Конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях".
план-конспект

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 2-го класса с нарушением письма и чтения. Тема занятия: "Дифференциация звуков и букв С - З в словах и предложениях". Цель занятия: учить детей дифференцировать звуки и буквы С-З в словах и предложениях. К конспекту прилагается презентация и дополнительный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

на тему:

«Дифференциация звуков и букв С – З в словах и предложениях».

Составила:

учитель – логопед

МБУ «БЦППМиСП»

Васильева Анна Георгиевна

Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв С – З в словах и предложениях».

Цель занятия: учить детей дифференцировать звуки и буквы С – З в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1. Закреплять знания детей о звуках С–СЬ, З–ЗЬ, нормах их артикуляции.

2.  Учить соотносить звуки С-З с буквами.

3. Учить дифференцировать звуки С-З в словах, предложениях и тексте.

4. Учить различать слова – омонимы.

5. Работать над согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

6. Работать над дифференциацией предлогов С – СО, ЗА – ИЗ-ЗА.

7. Закреплять умения употреблять слова в нужной форме.

8. Учить работать с деформированным текстом.

Коррекционно - развивающие:

1.Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Развитие мышления.

5. Развитие связной речи.

Воспитательные:

1. Развитие умения слушать друг друга.

2. Развитие умения формулировать свою мысль, высказывать своё мнение, уважать мнение партнёра.

3. Развитие способностей к самоанализу и самооценке.

Оборудование:

- компьютер

- тетради, ручки

- голубой и синий карандаши

- картинки, в названии которых есть звуки С и З

-карточки с заданиями

-карточки с буквами

-«ромашки»

Ход занятия:

1. Организационный момент,

Л: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Анна Георгиевна. Сегодня я проведу у вас необычное занятие. А как зовут вас?

Дети по очереди называют свои имена.

Л: Ребята, давайте вспомним правила работы в группе:

- мы должны внимательно слушать друг друга, не перебивать (если один говорит, другие слушают);

- уважать мнение партнёров;

- своё несогласие высказывать вежливо;

- если что – то непонятно, переспросить.

2. Определение темы занятия.

 

Л: Ребята, назовите, что нарисовано на картинках в 1 ряду.

Д: СОБАКА, САНКИ, САМОЛЁТ, СЛОН

Л: Что общего во всех этих словах?

Д: Все они начинаются на звук С.

Л: Назовите, что нарисовано на картинках во 2 ряду.

Д: ЗОНТ, ЗМЕЯ, ЗАЯЦ, ЗАБОР

Л: А что общее в этих словах?

Д: Все они начинаются на звук З.

Л: Правильно, сегодня мы будем говорить о звуках и буквах С и З.

Давайте произнесём с вами длительно звук с-с-с-с… и звук з-з-з-з…

Чем же отличаются эти звуки? А что у них общего?

Д. (с помощью логопеда): Общее то, что при произнесении этих звуков губы в улыбке, зубы почти сомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы.

А различаются тем, что при произнесении звука С горлышко не дрожит (голосовые связки не работают), звук глухой, а при произнесении звука З горлышко дрожит (голосовые связки работают), звук звонкий.

3. Соотнесение звуков с буквами, минутка чистописания.

Л: Давайте вспомним, как пишутся буквы С и З.

     Изгибаюсь словно змейка,

     Срисовать меня сумей – ка! Что это за буква?

Д: З

Дети прописывают букву заглавную и строчную букву З в тетрадь.

Л: Села мышка в уголок,

     Съела бублика кусок.

     Что за буква светиться

     Старым ясным месяцем?

Д: С

Дети прописывают заглавную и строчную букву С в тетрадь.

Л: Мы с вами уже говорили, что звук С – глухой, слабый, будем букву С подчёркивать голубым цветом. А звук З – звонкий, сильный, будем букву З подчёркивать синим цветом.

4. Развитие фонематического слуха, игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК».

На столе лежат "серединки" цветов. На них написаны буква З и С. Рядом  выкладываются  "цветочные  лепестки",  на  которых  нарисованы картинки  (или  слова)  со  звуками  [с,  з,  ж, ш].  Надо  среди  этих  картинок-"лепестков" выбрать те, где есть звук [з] и звук [с] и собрать цветок.

Два ребёнка выполняют данное задание, остальные дети выполняют следующее задание.

5. Преобразование слов, работа со словами – омонимами.

Л: Пока дети выполняют это задание, мы с вами сделаем другое. Нам надо в словах заменить букву З на букву С и наоборот и объяснить их значение.

ЗАХАР-                           ЛИСА-                      СИМА-

САЙКА-                           РОСА-                       КОЗА-

Слова составлены из букв на доске. Дети по одному выходят к доске и выполняют задание. Затем проверяется задание №4.

