Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект

Позднякова Наталья Николаевна

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основная цель занятия - предупреждение и коррекция смешения звуков, близких по артикуляционным и акустическим параметрам. В ходе достижения основной цели проводится комплексная работа по развитию всей речевой системы и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon logopedicheskoe_zanyatie_-_2018_g.zip40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие разработала

Позднякова Наталья Николаевна

учитель-логопед

КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа – интернат»

                                                         

                       

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основная цель занятия - предупреждение и коррекция смешения звуков, близких по артикуляционным и акустическим параметрам. В ходе достижения основной цели проводится комплексная работа по развитию всей речевой системы и ВПФ. На занятии используются компьютерные и здоровьесберегающие технологии.

Тема: Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Учить различать звуки [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Упражнять в умении различать звуки [С] - [Ц] по артикуляции, на слух  и буквы «С», «Ц» на письме.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Оборудование: карточки «Артикуляционная гимнастика»; «Слова: сова, цапля»; Буквы – «С», «Ц»; профиль артикуляции звуков [С], [Ц]; конверты с заданиями; новогоднее приглашение; карточки с заданиями – 4 шт.; картинка – синица, соловей, снегирь, ласточка, скворец; звукозапись голоса – совы, цапли.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь и играете.

- Настроимся на занятие и вспомним, что необходимо вам выполнять. Дополните за мной фразу: «На занятии наши глаза внимательно смотрят  и всё (видят), уши внимательно слушают и всё (слышат), голова хорошо (думает)». Молодцы!

Артикуляционная гимнастика для губ и языка

- Ребята, с чего мы начинаем занятие по логопедии? (С гимнастики для языка и губ.)

- Вам помогут рисунки - подсказки и зеркало.

- «ЛЯГУШКА», «ХОБОТОК»;

- «ЧАСИКИ», «КАЧЕЛИ»;

- «ЛАПАТОЧКА», «ГРИБОЧЕК»

- «ЛОШАДКА», остановить «ЛОШАДКУ» - т-р-р

- Поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить,

Мишке – среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашу варить,

А крошке – Тимошке – песенки петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

  1. Повторение пройденного материала.

- Ребята, на предыдущих занятиях мы учились различать на слух звонкие и глухие парные согласные. Что вы знаете?

- Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими. Это какие звуки? [Б, В, Г, Д, Ж, З]

- Согласные звуки, которые произносятся без голоса, называются глухими. Это какие звуки? [П, Ф, К, Т, Ш, С]

- Все парные согласные звуки [Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф]  отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет.

- А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

3. Сообщение темы занятия.

- Сегодня гостями нашего занятия будут птицы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

- Всю ночь летает,

Мышей добывает

А станет светло

Спать летит в дупло? (Сова) На доску вывешивается картинка – сова.

- На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат? (Цапля) На доску вывешивается картинка – цапля.

- Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и слово «цапля» начинаются с одного и того же звука, а цапля не согласна с ней. Целый день спорят, никто их не рассудит. Давайте поможем им.

- Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова»? (Слово «сова», начинается со звука [C], буква «ЭС») А слово «цапля», с какого звука начинается? (Слово «цапля», начинается со звука [Ц], буква «ЦЕ»)

- Какие, звуки и буквы сегодня мы будем учиться различать? (Сегодня мы будем учиться различать звуки [С-Ц] и буквы «ЭС» - «ЦЕ»)

- Тема занятия – дифференциация или различения звуков  [С-Ц] и буквы «ЭС» - «ЦЕ» на слух и при письме.

- Закрепим умения отвечать на вопросы полным ответом. Будем соблюдать аккуратность при работе в тетради. Во время занятий вы, должны, быть какими? (Вежливыми, добрыми, дисциплинированными, хорошими.)

4. Основная часть.

- Давайте сначала дадим характеристику звукам:

Звук [С] – согласный, свистящий, глухой, твёрдый.

При произнесении звука [С], губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью, язык широкий, расслабленный, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз по середине языка. Звук – долгий.

Звук [Ц] – согласный, свистящий, глухой, всегда твёрдый, произносится в результате, быстрого сочетания звуков [Т+С] – «ТС». Звук короткий.

  • Развитие фонематического восприятия.

Игра «Сигнальные карточки»

- Поиграем в игру. Возьмите  сигнальные карточки с буквами  «ЭС», «ЦЕ»

- Я буду произносить слоги, а вы, какой звук услышите, такую карточку с  буквой нужно поднять. Понятно? Будьте внимательны.

