прочитай – ка!»
- Сова и цапля принесли собой слова, которые лежат в конвертах и опять спорят. Давайте поможем им прочитать.
Свет – цвет.
- Что означает слово «Цвет»? (Это одно из свойств предметов, например «Белый мишка».)
- Что означает слово «Свет»? (Свет – нельзя пощупать и взять в руки, это состояние, когда светло.)
Цапля – сабля.
- Что означает слово «Цапля»? (Цапля – большая болотная птица.)
- Что означает слово «Сабля»? (Сабля – это оружие.)
Физминутка «ПТИЧКИ»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (Машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
- Сова и цапля получили приглашение на новогодний утренник, и в нём был список гостей. Но, когда они прочитали, кто приглашён на утренник, они растерялись и решили, что на утренник они не пойдут. Ведь никого из гостей они не знают. Давайте поможем, вставим в слова пропущенные буквы «ЭС» или «ЦЕ» и узнаем, кто же идёт на новогодний утренник. (Сини…а, …оловей, …негирь, ла…точка, скворе…).
- Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. (Дети читают получившиеся слова, логопед вывешивает картинки с изображением птиц.)
- Ребята, а ведь многие из этих птиц вам хорошо знакомы. Вы их встречали летом, могли видеть и зимой. Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые не улетают от нас на юг, в тёплые края, а остаются зимовать? (Зимующие птицы.)
- А как называются птицы, которые на зиму улетают от нас в тёплые края? (Перелётные птицы.)
Гимнастика для пальчиков
- Ребята, отдохнём. Проведём гимнастику для пальчиков, чтобы приступить к письменному заданию. Возьмите ручку.
- Покатайте ручку между ладонями.
- Затем выполните массаж кончиков пальцев. Возьмите ручку в правую руку, покатайте ручку подушечками большого и указательного пальцев, большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца. Затем возьмите карандаш в левую руку.
- Упражнение «Дудочка», выполняем упражнение под счёт до 10.
- Положите ручку на стол, стряхните кисти рук.
Работа в тетрадях (карточках):
- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
. ини . а – зимующая пти . а.
. кворе . – перелётная пти . а.
- Образование множественного числа существительных.
Игра «Один – много».
- Сова и цапля среди птиц нашли себе друзей. Была одна сова, а теперь их стало много и о них мы скажем «совы», одна цапля, а много «цапли».
- А теперь скажите вы. Один – соловей, а много «соловьи»,
- Ласточка – ласточки, снегирь – снегири, синица – синицы, скворец – скворцы.
5. Итог занятия.
Ребята, а вы слышали когда – нибудь голоса совы и цапли? Давайте их послушаем. Как вы думаете, о чём они могут говорить? (Дети высказывают свои предложения.)
- А мне кажется, в их голосах слышится радость, оттого, что мы им помогли.
- Чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки [С] – [Ц] на слух и на письме.)
- Давайте повторим ещё раз, с каких звуков начинаются слова «сова» и «цапля». (Слово «сова», начинается со звука [C], слово «цапля», начинается со звука [Ц].)
- Ребята, вы хорошо и дружно поработали и научились различать звуки [С] – [Ц], буквы «ЭС», «ЦЭ» в слогах, словах, предложениях.
- Занятие окончено.
- ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – вы – ребята МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по теме: "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" 2 класс
Ресурс содержит конспект занятия и презентацию по теме "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" проведенного во 2 классе коррекционной школы VIII вида. Решает задачи : учить детей различать звуки с-ш ...
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"
Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".
Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учи...
Конспект комплексного логопедического занятия по коррекции стёртой формы дизартрии с применением БОС технологии 1 класс Тема: «Дифференциация [Ж-З, Ш-С] в слогах, словах, предложениях.
Конспект комплексного логопедического занятия с применением БОС технологии...
Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [В] и [Ф] в слогах"
Логопедическое занятие...