6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Работа над       согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Л: В следующем задании нам надо в слова вставить пропущенные буквы С или З, соединить слова по смыслу и записать получившиеся словосочетания.

МОРО_НЫЙ                      _АБОР

ПОЛО_АТАЯ                    ВО_ДУХ

ВЫ_ОКИЙ                         _МЕХ

_ПЕЛЫЕ                            _ЕБРА

ВЕ_ЁЛЫЙ                         АРБУ_Ы

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне предложения.

Упражнение «Буквы-прилипалы».

Л: Вычеркните повторяющиеся буквы, составьте предложения. Прочитайте рассказ, запиши его и подчеркните С и З нужным цветом.

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.

Уыпыадуыты ныа зыемылыю сынеыжыинкыи.

Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.

Симльмныме момромзы  замгомнят мелмких змвермей в номрким.

Проверь себя:

Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

8. Физкультминутка «Наши ручки».

Руки кверху поднимаем,                     Приседай скорей со мной,          

А потом их опускаем.                          Держим руки за спиной.

А потом их развернем                          Встали прямо, руки вбок,

И к себе скорей прижмем.                   Влево – вправо поворот,

А теперь быстрей, быстрей                 Всё, закончили. Ура!

Хлопай, хлопай веселей.                     На занятия пора.

9. Работа над дифференциацией предлогов.

Л: Ребята, кто знает, что такое записано на доске?

С, СО, ЗА, ИЗ – ЗА

Л: Это маленькие слова – предлоги. Давайте вставим эти слова в предложения и прочитаем их.

Зайка выглядывает ….. куста.            ИЗ-ЗА

Дети сидят ….. партой.                       ЗА

Посуду убрали ….. стола.                   СО

Синица слетела ….. ветки.                  С

Дети встали ….. стола.                        ИЗ-ЗА

Лиса следит ….. зайцем.                     ЗА

10. Работа с деформированным текстом.

Л: Перед вами текст, в котором некоторые слова заменены картинками. Давайте прочитаем этот текст, заменяя картинки словами.

Дети выполняют задание.

Л: А теперь давайте перескажем этот рассказ.

Заяц.

 Папа у Захара был охотник. Однажды он принёс сыну   .

Всю зиму  жил у Захара. Мальчик кормил его ,    и   .

Наступила весна. Захар выпустил на волю. С тех пор косой

часто прибегал на край села и ждал своего нового друга.

11.Итог занятия.

Л: Ребята, о каких звуках и буквах мы сегодня говорили?

    Назовите, что у них общего и чем они отличаются.

Дети отвечают.

Л: Спасибо! Все сегодня хорошо работали, все молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будем говорить и писать правильно!

Слайд 2

Правила работы в группе. внимательно слушаем друг друга, не перебиваем (если один говорит, другие слушают); уважаем мнение партнёров; своё несогласие высказываем вежливо; если что – то непонятно, переспрашиваем;

Слайд 6

Вставить в слова пропущенные буквы С или З, соединить слова по смыслу и записать получившиеся словосочетания. МОРО_НЫЙ _АБОР ПОЛО_АТАЯ ВО_ДУХ ВЫ_ОКИЙ _МЕХ _ПЕЛЫЕ _ЕБРА ВЕ_ЁЛЫЙ АРБУ_Ы

Слайд 7

Вычеркните повторяющиеся буквы, составьте предложения. Прочитайте рассказ, запиши его и подчеркните С и З нужным цветом. С л к л о л ро н л а лл ст л у л п л и л т з л и лл м л а л . Уыпыадуыты ныа зыемылыю сынеыжыинкыи. Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи. Симльмныме момромзы замгомнят мелмких змвермей в номрким.

Слайд 8

Проверь себя. Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

Слайд 9

Физкультминутка. Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А теперь быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной. Встали прямо, руки вбок, Влево — вправо поворот. Все, закончили. Ура! За занятия пора!

Слайд 10

С, СО, ЗА, ИЗ – ЗА Зайка выглядывает ….. куста. Дети сидят ….. партой. Посуду убрали ….. стола. Синица слетела ….. ветки. Дети встали ….. стола. Лиса следит ….. зайцем.

Слайд 11

Проверь себя. Зайка выглядывает ИЗ - ЗА куста. Дети сидят ЗА партой. Посуду убрали СО стола. Синица слетела С ветки. Дети встали ИЗ - ЗА стола. Лиса следит ЗА зайцем.

Слайд 12

Прочитать, заменяя картинки словами, пересказать. Заяц. Папа у Захара был охотник. Однажды он принёс сыну . Всю зиму жил у Захара. Мальчик кормил его , и . Наступила весна. Захар выпустил на волю. С тех пор косой часто прибегал на край села и ждал своего нового друга.

Слайд 13

Спасибо!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»

Этот конспект логопедического занятия составлен на основе здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы с ОНР....

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия,  развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,  вербально - логического мышления....