(Логопед произносит слоги – СА, УЦ, СКА, ОСТ, ЦЫ, ЕЦ, СТЫ, ЦЛО.)

-Ребята, вы правильно услышали  звуки, которые я произнесла, и правильно обозначили их буквами.

        Игра «Скажи наоборот»

- Если, я произнесу слог со звуком [С], то вы должны произнести со звуком [Ц] и наоборот.

 - СА – (ЦА); АС – (АЦ);

- ЦО – (СО); ОЦ – (ОС);

- СУ – (ЦУ); УС – (УЦ);

- ЦЫ – (СЫ); ЫЦ – (ЫС)

- ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ –  вы – ребята МОЛОДЦЫ!

  • Развитие зрительного и слухового восприятия. (Работа в парах.)

Предлагаю поработать в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.)

Игра «Прочитай – ка!» 

- Сова и цапля принесли собой слова, которые лежат в конвертах и опять спорят. Давайте поможем им прочитать.

  Свет – цвет.

- Что означает слово «Цвет»? (Это одно из свойств предметов, например «Белый мишка».)

- Что означает слово «Свет»? (Свет – нельзя пощупать и взять в руки, это состояние, когда светло.)

 Цапля – сабля.

- Что означает слово «Цапля»? (Цапля – большая болотная птица.)

- Что означает слово «Сабля»? (Сабля – это оружие.)

Физминутка  «ПТИЧКИ»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (Машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

 Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

- Сова и цапля получили приглашение на новогодний утренник, и в нём был список гостей. Но, когда они прочитали, кто приглашён на утренник, они растерялись и решили, что на утренник они не пойдут. Ведь никого из гостей они не знают. Давайте поможем, вставим в слова пропущенные буквы «ЭС» или «ЦЕ» и узнаем, кто же идёт на новогодний утренник. (Сини…а, …оловей, …негирь, ла…точка, скворе…).

- Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. (Дети читают получившиеся слова, логопед вывешивает картинки с изображением птиц.)

- Ребята, а ведь многие из этих птиц вам хорошо знакомы. Вы их встречали летом, могли видеть и зимой. Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые не улетают от нас на юг, в тёплые края, а остаются зимовать? (Зимующие птицы.)

- А как называются птицы, которые на зиму улетают от нас в тёплые края? (Перелётные птицы.)

Гимнастика для пальчиков

- Ребята, отдохнём. Проведём гимнастику для пальчиков, чтобы приступить к письменному заданию. Возьмите ручку.

  • Покатайте ручку между ладонями.
  • Затем выполните массаж кончиков пальцев. Возьмите ручку в правую руку, покатайте ручку подушечками большого и указательного пальцев, большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца. Затем возьмите карандаш в левую руку.
  • Упражнение «Дудочка», выполняем упражнение под счёт до 10.

- Положите ручку на стол, стряхните кисти рук.

                             C:\Users\Владелец\Documents\Scanned Documents\Рисунок (64).jpgC:\Users\Владелец\Documents\Scanned Documents\Рисунок (65).jpg       C:\Users\Владелец\Documents\Scanned Documents\Рисунок (67).jpg

 Работа в тетрадях (карточках):

- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

. ини . а – зимующая пти . а.

. кворе . – перелётная пти . а.

  • Образование множественного числа существительных.

Игра «Один – много».

- Сова и цапля среди птиц нашли себе друзей. Была одна сова, а теперь их стало много и о них мы скажем «совы», одна цапля, а много «цапли».

- А теперь скажите вы. Один – соловей, а много «соловьи»,

- Ласточка – ласточки, снегирь – снегири, синица – синицы, скворец – скворцы.

5. Итог занятия.

Ребята, а вы слышали когда – нибудь голоса совы и цапли? Давайте их послушаем. Как вы думаете, о чём они могут говорить? (Дети высказывают свои предложения.)

- А мне кажется, в их голосах слышится радость, оттого, что мы им помогли.

- Чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки [С] – [Ц] на слух и на письме.)

- Давайте повторим ещё раз, с каких звуков начинаются слова «сова» и «цапля». (Слово «сова», начинается со звука [C], слово «цапля», начинается со звука [Ц].)

- Ребята, вы хорошо и дружно поработали и научились различать звуки [С] – [Ц], буквы «ЭС», «ЦЭ» в слогах, словах, предложениях. 

- Занятие окончено.

- ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ –  вы – ребята МОЛОДЦЫ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме: "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" 2 класс

Ресурс содержит конспект занятия и презентацию по теме "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" проведенного во 2 классе коррекционной школы VIII вида. Решает задачи : учить детей различать звуки с-ш ...

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...

Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учи...